Глубокие социально-экономические перемены в конце XVIII века, из которых наиболее значительными были отмена крепостного права и ослабление роли цехов, оказали сильное влияние на развитие промышленного производства, а следовательно, и развитие пражских городов и их общественную жизнь. С начала XIX века это приводит к изменению внешнего облика города. Первым значительным событием стало основание за Поржичскими воротами Карлина (1812г), где уже были использованы новые урбанистические принципы. Но самые глубокие изменения наблюдались в 20-е и 30-е годы, когда на месте старых рвов, ликвидированных уже в конце XVIII века, возникли новые улицы с современными домами. Так, напротив Пороховых ворот была перестроена в таможню старая церковь (стиля барокко) Гибернского монастыря, а в новых аллеях (ныне Национальный проспект) строится первый пражский доходный дом "Платиз".
Хотя Прага и сохранила стиль барокко, но не смогла долго противостоять усиленному давлению со стороны бурно развивающейся промышленности. Поэтому вскоре в строительстве начинают появляться новые элементы: классические и романтические. Так, были построены первая пражская набережная (теперь набережная Сметаны) и второй мост -- Цепной, соединивший Прагу с промышленными предприятиями Смихова. Перестраиваются некоторые старые задания -- Конные ворота (в стиле ампир), новоготическая Староместская ратуша и т.д.
Поразительно, что эта новая Прага как бы утратила интерес к архитектурным стилям и художественной ценности города. Строительство Праги на данном этапе характеризуется либо включением новых зданий и кварталов в старый архитектурный каркас, подчас без привязки к окружающей местности и соблюдения гармонии, либо строительством новых жилых районов по шаблону в соответствии с интересами алчных предпринимателей, многие из которых заседали в органах самоуправления Праги или окрестных поселков и принимали решения о застройке города. Хотя новый стиль, неоренессанс, и становится выразителем национальных черт, однако европейскую известность приобрело лишь несколько архитектурных памятников. На первом месте среди них стоят Национальный театр Зитека и здания, построенные Шульцем, Ульманом, Барвитом и Виглом. Важным событием явилось завершение строительства собора св. Вита.
Если на протяжении пяти веков Прага обходилась одним мостом, то с 1840 года по конец XIX века их было построено сразу несколько. По мере того как увеличивалось количество жилых домов, а в городе и вокруг него развивалась промышленность, возникла необходимость улучшить связь между частями города, расположенными на противоположных берегах Влтавы. И вот после после Цепного моста Франтишека I строятся еще четыре моста: в 1862 году -- моста Франца-Иосифа I (замененный в 1949-1951 гг. мостом Швермы), в 1869 году -- Железная лавка (в том месте, где теперь находится Манесов мост), в 1870 году -- Железнодорожный мост и в 1878 году -- мост Палацкого. Центр общественной и торговой жизни Праги в это время перемещается на Вацлавскую площадь, которая уже в начале века была полностью расчищена. Во второй половине века на площади высаживают аллеи деревьев, а по центру располагают большие газовые канделябры Никласа с изящными кариатидами. Одновременно здесь образуется транспортная магистраль, по которой была пущена конка. В 1889 году на месте Конных ворот строят монументальное здание Национального музея. В конце века площадь освобождают, и деревья пересаживают на края тротуаров, канделябры Никласа заменяют новыми столбами с полукруглыми светильниками, а конку заменяют трамваем. Два ряда домов, обрамляющих площадь, постепенно меняют свой облик, на месте старых низких домов в стиле барокко и ренессанс строятся современные торговые дома. В тот же период был благоустроен с точки зрения санитарии Еврейский город, часть Старого Места и в Новом Месте -- Войтешский район. При этом были уничтожены некоторые старые памятники, которые новая застройка, хотя местами она и представляла художественную ценность, уже не смогла заменить.
После сноса городских стен Прага стала быстро расти, занимая площади за Новыми и Конными воротами, где возникают новые пригороды Праги: Жижков и Винограды, и за Уездскими воротами, где до этого крайне медленно развивался старый пригород Смихов. Застройка Виноград и Жижкова велась без всякого плана, без привязки к местности, без учета архитектуры улиц. Рука художника потрудилась в этих новых районах только в конце XIX века. На Виноградах был построен храм св. Людмилы, а на Жижкове -- св. Прокопа -- оба по проекту архитектора Йозефа Моцкера; над Нусельской долиной среди большого парка Антонин Барвитиус возвел изящную виллу Греба. Иное положение было на Смихове. Своей южной частью, располагавшей вокруг новых заводов, он походил на новые районы, но северная часть, продолжающая историческое ядро города, характеризуется четкими архитектурными пропорциями. Поэтому здесь и мог быть возведен самый прекрасный пражский храм XIX века -- базилика св. Вацлава, построенная Барвитиусом, а шеренга жилых домов на набережной у Франтишкова моста, оформленных в стиле неоренессанса, образовала кварталы хорошего уровня. Примечательно то, что и новый мост (Палацкого), соединивший в 1878 году Смихов с исторической частью Праги, был украшен скульптурами большой художественной ценности работы Й.В.Мысльбека.
Все отрицательные моменты в застройке Праги, жертвой которой пали многие прекрасные архитектурные памятники периода готики, вызвали к жизни в конце 1900 года движение по охране памятников.
В начале XX века в пражскую архитектуру проник стиль модерн, последний этап художественного развития XIX века, закончивший эпоху исторических направлений и возвестивший о приходе нового стиля -- функционализма. Самое большое количество модернистских зданий выросло на набережных, на Национальном проспекту и в реконструированных районах, в частности в Еврейском городе, который после 1900 года превратился в современный городской район, оформленный в стиле модерн.
Затем минули четыре года первой мировой войны. А 28 октября 1918 года была провозглашена независимая Чехословацкая Республика, и Прага стала столицей нового государства. Ее главенство не вызывало никаких сомнений, поскольку оно опиралось на древнюю славную традицию резиденции чешских властителей.
По королевской дороге
Там, где сегодня расположен Общественный дом ("Репре"), когда-то был королевский двор. Вацлав IV, сын великого императора Карла IV, был первым, кому надоело жить в Граде, если того не требовали государственные обязанности. Может быть, потому, что в Граде было далеко до староместских кабачков, в которые так любил захаживать король Вацлав, кто знает... Совершенно точно известно только одно: именно он в конце XIV века построил королевский двор и поселился на границе Старого и Нового Места пражского.
После смерти Вацлава двор осиротел надолго. Его брат Сигизмунд, император и король венгерский, без стеснения пробивался на чешский трон, но гуситы не раз задавали ему хорошую трепку, прежде чем он попал на него всего на несколько месяцев уже в самом конце жизни, в 1436 году... Потом двор был резиденцией потомков Сигизмунда. Самой большой славы двор достиг во времена правления Йиржи из Подебрад, но сразу же после этого при его преемнике Владиславе Ягелло, он раз и навсегда перестал играть сколько-нибудь значительную роль. В 1483 году в королевском городе возникли волнения, слишком уж напоминавшие первые дни гуситской революции. Король испугался и предпочел отсидеться в Граде, за его надежными стенами. Спустя некоторое время он все-таки вернулся в королевский двор, но, когда однажды, в 1485 году, в него кто-то выстрелил, вернулся в Град и никогда больше не оставался в строптивом городе.
Именно в период правления Владислава Ягелло рядом со двором поднялась одна из самых замечательных пражских башни -- Пороховые ворота. Начали их строить в подарок королю в 1475 году на месте старых крепостных ворот, готовых рухнуть от ветхости, жители Старого Места. Сначала король интересовался строительством и, конечно, с нетерпением ждал момента, когда можно будет взглянуть на свою столицу сверху и увидеть ее как на ладони... Но опять начались драка за золото и власть, волнения бедноты, и король утратил интерес к городу и башне.
