[423x699]
Отчет ученых. Глава 2 - История движения(Часть первая)
В 20-е годы на Ямайке было два пророка. Один из них, по фамилии Bedward,
пытавшийся взлететь на небеса, был водворён в психиатрическую лечебницу и
там скончался. После него осталось поселение в August Town, рядом с
Колледжем. Другой, намного более значимый, пророк был Маркус Гарви,
основавший UNIA в США, чёрный националист, проповедовавший «Африку для
африканцев — и тех, которые дома, и тех, которые за границей», «Един Бог,
одна цель, одна судьба» и т.д. Гарви хотел основать чёрное государство в
Африке, куда могли бы отправиться негры из Западного мира, что было одним
из направлений деятельности его компании Black Star Line. Компания эта
развалилась, но послание Гарви было услышано; оно будет привлекать и
будущие поколения чёрных народов. Совсем недавно д-р Кваме Нкрума поместил
эмблему этой компании в центр флага Ганы. Учение Гарви дало американским
неграм расовую гордость и силу, в которых они так нуждались. Традиции
Гарви живы среди негров Чикаго, Нью-Йорка и других североамериканских
городов.
В 1927г. Гарви был выслан из США и вернулся на родную Ямайку, проповедуя
своё учение о расовой гордости чёрных и о возвращении в Африку. Казалось,
— нет пророка в своём отечестве. Белые и коричневые отрицали его учение.
Чёрные находили его довольно обременительным для себя, т.к. Гарви часто
говорил об экономии, тяжёлом труде, стойкости и предусмотрительности,
призывая своих последователей самим изыскивать средства для возвращения в
Африку. Хотя его штаб-квартира находилась на Ямайке до 1935г., он не
добился там особого успеха. В 1929г. его ненадолго арестовали за
неуважение к суду. Он был избран в K.S.A.C. (Kingston & St Andrew
Corporation — B.) в феврале 1930г., но не прошёл в Законодательный Совет.
В 1935г. он покинул Ямайку и уехал в Англию, где и умер в 1940г.
Вернувшись из США на родину, Гарви не обнаружил особой разницы в положении
рас на Ямайке и в знакомых ему частях Соединённых Штатов. Утверждают, что
Гарви говорил своим последователям: «Воззрите на Африку, когда там будет
коронован Чёрный Царь, ибо день Освобождения близок». Ему же обычно
приписывают пророчество о том, что его народ будет спасён и вернётся в
Африку в 1960-х, или, как утверждают некоторые, в 1960-м.
В социальной сфере правда проявляется на двух уровнях. Существуют реальные
события и восприятие реальных событий. То, что считается правдой, часто
оказывается важнее самой правды с социологической точки зрения. Верования
и убеждения людей отражают социальную силу, от которой не отделаться
простым отрицанием. Сегодня для братии Рас Тафари Гарви — великий пророк,
но его связь с основателями движения Рас Тафари между 1930-м и 35-м гг.
остаётся неясной.
В ноябре 1930г Рас Тафари был коронован как Император Хаиле Селассие I,
Царь Царей и Владыка Владык, Победоносный Лев из Колена Иудина. Газета
«Daily Gleaner» сообщила о коронации на первой странице выпуска от 11
ноября. Некоторые ямайцы гарвеитского толка заявили, что им следует
справиться обо всём этом в Библии. Не об этом ли Царе говорил Гарви? Ряд
библейских текстов подтверждал это. Откровение от Иоанна (5.2-5) гласило:
«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин
раскрыть сию книгу и снять печати её?/ И никто не мог, ни на небе, ни на
земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё./ И я много
плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию
книгу, и даже посмотреть в неё./ И один из старцев сказал мне: не плачь,
вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию
книгу и снять семь печатей её». Затем, когда Италия вторглась в Эфиопию,
исполнилось пророчество Откр. 19.19: «И увидел я зверя и царей земных и
воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством
Его». В 1941г, когда Император вернулся в Эфиопию, сбылся и следующий
(19.20) стих: «И схвачен был зверь, и с ним лжепророк... оба живые брошены
в озеро огненное, горящее серою».
Учение о том, что Рас Тафари, известный миру как Император Эфиопии Хаиле
Селассие I — это Бог Живой, независимо развивалось несколькими
проповедниками. Из них Leonard P. Howell был, видимо, первым, кто начал
проповедовать в Кингстоне Божественность Рас Тафари. Говорят, Хауэлл
воевал против царя Ашанти Prempeh в 1896г. и знал «африканский язык»[?].
«Обетованный Ключ (The Promised Key)», базовый Растафарианский текст,
изданный в Аккре, Гана, ок. 1930г., имеет явное ямайское происхождение
(Jamaica Times, 28 мая 1938г.). Хауэлл также прожил несколько лет на
северо-востоке США, где столкнулся с белым и чёрным расизмом.
В числе первых проповедников был и Joseph Nataniel Hibbert. Он родился на
Ямайке в 1894г, но затем вместе с приёмным отцом уехал в Коста-Рику в
1911г. и вернулся на Ямайку в 1931-м. В Коста-Рике Хибберт арендовал 28
акров земли под бананы. В 1924г. он вступил в Древний Мистический Орден
Эфиопии (Ancient Mystic Order of Ethiopia), масонское общество, устав
которого был пересмотрен в 1988г. и которое было зарегистрировано в 1928 в
Панаме. Хибберт стал Мастером этой ложи и, вернувшись на Ямайку. стал
проповедовать о Хаиле Селассие как о Царе Царей, новом Мессии и
Освободителе Израиля. Начав в округе Benoah в приходе Св. Андрея, он
перебрался затем в Кингстон, и обнаружил, что Хауэлл уже проповедует там
на Redemption Market о Рас Тафари как о Боге.
H. Archibald Dunkley — ещё один человек, возможно, принесший учение на
Ямайку. Ямайский моряк, плававший на судах компании Atlantic Fruit, Данкли
покинул море 8 декабря 1930г., сойдя на берег в Порт Антонио с парохода
«Св. Мария». Приехав в Кингстон, Данкли посвятил своё время изучению
Библии, чтобы определить, был ли Хаиле Селассие тем Мессией, о котором
пророчествовал Гарви. Иезек. 30, I Тимофею 6, Откр. 17,19 и Исайя 43,
наконец, убедили его. В 1933г. он открыл свою Миссию, проповедуя о Рас
Тафари как о Царе Царей, Корне Давидовом, Сыне Бога Живого, но не как о
Самóм Отце. Среди других ранних проповедников — Robert Hinds,
присоединившийся к Хауэллу, и Altamont Reed, передавший своих
последователей некоему мистеру Джонсону, став ок. 1940г. телохранителем
Н.В. Манли.
В то же время в кингстонской трущобе Dungle развивалось другое, несколько
более светское течение. Там г-да Paul Erlington, Vernal Davis, Ferdinand
Ricketts и др. имели обыкновение обсуждать теории Гарви и подтверждающие
их социальные условия на Ямайке. Эта группа делала такой же упор на
социальную реформу на Ямайке, как и на возвращение в Африку. Вспоминая
слова Гарви о том, что когда Царь коронуется в Африке, то время
освобождения наступит, они охотно слушали проповеди Хауэлла, Хибберта,
Данкли; с 1934г. эта группа под влиянием Роберта Хайндза некоторое время
признавала Хаиле Селассие Богом Живым.
Первые Миссии (Церкви) Рас Тафари возникали и развивались независимо.
Достижением Данкли было Миссионерское Движение Царя Царей, не имевшее ни
руководящего центра, ни должностных лиц, ни выраженной структуры. Данкли
проповедовал только в Кингстоне. В 1932г. Хибберт, прослушав проповедь
Хауэлла на митинге в Кингстоне, просил его кратко сформулировать свою
платформу, после чего Хауэлл попросил Хибберта помочь ему в Кингстоне, в
то время как он, Хауэлл, поедет проповедовать в Port Morgant. У Миссии
Хауэлла, как и у Данкли, тогда не было ни формальной структуры, ни правил,
ни счёта в банке. Пока Хауэлл был в приходе Св. Томаса, Хибберт
организовал из его последователей группу, названную Эфиопская Коптская
Вера(ECF), имевшую определённую организацию, ритуал и правила. По
возвращении Хауэлл отверг такие порядки, порвал с их взглядами и своим
членством в этой организации и, покинув Хибберта, отправился сам
продолжать своё дело. Хибберт тоже продолжал проповедовать, и раз или два
Данкли, взгляды которого были почти такими же, участвовал в его
мероприятиях. Со своей мистической ориентацией и масонской
дисциплинированностью Хибберт продолжал развивать движение ECF в чётком
направлении, пользуясь некоторыми фрагментами «Эфиопской Библии Св.
Сосимаса (St Sosimas)», включая «Ethiopia Dascalia(Апостолическая
Конституция)», отпечатанными на его собственные средства в типографии Star
в Кингстоне для изучения его последователями. Данкли, обходившийся без
этого, продолжал обосновывать своё учение по Библии короля Джеймса.
Из ранних проповедников наиболее успешно действовал, без сомнения, Хауэлл,
живший то в Кингстоне, то в Порт Морганте, имея постоянным представителем
в Кингстоне Р. Хайндза. Он имел наибольшее количество последователей и был
самым выдающимся пропагандистом. 16 декабря 1933г. «Daily Gleaner» (стр.
1) написала, что Хауэлл продавал в приходе Св. Томаса фотографии
Императора по шиллингу. Источники газеты утверждали, что было продано
около 5000 таких фотографий, причём покупателям говорили, что это будет их
паспорт в Эфиопию. 5 января 1934г. «Daily Gleaner» сообщила, что Хауэлл
арестован в Порт Морганте. Его процесс также хорошо описан в «Daily
Gleaner» от 15 (стр. 20) И 17 марта (стр. 6) 1934г. Он был осуждён на 2
года за антиправительственную деятельность.
7 декабря 1935г. «Jamaican Times» напечатала сообщение о т.н. Ордене
Наябинги (Niyabingi Order) в Эфиопии и Конго (см. Приложение). Это
произошло спустя всего несколько месяцев после вторжения Италии в Эфиопию.
И Эфиопия, и Хаиле Селассие постоянно фигурировали в новостях. Согласно
сообщению в «Jamaica Times», Эфиопский Император был Главой Ордена, а
целью его было сбросить господство белых, развязав расовую войну. Подобные
вещи, связанные с насилием, уже говорились Хауэллом, и Наябинги понимались
на Ямайке как «смерть чёрным и белым угнетателям». Некоторые из
поклонявшихся Императору, известные среди своих соседей как «Рас Тафари»
или «Растаманы», стали называть себя «Niyaman», т.е. членами Наябинги.
Склонность Наябинги к расовому насилию соединялась с насилием, уже
проповедуемым Хауэллом.
Полиция не замедлила вмешаться. Арестовав Хауэлла, она обвинила Данкли в
нарушении общественного порядка во время митинга на Bond Street и Spanish
Town Road в Кингстоне 11 сентября 1934г. Вскоре после этого Данкли был
арестован на 30 дней в Морант Бэй по подобному обвинению. 20 февраля
1935г. он был помещён в тюрьму Half-Way-Tree, а затем переведён в Asylum,
где пробыл 5 месяцев и 21 день. Хибберт также трижды арестовывался в
1935г.: в Порт Морганте, где он собирался исправлять доктринальные ошибки
Хауэлла, и дважды в Кингстоне, будучи вдобавок оштрафован на 30ф. за
сопротивление при задержании по обвинению в невменяемости. Выйдя из
тюрьмы, Хауэлл, как говорят, открыл пекарню и занял участки на Princess
St, 108, Oxford St и на углу Luke Lane и Heywood St. Он создал
организацию, известную как Эфиопское Общество Спасения(Ethiopian Salvation
Society), в качестве местного отделения американской организации. Это
общество было, видимо, зарегистрировано по закону (согласно Friendly
Societies Law). Как говорилось в защиту Хауэлла на более позднем процессе:
«В мае 1940г. он приобрёл Пиннакль от имени Общества в Америке для его
ямайского отделения. Кроме него, в Пиннакле проживало свыше 500 членов
Общества. Они не должны были никак оплачивать своё проживание там. Они
жгли уголь и гасили известь, они возделывали участки имения, довольно
большого. Доходы от этого, после того, как казначей (Manager) брал часть
на питание и одежду, шли в фонд Общества» («Daily Gleaner», 25 августа
1941г., стр. 16).
--------------------- ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ АВТОРА ------------------------