- К сожалению, нет. Более того, это давление может оказываться заинтересованными
лицами с обеих сторон - и со стороны "клиентов", и со стороны начальства. И, если
честно, первые меня волнуют меньше.
- В российских правоохранительных органах процветает такая масштабная
коррупция?
- Скорее непонимание процесса экспертизы. Больше всего меня напрягают требования
сделать все побыстрее. А это зачастую невозможно, потому что компьютерные
программы, которые разработаны в последнее время для облегчения нашего труда, -
вещь, конечно, хорошая, но очень часто приходится работать старыми добрыми методами.
Я не ретроград и не консерватор, но в некоторых случаях "ручная" экспертиза все-таки
надежнее. Графологи существовали задолго до изобретения компьютеров и как-то, знаете
ли, делали свою работу и выдавали заключения, сделанные исключительно при помощи
собственных глаз и накопленных знаний.
- Чем занимаются графологи, знают, наверное, все - благодаря все тому же
кинематографу. Но, может быть, вам приходится делать еще какие-нибудь
экспертизы?
- Нет, не приходится. Это только в "В следствие ведут знатоки" Зиночка Кибрит была и
графологом, и трассологом, и патологоанатомом, и с биологическим материалом
экспертизы проводила... В жизни у каждого эксперта своя ниша, и графолог не
анализирует положение мертвого тела, а трассолог не проводит химический анализ.
- Какие экспертизы вам чаще всего приходится делать?
- В последнее время из-за всплеска экономических преступлений на экспертизу приносят
подписи на документах. Нужно доказать или опровергнуть их подлинность. На втором
месте - авторство предсмертных записок совершивших суицид. Очень часто к нам
обращаются за составлением психологического портрета человека, написавшего некий
текст или тексты. Вот это я лично люблю больше всего. Это по-настоящему творческая
работа. Моя последняя монография как раз связана с этой темой: "Почерк: личность и
характер".
- Тот факт, что по почерку можно определить характер человека, известен давно. А
что нового в эту тему внесли лично вы?
- Для начала замечу, что этот факт известен исключительно в последнее время. А раньше,
во времена моей молодости, графологию как науку, согласно которой по почерку
человека можно судить о его характере, долгие годы не признавали и называли
лженаучной теорией. К счастью, в последние десятилетия было доказано, что это сугубо
научная теория. Более того, я уверен, что специалисты-графологи в недалеком будущем
будут в штате всех крупных компаний, чтобы уже при приеме на работу работодатель
понимал, с кем он будет в будущем работать. Что касается моего личного вклада в
теорию, то это методика охарактеризования личности предполагаемых преступников,
методика их поиска, реконструкция по почерку не только характера, но даже и
внешности, прогнозирование дальнейших поступков человека и даже его перемещения в
пространстве. Но это, как вы сами понимаете, информация закрытая. Все, о чем я могу
рассказать, это исключительно личностные характеристики по почерку, а также по
словарному запасу, по частоте употребления тех или иных слов.
- Вы сказали - графологи будут помогать при приеме на работу. Но вот представьте
себе, что человек, принесший заявление о приеме на работу, перед этим долго писал
что-нибудь другое, устал или занимался спортом и тоже устал. И его почерк
неизбежно изменился. Заключение графолога в этом случае будет неточным. Разве
нет?
- Нет. Почерк - это не только привычка писать буквы так или иначе. Рука от усталости
может дрожать, строчки - быть неровными, однако характер прячется не только в наклоне
букв и их размере, но и в особенностях написания крючков и хвостиков. И устал человек
или нет, но если палочка строчной буквы "р" у него вылезает вверх, то устал он или нет,
она все равно вылезет вверх. Человек не просто пишет, на бумаге отражается его душа,
его жизнь, которая накладывает отпечаток. Почерк как ничто другое может ярче всего
прочего сигнализировать о том, насколько сильно мы меняемся и что с нами происходит
так или не так. Вот самый простой пример. Напишите букву "я" и посмотрите на ее
высоту, наклон и длину петли. В русском это не просто последняя буква алфавита - в ней
прячется демонстрация самого себя, буква как бы говорит: "посмотрите на меня". Она -
наше самовыражение, наша самостоятельность, независимость и показатель того,
насколько мы уверенны в себе. Напишите эту букву в разное время, когда вам хорошо и
когда вам плохо, и сравните. Отличия будут говорить сами за себя.
- Но ведь графолог не знает, в каком состоянии человек написал тот или иной текст!