Королевская дорога широко известна, хотя ее нет ни на одной карте Праги. Королевская дорога проходила по Целетной улице на Староместкую площадь, там огибала ратушу, шла по Карловой улице, по одноименному мосту пересекала Влтаву и попадала на Малую Страну. По Мостецкой улице выходила на Малостранскую площадь и оттуда поднималась вверх на Град по нынешней Нерудовой улице.
В особенно торжественных случаях, когда нельзя было обойти церемониал, приходилось королю в сопровождении свиты советников и охраны отправляться из королевского дворца в Град, где проводились официальные дипломатические приемы и пр.
Если процессия была особенно пышной, пестрой и многолюдной, то пражане знали, что происходит что-то весьма важное. Когда еще вдобавок звонили в пражские колокола и люди короля бросали в толпу мелкие монеты, то это была если не коронация, то королевская свадьба или крестины наследника престола...
По королевской дороге шли на Град для официальных приемов и иноземные послы, порой это было весьма экзотическое зрелище.
Бесспорно, королевская дорога была самой важной пражской магистралью в XII веке и долго после этого. Иметь там дом или мастерскую было все равно что выиграть в лотерею; лавку или винный погреб -- золотое дно! Достаточно было королю, королеве или кому-нибудь из их приближенных задержать высочайший взгляд на разложенных товарах, велеть что-нибудь показать или даже -- страшно и подумать о такой чести -- купить!
Первая часть королевской дороги соединяет Пороховые ворота со Староместкой площадью: это Целетна улица. Раньше говорили Цалетна: название улице дали "цалты", или маленькие плетеные булочки, которые обычно пекли к рождеству. В средние века, когда ремесленники одной специальности селились на од6ной улице, здесь жили пекари, или "цалтнеры".
Недалеко от Пороховых ворот, на углу Фруктового рынка, стоит дворец, мемориальная доска которого гласит, что здесь с 1420 года чеканили чешские деньги. Монетный двор размещался здесь вплоть до 1784 года.
Прежде на этом месте стоял готический дом, принадлежавший в свое время королю Вацлаву IV. Дворец, дошедший до нашего времени, построен в стиле барокко.
В последние годы, после почти 300-летнего перерыва, опять пьют и едят "У супа". В свое время это был известный пражский трактир с собственной пивоварней. Только вмести с большой волной эмигрантов в период после битвы на Белой Горе уехало за границу и много пражских пивоваров, поэтому в трактире "У супа" не осталось никого, кто был бы способен варить пенистый напиток, привлекавший сюда жителей Старого Места и приезжих. Владельцем дома стал немецкий дворянин, который в конце концов кабачок перестроил в домашнюю часовню. Позже в доме была ювелирная мастерская, типография... В настоящее время дом принадлежит Карлову университету, но на первом этаже вновь открыт один из самых известных ресторанов. Первые упоминания об этом доме к нам дошли с XIV века, а недавно археологи нашли в его подвалах кладку XIII и даже XII веков.
Чтобы познакомиться с Прагой романской, в большинстве случаев приходится опускаться под землю. Дело в том, что когда первые плотины подняли уровень Влтавы, то каждую весну река стала основательно затоплять все Старое Место. Поэтому его жители при помощи насыпи стали поднимать свои жилые этажи. Таким образом, романские первые этажи каменных зданий сразу же превратились в оригинальные сводчатые подвалы, идеально сохранившие первоначальный стиль построек, стиль, о котором в городе почти ничего не напоминает.
В такой подвал можно попасть через арку дома "У голубой звезды" ("У модре гвезды") напротив курантов войдете в винный погребок "У Биндру", а уж потом по лестнице спуститесь в Рыцарский зал. Возраст этого помещения -- три четверти тысячелетия!
