• Авторизация


Основные Божества и космогоническая теория (Индуизм) 05-04-2011 05:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kotenok_80 Оригинальное сообщение

 

Индуизм 

Основные Божества и космогоническая теория.
[407x450]
Индуизм является одной из самых необычных религий мира,

в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров.

Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.
[354x450]
Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.
Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий

Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.
[350x450]
Брахма, Вишну, Шива
Кроме трех Верховных Божеств, индусы
почитают множество 

других богов, самые известные из которых следующие:
Индра - бог войны, царь полубогов,

правитель одного из нижних небес- Амаравати.

Считается, что он охраняет Восточную сторону света.
[250x279]
Индра
Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся
из своего небесного дворца,

чтобы стать богом вод.

В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.
[319x400]
Варуна
Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище,

где грешники мучаются до следующего рождения.
[320x381]
Яма
Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов

 и богатства вообще, властелин Северной стороны света.

Местом его пребывания считают прекрасный город Алака,

неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся

неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).
[320x417]

Кубера
Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона,

второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов

(полубожеств, прислужников Шивы). Он является

Устранителем Препятствий и покровителем всех,

кто изучает различные науки.

Самое любимое божество индусов,

наиболее часто изображается в танце.

Его атрибуты - один поломанный бивень,

толстый живот, восседает на крысе.
[315x450]

[340x450]

Ганеша
Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра),  друг и верный

слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.
[361x450]

Хануман

Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату,

он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного

луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан

из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы.

В услужении у него состоят апсары (нимфы).
[210x264]
Кама
Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые

как правило носили те же имена, что и мужские божества,

только с женскими окончаниями - например, Индрани.


Аналогично трем Верховным Божествам,

жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными

среди множества женских божеств индийского

пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства,

музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой

светлокожей женщины с виной (индийской лютней)

и книгой в руках, сопровождает ее лебедь.

По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.
[450x418]
Сарасвати
Лакшми- богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну.

Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного

Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей,

прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе,

часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну,

она воплощается в супругу каждой его инкарнации.

Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы

(см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе,

вечной возлюбленной Бога Кришны.
[343x450]
Лакшми
Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте,

в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали.

Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы,

многорукой и вооруженной различными видами оружия,

с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.
[450x322]
Шива, Парвати и Ганеша
[296x450]
Дурга
[376x450]
Кали
[348x450]
Гаятри
Вишну
Обычно Вишну изображают четырехруким человеком

с кожей темно-синего цвета, с короной на голове,

держащим в руках символические атрибуты: раковину,

диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный

драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде

– исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы

почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле,

что все остальные Боги либо являются его эманациями,

либо отражают отдельные его аспекты.
[331x450]

Вишну
[372x450]

Вишну верхом на Гаруде
Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну

является вечным правителем на планетах «духовного неба»

 – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного

неба брахмаджийоти застилает духовное облако.

Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.
Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну

и ложится на воды Причинного Океана. При этом он

пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха

Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных.

Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены.

Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.
[326x450]

Маха-Вишну
В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну

снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится

в Океане Гарбха на змея Шеша, который также

является одним из аспектов Нараяны.
[450x287]

Гарбходакашайи-Вишну
Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает

стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма,

владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела

разнообразные формы живых существ, которые предоставляют

возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире.

Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба»

и различных полубогов, управляющих этими планетами,

т.е. фактически творит свою Вселенную.
[335x450]

Брахма
Время жизни Вселенной считается равным времени

жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз

соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну.

Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных,

каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются

в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.
[292x450]

Брахма внимает мантре Гаятри
Основным космологическим циклом в индуизме

считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар,

или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый,

с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу,

а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи)

– Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали.

Их продолжительность равна соответственно:
Сатья Юга - 1 728 тыс. человеческих лет,

Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
Двапара Юга – 864 тыс. лет и
Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности,

морали, силы, роста и продолжительности жизни человека

и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается,

что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги,

начавшейся около 5 000 лет назад.
Таким образом, можно подсчитать полное время жизни отдельной

Вселенной, оно будет равно 311 040 000 млн. человеческих лет.
В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном

состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел

в каждой из них и периодически воплощается в том или ином

месте целиком или частично, дабы навести порядок.

В соответствии с наиболее распространенной классификацией

на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.
[388x450]
Аватары Вишну
1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа,

Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману

(прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности,

а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла

из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
[302x450]

Матсья
2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены

многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита),

с помощью которой боги сохраняли вечную молодость.

Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился

на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара

и обернули вокруг горы божественного змея Васуки.

Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан,

 как обыкновенный индийский молочник сбивает масло.

На поверхность вспененного океана всплыли амрита

и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
[200x240]

[361x450]

Курма
3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю

в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря,

убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
[316x450]
Вараха
4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу,

получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым.

Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью.

Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей

и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада

обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью,

бог неожиданно возник из колонны во дворце демона

в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
[312x450]
Нарасимха
5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть

над миром и, совершив ряд аскетических подвигов,

достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам.

Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли,

сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан,

бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю,

небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался

от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
[338x450]
Вамана
6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик,

родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана

ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил.

Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни,

после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд

истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
[332x450]
Парашурама
7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна".

Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений

демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека,

часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают

любящая супруга Сита - воплощение женской верности,

три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,-

и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают

как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
[342x450]

Рама, Сита и Хануман
8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце.

Больше всего любят изображать либо его детские шалости,

как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери),

либо любовные похождения с гопи (пастушками),

самой любимой из которых была красавица Радха.
[356x450]
Радха и Кришна
[450x262]
Кришна и гопи
Подробное жизнеописание бога Кришны содержится

в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".
Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре,

в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки,

двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы.

Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки

восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничто

жить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама

спаслись от избиения; их усыновили и воспитали

пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса,

узнав, что братья избежали уготованной для них гибели,

предпринял множество попыток уничтожить детей.

Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил

множество чудес и подвигов: он убивал демонов,

подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури,

подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д.

В свободное о совершения подвигов время он пас коров,

играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.
[326x450]
Яшода и Кришна
[322x450]
Кришна
[450x341]
Кришна поднимает Говардхану
Когда же он вырос и распростился со своей идиллической

пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу

со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу

и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной

стороны тестем Кансы , правителем Магадхи, а с другой

- безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство

и основал новую столицу в Двараке в Саураштре.

Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен,

которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей.

В главном сказании "Махабхараты" на протяжении

всей истории борьбы царских родов он предстает

как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов,

и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией

эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев,

произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".
[450x304]
Радха и Кришна на качелях
[450x357]

Кришна и Арджуна в битве при Курукшетре
9. Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом.

Согласно "Гитаговинде" великого поэта Джаядэвы,

Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным,

чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
[422x400]
Будда
10. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце

нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом

на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников,

вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").
[356x450]

Калки


Шива
В представлении индусов все классические искусства

неразрывно связаны с божественностью. Они верят,

что Шива есть источник танца -Натараджа. Он танцует

и разрушает Вселенную, когда приходит положенное время.

Но Шива также и великий аскет. На горе Кайласа в Гималаях

он сидит погруженный в медитацию. Существует даже легенда,

согласно которой Парвати пришлось последовать примеру Шивы

и стать отшельницей, для того, чтобы он

обратил на нее внимание и женился.
[338x450]
Шива
В аспекте Натараджи Шиву обычно изображают четырехруким.

В верхней левой руке он держит Дамару - маленький барабанчик,

который использует танцуя Тандаву. От Дамару исходят вибрации

жизненной силы, которая закладывает первый шаг

в Эволюции Вселенной, кроме того с барабанчиком отождествляется рождение

первозданного звука "ОМ". Другая левая рука, опущенная

по направлению к пальцам поднятой ноги, олицетворяет

освобождение и избавление.
[297x450]

Шива Натараджи
Верхняя правая рука держит либо блюдо с огнем,

либо трезубец - символы очищения и разрушения, а нижняя,

с вытянутыми пальцами и омкарой на ладони, символизирует защиту.
[450x314]
Стопа правой ноги, попирающая карлика, разрушает путы,

которые охватывают душу и уводят ее в мир невежества и иллюзии,

а поднятая левая нога является символом освобождения

от Самсары (т.е. цепи перерождений).
[287x450]
Парвати поклоняется Шиве
Существует изображение Шивы с распущенными летящими волосами,

украшенными звездами - это образец Ритма в космосе. Два глаза Шивы

суть Солнце и Луна, а "третий" глаз - символ его высшей мудрости

и проницательности. Все три глаза вместе олицетворяют

Прошлое, Настоящее и Будущее.
[325x450]
Иногда Шиву изображают в виде Ардханаришвара, когда

одна половина его фигуры имеет мужской облик, а другая - женский.

Это символ единения бога со своей шакти (внутренней энергией).

Индуизм
Ардханаришвара
Река Ганга, струящаяся с его головы, подтверждает

его бессмертность, и, наконец, танец Шивы на поверженном карлике

символизирует полную победу над злом во всем мире.
[344x450]

[314x450]
Шива выпивает океан яда

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Основные Божества и космогоническая теория (Индуизм) | Alexandr_master - Дневник Alexandr_master | Лента друзей Alexandr_master / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»