Учимся быстро и правильно читать.
14-07-2009 17:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Упражнение 1.
Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий.
Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Это правило должно стать теперь законом вашего чтения. Какой бы сложности ни был текст, ваши глаза бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз. Мы пока еще не спешим. Наша задача научиться читать правильно. Первый шаг на этом пути – полное исключение регрессий.
Но, как мы с вами знаем, есть много трудных и сложных книг, которые нужно читать и перечитывать многократно. Однако при первом чтении даже таких книг правило «читать без регрессий» должно безусловно выполняться. Взгляните еще раз на содержание правила. Мы выделили в нем только одно слово – осмысление. Это означает, что повторные чтения сложных текстов возможны, иногда обязательны. Но во всех случаях факту повторного чтения должен предшествовать акт осмысления прочитанного.
Для освоения упражнения мы рекомендуем вам следующий порядок его выполнения.
Запишите содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах на отдельном листочке удобного для вас размера, например на библиографической карточке 125 Х 75 мм или половине стандартного листа писчей бумаги. Повторите его несколько раз. Постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора. Теперь ваш взгляд всегда будет направлен на это правило. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, отрывая глаза от книг и учебников, вы постоянно натыкаетесь на первое правило быстрого чтения.
Представьте теперь свое чтение без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, никаких возвратных движений. Вы будете так читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте интересующую вас статью в газете без регрессий. Не спешите вторично прочитать текст даже после необходимого осмысления прочитанного. Посидите, подумайте. Вы многое вспомните. Если в течение трех минут не удалось разобраться в прочитанном, снова читайте. Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?
Запишите в дневнике свои впечатления. В течение недели выполняйте это упражнение ежедневно.
Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.
Отныне законом вашего чтения должно стать: всегда читать без регрессий. Напоминаем, что в соответствии с первым правилом быстрого чтения возвратные движения глаз возможны и допустимы, но только в том случае, если этому предшествует осмысление прочитанного.
Упражнение 2.«Созерцание зеленой точки»
Это комплексное упражнение, которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет оперативное поле зрения.
Порядок выполнения упражнения:
1. Вырезать текст приложения и наклеить его на плотный картон, закрасив кружок в центре в зеленый цвет.
2. Каждый вечер, желательно в одно и то же время, прежде чем лечь спать, вы садитесь за письменный стол. Текст с зеленой точкой находится перед вами. Для удобства можно использовать подставку для книг, чтобы текст всегда был в одинаковом наклонном положении. Если вы читаете в очках, выполнять это упражнение также нужно в очках. Расстояние от точки до глаз должно быть постоянным, таким же, как при обычном чтении (30-33 см).
3. В этом упражнении очень важный момент его подготовки – аутогенной тренировки. Наиболее эффективный способ проведения сеанса – прослушивание магнитофонной записи заключительного сеанса AT.
Вы должны, сидя за столом перед листком с зеленой точкой, вместе с диктором вслух
читать текст этого упражнения. После слов «Я буду быстро читать всегда» выключайте магнитофон и приступайте к созерцанию зеленой точки.
Всем, кто работает без магнитофонной записи, также следует медленно и спокойно вслух прочитать весь текст, после чего приступить к созерцанию зеленой точки.
4. Выполнить гимнастику для глаз. Голова неподвижна. Посмотрите вниз, вверх, влево, вправо, вдаль, вблизи.
5. Созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом, в течение 10 мин. Посторонние мысли отгоняйте. Концентрируйте внимание только на зеленой точке, вес мысли, сознание должны быть связаны только с ней. Максимальная концентрация сознания. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.
6. Текст в процессе созерцания никогда не читать.
7. По истечении 10 мин закройте глаза, прикройте их ладонью правой руки и идите спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением прошедшего дня. Упражнение повторяется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.
На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, усидчивость, постоянно возвращать мысли к зеленой точке. При правильном выполнении задания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение – признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После сеанса аутогенной тренировки эти ощущения исчезают, и нужно сразу приступить к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созерцающим облака или корабль на горизонте. Не напряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд – как бы полусонным.
Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления – засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение зеленой точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево – вправо, вверх – вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны вас беспокоить. Следует сохранять состояние «спокойной сосредоточенности» и возвращать точку на место. Иногда состояние сонливости может усиливаться и выражаться в утяжелении век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искушению, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание становится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе.
Когда вы научитесь достигать состояния ясного сознания (обычно на это уходит одна-две недели), ставится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста – справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из вида зеленую точку, стремитесь увидеть всю строку текста из центра страницы по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой 2-3 строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой – это прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие. Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть – это не читать текст, а боковым зрением пытаться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения, ясного сознания вдруг вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть свидетельство успешности ваших тренировок.
Текст упражнения «Созерцание зеленой точки»
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать, Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения –читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение – доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь, как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране – полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.
Примечание. Кружочек закрасить зеленым цветом.
Упражнение3.
Этот тренировочный комплекс включает в себя три упражнения: первое развивает зрительный образ алгоритма, второе – смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение), третье – предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.
1.Зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.
Изготовить рисунок алгоритма по образцам в двух экземплярах. Один из них укрепить на экране мысленного взора, другой постоянно носить с собой или укрепить перед рабочим столом. Осознать смысл и содержание каждого блока алгоритма. Хорошо представлять себе, что такое ключевое слово, смысловой ряд, доминанта.
2Развитие смысловой догадки (антиципации).
А. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
Б. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строк и, наконец, первые и последние пять букв строк текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.
3.Дифференциальный алгоритм чтения.
А. В тексте объемом не более б тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
Б. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочтать его, стараясь выделить и записать только доминанту.
Упражнение 4.
Как научиться читать молча.
Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает настоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем вам изучить и затем многократно выполнить упражнение, которое называется «выстукивание ритма». Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное посту¬кивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.
Постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т.е. становится помехой для любой артикуляции – и внешней, и внутренней.
Помеха возникает оттого, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают разноместным ударением.
Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции
А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.
Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.
Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.
В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.
С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук-ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.
Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.
А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.
Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.
Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.
Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.
Памятка.
1. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. В течение недели читать с выстукиванием ритма 2-3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого пения (третья фаза освоения упражнения).
2.В течение недели читать с выстукиванием ритма различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
3. Прочитать с выстукиванием ритма статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.
Упражнения5.
Пять самых эффективных упражнений для тренировки внимания.
1.«Пальцы».
Сядьте удобно в кресло или на стул. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение по 5 мин, затем 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным именно из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас станет клонить ко сну. Возможно также появление необычных ощущений: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, взгляд следит за движением облака за окном, мысли заняты совершенно другим.
2.«Стрелка».
Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаруживаете, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. После освоения этого режима переходите на ежедневное наблюдение за движением минутной стрелки в течение 5 мин. И, наконец, наиболее сложный режим выполнения этого упражнения –15 мин. следить за движением часовой стрелки.
3.«Домино».
Упражнение выполняется с фишками домино. Возможно использование игральных карт. Задание: за 10 с посмотреть и запомнить комбинацию вначале из двух фишек домино, после освоения этого упражнения используется четыре фишки, а зтем шесть фишек домино.
4. «Изучение предмета».
Порядок выполнения: взять простой, несложный предмет и в течение двух минут изучать его. Затем записать результаты изучения. После этого сравнить записанное с реальными признаками объема. Вы убедитесь в неполноте ваших записей. Это упражнение – показатель степени управления вашим вниманием.
5. «Чтение неинтересной книги».
Что мы обычно читаем? Что нам нужно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным и неинтересным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас заинтересовало, увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится после-произвольным. Умение «втягиваться» в любую работу даже самую неинтересную, сделать ее любимой – огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.
Упражнение 6.
Развитие периферического зрения.
Для этого используются 8 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20 х 20 см с числами от 1 до 25, вписанными в ячейки в произвольном порядке. Остальные 7 таблиц расчерчиваются так же с той лишь разницей, что меняется расположение цифр в ячейках. Задание — найти взглядом в таблице каждую цифру от 1 до 25 в предельно короткое время. Правила работы с таблицами таковы. Для тренировки необходимо использовать все 8 таблиц. Перед началом работы с таблицей взгляд нужно фиксировать в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске цифр, следующих друг за другом, разрешается фиксация глаз только в центре таблицы; горизонтальные движения глаз запрещены.
15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3
Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25-30 см. Находить цифры нужно беззвучным счетом (т. е. про себя) в возрастающем порядке от 1 до 25 (или в другом, определенном порядке). Найденные цифры указываются только взглядом (для этого таблицу держат обеими руками в слегка наклонном положении). В результате тренировки на считывание одной таблицы должно затрачиваться 25 с и менее.
Методика повторения учебного материала в период подготовки и сдачи экзаменов.