И это еще не все. Самый большой сюрприз впереди: романский первый этаж здания не только стал подвалом, но и он в свою очередь обзавелся подвалом, но уже готическим. Нижний подвал тоже открыт для посетителей. Только вход сюда -- за углом, с Мелантриховой улицы. Потому что подвал является частью южноморавского винного погребка "У золотого кувшина" ("У злате конвице").
Первые кирпичные стены Града приказал возвести князь Бржетислав I в 1041 году. В следующем веке князь Собеслав I приказал их укрепить и нарастить в высоту на 14 метров вокруг всего Града.
Первый княжеский дворец находился некогда под нынешним Владиславским залом.
Корона (единственная в Европе) имеет форму полукруглой шапки-митры, украшавшей в торжественных случаях головы чешских королей, была изготовлена при Карле IV (1346), но многие ее драгоценные камни, бесспорно, на сто-двести лет старше. Первым при помощи этой короны был коронован сам Карл IV (2 сентября 1347 года). Последним -- австрийский император Фердинанд Добротивы (7 сентября 1836 года). Последние два монарха из рода Габсбургов уже не были коронованы на чешский престол.
Скипетр и держава работы второй половины XVI века.
Так называемый меч Святого Вацлава, который хранится и выставляется вместе с драгоценностями, на самом деле не является памятью о Вацлаве Святом, это только редкий предмет из коллекции собора, возраст которого семьсот лет.
За границу страны коронационные драгоценности тайно вывез в 1420 году император Сигизмунд. Во время 30-летней войны они были переправлены в Вену, а в Прагу возвращались только для коронации. Их возвращение в 1791 году в Прагу было большим национальным праздником. Затем в 1866 году они снова на несколько месяцев оказались в Вене из опасения, что могут стать военной добычей пруссаков или просто затеряться в суматохе войны.
Романская базилика св. Георгия была построена в своем теперешнем виде -- кроме фасада в стиле барокко -- в XII веке и она меняет свой облик уже в третий раз. Основал ее князь Вратислав I в конце 915 года, впервые перестроил Болеслав II. Во время археологических раскопок была обнаружена первоначальная кладка в центральном нефе под главным алтарем -- гробница Пршемысловичей. Самым старым захоронением Града является могила князя Болеслава II (999г).
Первый двор называется Почетным, потому что здесь обычно встречали официальных гостей.
Тюрьмой в Граде служили Черная башня, Далиборка и Белая башня (первые две ???????? Владислава Ягелло). В последней из них ждали своей казни после битвы на Белой Горе некоторые вожди Сопротивления. Черная башня -- восточные въездные ворота самые старые пражские ворота). Эпитет "Черная" эта башня приобрела в 1541 году после крупного пожара Града, когда стала вся черная от сажи. В средние века Черная башня была также долговой тюрьмой; должники тут нередко и умирали с голоду, хотя правовые нормы предписывали, чтобы о пропитании заботились кредиторы. Эта башня сохранила часть романского укрепления Града XII века. Во времена Карла IV ее называли "золотой", так как император повелел покрыть ее крышу позолоченной жестью.
Больше всего легенд связано с башней Далиборка (это -- также одно из укреплений Града XIII века). При короле Владиславе II это сооружение было превращено в государственную тюрьму в 1496 году, а первым заключенным был шляхтич Далибор из Козоедов, поэтому в народе башню назвали его именем. Долибору было предъявлено обвинение в том, что он стал во главе взбунтовавшихся крепостных своего соседа, за это ему в 1498 году отрубили голову. На втором и третьем этажах Далиборки до наших дней сохранились тюремные камеры, а через узкое отверстие в полу второго этажа можно заглянуть и в глубину каменного мешка гладоморни, куда помещали осужденных на смерть.
Неотъемлемой составляющей панорамы города -- пражские водонапорные башни, которые уже давно утратили сове назначение.
