[показать]Классная статья по композиции, которую мне захотелось перевести. Давно точила зубы попереводить статьи с ветканваса. Года три назад пробовала - не получилась. Сейчас как-то на удивление быстро пошло)
Я собрал серию правил по композиции, которые помогут уменьшить количество недочетов в Ваших картинах.
Это сборник того, что появляется в большинстве книг по композиции плюс некоторые мои соображения.
Однако не позволяйте никаким правилам препятствовать вашей работе.
Они должны только помогать, когда вы сомневаетесь относительно того или иного элемент композиции.
Правила существуют, чтобы их нарушать.
Но Вы должны знать, какие именно правила нарушаете, чтобы это не выглядело как ошибка.
Статья получилась очень объемной, поэтому запаситесь чашечкой кофе и приготовьтесь к долгому пути.
[показать]Рисунок 1. Посмотрите на изображение вверху.
В картине обязательно должен быть композиционный центр, наиболее красивая область картины, которая должна "цеплять" взгляд зрителя.
Композиционный центр может быть усилен добавлением чистых цветов и/или тоновым контрастом.
Окружающие части картины должны быть подчинены центру внимания.
Хорошо продуманный композиционный центр содержит:
[показать]Рисунок 3. Береговая линия ведет зрителя к мосту, который является композиционным центром.
2. Вы можете добавить второй композиционный центр.
Это будет еще одной главой Вашей истории.
Однако я бы не советовал подобную практику, если Вы не достаточно хорошо владеете композицией.
Два центра внимания могут конкурировать друг с другом, разрушая композицию.
Не ставьте рядом несколько крупных объектов: только один из них должен доминировать по высоте.
Лучший способ закомпоновать их - "скрестить" по диагонали.
Если это не возможно, можно разместить их по горизонтали.
[показать]Рисунок 4. Здесь не были нужны цветы на переднем плане. Однако автор решил добавить второй центр внимания.
3. Не позволяйте взгляду зрителя выйти за пределы картины.
Взгляд могут увести элементы, которые указывают на края полотна или "убегающих" за пределы картины, такие как стволы деревьев, дороги или реки.
Вы можете добавить ограничители, которые не дадут зрителю уйти.
Правило "указателя": люди и животные должны быть обращены к центру картины.
[показать]Рисунок 5. Рассмотрите лошадь справа, как автор контролирует тона.
Прищурьте глаза и Вы увидите, как она сливается с деревьями.
Если бы лошадь была светлее, взгляд следовал бы за ней и уходил за пределы картины.
[показать]
[показать]
[показать]Рисунки 5а-в. Рассмотрите первую картину. Бревно слишком прямое и указывает на край полотна.
Картина в центре немного изменена: некоторые сломанные ветви увеличены, чтобы замедлить скорость взгляда.
Также добавлена ветка на конце бревна (ограничитель).
Однако лучшей альтернативой будет полное удаление бревна из композиции.
Теперь взгляд зрителя следует вдоль кромки воды.
4. Реки, потоки, дороги и т.п. предпочтительно должны иметь 'S'-образным движением.
Второй, менее хороший способ - в виде изогнутых линий.
Резких прямых линий нужно избегать любыми способами, иначе движение получается слишком быстрым.
Нужно позволить зрителю неспешно "путешествовать" по картине.
[показать]Рисунок 7. Визуальный путь представляет собой кривую.
Сравните оба изображения и посмотрите, какое больше соответствует медленному течению реки.
[показать]Рисунок 8. Неверно: линия дороги - практически прямая, визуальный путь получается слишком быстрым.
5. Логика неприменима к искусству.
Какие расчеты могут быть там, где дело касается впечатлений?
Солнечный блики могут появиться на траве и в облачный день.
Линейная и воздушная перспектива могут быть нарушены в угоду результату.
Падающие тени могут быть длиннее, чем в выбранное время суток.
[показать]Рисунок 10. Посмотрите, как деревья дают ощущения дующего справа-налево ветра.
Однако потоки дождя показывают противоположное направление.
6. Группируйте важные объекты в соответствии с композиционным центром.
Не располагайте их там, где они могут отвлекать от него.
[показать]Рисунок 11. Все люди появляются на одинаковом удалении от центра внимания, который расположен справа внизу.
[показать]Рисунок 12. Лошадь расположена неудачно.
Если бы она была ближе к скамейке, композиция улучшилась бы.
7. Вы можете сделать зрителя участником картины.
