ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
07-11-2008 16:05
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Рассматривая вопросы социального воспитания в практике воспитательных учреждений 20 - 30-х гг., следует остановится на одной из них - личность в коллективе. Это учебно-воспитательная работа пед. коллективов в детских домах, трудовых коммунах, воспитательных колониях. Перед советской системой образования ставилась задача воспитания нового человека, и главным в решении этой задачи было воспитание личности, которая будет жить, и работать в коллективе, обществе. В 1918г. Наркомпросом стали создаваться опытно-показательные школы и опытные станции, задача которых была апробировать новые формы и методы учебной и воспитательной работы в школе. Станции представляли собой комплекс воспитательных учреждений, включая детский сад, несколько школ, курсы повышения квалификации. Первая опытная станция была создана на базе колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губернии под руководством комитета во главе с Шацким СТ., и включала детский сад, школу, педагогический техникум, исследовательскую группу.
В.Н. Сороко-Росинский пишет ряд статей о важности семейного воспитания в развитии ребенка. В 1920 - 1925 он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Достоевского Ф. М. в Петрограде Республика ШКИД». Школа началась с первых 7 учеников. В школу принимали ребят на «глазомер». Представленные характеристики на ребят зачастую были в мрачных красках. Методических пособий воспитания подобных детей в основном «с улицы» не было. С самого начала было ясно, что в школе не может быть места свободному воспитанию. Было очевидно, что построить все дело на принудительном начале еще менее возможно, чем в школах нормального типа. Основным из методов школы являлось следующее: постоянный надзор, педагогическое использование всех душевных особенностей воспитанников и надлежащее направление. Первое с чего началось перевоспитание в этой школе, это участие во всех хозяйственных трудовых делах.
А.С. Макаренко в 1920 году ему предложили возглавить колонию для несовершеннолетних преступников. Несмотря на гражданскую войну колония (им. Горького) Макаренко развивалась, к 1924г. были построены 4 мастерские, обрабатывалось 40 десятин земель, работала мельница. В его достижениях искали ошибки, сваливая их на созданную им систему. В результате чего Макаренко был снят с должности заведующего колонией. После этого он принимает коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, которая стала образцом учебно-воспитательных учреждений. Первыми ее воспитанниками стали горьковцы, которыми были помощниками Макаренко в период ее становления. Макаренко выделяет организацию активной, сознательной творческой деятельности, которая влияет на формирование личности. Организация коллектива происходит через общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий. Коллектив и дисциплина в единстве - важный элемент в воспитании сознательной дисциплины. Семью рассматривал как первичный коллектив. Проблема семейных отношений, в том, как отношения родителей влияют на развитие ребенка, подчеркивает важность родительского авторитета, семейного хозяйства, игры, дисциплины, воспитания в труде, полового воспитания и привития культурных навыков.
Конституция страны ФЭД. Вновь прибывшие в коммуну не имеет звания коммунара и считается воспитанником коммуны; должен быть осмотрен врачом, помыт и получить новую одежду; его знакомят с коммуной и правилами жизни и. др. Совет командиров решает вопрос о переводе, имеющего звание коммунара в простые воспитанники. Коммунар имеет право уходить из коммуны только после доклада об уходе начальнику коммуны. Все должны быть исполнительными и точными, строго соблюдать правила коммуны. Общее собрание всегда открыто. Можно выносить любые вопросы на обсуждение. Все коммунары делятся на отряды - это решается на общем собрании. Отрядом командует командир. Отряду предоставляется несколько или одна спальня.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote