В Пери, деревне цыган-котляров близ Петербурга, с самого утра царит оживление: из дома в дом ходят женщины — кто с ведром воды, кто с мешком лука, кто со свежими новостями. Они то и дело останавливаются посреди улицы перекинуться парой слов — и спешат дальше. Мужчины вынесли на улицу круглый стол, покрытый клеенкой с виноградной лозой, и заняли наблюдательный пост перед домом Михаев — те сегодня выдают замуж младшую дочь, пятнадцатилетнюю Чудо.
У котляров (цыган румынского происхождения, раньше занимавшихся изготовлением и лужением котлов) со свадьбой связано множество традиций. Про свадьбу, сыгранную по всем правилам, говорят: «Это был романо абав!» — то есть настоящая цыганская свадьба.
Романо абав начинается со сватовства. «Лучше всего для котляра, если девушка тоже котлярка, но из другого табора, — объясняет отец цыганского семейства Богдан Романович. Ему едва за сорок, но у него уже четыре женатых сына. — Из своего табора тоже можно брать, но свежая кровь лучше. Девушка чаще всего ровесница парня или старше, младше стараются не брать — ведь ей семью строить, должна быть ответственная! Ну и красота важна — это верный спутник здоровья».
Когда невеста выбрана, в город или поселок, где живет семья присмотренной девушки, приезжают родители парня, крестные, другие уважаемые родственники. Юношу тоже берут с собой. Останавливаются у знакомых и приглашают других членов табора на застолье. То есть как бы сватают сначала у всего табора и уж потом, если уважаемые цыгане «дали добро», — у семьи девушки.
В дом невесты приходят не с пустыми руками, а с плоской — бутылкой шампанского, на которую повязана красная ленточка с золотой монетой. Это все символы: шампанское — свадебный напиток, завязанная красная лента — узы брака, золотая монета — вероятно, намек на монисто (украшение замужней женщины) или на выкуп.
«Прежде чем заговорить о деле, цыгане должны призвать на собеседника и всю его родню счастье и здоровье словами „дай тебе Бог“, — рассказывает Богдан Романович. — Потом произносят главные слова: „Мы хотим с вами породниться, чтобы наши дети сблизились, чтобы ваш род не остановился, чтобы наш род не остановился“».
Если гостинец принимают — значит, есть шанс. Если отец невесты открывает плоску — свадьбе быть; принимает, но не открывает — берет время на размышление. На раздумья обычаи отводят не больше трех дней. Из той же плоски будут поить гостей во время вручения подарков. «Открытая бутылка — это чтобы дом был полной чашей, — добавляет жена Богдана Романовича Мария. — Шампанское все время доливают — бутылка не должна опустеть. Когда невеста уходит в дом жениха, она забирает эту плоску с собой».
Если отец невесты отказал сватам, он должен возместить им расходы. Если же было получено согласие, за невесту платят выкуп: семь, десять или двенадцать золотых монет. Это могут быть настоящие монеты (больше всего ценятся старинные австро-венгерские, передаваемые из поколения в поколение через старших детей) или изготовленные специально для сватовства копии.
«Жалеть деньги на свадьбу у нас не принято, — говорит Мария. — Бывает, последнее с себя снимают. Если семья бедная, весь табор скидывается, чтобы праздник получился по всем правилам».
Крестный и крестная благословляют девушку, дарят ей памятный подарок: серьги, перстенек, монетку — обычно золотые. «Золото счастье к себе притягивает, — поясняет старая цыганка Рада и добавляет: — Помни, дочка: дареное и семейное золото нельзя продавать! Можно только в ломбард снести, если сможешь потом выручить. А если сгинет — тогда удача от тебя отвернется».
Во время застолья мужчины и женщины сидят за разными столами или даже в разных помещениях. «Цыгане на свадьбе не напиваются, — говорит Богдан Романович. — Пьяным на людях показаться неприлично, хотя выпить цыган любит».
Если у русских мальчишник устраивается до свадьбы, то у цыган — во время. Просидев сколько положено для соблюдения приличий, жених удирает на улицу — играть в футбол или, если постарше, курить и вести «мужские разговоры».
Девственность невесты — непременное условие романо абав. Простыню после первой брачной ночи выносят на погляд, как в средневековой Европе. Свекровь танцует с ней, как с шалью. Цветы, розданные гостям после подтверждения «чистоты» невесты, ставятся к иконе: они принесут молодой счастье. Наутро после брачной ночи молодой делают новую, «замужнюю» прическу: две косы, заплетенные на висках — амболдинари.
В тот же день гости дарят подарки. Выносят большой поднос, накрытый платком. «Чтобы не было видно, кто сколько положил, — поясняет Богдан Романович. — Дарят обычно деньги и золотые украшения. Крупные подарки вручают отдельно — технику какую-нибудь или что-то для дома полезное. Но это только сейчас так делают, раньше большие вещи не дарили — на что при переездах тяжесть лишняя».
На третий день молодой муж просит у тестя позволения увести жену в свой табор. Отец требует выкуп вином и отпускает дочь.
Вот так и прошла свадьба в Пери — цыгане, несмотря на свое обыкновение перенимать привычки того народа, рядом с которым они живут, свадебные традиции чтут свято. Вечером гости не спешат расходиться по домам — женщины вместе с новоиспеченной свекровью стоят перед ее домом, скрестив руки на груди, и обсуждают события прошедшего дня. «Романо абав», — авторитетно произносит кто-то.
[699x445]
[699x468]
(с)Журнал "National Geographic Россия" (апрель 2007)