Позвольте ему увидеть горшочек золота на конце радуги, вместо того, чтобы рассказывать всю историю.
[показать]Рисунок 13. Что там за поворотом? Может быть, озеро? Или город?
Художник оставляет это Вашему воображению.
8. Глубина. Художник вынужден создавать иллюзию трех измерений на плоской двумерной поверхности.
Мы заставляем зрителей верить, что-то, что они видят - реально.
Иногда люди спрашивают, глядя на мои картины: "Это фотография"?
Как же далеки они от истины! В моих работах нет ничего настоящего, только представление реальности.
Есть несколько приемов, которые позволяют создать иллюзию глубины:
На рисунке 13 очень хорошо передано пространство.
Интенсивный желтый, который появляется на светах на первом плане очень теплый, тогда как на фоне было добавлено немного голубого, чтобы сделать его холоднее.
Тени на дальних горах гораздо светлее и холоднее, чем на среднем плане.
9. Приберегите сильные тональные контрасты для композиционного центра.
Следите за контрастностью остальных частей картины, чтобы они не отвлекали внимание.
Для второстепенных элементов подойдет соседство среднего тона с темным или со светлым.
[показать]Рисунок 16. Неверно: дерево справа отвлекает внимание сильным контрастом темного на светлом.
[показать]Рисунок 17. Так лучше: дерево высветлено, контраст уменьшен.
Это простейший способ сконцентрировать внимание на буйволе.
[показать]Рисунок 18. Темная одежда сразу привлекает внимание к человеку.
Дверь на затененной стороне дома тоже темная, однако она окружена средними тонами, так что не отвлекает взгляд.
Подумайте о том, как прожектор освещает актеров на сцене.
10. Чтобы картина не казалась слишком загруженной, добавьте пустые участки ("места отдыха"), предпочтительно перед композиционным центром.
[показать]Рисунок 19. Снежная поляна перед соснами обеспечивает прекрасное место, где взгляд зрителя может отдохнуть.
11. Включайте вертикальное, горизонтальное и диагональное движение, если это возможно.
Однако только одно их них должно преобладать.
Диагонали предпочтительнее, потому что они никогда не бывают параллельны раме.
Контурная линия движения должна быть не жесткой прямой, а только задавать направление.
[показать]Рисунок 20. Место, где озеро достигает земли, дает горизонтальное движение.
Ствол сосны - вертикальное, и склон холма - диагональное.
Примечание: Маленькие сосны помогают разбить слишком геометрически правильный голубой треугольник воды.
12. Когда рисуете движущиеся объекты, старайтесь на ставить их строго в профиль. Иначе может возникнуть ощущение, что они позируют.
[показать] Рисунок 21. Художник дает представление о том, что лошади движутся.
Это ощущение достигается за счет пыли, которая поднимается из-под лошадиных копыт.
На фотографиях движущиеся объекты часто кажутся замершими.
Так часто получается с водопадами: на фотографиях вода выглядит "замороженной".
Некоторые художники копируют этот неестественный эффект.
Гораздо лучше писать бегущую воду немного размытой, это хорошо передает ощущение движения.
13. Если вы не уверены, откуда предполагаете начать визуальный путь, как то река или дорога, помните, что большинство из нас читает слева-направо.
Так что в силу привычки глаза следуют этим направлением.
14. Движение может начинаться слева вверху, как при чтении книги.
15. Не начинайте линию движения из угла.
[показать]Рисунок 22. Неудачное решение: один из берегов реки начинается из левого нижнего угла холста.
16. Избегайте дублирования форм, линий, движений и размеров.
Иначе они будут конфликтовать друг с другом.
[показать]Рисунок 24. Березы одинаковые. Одна из них должна быть направлена под другим углом и иметь другую ширину.
17. При рисовании групп людей или животных избегайте четных чисел.
Когда нужно изобразить пару, старайтесь варьировать размеры и позы персонажей.
18. Никогда не направляйте объекты во вне.
Всегда заставляйте их смотреть внутрь картины.
Не делайте их параллельными рамке (это относится к картинам вертикального и горизонтального формата).
[показать]Рисунок 31. Так значительно лучше: телеграфный столб направлен внутрь, удерживая взгляд зрителя в картине.
19. Избегайте прямых линий, не считая самых короткие.
Маскируйте их или искривляйте.
[показать]Рисунок 32. Большинство прямых линий скрыто цветами.
