философия Анархизма
15-09-2007 13:47
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
I. Основы философии анархизма
Стоит различать анархизм, как философию и анархизм, как политические убеждения. Безусловно, политические убеждения не могут существовать, без философии, верно и обратное, но не всегда. Есть ряд людей, считающих себя анархистами, но не верящих в возможность анархии. Так же есть ряд людей, которые не понимая что есть философия анархизма лезут в политику анархизма, чем приносит больше вреда, чем пользы. Попробуем разобраться, что же есть философия анархизма и анархиста.
Каждый НАСТОЯЩИЙ анархист, это свободная личность. Но свобода анархиста НЕ безгранична, как могут подумать некоторые. Свобода анархиста кончается там, где начинается свобода другого человека. Это значит, что анархист никогда не совершит преступления против личности, свободы, жизни. Эти преступления нарушают чужую свободу, совершивший эти преступления никогда не может называться анархистом, однако и из этого правила следуют исключения. Анархист способен убить человека, но только если этот человек посягает на свободу многих людей, заставляет их что-то делать, навязывая свою волю, и лишая их выбора. Такой человек истинно заслуживает смерти. Есть так же принцип: «Зуб, за зуб, глаз, за глаз, кровь за кровь, смерть за смерть, но Не больше». Этот принцип кажется справедливым, но не нужно его применять по каждой мелочи. К тому же нужно уметь прощать, и давать возможность человеку искупить свою вину. Если прощение невозможно, жертва преступления(или родственники, если было убийство) сами должны исполнить месть. Но согласились бы вы взять на себя такой грех, как убийство, хотя и из мести?
Второй принцип анархизма гласит: «Делай другим то, что желаешь, чтобы делали тебе. Относись к другим так же, как желаешь, чтобы относились к тебе. Не делай другим того, что не желаешь, чтобы делали тебе». Это воистину принцип анархизма. Этот принцип объясняет сущность анархизма, и идеал анархистов. Идеал – мир, в котором никто не делает преступления, потому что не желает стать жертвой подобного преступления. Эти принципы заключают в себе чуть ли не всю философию анархизма.
Так де философия анархизма не позволяет убивать людей на войне, ибо убивать людей, к которым не испытываешь личной вражды, мягко говоря не свойственно человеку. Философия анархизма не приемлет любого рода национальной вражды. В каждом народе есть мудаки, но это не дает право ставить знак равенства между мудаком и его народом в целом. Философия анархизма единственная политическая философия, не противоречащая религии. Настоящий анархист подчиняется только из выгоды, т.е. добровольно. Никогда анархист не прикажет, никогда анархист не навязывает своего мнения. Под навязыванием я понимаю насильственное или моральное давления на человека, чтобы заставить его принять свою точку зрения, мол: «Я прав, ты должен думать как я». Настоящий анархист всегда думает своей головой. Настоящий анархист никому не подчиняется, и никому не приказывает.
Настоящий(опять это слово) анархист живет вне государства, он живет на ее территории, но вне его. Для него не существует законов, он не делает преступления не из страха наказания, а руководствуясь собственным разумом. Для анархиста это власти и этого государства не существует, вернее существует, но на него все это не влияет. Он руководствуется своим разумом. D.I.Y.( Do It Yourself) – так говорят панки. D.I.Y. – в вольном переводе, это значит делай все сам, не завися от власти, от ярлыков, от власти, от государства. И анархисты признают ценность этого принципа, и многи его понимают, понимают в смысле принимают.
Вот, пожалуй, основные принципы философии анархизма. Но если ты живешь по этим принципам, ты еще не можешь называть себя анархистом. Для того, чтобы быть анархистом необходимо чувствовать Свободу, именно знать, что ты свободен. Даже в тюрьме можно чувствовать себя свободным. Свобода зарождается внутри. Начало политического анархизма – это Анархия внутри, это Анархия в себе, это бунт против стандартов. Свобода – это прежде всего внутренне понятие, и свобода либо есть, либо нет, третьего не дано. Если свобода есть, то ты анархист. Если ты анархист – ты свободен!