Есть в Праге башня ничем не примечательная, но без нее в Праге никто не знал бы, когда наступит полдень. Это башня обсерватории Клементинума. Для определения полудня там имелось простое, но удивительно точное устройство: на южной стороне башни было маленькое отверстие, сквозь которое проходили солнечные лучи. Внутри были натянуты три струны; в момент, когда средняя струна разделяла пополам кружок солнечного света так, что он не касался ни одной из боковых струн, наступал полдень. Позднее некий скептик решил сопоставить точность этих необычных солнечных часов с современным хронометром. Каково же было его удивление -- максимальное отклонение составило всего две-три секунды... С этой башне на протяжении многих десятилетий возвещали всему городу о наступлении полудня. На галерею выходил служитель и махал красно-белым национальным флагом, и тогда с башни над Кларовом раздавался артиллерийский залп.
Вышеград
Первые сведения о Вышеграде относятся к X веку, то есть к периоду, когда княжеский Град на противоположном берегу Влтавы наверняка уже стоял. Приоритет Града можно обосновать и логически: первое поселение на месте сегодняшней Праги наверняка возникло над бродом, на месте Староместской площади и Тына. А городище было построено так, чтобы охранять и брод, и поселение.
Скорее всего, Вышеград был построен как сторожевое укрепление на юге, откуда было видно далеко вокруг. Пространство между обоими укреплениями быстро заселялось. Видимо, и под Вышеградом вскоре выросло поселение, где велась оживленная торговля: вначале здесь жили в основном купцы-евреи. Существуют доказательства того, что на Вышеграде чеканили болеславские динары, а это также свидетельствует о том, что его положение в княжестве было достаточно прочным.
Наконец, в XI веке князь Вратислав II, первым из рода Пршемысловичей получивший от императора право называться королем, перенес свою резиденцию на Вышеград. Вратислав поссорился со своим братом, пражским епископом Яромиром, и не пожелал оставаться с ним в одних стенах. Возможно, он даже опасался за свою жизнь -- ведь убийство брата в те времена не было чем-то необычным, когда на карту была поставлена власть, трон. Тогда на Вышеграде был построен княжеский дворец в романском стиле.
Вратислав ничем не мог так унизить брата в глазах папы, как превзойти его в показной набожности. Вероятно, поэтому он с необычайным рвением принялся строить на Вышеграде костелы: базилику св. Петра и Павла -- на месте нынешнего Вышеградского храма, башни которого так выразительно подчеркивают вторую доминанту Праги, а затем базилику св. Вавржинца и, наконец, ротонду св. Мартина (эта постройка сохранилась до наших дней).
Большие планы строил в отношении Вышеграда и Карл IV. В духе традиций он считал сторожевой град первоначальной резиденцией князей из рода Пршемысловичей: сам он весьма активно поддерживал эти традиции, чтобы подчеркнуть историческую преемственность чешского королевства. Правда, Карл IV не превратил Вышеград в свою резиденцию, но решил, что оттуда будет выходить королевская коронационная процессия и пойдет затем через Новое Место, которое по его плану примкнуло прямо к вышеградской скале, а потом через Старое Место и Малую Страну на Град. И приказал Вышеград перестроить.
Подход к Праге с юга и юго-востока с тех пор охранял сильный отборный гарнизон королевских войск. Славная эпоха Вышеграда навсегда окончилась в середине XV века.
Страгов монастырь
На опушке бескрайнего лиственного леса, местами разорванного песчаными оползнями, с давних времен "стража стояла". Она охраняла подход к городищу на пражском холме. Отсюда вся местность получила название "Страгов". в 1140 году на княжеский престол в Пражском граде вступил молодой Владислав II. В первый же год своего правления он основал на месте "где до сих пор разбойники скрывались", новый монастырь и передал его монахам Ордена.
