Ни у кого не возникают другие мысли , что вопрос денег закрывает глаза на этику. Никто не осуждает Веру Солдатову за то, что она сделала для Вашей церкви соломенные врата. Они заслуживают внимания, отличаются от оригинальных хотя вся конструкция узнаваема. Мы ведём разговор о творческом "Я" . В телевизионной передаче некорректно звучала тема восстановления, находки. и реставрации.
Передачу смотрели художники и у всех осталось одно и то же впечатление: Вера Солдатова объявила себя единственным реконструктором этой ценности. Дисскусия поднялась именно из за этого. А так как мастерица будет и дальше работать с соломой и темой врат - хорошо бы ей прислушаться к тому, что говорят люди. Если изделие связано с историей - надо делать и правильную историческую ссылку
Врата, исполненные Лось Ларисой Николаевно были оценены комиссией музея. А торгов не было, не предлагались никакие другие суммы. Но ведь не об этом сейчас речь. Существует понятие молчаливого согласия. Но это - тоже действие! Вся эта история очень не к лицу и музею, и мастеру Солдатовой и, к сожалению, церкви, которая построена в Дудутках. Может это место такое гиблое? Вспоминается Будинас, который организовал Дудутки и его друзьям известно как вынудили его за бесценок продать этот комплекс и как он умирал после потери своего детища.
Когда меня водили по комплексу Дудудок - я не увидела ни мемориальной доски, ни упоминания ло том, откуда взялись эти Дудутки - бывшая дача Евгения Будинаса. Это тоже нарушение интеллектуального права. Евгений Будинос был непростым человеком и и вложил в Дудутки не только свой интеллект, но и свою жизнь.
Вот историческая справка о Дудутках самого музея :
Десять лет назад об этих местах никто и не слышал: даже старожилы весьма смутно вспоминали о помещиках, живших в усадьбе, от которой не осталось и следа.
Не подозревали об исторически недавней известности Дудичей и новые хозяева этих мест - руководители и работники "Полифакта", которому решением Пуховичского райисполкома было в 1992 году выделено в дальнем углу района 162 гектара земли "для ведения подсобного хозяйства". За деньги, заработанные в городе (частное издательство, типография - "Полифакт"), отсыпала грунтовые дороги построила высоковольтную линию электропередачи, провела телефон, возвела свинарник, коровник, закупила скот, сельскохозяйственную технику и принялась с упорством первопроходцев хозяйствовать, надеясь обеспечить мясом и молоком, картофелем и овощами свои семьи, ни о каком музее при этом не помышляя.
Видите, о Будинасе - ни слова. Мало того, Будинас десять лет назад и не знал что это он такое устраивает в Дудутках!
И это вошло в моду. Вот приглащение в Дудутки некой фирмы Оптима:
В сорока километрах от Минска на живописном берегу реки Птичь расположился Музей материальной культуры "Дудутки". Это первый и на сегодняшний день единственный музей прикладного творчества, где гармонично переплетаются прошлое и настоящее. На ваших глазах кусок глины, стали или дерева превратится в предмет искусства.
Музей был основан в 1993 году и занимает территорию 160 гектаров. На протяжении 130 лет поместьем Дудутки владели наследники Станислава Ельского, привезшего сюда из Германии ремесленников, которые должны были обучать местную молодежь своим ремеслам. Именно благодаря Ельским это место стало центром культурной жизни Белоруссии. Всем посетителям, независимо от возраста и рода деятельности, будет интересно окунуться в атмосферу Белоруссии девятнадцатого века, познакомиться с укладом сельской жизни и узнать тайны древних ремесел.
БУДИНАС Евгений Доминикович
(Будзiнас Яўген Дамiнiкавiч,
Budzinas Yawhien Daminikavich)
Писатель. Издатель.
Соучредитель и член Директората Института Беларуси
Pодился 18 февраля 1944 года в Москве. В 1946 семья его отца (бывшего революционного комиссара Жемайтии, репрессированного, позднее реабилитированного и ставшего персональным пенсионером) переехала в Вильнюс.
Окончил школу рабочей молодежи (1961), Минский радиотехнический институт (1972).
Работал лаборантом Вильнюсского радиотехнического училища (1960 — 1961), слесарем, монтером на заводе, комиссаром комсомольско-молодежного строительного управления в Тюменской области (Россия), учителем математики, русского языка и литературы в вечерней школе, литсотрудником, заведующим отделом в газете "Знамя юности" (1968 — 1972), собственным корреспондентом АПН по Беларуси (1972 — 1975), корреспондентом журнала "Рабочая смена" (1975 — 1976), специальным корреспондентом журнала "Дружба народов" по Беларуси и Прибалтике (1982 — 1990).
Председатель правления издательства "Полифакт" (с 1989 по 1997 год). Издатель серии "Итоги века".
В 1994 создал уникальный музей материальной культуры "Дудутки", в котором воссоздана модель жизни белорусской провинции ХIХ века. По старинным технологиям здесь работают кузница, мельница, столярная мастерская, сыроварня; собрана коллекция старинных машин и т.п.
Член Союза писателей СССР (1986), член ПЭН-Центра, член Союза кинематографистов.
Женат, трое детей.
Лауреат премии Союза журналистов СССР (1985) и многих литературных премий.
Руководитель проекта BelarusFree.org, соучредитель и член Директората Института Беларуси.
К сожалению, это всё в прошлом. Будинаса уже нет в живых.
Поэтому, батюшка, поберегите себя. А то начальники Дудудок за ваши слова найдут другого настоятеля.Ну, а теперь посмотрим на некоторые детали врат.
Верху деталь врат ,выполненная Верой Солдатовой для Дудудок. Внизу детали исторических врат, восстановленных Ларисой Лось.
Крепление деталей, фрагменты, принцип построения композиции - несомненно общий. Чтобы повторить это, надо подержать в руках, поглядеть глазами, взять линеёчку и высчитать. Куда Вера Солдатова гладела, что видела и откуда брала пример ясно, потому что без образца трудно придумать крепление, соотнести композиционные элементы , да и элементы нужно "увидеть". Первыми их увидела Надежда Федоровна Высоцкая , исследователь, искусствовед. По её поручению Лариса Николаевна с дочерью Еленой собрали разрозненные части, восстановили их, изучая принцапы крепления и рисунка деталей. Ну а остальное для хорошего масера - "Покажите и я сделаю"! Кроме врат, восстановленых Ларисой Николаевной - других образцов не было! Поэтому Вере Солдатовой следовало сказать - откуда она брала вдохновение. Не она разыскала "врата из-под Бреста", изучила и придумала свои. Именно этот факт стал темой дисскуссии. Хотелось бы, чтобы в храме при Дудутках, который входит в исторический комплекс правильно понимали национальное наследие и делали точные и грамотные ссылки на свои "экспонаты".