Дисковые тормоза
26-04-2007 23:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Идея дискового тормоза проста. На втулке колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску справа и слева прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки из почти того же абразивного материала, как у автомобилей и мотоциклов, и в этой малости существенное отличие дискового тормоза от ободного. Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам, приходится изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм.
Устройство
Дисковые тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:
Гидравлические
Механические
Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки. Соединены они специальным прочным "шлангом" - гидролинией. Вся система герметична и заполнена тормозухой или спецмаслом. Ремонт и замена масла требуют навыка и частенько специальных инструментов.
Конструкция механических дисковых тормозов не сложнее. Как в обычном, трос тянет приводной рычаг, и простенький механизм прижимает тормозные колодки (или одну колодку) к диску. Трос и колодки совершают движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях и другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.
Плюсы и минусы
Плюсы и минусы понятия тут вообще относительные. Дисковые тормоза можно сравнивать с другими типами тормозов, а можно между собой.
Тормоза вообще бывают: клещевые, кантеливерные, векторные, гидравлические ободные, роллерные. Все (кроме роллерных) воздействуют на обод колеса и носят, поэтому гордое название "ободных". Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или мото, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Появились они несколько лет назад и должны были составить конкуренцию всем остальным, и в первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их применение.
Действующие на шину и обратным вращением педалей на заднюю втулку типа "нога назад" тормоза рассматривать не будем. неолит.
Плюсы дисковых тормозов:
- больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об алюминиевый обод
- независимость от погодных и дорожных условий
- не забиваются грязью и снегом
- больший срок службы абразивных колодок и дисков
- большая мощность торможения
- нормальная работа тормоза при повреждении обода
- стальные диски в отличие от алюминиевых ободов не бояться сильного разогрева при торможении (важно для даунхилла)
- бОльшая точность дозирования тормозного усилия
- реализован принцип "отрегулировал и забыл"
- модно)
Минусы дисковых тормозов:
- цена)))
- вес (у некоторых моделей)
- необходимы специальные втулки с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка
- повышенные требования к жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом)
- сложность установки, особенно для гидравлических систем
- ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (для гидравлики)
- большая нагрузка на спицевой набор колеса (дабы её снизить диаметр фланцев на втулках увеличивают и спицы плетут особым образом)
Разница между дисковыми тормозами прямо следует из их конструктивных особенностей.
Гидравлические системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей; отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие; быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки; большая мощность тормоза.
Механические дисковые тормоза уступают своим гидравлическим собратьям из за наличия люфтов; трущихся поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину, трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину в зависимости от температуры.
Но механические системы имеют и неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой
Надо еще добавить, что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для даунхилла, параллельного слалома, фрирайда - более мощные, тяжелые, с дисками увеличенного диаметра, иногда "плавающими", нередко с 2х-поршневой скобой, и кросс-кантрийные - облегченные, компактные.
Если есть средства, занимаетесь экстримом, вообще агрессивно катаете по городу то можно рекомендовать гидравлику.
Если средства ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат - оптимальный выбор механические тормоза.
Но вообще надо сказать, что гидравлику сейчас ставят все подрял..были бы деньги)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote