Индуизм
Основные Божества и космогоническая теория.
[407x450]
Индуизм является одной из самых необычных религий мира,
в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров.
Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.
[354x450]
Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.
Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий
Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.
[350x450]
Брахма, Вишну, Шива
Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество
других богов, самые известные из которых следующие:
Индра - бог войны, царь полубогов,
правитель одного из нижних небес- Амаравати.
Считается, что он охраняет Восточную сторону света.
[250x279]
Индра
Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца,
чтобы стать богом вод.
В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.
[319x400]
Варуна
Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище,
где грешники мучаются до следующего рождения.
[320x381]
Яма
Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов
и богатства вообще, властелин Северной стороны света.
Местом его пребывания считают прекрасный город Алака,
неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся
неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).
[320x417]
Кубера
Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона,
второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов
(полубожеств, прислужников Шивы). Он является
Устранителем Препятствий и покровителем всех,
кто изучает различные науки.
Самое любимое божество индусов,
наиболее часто изображается в танце.
Его атрибуты - один поломанный бивень,
толстый живот, восседает на крысе.
[315x450]
[340x450]
Ганеша
Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный
слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.
[361x450]
Хануман
Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату,
он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного
луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан
из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы.
В услужении у него состоят апсары (нимфы).
[210x264]
Кама
Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые
как правило носили те же имена, что и мужские божества,
только с женскими окончаниями - например, Индрани.
Аналогично трем Верховным Божествам,
жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными
среди множества женских божеств индийского
пантеона и весьма почитаются индусами:
Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства,
музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой
светлокожей женщины с виной (индийской лютней)
и книгой в руках, сопровождает ее лебедь.
По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.
[450x418]
Сарасвати
Лакшми- богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну.
Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного
Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей,
прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе,
часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну,
она воплощается в супругу каждой его инкарнации.
Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы
(см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе,
вечной возлюбленной Бога Кришны.
[343x450]
Лакшми
Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте,
в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали.
Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы,
многорукой и вооруженной различными видами оружия,
с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.
[450x322]
Шива, Парвати и Ганеша
[296x450]
Дурга
[376x450]
Кали
[348x450]
Гаятри
Вишну
Обычно Вишну изображают четырехруким человеком
с кожей темно-синего цвета, с короной на голове,
держащим в руках символические атрибуты: раковину,
диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный
драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде
– исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы
почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле,
что все остальные Боги либо являются его эманациями,
либо отражают отдельные его аспекты.
[331x450]
Вишну
[372x450]
Вишну верхом на Гаруде
Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну
является вечным правителем на планетах «духовного неба»
– Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного
неба брахмаджийоти застилает духовное облако.
Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.
Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну
и ложится на воды Причинного Океана. При этом он
пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха
Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных.
Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены.
Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.
[326x450]
Маха-Вишну
В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну
снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится
в Океане Гарбха на змея Шеша, который также
является одним из аспектов Нараяны.
[450x287]
Гарбходакашайи-Вишну
Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает
стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма,
владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела
разнообразные формы живых существ, которые предоставляют
возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире.
Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба»
и различных полубогов, управляющих этими планетами,
т.е. фактически творит свою Вселенную.
[335x450]
Брахма
Время жизни Вселенной считается равным времени
жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз
соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну.
Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных,
каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются
в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.
[292x450]
Брахма внимает мантре Гаятри
Основным космологическим циклом в индуизме
считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар,
или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый,
с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу,
а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи)
– Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали.
Их продолжительность равна соответственно:
Сатья Юга - 1 728 тыс. человеческих лет,
Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
Двапара Юга – 864 тыс. лет и
Кали Юга – 432 тыс. лет.
Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности,
морали, силы, роста и продолжительности жизни человека
и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается,
что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги,
начавшейся около 5 000 лет назад.
Таким образом, можно подсчитать полное время жизни отдельной
Вселенной, оно будет равно 311 040 000 млн. человеческих лет.
В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном
состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел
в каждой из них и периодически воплощается в том или ином
месте целиком или частично, дабы навести порядок.
В соответствии с наиболее распространенной классификацией
на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.
[388x450]
Аватары Вишну
1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа,
Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману
(прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности,
а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла
из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
[302x450]
Матсья
2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены
многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита),
с помощью которой боги сохраняли вечную молодость.
Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился
на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара
и обернули вокруг горы божественного змея Васуки.
Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан,
как обыкновенный индийский молочник сбивает масло.
На поверхность вспененного океана всплыли амрита
и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
[200x240]
[361x450]
Курма
3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю
в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря,
убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
[316x450]
Вараха
4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу,
получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым.
Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью.
Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей
и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада
обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью,
бог неожиданно возник из колонны во дворце демона
в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
[312x450]
Нарасимха
5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть
над миром и, совершив ряд аскетических подвигов,
достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам.
Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли,
сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан,
бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю,
небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался
от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
[338x450]
Вамана
6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик,
родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана
ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил.
Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни,
после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд
истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
[332x450]
Парашурама
7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна".
Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений
демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека,
часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают
любящая супруга Сита - воплощение женской верности,
три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,-
и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают
как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
[342x450]
Рама, Сита и Хануман
8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце.
Больше всего любят изображать либо его детские шалости,
как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери),
либо любовные похождения с гопи (пастушками),
самой любимой из которых была красавица Радха.
[356x450]
Радха и Кришна
[450x262]
Кришна и гопи
Подробное жизнеописание бога Кришны содержится
в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".
Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре,
в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки,
двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы.
Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки
восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничто
жить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама
спаслись от избиения; их усыновили и воспитали
пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса,
узнав, что братья избежали уготованной для них гибели,
предпринял множество попыток уничтожить детей.
Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил
множество чудес и подвигов: он убивал демонов,
подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури,
подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д.
В свободное о совершения подвигов время он пас коров,
играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.
[326x450]
Яшода и Кришна
[322x450]
Кришна
[450x341]
Кришна поднимает Говардхану
Когда же он вырос и распростился со своей идиллической
пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу
со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу
и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной
стороны тестем Кансы , правителем Магадхи, а с другой
- безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство
и основал новую столицу в Двараке в Саураштре.
Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен,
которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей.
В главном сказании "Махабхараты" на протяжении
всей истории борьбы царских родов он предстает
как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов,
и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией
эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев,
произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".
[450x304]
Радха и Кришна на качелях
[450x357]
Кришна и Арджуна в битве при Курукшетре
9. Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом.
Согласно "Гитаговинде" великого поэта Джаядэвы,
Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным,
чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
[422x400]
Будда
10. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце
нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом
на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников,
вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").
[356x450]
Калки
Шива
В представлении индусов все классические искусства
неразрывно связаны с божественностью. Они верят,
что Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует
и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время.
Но Шива также и великий аскет. На горе Кайласа в Гималаях
он сидит погруженный в медитацию. Существует даже легенда,
согласно которой Парвати пришлось последовать примеру Шивы
и стать отшельницей, для того, чтобы он
обратил на нее внимание и женился.
[338x450]
Шива
В аспекте Натараджи Шиву обычно изображают четырехруким.
В верхней левой руке он держит Дамару - маленький барабанчик,
который использует танцуя Тандаву. От Дамару исходят вибрации
жизненной силы, которая закладывает первый шаг
в Эволюции Вселенной, кроме того с барабанчиком отождествляется рождение
первозданного звука "ОМ". Другая левая рука, опущенная
по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет
освобождение и избавление.
[297x450]
Шива Натараджи
Верхняя правая рука держит либо блюдо с огнем,
либо трезубец - символы очищения и разрушения, а нижняя,
с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту.
[450x314]
Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы,
которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии,
а поднятая левая нога является символом освобождения
от Самсары (т.е. цепи перерождений).
[287x450]
Парвати поклоняется Шиве
Существует изображение Шивы с распущенными летящими волосами,
украшенными звездами - это образец Ритма в космосе. Два глаза Шивы
суть Солнце и Луна, а "третий" глаз - символ его высшей мудрости
и проницательности. Все три глаза вместе олицетворяют
Прошлое, Настоящее и Будущее.
[325x450]
Иногда Шиву изображают в виде Ардханаришвара, когда
одна половина его фигуры имеет мужской облик, а другая - женский.
Это символ единения бога со своей шакти (внутренней энергией).
Индуизм
Ардханаришвара
Река Ганга, струящаяся с его головы, подтверждает
его бессмертность, и, наконец, танец Шивы на поверженном карлике
символизирует полную победу над злом во всем мире.
[344x450]
[314x450]
Шива выпивает океан яда