• Авторизация


Без заголовка 21-10-2007 20:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Четвертый крестовый поход.
 
      Рядом с этими неудачными предприятиями европейских рыцарей совершенно
отдельно стоит 4-й крестовый поход, сравнявший с неверными православных
христиан-византийцев и приведший к гибели Константинополь. Инициатором его
стал Папа Иннокентий III. Первейшей его заботой было положение христианства
на Ближнем Востоке. Он захотел снова примерить латинскую и греческую
церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на
верховное главенство в христианском мире.
      В 1198г. он развернул грандиозную агитацию за очередной поход во имя
освобождения Иерусалима. Папские послания были разосланы во все
европейские государства, но, кроме того, Иннокентий III не обошел своим
вниманием еще одного христианского правителя - византийского императора
Алекскея III. Он тоже, по мнению Папы, должен был двинуть войска в Святую
землю. Он дипломатично, но не двусмысленно намекнул императору, что в
случае несговорчивости византийцев на Западе найдутся силы, которые готовы
выступить против них. На самом деле, Иннокентий III мечтал не столько о
восстановлении единства христианской церкви, сколько о подчинении
Византийской греческой церкви Римско-католической.
      Четвертый крестовый поход начался в 1202г., и первоначально его
конечным пунктом намечался Египет. Путь туда лежал через Средиземное море,
а крестоносцы, несмотря на всю тщательность подготовки “святого
паломничества", флотом не располагали и поэтому вынуждены были обратиться
за помощью к Венецианской республике. С этого момента маршрут крестового
похода резко изменился. Дож Венеции Энрико Дандоло потребовал за услуги
огромную сумму, а крестоносцы оказались неплатежеспособны. Дандоло это не
смутило: он предложил “святому воинству" компенсировать недоимки захватом
далматинского города Задара, купцы которого конкурировали с венецианскими.
В 1202г. Задар был взят, воинство крестоносцев погрузилось на корабли,
но... отправилось совсем не в Египет, а оказалось под стенами
Константинополя. Поводом для такого поворота событий послужила борьба за
престол в самой Византии. Дож Дандело, которому понравилось сводить счеты с
конкурентами руками крестоносцев, сговорился с предводителем “Христова
воинства" Бонифацием Монферратским. Папа Иннокентий III поддержал
предприятие - и маршрут крестового похода был во второй раз изменен.
      Осадив в 1203г. Константинополь, крестоносцы добились восстановления
на троне императора Исака II, который за поддержку обещал щедро заплатить,
однако оказался не так богат, чтобы сдержать слово. Разгневанные таким
поворотом дела “освободители святой земли - в апреле 1204г. штурмом взяли
Константинополь" и подвергли его погрому и разграблению. После падения
Константинополя была захвачена часть Византийской империи. На ее развалинах
возникло новое государство - Латинская империя, созданная крестоносцами.
Она простояла недолго, до 1261г., пока не рухнула под ударами завоевателей.
 
      После падения Константинополя, призывы идти освобождать Святую землю
на время затихли, пока дети Германии и Франции не отправились на этот
подвиг, обернувшийся для них гибелью. Последовавшие следом четыре крестовых
похода рыцарей на Восток успеха не принесли. Правда, во время 6-го похода
императору Фридриху II удалось освободить Иерусалим, но “неверные" через 15
лет вернули себе утраченное.
После провала 8-го похода французских рыцарей в Северную Африку и гибели
там французского короля Людовика IX, призывы римских священников к новым
подвигам “во имя веры Христовой" отзыва не находили. Владения крестоносцев
на Востоке постепенно захватывались мусульманами, пока в самом конце XIII
в. не перестало существовать Иерусалимское королевство.
      Правда, в Европе крестоносцы существовали еще долго. Крестоносцами
были и те немецкие рыцари, которых разбил на Чудском озере князь Александр
Невский.
      Римские Папы вплоть до XV в. организовывали походы в Европе во имя
истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень
остался за “неверными". Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С
господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.


















1-й крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно.

Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.

Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского,  графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.

Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.

В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население.

Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.

            Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в крестовом походе, но жаждал помочь святому делу.

            За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
xxx_BOSS_xxx 21-10-2007-21:24 удалить
увлекательно))мне понра)))


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | _ПсихеЯ_Я - Возлюби ближнего своего..... | Лента друзей _ПсихеЯ_Я / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»