Значит, ошибки неизбежны!
- Ничего подобного! По почерку всегда понятно, устал человек или нет, доволен он или
расстроен, зол или в доброжелательном расположении духа. Для этого есть масса мелких,
но очень важных признаков. Например, мечтательное настроение, беспокойство и легкая
грусть отражаются в первом крючке буквы "х" - он становится больше второго, или в
большом первом закруглении буквы "ф". При нормальном состоянии эти элементы букв
обычно одинаковы. Еще один признак: чем больше человек устал, тем крупнее он
напишет буквы. Вообще, в разное время дня почерк может быть разным, в зависимости от
настроения и душевного состояния. Конечно, для того чтобы понять, в каком состоянии
человека написан тот или ной текст, нужно иметь несколько текстов, написанных им в
разное время. Ведь никто и не говорит, что полную характеристику человеку можно дать
по записке "Ушла на работу, ужин в холодильнике".
- Если текст написан в нормальном состоянии, то о чем в основном говорит
написание тех или иных букв?
- Например, хвостики, висящие ниже строки, у таких букв, как "а", "в", "г", "ж", "м",
"у", "т", говорит об упорстве и целеустремленности человека. Завитки у заглавных букв
"Л" и "М" и крючок у буквы "с" говорит о том, что перед нами человек гибкий, смелый,
способный на безрассудные поступки. Имеют значение и высота и форма букв.
Например, буквы неровные, угловатые говорят о том, что человек груб, дерзок или
жесток. Эгоисты тоже характеризуются угловатыми буквами. Острые буквы, как
правило, говорят о скрытом лукавстве. Добрых и отзывчивых людей, наоборот,
характеризуют закругленные буквы. Если вы видите незаконченное написание гласных
букв сверху, то это может говорить об открытости человека, о его добродушии и
доверчивости.
- Что в почерке является самым простым признаком, на основании которого можно
делать вывод о характере?
- Высота и размер букв. Прежде всего это указывает на взаимоотношения человека с
другими людьми, его реакцию на окружающую действительность. Высота букв
отображает степень эгоцентризма человека и какой стиль жизни он предпочитает -
активный или созерцательный. Мелкий почерк указывает на замкнутость и скрытность, в
некоторых случаях на скромность и смирение. Люди с таким почерком вне круга близких
друзей обычно являются интровертами, они склонны к преуменьшению своей
значимости. Их сильная сторона - ум, они способны находиться в процессе обдумывания
какой-либо проблемы очень долгое время. Человека общительного, разговорчивого,
активного и экспрессивного обычно выдает крупный почерк. Люди с таким почерком,
как правило, смелы и самоуверенны, терпимо относятся к окружающим, но ради того,
чтобы быть в центре внимания, могут притворяться, быть хвастливыми, зачастую
невнимательными.
Средняя высота букв - три миллиметра. Люди с таким средним почерком
характеризуются умением находить компромисс между мыслью и действием. Они
находятся как бы на золотой середине, то есть не склонны ни переоценивать, ни
недооценивать собственные возможности. Кроме этого, они могут быть как
общительными, так и замкнутыми. Такой почерк наиболее труден для анализа. Как,
впрочем, и все среднее. Среднее - оно и есть среднее...
Размашистый почерк указывает на предприимчивость и коммуникабельность, он также
характеризует людей любознательных, активных, с веселым нравом. Мелко, сжимая и не
раскидывая буквы по строке, пишут упрямые, но сдержанные люди. Если человек пишет
слитно, когда все буквы в слове связаны между собой, он обладает хорошим логическим
мышлением. Если наоборот, когда буквы не всегда связаны друг с другом, это указывает
на развитую интуицию. Правильный почерк говорит о спокойствии и
уравновешенности. Неразборчивый - об энергичности или нервозности, а также о
беззаботности.
Еще один момент, на который графологу нужно обязательно обращать внимание, это
ровность почерка, уровень его систематизации. Эти элементы показывают, являются ли
остальные рассматриваемые детали положительными или отрицательными. Например,
крупный ровный почерк говорит об энергичности, активности и уверенности, а такой же
почерк с бессистемной организацией подразумевает бесцеремонность, заносчивость или
импульсивность.
- Но ведь бывает и так, что в начале документа почерк один, потом он меняется...
- Бывает, и очень часто. Это говорит о приспособляемости и уступчивости человека. Но
если он сильно меняется в рамках одного абзаца, это говорит о неустойчивой самооценке.
Надо учитывать и тот факт, что почерк, как мы уже говорили, может меняться в
зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Однако если человек каждый
раз пишет разным почерком, то это говорит о его творческих способностях и
чувствительности.
- Можно ли сказать, что выработанный каллиграфический почерк затрудняет
анализ?
- Выработанный - да. Но где вы в наши дни видели человека с выработанным почерком?
Мне вообще кажется, что из-за компьютеров мы скоро забудем, что такое ручка, и наша
работа вообще будет объявлена ненужной! (Смеется). Но если каллиграфический почерк
у вас от природы, то можно смело сказать, что вы человек обязательный, аккуратный,
но... несамостоятельный. Так что женщинам следует обратить внимание на почерк своего
избранника. Если он каллиграфический - принятия решений, сильных поступков от
такого мужчины не ждите.
- А о чем говорит расположение текста на бумаге?
- Текст - он состоит из строчек. Если строчки поднимаются от начала к концу, то перед
вами оптимист, если опускаются - пессимист. Для людей рассудительных, спокойных,
реалистично оценивающих свои возможности характерны прямые строчки. Неровные,
волнообразные строки - признак хитрости и, возможно, бессовестности.
Еще у текста имеются поля. Они, как правило, указывают на отношение человека к
материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, широкие - о щедрости
или расточительности. Если левый край книзу расширяется, то это подчеркивает
расточительность. А сужающийся левый край выдает человека, как правило, скупого и
жадного.
- Вы часто употребляете словосочетание "как правило". Почему?
- Потому что если вы вдруг на основании этих графологических правил начнете
оценивать своих друзей и знакомых, то будете всю дорогу ошибаться. Анализ делается на
основании всех, подчеркиваю - всех! - признаков. Плюс нажим, плюс лексикон, плюс
частота употребления тех или иных слов... Если бы все было так просто: размашистый
почерк - общительный человек, неразборчивый - нервозный, то мы вообще были бы не
нужны.
- А нажим о чем говорит? Как правило?
- Как правило (смеется) - о силе воли и об усидчивости. А также об испытываемых на
момент написания сильных эмоциях. Как положительных, так и отрицательных. Если же
нажим почти отсутствует, это говорит, что перед нами либо слабовольный человек,
либо... шпион или работающий в органах.
- Это шутка?!
- Ну как сказать... (Смеется). Люди, которым есть чего опасаться, бояться сильным
нажимом оставить следы. На другой бумажке, что лежит под тем листком, на котором он
пишет, на клеенке на столе... Давайте не будем углубляться.
- Какой текст легче анализировать - написанный шариковой ручкой или перьевой?
- Большой по объему. А чем он написан, это отдельная тема. И у шариковой, и у перьевой
ручки, и у карандаша, и у фломастера есть свои плюсы и минусы для качественного
анализа. Даже у компьютерного текста есть свои плюсы. Почерк тут, конечно, роли не
играет. Играет словарный запас, частота отдельных употребляемых слов, орфография, то
есть грамотность, опечатки, частота употребления тех или иных знаков препинания. Вы
обращали внимание, что стало чуть ли не модным совать многоточие в конец чуть ли не
каждой фразы? Откройте любой чат, любой форум и посмотрите. Это говорит, прежде
всего, о неумении выразить свою мысль. Вообще эти многоточия в современных частных
текстах - тема отдельного исследования.
- А по подписи можно составить представление о человеке?
- Конечно! Подпись - это как зеркало души! По ней можно узнать даже о тех чертах
характера, которые человек скрывает не только от окружающих, но и от самого себя.
Подпись, прежде всего, - это выражение того, как человек хочет, чтобы его
воспринимали. Причем вне зависимости от того, кем он является на самом деле. Это
своеобразный символ-"матрешка", содержащий в себе большое количество информации о
своем авторе и обладателе. Полный графологический анализ включает в себя более
тридцати пунктов. Основной показатель подписи - ее понятность. Если подпись
разборчива - человек в общении прямолинеен, в вычурном представлении собственной
личности не нуждается, потому что самодостаточен и уверен в себе, обладает сильным
самосознанием и здоровой самооценкой. Если подпись нечеткая, вся в завитушках,
вычурная, разрисованная, то это указывает на попытку скрыть или как-то
компенсировать некую внутреннюю несостоятельность. Такая подпись буквально кричит
о том, что человек из кожи вон лезет, чтобы его заметили, оценили. Подпись, вся
состоящая из петель, характеризует, как правило, хитрых и наблюдательных людей.
Подпись с зачеркиванием говорит об импульсивности и энергичности, а подчеркиванием
- о предприимчивости. Подпись или несколько ее букв, обведенные кружком, говорит,
что ее обладатель - человек робкий и замкнутый. О неуравновешенности говорит
зигзагообразный росчерк, об эмоциональности - в виде черты. А если росчерк вообще
отсутствует, то это характеристика человека умного и расчетливого. Со вкусом
декорированная подпись подразумевает хорошо развитое эстетическое чувство,
уверенность, адекватное социальное поведение. Стандартная, незамысловатая подпись
указывает на уверенность в себе и смелость.
Еще можно судить о человеке по направлению подписи, точнее, ее конца. Если конец
направлен вверх, можно говорить об обладателе как об оптимисте, как об энергичном
человеке, о его стремлении достичь намеченной цели, об успешном преодолении
возникающих трудностей, об отсутствии творческих кризисов и глубоких депрессий. У
людей уравновешенных конец подписи, как правило, параллелен нижнему краю бумаги.
Если конец подписи направлен вниз, это означает, что перед нами человек, часто
подверженный депрессиям, меланхолии, более пессимистичен в суждениях и взглядах, а
его вера в себя может довольно резко колебаться. Да и устойчивость к алкоголю у такого
товарища тоже не высшей пробы.
- А по длине подписи что можно сказать?
- Если подпись длинная, то ее обладатель - человек обстоятельный, неторопливый,
усидчивый, настойчивый, дотошный... Иногда до занудства, до придирчивости.
Короткая подпись бывает у человека, который быстро ориентируется в ситуации, быстро
принимает решения, иногда и поспешные, так как нет терпения для глубокого анализа
ситуации. Обладатель короткой подписи лишен способности долго удерживать внимание
при монотонной работе. Он трудно налаживает отношения с медлительными людьми.
Правда, короткая подпись бывает у тех, кто вынужден подписываться сто сорок раз на
дню: у кассиров в банках, работников почты, у учителей и тому подобное. Такие люди,
как правило, имеют два варианта подписи - для работы и для остальных случаев.
Анализировать нужно, конечно, ту, что не для работы.
О профессии человека или хотя бы о сфере его деятельности можно судить по
равновесию
начальной и конечной частей подписи. В этом случае подпись визуально делится
пополам. Если в начале подписи имеются две-три заглавные буквы, а во второй части
крупные элементы отсутствуют, это говорит о доминировании умственной деятельности.
Если наоборот, то обладателя такой подписи более привлекают практические виды
деятельности или физический труд. Но есть и еще один момент: первая половина
подписи отражает начало любого вида деятельности, а вторая часть - его завершение.
Если первая часть подписи имеет крупные элементы, величина которых почти сходит "на
нет" к концу, то это может указывать на неравномерное распределение сил во время
выполнения работы, где к концу уже совсем теряется интерес к выполнению, да и
отчасти и всякий смысл. У таких людей велик процент незавершенных начинаний. Если
подпись на всем своем протяжении нагружена элементами равномерно, то с большой
долей вероятности можно предположить, что такой человек способен завершить начатое,
даже если возникнут какие-то трудности. Так что если когда-нибудь люди на самом деле
разучатся из-за компьютеров писать, подписываться они все равно не перестанут, и
графологи без работы не останутся!
- В вашей монографии есть раздел, посвященный характеристике личности
известных людей по почерку. Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример из этого
раздела.
- Я рассматривал почерки Петра Первого, Ломоносова, Брежнева, Людмилы Гурченко,
Бодрова-младшего. Кто вас больше интересует?
- Ломоносов.
- Тут, конечно, нужно делать скидку на особенности чистописания тех времен, но и с
учетом общей тенденции украшательства письма можно делать выводы. Самый ранний
образец почерка Ломоносова относится к началу 1726 года. Михайле тогда было
пятнадцать лет. В этот период очень хорошо заметна старательность и желание
"украшать" буквы завитками и нажимом. Впрочем, тогда этому учили специально, не все
умели, но Ломоносов умел. Более того, кое-где и пережимал - с нажимом, например,
простите за каламбур. При этом чувствуется рука, привыкшая орудовать больше топором,
чем пером. О характере твердом и упрямом, о надежности этого человека говорит
твердое, прочное, устойчивое заглавное "П" - две толстые опоры с легкой перекладиной.
Следующий образец почерка относится к 1730 году. За четыре года почерк явно
изменился. Почти нет следа от ученической старательности, мы имеем красивую ровную
вязь, в которой чувствуется определенная лихость и даже гордость своей грамотностью.
Очень любопытна заглавная "Л" в собственной фамилии. Она сильно напоминает
латинскую L. Известно, что в тот период Михайло Ломоносов проявлял интерес к
изучению иностранных языков. Надо сказать, что позже в его подписях на русском языке
такое "Л" не встречается. Его почерк на тот момент говорит, что это человек твердый
духом. И действительно, в этот год Ломоносов уже замыслил побег в Москву.
Следующий образец относится к 1734 году. Он весьма необычен - с учетом всего
вышеизложенного. Буквы ученически ровные, почти без нажима, в них сквозит
старательность и скромность. Но удивление проходит, когда мы понимаем, что перед
нами почерк ученика Славяно-греко-латинской академии, который, выдавая себя за сына
попа, подписывался подложным именем. Ломоносов выдавал себя за другого человека
потому, что активно стремился попасть в географическую экспедицию Ивана Кирилова,
хотя бы и в качестве священника. Однако как ни скрывай характер, в "смиренном"
почерке того периода заметны твердые, четкие горизонтальные прочерки, а также
"прочные" вертикальные "опоры" - у заглавных букв "П" и "Т".
Следующий образец - от 1748 года. Это письмо Ломоносова Эйлеру на латыни,
написанное легко и свободно, как на родном языке. Это послание так и хочется назвать
элегантным. Подпись - "Мишель Ломонософф". Буквы в письме тонкие, немного
удлиненные, украшены красивыми, практически каллиграфическими, но не бьющими в
глаза росчерками. Ломоносову 37 лет. Это сложившийся ученый. Подпись простая,
четкая, без украшательств и лишних закорючек. По этому письму можно сделать вывод,
что перед нами западноевропейский ученый времен позднего барокко, когда
неприличным считалось упоминание в письме или труде фамилии коллеги без эпитетов
"высокоученый", "высокочтимый", "непревзойденный" и тому подобное. Но даже при
таких правилах почерк Ломоносова лишен каких-либо "выкрутасов", каллиграфических
изысков, усложняющих чтение. Напротив, все - и почерк, и употребляемые слова -
подчинено как раз ясности изложения, стремлению донести до адресата каждую букву
недвусмысленно, изложить текст ясно. И, как мы знаем из истории, это вполне отвечает
творческому принципу Ломоносова: не усложнять простое, а упрощать сложное,
прояснять неясное.
- Возможно, вопрос прозвучит грубо, поэтому заранее приношу извинения. А вам не
кажется, что вот таким образом можно "подогнать", притянуть за уши
характеристику по почерку любого известного человека? Он же известный!
- Вопрос не грубый, а вполне ожидаемый. Я прекрасно понимал, что он возникнет не
только у журналистов, но и у специалистов. Поэтому сначала я анализировал по почерку
характер, не называя конкретного человека, и у специалистов не возникло никаких
вопросов, они были согласны с выводами. Лишь в конце главы я указал, чьи почерки я
анализировал.
- Есть ли из анализа почерка какие-нибудь выводы о личности Ломоносова, которые
не очень широко известны из той же истории?
- Есть выводы, очень сильно подтверждающие некоторые факты. Вот, например, письмо
великого ученого от 1754 года. Оно отправлено его влиятельному покровителю, видному
государственному и общественному деятелю Шувалову на тему учреждения Московского
университета. Смотрите, как интересно! Принятое в те времена окончание "Вашего
Превосходительства всепокорнейший слуга..." написано без всякого подобострастия,
твердым деловым почерком, без тщательного выписывания букв и нарочитой
аккуратности, которая была бы вполне характерна для "слуги". Любопытно, что и слово
"слуга" начинается крупной буквой, практически заглавной, более того, ничуть не
меньшей по размерам, чем заглавное "П" в слове "Превосходительства". И никого
"Мишеля", наоборот, подпись достаточно грубая, местами с сильным нажимом. Сразу
вспоминаются гордые и необычайно смелые по тем временам слова, сказанные
Ломоносовым тому же Шувалову: "Не токмо у стола знатных господ или у каких земных
владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который мне дал
смысл, пока разве отнимете". Так что можно предполагать, что анализ почерка видных
деятелей прошлого поможет выявить новое и неожиданное в их характерах и нравах.