Таким образом, когда пламя веры возгорается и горит, и сатана чувствует и осознает это, он тут же бросается на нее со всем своим коварством, ибо знает, какую угрозу она представляет для его царства. И потому ложь с великой ревностью стремится защитить его царство и изощряется, пытаясь удержать все под его властью. И потому не подлежит сомнению, что, когда человек начинает верить, вскоре на него обрушатся искушения и гонения; если же этого не происходит, это свидетельствует о том, что его вера неистинна, и он не понял Евангелие так, как нужно. Ибо этот негодяй, сатана, обладает острым зрением и легко распознает присутствие истинного христианина. И потому он изо всех сил стремится завлечь христианина в западню, и окружает, и нападает на него со всех сторон; ибо ему невыносима мысль о том, что кто-то может сбежать из его царства.
Таким образом, опасно жить беспечно, ибо сатана, скорее всего, захватит нас врасплох. Это случается даже с величайшими из святых, верно понимающих Слово Божие. Если они полагают, что стоят твердо, этот негодяй подходит сзади, валит их наземь и борется с ними, пока не подчинит их себе. Смотрите, что случалось с великими мужами Божиими, с Моисеем, Аароном и князьями Иудиными. У них была превосходная вера, когда они выводили народ из Египта, и весь народ верой прошел через Красное море, через смерть, через пустыню и через многие другие чудесные события, в которых они показали свою веру; но в конце концов настал момент, когда все рухнуло; они испугались, что им суждено умереть от голода и жажды в иссушенной зное пустыне. Ну разве не жалость, что после того, как они проявили свою веру в стольких испытаниях, оказываясь перед лицом смерти и преодолевая ее, борясь с ней и побеждая ее, когда они ожидали от себя лишь самого лучшего, они пали, позволили, чтобы желудок одержал над ними верх, и возроптали на Бога, и подверглись столь яростным нападениям сатаны, что поддались ему и были побеждены. И потому никто не застрахован от падения, если его вера не возрастает и не становится все крепче и крепче.
— Мартин Лютер. Проповедь на XXI воскресенье после Троицы (1526)