Обратите внимания на кривизну каменной стены.
20. Избегайте правильных геометрических форм, таких как квадраты, прямоугольники (двери, окна), треугольники (сосны), овалы или окружности (деревья, облака).
Даже если они встречаются в природе.
Например, если вы рисуете окно, разбейте форму веткой дерева или цветочным горшком.
21. Никогда не делите композицию на равные части.
Это сделает картину слишком искусственной.
Линия горизонта не должна проходить через центр картины.
22. Избегайте "целующихся" краев.
[показать]Рисунок 40. Неверно: верхушка сосны касается верхней границы картины.
Поскольку вы не можете добавить холста вверх, придется отрезать часть дерева.
23. "X"-образные формы нежелательны.
24. Не оставляйте зрителя снаружи, пригласите его войти.
Не используйте черный цвет для рисования теней.
Цвет абсолютной темноты - пурпурный.
25. Нет необходимости прорисовывать каждый кирпич, камешек, доску и т.п.
Конечно, если вы не пишите в стиле гиперреализма.
Лучше передавать текстуры в импрессионистической манере, выделяя только ключевые детали поверхности.
26. Старайтесь, чтобы углы картины были темнее и не содержали выраженных текстур.
27. Когда пишите падающую тень, добавляйте "дыры", в которые заглядывает свет, иначе тень будет казаться приклеенной.
28. Не стоит рисовать животных в профиль, иначе они будут казаться плоскими.
Самый нейтральный ракурс - 3/4.
29. Здания и другие рукотворные объекты будут гораздо интереснее, если вы сделаете их более ветхими, добавив такие текстуры как трещины, куски штукатурки и т.п.
Совет. Показывайте текстуру только ближайших к зрителю объектов.
На расстоянии текстура сглаживается.
30. Создавайте настроение.
Оранжевый закат иногда гораздо интереснее обычного голубого неба.
Атмосферу создают дождь, мокрые улицы, дуюущий ветер, гнущиеся деревья и т.п.
Все эти приемы могут усилить впечатление от вашей картины.
[показать]Рисунок 50. Эта простая композиция кажется даже немного мистической за счет дождя и солнечных лучей из-за облаков.
31. Только если вы не работаете в жанре гиперреализма, пишите так, будто смотрите на картину прищурив глаза.
[показать]Рисунок 51. Несомненно, в реальной жизни предметы имеют гораздо больше деталей, чем принято показывать на картине.
Художник выделяет наиболее значимое и упрощает остальное.
32. Размытые края на фоне помогут усилить ощущение глубины.
Четкие края оставляются на переднем плане и/или в композиционном центре.
[показать]Рисунок 52. Деревья за монастырем были написаны акварелью в технике "по сырому".
Это прекрасная техника для рисования фонов, горизонта, а также создания атмосферы дождя или тумана.
Деревья на первом плане написаны по сухой бумаге и имеют четкие контуры, поэтому визуально воспринимаются гораздо ближе.
33. Не делайте разные области картины слишком независимыми друг от друга.
[показать]Рисунок 53. Неверно: светлая трава резко "останавливается", достигая темных деревьев.
Более того, этот переход делит картину на две части.
34. Разнообразьте формы.
Если на картине присутствуют округлые деревья, не пишите овальные облака в небе.
С другой стороны, пик горы или высокое узкое дерево будет хорошо смотреться на фоне кучевых облаков.
35. Соблюдайте правила равновесия.
Избегайте большой разницы масс в любой из 4 частей картины (вверху, внизу, справа или слева).
Иначе композиция будет казаться несбалансированной.
[показать]Рисунок 56. Так лучше: композиция будет более сбалансированной, если добавить темные ветви в противоположный угол.
36. Направления мазков должны создавать движение внутрь картины.
Цвета для художника - как ноты для музыканта.
Они должны составлять абсолютную гармонию.
37. Не тратьте время на смешивание цветов на палитре.
Работайте сразу на холсте.
Так Вы получите гораздо больше оттенков цвета, чем если бы смешивали цвета заранее.
Избегайте использования более чем трех разных цветом на одном участке.
[показать]Рисунок 57. Обратите внимание на все оттенки цвета в тени камней.
Вместо того, чтобы смешать синий, сиену и оранжевый на палитре, художник немного уменьшил яркость цветов, которые выдавил прямо из тюбиков и использовал их на затененных участках скалы.
[показать]Рисунок 58. Синяя дверь - практически единственный синий объект на картине.
Это сразу делает ее центром внимания.
Я не буду слишком глубоко залезать в теорию цвета - это тема отдельной книги.
Если вы серьезно хотите заниматься изобразительным искусством, будет очень полезно прочитать несколько тематических книг.
Вот несколько общих рекомендаций:
(Смотрите на Рисунок 57). Тем, кто разбирается в теории цвета, я могу предложить эту картину как совет по выделению композиционного центра.
Если Вы добавите маленькие мазки цвета, который не входит в цветовую схему картины, вы точно привлечете взгляд зрителя в нужную область работы.
[показать]Рисунок 59. Здесь нарушена цветовая гармония: Вам не кажется, что горы приклеены из другой картины?
Сине-феолетовые оттенки используются только при рисовании гор и не встречаются в нижней половине картины.
[показать]Рисунок 60. Чтобы связать цвета, художник добавил в лужи синие оттенки неба.
Обратите внимание на оттенки охристого и зеленого на освещенных частях деревьев.
Совет. Если в картине доминирует зеленый, предпочтительнее добавить немного зеленых оттенков в небеса, чем использовать чисто голубой цвет.
Вот несколько трюков, позволяющих связать цвет небес с остальными цветами картины:
[показать]Рисунок 61. Благодаря зеленым оттенкам в тени стены дом не кажется наклеенным.
Если кто-нибудь спросит художника, почему эти области зеленые, он сможет сказать, что они отражают зеленый цвет листвы.
[показать]Рисунок 62. Лиловые и охристые дополняют друг друга в соответствии с цветовым кругом.
Они усиливают друг друга и помогают отделить передний план от фона.
Обратите внимание, что скала в центре теплее, потому что содержит больше красных оттенков, чем скалы на дальнем плане.
Более холодные (и светлые) цвета уводят объекты вдаль.
38. Один из способов сделать цвета ярче - наносить их густым слоем (в технике импасто).
Густой мазок краски будет получать больше света и казаться ярче, чем если бы был положен более тонким слоем.
[показать]Рисунок 63. Харви (Harvey) - мастер тонкой передачи уличного освещения.
Цвет на освещенных областях лежит очень густо, на контрасте с темными областями создается иллюзия свечения.
Чтобы показать свет, нужна тьма.
39. В живописи приходится полагаться на ограниченное число цветов.
В природе встречается практически бесконечное чисто оттенков, многие из которых не могут быть воспроизведены в студийных условиях.
Единственный способ создать иллюзию освещенной ярким светом области - сыграть на контресте в усиленными тенями.
Т.е. будет необходимо сделать тени на облаках более темными, чем есть в действительности, чтобы создать иллюзию солнечных лучей, пробивающихся сквозь облака.
Или тени на траве будут темнее, чем в действительности, чтобы показать освещенную область, купающуюся в лучах света.
[показать]Рисунок 64. Мысленно представляйте, как будет выглядеть цвет, если переключиться в черно-белый режим.
Этих 10 тонов достаточно для пейзажной живописи.
Разница между соседними тонами так незначительна, что не будет иметь значения.
Здесь всего 10 вариаций тона, однако это сложная задача - писать в цвете и учитывать эти градации.
Если у вас есть дополнения к этой статье, пожалуйста, напишите мне email.
Это может быть правило или совет, который я пропустил.
40. И напоследок: считается, что природа - лучший учитель.
Это верно для текстур и форм, однако когда дело касается цветов и расстояния, природа может давать плохие уроки.
Например, деревья могут иметь правильную округлую или треугольную форму.
Если скопировать это, результат будет казаться дилетантским.
Многие цвета в природе слишком монотонны, как листва или скалы одного цвета.
Многие деревья имеют одинаковую высоту.
Здесь природа имеет несколько преимуществ перед художниками.
Солнечный свет дает больше оттенков, чем освещение в галерее.
Живопись природы безгранична и простирается в трех измерениях.
Мы же вынуждены добиваться подобия на маленькой плоской поверхности.
Более того, мы должны брать только то, что выглядит хорошо и улучшать остальное.
Я убежден, что талант - не самое важное для художника. Упорная работа - вот что важно.
У меня есть следующее определение таланта:
Талант - это способность видеть, что выглядит хорошо или плохо на картине.
Знания же нужня для того, чтобы исправить то, что выглядит плохо.
Осторожно! Почти 30 печатных листов, полтора метра иллюстраций!