II. Плоть и душа
Среди людей (в том числе и среди анархистов) в последнее время возникают споры о природе человека. У меня даже есть друг, который уверен, что в человеке живет две сущности: одна – человек, душа, разум; другая – обезьяна, тело, плоть. Такие люди уверенно заявляют, что когда человек завидует, обманывает из корысти, соблазняется на дам, и делает что либо «безнравственно» – это «плоть», и «разум» в этот миг отходит на второй план. Когда же человек делает что-либо по совести и подает нищим в переходах, философствует на «умные темы» и говорит правду, делает что-то по справедливости и читает книги – это «разум», и «плоти» тут нет. Мне это напоминает сказки о черте и ангеле, что сидят на разных плечах у человека. Такие умозаключения снимают с человека некую ответственность, ибо «душа» и «тело» неотделимы друг от друга. Когда человек говорит: «Я тогда сделал то-то, то-то, потому что во мне уснул разум, и «плоть» одержала временную победу. Сейчас же я одумался и понимаю что это плохо». Человек перекладывает ответственность с себя, на себя же, но будто другого. Ибо и когда ты кого-то унижаешь своими злобными шутками, и когда ты защищает от несправедливости несчастного – ты это делаешь из удовольствия себе. Они говорят: «Я смеюсь над ним, и понимаю что это нехорошо, но остановиться не могу». А что плохого в том чтобы «тупо поржать»? Что плохого в том, что я поступлю безнравственно? (при этом разумеется не посягая на чужую свободу) Да я согласен, если человек поступит «безнравственно», например начнет говорить заведомо ложные, порочащие сведения о другом человеке, общество осудит «безнравственного». Это же общество вознесет того, кто заступится за несправедливо обвиненного в чем-либо. Однако по сути, они одинаковы – они поступают нравственно или безнравственно из удовольствия, кому то приятно отдавать, он успокаивает свою совесть, другому приятнее забирать, и вредить. Одни любят созидать, другие – разрушать. И те и другие действуют так не из-за «разума и плоти», которые воюют внутри человека, а из-за естественных потребностей(отдавать или забирать), которые свойственны человеческому виду. Т.е. альтруизм и эгоизм возникают от одной причины – от своих желаний, и по сути, все люди эгоисты, даже так называемые «альтруисты» действуют так, потому что им приятно отдавать. Если альтруист заберет, он поступит против своей природы, забирать ему не нравится, так же как и эгоисту отдавать – это не приносит удовлетворения. Стремление к удовлетворению – вот чем руководствуется каждый человек в своей жизни. Это можно доказать и на многочисленных примерах как из человеческого, так и из животного мира, подробно эту тему раскрывает Петр Алексеевич Кропоткин, в своей работе «Нравственные начала анархизма». Но все вышесказанное не говорит о том, что нужно поступать безнравственно, о том, что нужно забыть совесть. Это не значит что убийца и эколог равны. Поступки должны оцениваться, и оцениваются сейчас обществом только по одному критерию, насколько поступки полезны или вредны обществу. Т.е. если человек делает поступок, который помогает попавшему в беду человеку, а значит помогает и обществу в целом – это поступок нравственный. Если же он что-то крадет, или причиняет вред одному человеку, он причиняет вред обществу – этот поступок безнравственный, и я уверен на 100% его будут осуждать. Если же поступок не приносит вреда, и не приносит пользы, если это личная жизнь, то общество не имеет никакого морального права обсуждать или осуждать действия человека. Анархисты, никогда не лезут в чужие дела, если об этом их не просят. И как говорил Иисус: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким и будут вас судить. Не указывай другому на занозу в глазе, когда у самого бревно торчит». И в заключении этой части процитирую Петра Алексеевича Кропоткина: «Ложь, грубость и т.п. отталкивают нас не потому, что осуждаются моральными кодексами, - мы игнорируем эти кодексы, - а потому, что ложь, грубость и проч. Оскорбляют чувство равенства того человека, для которого равенство не является пустым звуком; они возмущают в особенности того, кто является настоящим анархистом по своему образу мыслей и действий». От себя добавлю, что «равенство» о котором говорит Петр Алексеевич, я понимаю как равенство моральное, равенство – как справедливость.
III. К вопросу о религии
Безусловно, анархизм не смеет диктовать верить ли человека в Бога, и в какого Бога верить. Но история показывает, что религию много веков использовали для получения власти, и многие анархисты являлись атеистами. Что же сейчас говорит современный анархизм о религии.
Большинство анархистов, не исповедует никакой религии, как того требует церковь, мало кто ходит в церковь, не ставит свечек и проч. Но многие анархисты верят в Бога, но редко в ту модель, которую предлагает официальная Церковь. Каждый сам понимает религии, сам понимает религию, сам понимает Бога, сам решает для себя, как существует мир. У каждого свое мировоззрение, и никто из анархистов не навязывает свой точки зрения никому другому. Есть среди анархистов и атеисты.
Но тут стоит сделать важную пометку, большинство анархистов «за» религию, но «против» Церкви. Я считаю, что между Богом и человеком не должно существовать посредников. Библия книга для каждого, но не для всех. Каждый сам делает из нее выводы, соглашаясь или не соглашаясь с книгой. Анархисты «против» Церкви, так как религиозные предводители легко могут занять место политических вождей, и этому нельзя позволить случится. К тому же у различных Митрополитов и Пап огромное влияние, и одного слова любого из них может повлиять на мир так, что мало не покажется. Церковь имеет право на существование, но она не должна брать на себя больше, чем духовный мир людей, Церковь не должна навязывать свою религию, Церковь не должна мешаться с политической грязью. И ограничить Церковь может только народ, не позволив Митрополиту стать Фюрером.
IV. Заключение
Все вышеперечисленное говорит нам о том, что философия анархизма – является философией, которую могли бы взять на вооружение все разумные люди, исключая конечно фашистов, тоталитаристов, и государственных чиновников. Философия анархизма основана на вере в человека, вере в его разум и справедливость, на том, что общество способно само существовать и прогрессировать без вмешательства государства. Более того, государство, возможно, замедляет прогресс. Стать анархистом – это признать себя достаточно разумным и свободным человеком, чтобы жить, руководствуясь своими принципами, своим мировоззрением, своим понимание добра и зла, а не навязываемыми государством. Философия анархизма делает человека по настоящему свободным и независимым, дает анархию внутри. Анархия – это наша правда, наша религия, наша свобода
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote