Мудрых мыслей в Интернете полным-полно, афоризмы найти проще простого, а мне просто понравилась эта страничка.
Биографии и афоризмы великих людей
[показать]
Эзоп (около 640 - около 560 гг. до н.э.)
[300x680] Древнегреческий мудрец, сочинитель басен. Родом из Фригии. Большую часть жизни был рабом. Получив свободу, был послан Крезом в Дельфы, где его обвинили в святотатстве и сбросили со скалы. Его басни, которых было более 400, долгое время сохранялись только в устном предании как образцы глубокой мудрости. В средние века были распространены прозаические пересказы сочинений
Эзопа.
● Благодарность - признак благородства души.
● В жизненных тяготах нужно запасаться терпением и все смягчающей привычкой.
● В мире царит зло.
● В супружеской жизни жена - твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.
● Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.
● Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
● Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?». Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
● Для людей счастливых смерть ничуть не тягостней, а даже блаженней, чем для других.
● Для людей работа является наслаждением.
● Дурной человек творит и будет творить зло, несмотря ни на что.
● Дурному человеку не стать хорошим, а хороший легко становится дурным.
● Если много денег - не радуйся, если мало - не горюй.
● Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже.
● Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
● Если что-то можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.
● Если тебе не спастись от смерти, умри по крайней мере со славой.
● Живи тем, что у тебя есть, а сегодняшний излишек сохраняй на завтра: лучше добро оставить врагам, чем самому побираться по друзьям.
● Злого надо бояться и сторониться.
● Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.
● Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
● Истинный друг познаётся в несчастье.
● Каждому человеку дано свое дело, и каждому делу - свое время.
● Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
● Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.
● Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.
● Мудрецы не умеют разговаривать с царями: с царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще.
● Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
● Не всегда будет лето.
● Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым.
● Не надо искать того, что не дано от природы.
● Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
● Некий правитель спросил Эзопа, почему не богачи ходят к мудрецам, а наоборот. Эзоп ответил: «Потому что мудрецы знают, что им нужно для жизни, а богачи не знают, иначе бы они не о богатстве заботились, а о мудрости».
● Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
● Необходимо либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что приятно.
● Огонь, женщина и море - три бедствия.
● Одна ласточка весны не делает.
● Плохо придется всем людям, когда каждый потребует своего.
● По отношению к государству следует держаться, как к огню: не слишком близко, чтобы не сгореть, и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть.
● С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
● Самая пагубная из страстей - алчность, ибо она делает человека неразумным, заставляет его бросать надежное и устремляться за ненадежным.
● Смотри не на вид мой, а на ум. Не всегда ведь тот дурак, у кого лицо неказистое.
● Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.
● Старайтесь присоединить к красоте прочные качества.
● Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека.
● Страх заставляет человека бросаться из огня в полымя.
● Судьба изменчива, и меняется она обычно только к худшему.
● Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, - спасти.
● Убийцы - не те, кто делает кинжалы, а те, кто пользуется их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.
● Увидел лидийский мул свое отражение в реке, обрадовался, какой он большой и красивый, и пустился вскачь, размахивая гривой, точно лошадь. Но тут он вспомнил, что родился от осла и попридержал свою прыть, а также унял в себе спесь и чванство.
● Увидел волк, как пастухи ели в шалаше овцу, подошел поближе и сказал: «А сделай это я, какой бы вы подняли шум».
● Учиться следует на своих и чужих ошибках.
● Хозяин гнал Эзопа на мельницу. Эзоп спросил: «Зачем ты туда меня гонишь?» Тот ответил: «Чтобы из тебя толк был». «Почему же, - спросил Эзоп, - не гонишь ты на мельницу своих сыновей?»
● Часто убеждение бывает действеннее, чем сила.
● Эзоп сказал человеку красивому, но развратному: «Одеваешься ты, может быть, и хорошо, зато раздеваешься дурно».
● Эзопа спросили, что в человеке сильнее всего. «Разум», - ответил он.
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
[350x570]
Древнегреческий философ. Сын скульптора. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью новое воспитание молодежи и борьбу с софистами. Отличался большой кротостью в обыденной жизни (известно его общение со сварливой женой Ксантиппой) и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения.
Начиная беседу с ничтожных вопросов, он стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи и раскрывало бы суть понятия. Беседы его касались вопросов о сущности добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и др. Прямота суждений Сократа создала ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем был богатый и влиятельный демократ Анит. Приговоренный к смерти философ мужественно и спокойно выпил чашу с ядом цикуты, отказавшись от бегства, которое предлагали ему друзья.
Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как поиск истины при помощи бесед, то есть постановки определенных вопросов и методического нахождения ответов на них. Считая древнюю натурфилософию неудовлетворительной, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Аристотель приписывает ему индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающее возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем Универсальном Разуме или об отдельных богах-умах. Мировоззрение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал ее. Его учение о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.
В этике основной тезис Сократа гласил: добродетель есть знание, или мудрость; знающий доброе обязательно и поступает по-доброму; поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом человека и его поведением. Философа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности же он критиковал любые формы правления, если они нарушают справедливость.
От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом. Учение мудреца содержало в зародыше столько новых плодотворных идей, что послужило отправной точкой для всего последующего развития греческой философской мысли. Великое значение имела и личность философа, явившего своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия слова и дела.
● Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
● Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
● Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.
● В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - излишество.
● Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все?»
● Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который лучше, чем он сам, знал бы то, что полезно для его здоровья.
● Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
● Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.
● Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
● Молодым людям следует чаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить безобразие.
● На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».
● Нельзя лечить тело, не излечив душу.
● Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
● Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
● Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.
● Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.
● Хорошее начало - не мелочь, хотя и начинается с мелочи.
● Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
● Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью - болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.
● Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.
● Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
● Я знаю, что я ничего не знаю.
Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.)
[350x530]
Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона - Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя - знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире.
Сократ всегда был для Платона непререкаемым авторитетом, а позже стал непременным участником всех его диалогов. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал из Афин и отправился в долгое путешествие. Он гостил в Кирене у философа Аристиппа, у математика-пифагорейца Феодора, а также побывал в Египте, Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г до н.э. он оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. Сначала правитель приблизил к себе философа, но затем разгневался и продал в рабство. Выкупил Платона философ Аннекерид.
Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу - отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.
Согласно теории Платона, идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; все вещи представляют собой подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.
В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (Средние века), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. Это высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах. В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира. В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь - благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти. Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда-то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами. Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогины столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины. С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в поисках своих половинок.
Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.
● Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще любой предмет познается с помощью своей противоположности, если человек хочет быть разумным.
● Богатство вовсе не слепо, оно прозорливо.
● Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав.
● Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество воображать, будто знаешь то, чего на самом деле не знаешь?
● В своих бедах люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.
● Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество. Все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах.
● Все, что называется благом, для неразумного плохо.
● Использование письмен вселяет в души забывчивость.
● Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг, если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало вспять, в противоположную сторону, все в конце концов приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства и возникновение прекратилось бы.
● Если я кого-нибудь из окружающих сделаю негодяем, то мне придется опасаться, как бы он не сделал мне зла.
● Истинное мнение ведет нас к правильным действиям ничуть не хуже, чем разум.
● К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит.
● Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
● Когда одни думают так, а другие иначе, тогда уже не бывает общего мнения и непременно каждый презирает другого за его образ мыслей.
● Крайнее увлечение философией вредно.
● Круглое невежество не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
● Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей.
● Страсть - приманка зла.
● Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
● Мы в действительности ничего не знаем.
● Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.
● Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее.
● О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным.
● Основа всякой мудрости есть терпение.
● По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего, если есть возможность выбирать меньшее.
● Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.
● Прежде чем кого-либо за что-то упрекать, Платон советовал спросить себя: «А не таков ли и я сам?» И тогда придирка наверняка обернется снисходительностью.
● С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.
● Самое лучшее - это не война, не междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же - это всеобщее дружелюбие.
● Незачем спрашивать, почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть.
● Существует лишь одна правильная монета - разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость, одним словом, подлинная добродетель; она сопряжена с разумом, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страхи и все иное, тому подобное, или не сопутствуют.
● Ты опытен - и дни твои направляет искусство; не опытен - и дни катятся по прихоти случая.
● Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
● Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей в житейских отношениях, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
[325x435]
Древнегреческий философ. Родина Аристотеля - полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя.
Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.
Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского - отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных. Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове Эвбея.
Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах. Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».
Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как, «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины.
Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек). Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».
В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую. и творческую. Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».
● А если следствия той и другой вещи плохие, тогда предпочтительнее та, из которой следует плохое в меньшей степени.
● Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.
● Бог свободен от добродетели и от порока.
● Ведь порочный человек натворит, наверно, в тысячу раз больше зла, чем зверь.
● Воспитание - лучший припас к старости.
● Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.
● Всякая добродетель есть середина между противоположными крайностями.
● Всякий в состоянии гневаться, и это легко, так же и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и нелегко делать это по отношению к тому, к кому следует, и насколько и когда следует, и ради чего и как следует.
● Всякий любит собственное творение больше, чем оно, оживши, полюбило бы его.
● Выдающаяся душа не чужда безумия.
● Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.
● Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.
● Для обладания добродетелями знание значит мало или вовсе ничего.
● И бедность, и богатство - это нарушение меры должного.
● Избегай неумеренности и в стремлении к славе, и в отклонении от нее.
● Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
● Кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам.
● Как-то раз Аристотелю сообщили, что кто-то заочно ругает его. Философ добродушно откликнулся: «Заочно пусть хоть бьет меня».
● Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.
● Метафора - это отличительный признак гения, ибо способность создать хорошую метафору есть способность распознать сходство.
● Можно ли назвать счастливым того, чье потомство презренно?
● Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
● Наблюдая за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно обнаружить, какому выбору он следовал. А если бы можно было непосредственно видеть совесть человека и его стремление к прекрасному, то его сочли бы добродетельным и без дел.
● Нам хорошо иногда, богу - всегда.
● Начало - это, по всей видимости, больше половины всего дела.
● Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.
● Не хорошо многовластие: один да будет властитель.
● Не цель бывает предметом решения, а средства к цели.
● Однажды Аристотеля упрекнули в том, что он подал милостыню человеку дурного нрава, на что ученый заметил: «Я подаю не нраву, а человеку».
● Серьезное разрушается смехом, смех - серьезностью.
● Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.
● Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.
● Совесть - это правильный суд доброго человека.
● Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.
● Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, поступкам и желанию справедливости.
● Счастливы камни, из которых сложены жертвенники, потому что их чтят, между тем как их сотоварищи попираются ногами.
● Тверже тот, кто побеждает желания. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает.
● То, что человек есть в возможности, его творение являет в действительности.
● Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как богатство и власть.
● Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо бог.
● У кого есть друзья, у того нет друга.
● Уничтожение одного есть рождение другого.
● Философия, или любомудрие, заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающие знанием проводить время в созерцании получают больше удовольствия, нежели те, кто эти знания ищет.
● Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.
● Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если живет без законов и справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.
● Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Плавт Тит Макций (около 254-184 гг. до н.э.)
[254x330]
Римский комедиограф. Биографические сведения скудны. Прославленный мастер паллиаты. Из 21 комедии Плавта до нас дошли 20. Сохраняя традиционные сюжеты и маски греческих оригиналов (среди них несколько комедий Менандра), Плавт для обогащения действия применяет контаминацию («Хвастливый воин» и др.). Пьесы Плавта значительно ближе их оригиналов к архаическому наральному театру с присущей ему карнавальной игрой и буффонадой («Ослы»).
Слабо связанные между собой сцены сочетают клоунаду, пантомиму, живой диалог и арии, богаты комическими приемами. Бытовая сторона новой аттической комедии окарикатуривается, столкновение черт греческой и римской жизни придает комедиям Плавта фантастический колорит, персонажи приобретают гротескный характер. На первое место выдвигается и становится главным героем раб-интриган («Вакхиды», «Привидение», «Псевдол»). Высмеивая легкомыслие греческих нравов, Плавт касается отдельных актуальных проблем римской действительности. Язык Плавта - выдающееся явление не только в комедийной речи, но и уникальный памятник разговорного латинского языка.
● Бить кулаками по остриям.
● Будь верен тому, кто верен тебе.
● Все люди опытны в том, что касается их выгоды.
● Всем умным людям следует находиться во взаимном общении.
● Голого раздеть невозможно.
● Двух слов довольно умному.
● Делать все, что душе угодно.
● Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь.
● Душевное спокойствие - лучшее облегчение в беде.
● Если что-нибудь сказано в шутку, не обращай его в серьезное.
● За добро воздается добром, а на зло отвечается злом.
● Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
● Знакомое зло есть зло наименьшее.
● Из свидетелей лучше один видевший, чем десять слышавших.
● Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен.
● К чему лишние слова?
● Когда состояние пришло в упадок, тогда и друзья начинают разбегаться.
● Кто бежит от своих, тому долго придется бежать.
● Кто в гневе мягок, тот умней гораздо.
● Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.
● Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.
● Легко стать мудрым тому, кто учился на чужой беде.
● Мудрый сам кует себе счастье.
● Мужество в несчастье - половина беды.
● Наглухо закрытое сердце.
● Не бей по камню, чтобы не остаться без руки.
● Не всякий возраст подходит для школьной учебы.
● Не заставляй себя ждать.
● Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое.
● Ни у кого не бывает постоянного счастья.
● Нужда всему научит тех, кого она коснется.
● Один человек не может быть всезнающим.
● Одновременно дуть и глотать нелегко.
● Плохая штука старость.
● Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил.
● Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, а не я - моим недругам.
● Приятнее, если ты поумнел от опыта других, чем другие - от твоего.
● Рабство - тюрьма души.
● Снаружи - Елена, внутри - Гекуба.
● Совет дороже золота.
● Спокойствие в несчастии - отличная приправа.
● Судьба лепит и мнет, как ей заблагорассудится.
● То, что сделано, не может стать несделанным.
● Тот тебе друг, кто в несчастье помогает делом, когда в этом есть необходимость.
● У человека среди многих друзей мало верных.
● Человек человеку волк.
● Черпать воду решетом.
«Я и други́е» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым
Я знаю, кто по-щегольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю — у монаха крест па брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю летопись далеких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю — богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю — нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю, как смеются потаскухи,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадешь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истину и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон