Следует также добавить, что единство веры и учения в Церкви в этой жизни не является ни совершенным, ни абсолютным во всех деталях, ибо временами среди членов истинной Церкви возникают споры, разрушающие святое единство. Следовательно, необходимо различать абсолютное единство — совершенное и свободное от любых разногласий, — которое впервые наступит лишь в победившей Церкви, и принципиальное единство, которое заключается в согласии относительно главных артикулов, даже если возникают споры по поводу менее важных артикулов, или по поводу необязательных обрядов, или даже по поводу толкования некоторых текстов Писания. Именно такое единство существует в Церкви воинствующей, ибо в ней мы никогда не видим совершенной гармонии, но всегда видим присутствие некоторых разногласий. Ибо в этой жизни «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9). Блаж. Августин, «О граде Божием», книга 15, глава V:
Ведут между собою борьбу злые и злые; точно так же борются между собою злые и добрые. Но добрые и добрые, если они совершенны, не могут бороться друг с другом. Приближающиеся же к совершенству, но еще не совершенные, могут бороться между собою так, что добрый восстает против того в другом, против чего борется и в самом себе. Потому что и в одном человеке «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5:17). Итак, духовные стремления одного могут бороться с плотскими стремлениями другого, равно как и плотские стремления одного с духовными стремлениями другого, как борются между собою добрые и злые, или могут бороться между собою даже плотские стремления двух добрых, но еще не совершенных людей как борются между собою злые и злые, пока полное выздоровление не приведет их к последней победе.
Здесь Августин раскрывает причину разногласий в Церкви. Истинно преданные христиане еще не обладают совершенной святостью. Напротив, в них остаются некоторые остатки плоти. И потому они не обладают точным и совершенным знанием тайн веры. В некоторых вопросах они предаются мечтаниям и колеблются. В возрожденных плоть по-прежнему противится Духу. И потому запросто может случиться так — особенно по наущению сатаны, — что увлекающиеся плотскими рассуждениями возбуждают в Церкви ссоры. И все же до тех пор, пока к ссорам не прибавится упрямство, и пока основание веры остается нетронутым, сами по себе ссоры еще не отделяют человека от тела Церкви.
— Иоганн Герхард