Если несчастья и нужда столь велики, что они могут заполучить себе служителей только окольным путем, я с уверенностью рекомендую вам вообще обойтись без служителей. Ибо будет безопаснее и полезнее, если отец семейства будет читать Евангелие и - поскольку вселенская традиция и обычай позволяют это делать мирянам - крестить детей, рождающихся в его семье, и тем самым управлять собой и домом своим в соответствии с учением Христа, даже если до конца жизни они не осмелятся или не смогут приступить к Евхаристии. Ибо Евхаристия не настолько необходима, чтобы спасение зависело от нее. Евангелия и Крещения достаточно, поскольку оправдывает только вера, и только любовь производит праведную жизнь.
Несомненно, если два, три или десять семейств, или целый город, или несколько городов согласились бы таким образом между собой жить в вере и любви, используя Евангелие дома, и если бы ни один рукоположенный человек, принявший постриг или елеопомазание, никогда не пришел к ним или иным образом не был поставлен среди них для отправления Евхаристии и других Таинств, Христос, без сомнения, находился бы посреди них и признал бы их Церковью. Христос не только не осудил бы, но и несомненно вознаградил бы благочестивое и христианское воздержание от всех прочих Таинств, если они преподаются нечестивцами и кощунниками. Ибо Он Сам сказал: "Одно только нужно" (Лк. 10:42), - Слово Божье, в котором человек имеет жизнь. Ибо если он живет в Слове и имеет Слово, он может отказаться от всего остального, чтобы избежать поучений и служения нечестивых людей. Да и что пользы иметь все остальное, но не иметь Слова, которым человек живет?
[…]
Отец семейства, с другой стороны, может снабжать своих домочадцев всем существенным с помощью Слова и в благочестивом смирении обходиться без несущественных вещей, пока находится в пленении. В этом отношении мы следуем обычаю и закону плененных иудеев, которые не могли ходить в Иерусалим, чтобы совершать там приношения. Назидаемые в своей вере одним лишь Словом Божьим, они проводили свою жизнь среди врагов, хотя и жаждали вернуться в Иерусалим. Итак, в этой простоте глава семейства, страдающего под игом папской тирании, поступит совершенно правильно и не согрешит, если, испытывая жажду по Евхаристии, к которой он не осмеливается и не может приступить, тем временем ревностно и верно будет проповедовать веру своим домашним при помощи Божьего Слова до тех пор, пока Всевышний Бог в милости Своей не положит конец его пленению или не пошлет ему истинного служителя Слова.
[…]
Однако, благодарение Богу, такое положение прискорбно и неизбежно лишь для немощных и чрезмерно щепетильных. Прочие, имеющие веру и знающие истину, имеют полную свободу и все возможности, чтобы изгнать недостойных служителей и поставить лишь таких достойных и преданных людей, каких изберут сами.
- Мартин Лютер. О служении (1523, LW 40)
Исходное сообщение alla_sumeny Если бы "недостойные служители" или, как сказано о таковых в Слове, - "негодные пастыри" знали, что говорит о них в проповеди Мартин Лютер...О, поверьте, ОНИ ЗНАЛИ!!! И им действительно не нравилось... Лютер никогда не скрывал своих мыслей. Собственно, первые 95 из них он просто приколотил к дверям церкви в Виттенберге