1. Провести тренировку повторения прочитанного для режим:! «Запомнить на несколько дней» в соответствии с табл. 5. При этом следует иметь в виду, что под повторением мы понимаем воспроизведение прочитанного своими словами, возможно ближе к исходному тексту. Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить в течение 2-3 мин напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно с наименьшими затратами времени и сил повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.
Как показывают наблюдения, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все студенты используют эффективно. Типичной является, например, следующая ситуация: из трех дней, отведенных для подготовки, два с половиной студент отдыхает, а оставшуюся половину дня и ночь готовится к экзамену. Продуктивность такой работы вряд ли будет высокой, Предлагаемый в табл. 5 режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании обучающегося.
Второе: необходимо процесс повторения производить строго в соответствии с приведенными выше определениями.
Первое = Сразу после окончания чтения
Второе = Через 20 мин после окончания предыдущего повторения
Третье = Через 8 часов
Четвертое = Через сутки (лучше перед сном).
Таблица 5
Как заниматься? Предположим, вы готовитесь к экзамену по истории. Для подготовки выделено четыре дня. Приготовили учебник, учебные пособия, вопросы, которые будут на экзамене. Начинаете читать учебник. Как читать? Мы уже отмечали, что учебники нельзя читать быстро. Однако в нашей экспериментальной группе оказались однажды «непослушные» студенты, которые заявили, что они все учебники читают быстро. Проверенная проверка показала, что это не совсем так. Они действительно читали быстро, но не основной учебник, а дополнительную литературу и учебные пособия. В результате там, где; обычно студент ограничивается своим конспектом или одним .учебником, наши студенты прочитывали еще несколько книг, Затрачивая на это время, не превышающее в целом время чтения основного учебника. Но результат оказался совершенно неожиданным.
Многие неясные и непонятные в основном учебнике определения и теоремы приобретали при дополнительном чтении ясность и стройность. Но, что самое главное, наибольший эффект это дало для запоминания. Как мы полагаем, в режиме такого чтения ярко проявляется эффект непроизвольного запоминания, о котором мы писали, когда нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Еще раз обращаем ваше внимание, что это результат реализации режима быстрого чтения.
Вы прочитали основной учебник Методом быстрого чтения прочитали дополнительную литературу. Затратили на это один день. На второй день утром, прочитав последние разделы учебника, сразу же приступаете к повторению.
Повторение – это практические ответы на вопросы имеющихся у вас контрольных экзаменационных билетов. К исходному тексту вы обращаетесь только в том случае, если не можете вспомнить необходимое, напрягая память в течение 2-3 мин. Закончив первое повторение, отдохните 20 мин и сразу же приступайте к новому повторению по аналогии с предыдущим. К вечеру второго дня вы закончили очередное повторение. Отдохните. Сделайте физические упражнения. Погуляйте перед сном. На третий день утром начинайте очередное, третье повторение. Вы его закончили к 15 ч. Отдыхайте до 15 ч следующего дня. На четвертый день в 15 ч приступайте к последнему повторению. Закончить его целесообразно к 22 ч и сразу лечь спать. На следующее утро экзамен. Вас ожидает успех. В этом нет никаких сомнений. Вы прочитали и повторили не только учебник, но и дополнительную литературу. Названия, факты, фамилии четко размещаются в блоках вашего алгоритма!. Вы хорошо представляете особенности каждого историческою периода. Можете кратко изложить в виде доминанты сущность политики правящей партии определенной эпохи. Ваше отношение к изучаемому предмету отличается активным, критическим анализом событий, явлений и фактов.
Рассмотренная методика подготовки к экзаменам дает хорошие результаты и по другим предметам: математике, физике и т.д.
Формулы внушения в состоянии аутогенного погружения.
Уроки - Обучающие формулы внушения
1. Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Я читаю без регрессий (повторить содержание первого правила быстрого чтения).
2. Мне легко учиться быстро читать. Я справлюсь. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Вижу свой зрительный образ алгоритма (повторить содержание всех семи блоков алгоритма).
3. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение – доминанту. Я излагаю ее своими словами, на языке собственных мыслей.
4. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Я буду помнить его всегда (простучать легко ритм).
5. Я читаю все быстрее и быстрее. Поле моего зрения постоянно расширяется. Я вижу всю страницу, весь текст сразу.
6. Я читаю очень быстро. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально. Мне приятно так читать.
7. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Мое внимание подчиняется мне.
8. Я читаю удивительно быстро. У меня отличная память. Все нужное запоминается само собой, без всяких усилий. Я буду быстро читать всегда.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote