В большинстве случаев, для их достижения используется подсветка как модели, так и фона. Это не обязательно прожектор или вспышка - в качестве подсветки может выступать как окно, так и отражатель. Рефлектором может быть даже стена и потолок, если они рядом и отбрасывают на модель или фон свет от вспышек.
Для портретной съёмки часто используют четыре типа источников света. Перечислю их по порядку.
Моделирующий свет - key light
Задача моделирующего света - создание объёма и контраста. Если мы направим свет на лицо модели спереди (как получается при использовании встроенной вспышки), мы получим плоское, лишённое теней лицо. Это почти всегда не то, что мы хотим увидеть - всё таки мы привыкли к освещению сверху или сбоку (солнце, окна), и мы не все ходим по жизни в шахтёрских касках с фонарями на лбу.
Поэтому моделирующий свет ставится сбоку или (реже) сверху. Тень от носа при этом свете не должна уходить за линию верхней губы. Желательно, чтобы блик в глазах от моделирующего света смотрел на "11 часов" или на "1 час" - был сверху-справа или сверху-слева. Без блика глаза будут выглядеть чёрными тунелями и покажутся безжизненными.
Мощность потока моделирующего света в большинстве случаев должна быть достаточной, чтобы создать тени, но не слишком большой, чтобы не пересветить лицо.
Моделирующий свет может быть как мягким (рассеяным), так и жёстким (направленным) - это зависит от того, какого эфекта вы хотите добиться.
Но один только моделирующий свет создаст очень глубокие тени с противоположной от вспышки стороны. Чтобы их компенсировать, мы используем
Заполняющий свет - fill light
Практически единственное оправдание встроенных вспышек - возможность создавать этот самый заполняющий свет при установке пониженной мощности. Его задача - смягчить тени, которые без него были бы уж очень жёсткими. Заполняющий свет - рассеяный и гораздо слабее, чем моделирующий. Как правило, источник заполняющего света размещают перед моделью, с противоположной от моделирующего света стороны. От него могут появиться вторые блики в глазах - лучше их заретушировать в Фотошопе, чтобы не было ощущения косого взгляда у модели.
Если использовать только заполняющий свет, кадр будет плоским, лишённым контраста.
Вместе, заполняющий и моделирующий свет создают уже достаточно гармоничную картину. Но в случае, если мы хотим использовать не чёрный фон, а особенно если волосы модели сливаются с фоном, стоит подключить ещё два источника света. Первый из них -
Подсветка фона - background light
Маленький узконаправленный прожектор или вспышка, которая стоит примерно на пол-пути между моделью и фоном, где-то на уровне пояса модели и светит на фон на уровне головы модели. Можно использовать цветные фильтры. www.ajdnevnik.ru - подробнее о свете
Подсветка фона ещё больше подчеркнёт объёмность модели, выделит её на фоне ореола вокруг головы.
Но тёмные волосы хорошо поглощают свет. И даже при такой иллюминации, они могут казаться темнее, чем есть на самом деле. Чтобы справиться с этим, мы используем
Подсветку волос - hair light
Это очень узконаправленный прожектор или вспышка (часто используются ячейки вида "медовые соты" для ещё большей концентрации пучка света). Расположен он где-то сбоку-сзади-сверху от модели и должен подсвечивать волосы модели, но ни в коем случае не бить в камеру! И проверьте, чтобы его штатив ненароком не попал в кадр.
Вместе эти четыре источника - основной "каркас" при портретной фотографии. Дополнительную коррекцию теней можно выполнять как с помощью небольших рефлекторов, так и маленькими источниками света. Иногда на фон направляют сразу три-четыре прожектора, иногда в роли заполняющего выступает дневной свет. Но важно понимать принципы и роли подсветок. Тогда кадры будут осознанными и качественными!
Следующие планируемые темы - влияние направления источника света на восприятие образа и использование мягкого и жёсткого света.
Все иллюстрации к статье