Пражский замок
Тысячу лет Пражский замок возвышается на рекой Влтавой. Неотделимый от 100-башенной Праги, он представляет собой живописнейшее зрелище. На протяжении столетий он был центром истории чешского народа, памятником его славы и горести. В конце IX века чешские земли объединила под своей властью королевская династия Пршемысловичей. Тогда "на горе, подобной дельфину", как записал летописец, Пршемысловичи в период непрекращающейся борьбы начали строить свою первую крепость: лабиринт рвов, валов и погребений лишь недавно был обнаружен намного глубже теперешнего уровня Пражского града. Насколько известно, князь Боржевой основал также первую христианскую церковь Девы Марии (Тынский храм).В начале следующего столетия в крепости выросли несколько религиозных зданий: Базилика святого Георгия, базилика святого Вита, а также первый конвент. Активное строительство в замке прекратилось после прекращения династии Пршемысловичей.
В начале XIV века замок был в плачевном состоянии. Поэтому Карлу 4 после его возвращения из Франции и Италии пришлось полностью его обновить. Остатки королевского дворца были перестроены в роскошное готическое здание по образцу дворцов французских королей. Обновлен был и собор святого Вита. Другие религиозные и государственные здания в замке тоже перестраивались, строились новые. Королевский дворец был вновь значительно преображен в правление Владислава Ягелло. Названный в честь него тронный зал вызывает восхищение даже сегодня. Важный период представляет правление Рудольфа II. Вновь итальянские архитекторы строят, помимо других сооружений, новый дворец с двумя большими залами. Испанский зал, украшенный лучшими художниками, до сих пор является гордостью замка. Здесь Рудольф собирал свою знаменитую коллекцию.
Галерея включает картины самых известных мастеров Ренессанса: Тициана, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Дюрера и др. Некоторые из картин все еще находятся в государственной коллекции искусств Вены.
Главные ворота, украшенные группой гигантов, ведут к Пражскому замку от площади Градчан. Они ведут в первый двор замка, который также называется "Двором Чести". Это самая молодая часть замка, построенная в стиле венского рококо. В передней стене находятся ворота Матиаша, самое старое государственное здание в стиле пражского барокко. Проход ведет во второй двор замка. В его центре стоит украшенный в стиле барокко фонтан. В юго- западной части находится Капелла святого Петра, в которой хранятся сокровища святого Вита. В южной части двора стоит дворец Рудольфа, в северной части -- крыло, включающее испанский зал, клиновидный пассаж и галерея. Отсюда же проходы ведут к королевским садам, Манежу и Бельведеру.
Второй двор замка соединен с самым памятным местом -- третьим двором, где когда-то была древняя славянская крепость. Напротив прохода стоит монументальный собор святого Вита. Частью украшения этого двора служит статуя святого Георгия, сражающегося с драконом.
Крыло между вторым и третьим двором и южная секция принадлежат президентскому офису. Королевский дворец, в котором находится зал Владислава, завершает третий двор с восточной стороны. За старым дворцом находится площадь святого Георгия.
На этой площади находятся три интересных здания: церковь всех святых, перестроенная в стиле Возрождения, романская церковь святого Георгия и старый конвент. Улица Георгия ведет к маленькой золотой улице. Улица Георгия заканчивается восточными воротами, у которых стоит Черная Башня, часть старых романских укреплений замка. От ворот вниз идет старый артиллерийский вал, открывающий прекрасный вид на город.
Королевская династия Пршемысловичей сделала местом своей резиденции после объединения чешских земель Пражский замок. На его земле они оставили религиозные памятники. Уникальное зрелище, вместе с замком и Карловым мостом, представляет собор святого Вита.
В основании собора лежит церковь в форме ротонды, основанная принцем Вацлавом в 926 году. Важность церкви возросла, когда в нее поместили остатки Вацлава, и когда она стала епископальной. Принц, убитый собственным братом, стал национальным святым, и церковь стала слишком маленькой для всех пилигримов, приходивших ему поклониться. Поэтому на месте ротонды была построена базилика в романском стиле с тремя нефами.
Основной период в истории собора начался в середине 14 века. В то время Карл IV был еще графом Моравии. Во время его визита в Авиньон он убеждал Папу произвести пражское епископство в архиепископство. Климент IV, бывший его учителем при французском дворе, согласился с желанием своего ученика и друга. Естественно, собор должен был соответствовать новому назначению. И еще во время пребывания в Авиньоне Карл поручил известному архитектору Матиашу из Арраса начать строительство. Фламандский архитектор использовал элементы классического стиля соборов северной Франции.
На месте надгробного памятника из старой базилики была помещена капелла святого Вацлава в виде отдельного архитектурного сооружения. Она относится к наиболее выразительным памятникам чешской архитектуры. В отличие от других капелл, она строилась с закрытыми стенами. Стены украшены большими драгоценными камнями. Между камнями аметиста, халцедона и др. расположены картины.
Красивее всего в капелле скульптура святого Вацлава. Она относится к величайшим произведениям искусства чешской готики. Самая интересная часть капеллы -- надгробный алтарь святого. Капелла святого Вацлава считается самым святым местом Чехии. В соборе проводились службы и захоронения государственных и церковных деятелей. Он богато украшен скульптурами, особенно на надгробиях. Особого внимания заслуживает надгробие святого Яна из Непомук. Скульптурная часть гроба с коленопреклоненной фигурой святого сделана из серебра, и была первой в Чехии скульптурной работой в стиле рококо.
Также известна декоративная скульптура Трифориума святого Вита. В его нижней галерее находится 21 бюст членов семьи Карла IV, а также пражских архиепископов и строителей собора. В верхней галерее 10 скульптур представляют Христа, Девы Марии и чешских святых.
Снаружи находятся чрезвычайно выразительные горгульи (в готической архитектуре -- выступающие водосточные трубы в виде фантастических фигур), представляющие борьбу между добром и злом. Всех посетителей восхищают Золотые Ворота. Их фасад покрыт мозаикой из разноцветных камней, за которой находятся бруски позолоченного стекла. Все это делает их абсолютно уникальными.
Золотые Ворота открывают вход в зал. Над сводами этого зала находится комната, где хранятся камни чешской короны. Карл IV в 1346 году отреставрировал старую корону династии Пршемысловичей. Золотая диадема покрыта 91 драгоценным камнем и 20 редкими жемчужинами. Скипетр и держава -- тоже произведения искусства. Карл IV посвятил корону святому Вацлаву, и короли должны были надевать ее только по праздникам и только в Праге. Говорили, что тот, кто наденет корону без права на нее, умрет.
Сокровищница храма хранит множество ценностей. Поскольку здание сокровищницы было слишком маленьким для них, они были перемещены в капеллу святого Креста во втором дворе замка.
Золотая улочка
В пражском замке в тени могучих дворцов и величественного собора прячется кусочек, контрастирующий с пышностью резиденций чешских королей. Он создает свой собственный, отдельный, маленький мир, странный, мистический и поэтический. Это -- Золотая улочка, с ее маленькими домиками, соединенными в изгибы старых готических валов.
На этой тупиковой улице 16 домов, сохраняемых со времени Рудольфа II. Они населены сказками и тайнами, также, как и в пору правления Рудольфа. Историки даже сегодня спорят об их появлении и назначении.
Хотя Золотая улочка расскажет много вам, она открывает не все окружающие ее тайны. В конце XVI и начале XVII веков целая Прага была окутана туманом тайн. Странный и непредсказуемый затворник Рудольф II фон Габсбург сделал Прагу вновь столичным городом, и, в то же время, местом фантастических историй. Он больше интересовался искусством и наукой, чем своими обязанностями как правителя. В замке он собрал коллекцию неизмеримой ценности и стимулировал создание произведений искусства и научные исследования. Больше всего его интерес привлекали астрономия, астрология и алхимия. Особенно, последняя.
В то время алхимия считалась самой важной из наук. Император занимался ей сам и считался экспертом в этой области. Основным принципом алхимии была вера, черпавшаяся из Аристотелева учения о природе материи и космоса и арабских идей о свойствах определенных субстанций, что, комбинируя 4 элемента -- землю, воздух, воду и огонь -- и 3 субстанции -- серу, соль и серебро -- возможно, при точных астрономических условиях, получить эликсир жизни, философский камень, и золото. Многие были полностью захвачены этим поиском или для продления собственной жизни, или в поисках власти. Многие другие провозглашали, что они могут это получить. Благодаря поддержке императора, при дворе Рудольфа собиралось множество таких личностей. Считается, что они жили на Золотой улочке.
Имя улочки могло бы появиться из-за этих "добытчиков" ценного металла. К сожалению, эта романтическая и поэтическая история историками не подтверждается. Наиболее вероятная легенда гласит, что на этой улице селились простые ремесленники, торговцы и слуги, строя там свои временные жилища. Среди них были также замковые стрельцы, служившие охранниками во дворце в тюрьмах башен. Возможно также, что там жил золотых дел мастер, давший улице ее имя. Отсюда же могла взяться и легенда о производивших золото алхимиках. Более того, те алхимики, кто попадали в немилость к императору, заканчивали свой путь в заключении в Белой башне, возвышавшейся над западным концом улицы. Даже такой знаменитый мастер алхимии, как англичанин Эдвард Келли, был вначале награжден богатством и дворянским званием, но позже также познакомился с заключением в тесных стенах темницы. То же самое случилось с немецким мастером Филиппом Якобом Гюрстенгофером.
В 1800 году в Праге со своими родителями жил Артур Шопенгауэр. В своем дневника он писал, что над рекой Влтавой "возвышается чудесный мост..., на котором стоят многочисленные религиозные скульптуры, прекрасное произведение искусства."
Древний Карлов мост действительно является произведением искусства. Он назван по имени римского императора и чешского короля Карла IV, начавшего его строительство. Он должен был заменить римский мост Юдифи, который был сильно поврежден разливами Влтавы.
Это была внушительная замена. Император лично заложил первый камень, а молодой выдающийся архитектор Питер Парлер построил на нем монументальное готическое здание. Он использовал существующий мост на берегу Малого города, включив в конструкцию высоченную Мостовую башню.
На стороне Старого города мост завершался компактным зданием второй высокомерной Мостовой башни. Двухъярусное здание богато украшено архитектурными и геральдическими элементами. Вниз с центра фасада смотрит скульптура самого императора рядом со своим сыном Вацлавом и святым Витом, под чьим покровительством находится мост. Мост тянется на 516 метров в длину и имеет 9,5 метров ширины.
В начале XV столетия он был украшен скульптурами. Однако, свой современный вид он получил в период барокко, став буквально галереей скульптурного искусства. Поэтому он объединяет два различных выразительных стиля: готическую архитектуру и барочную скульптуру. Это слияние двух различных стилей смотрится естественно. В воображении великого французского скульптора Родена мост ассоциировался с кентавром. Говорят, что в Праге "каждый камень о чем-то повествует". Во многом это относится к Карлову мосту.
Площадь Старого города
Площадь Старого города одна из самых старых и наиболее примечательных площадей Праги. Она имеет неправильную форму и окружена очаровательными зданиями. Большинство из них относится к средним векам и были обновлены в периоды позднего Возрождения или барокко. Часто они были основаны еще в романский период. Первые и части вторых этажей сохраняются в подвалах зданий позднего готического периода. Историки утверждают, что на площади и вокруг нее находится около 60 зданий, уходящих корнями в романский период. Несмотря на их исключительный возраст, их каменные стены очень хорошо сохранились. На западной стороне площади стоит дом раннего готического периода, который был школой на Тыне. Через этот дом ведет проход к монументальному храму на Тыне. В подвале дома сохранилось романское здание. Оно датируется XIII веком и имеет беседки, характерные для готических строений того периода. В период Возрождения были добавлены арочные фронтоны венецианского типа. Рядом с этим домом находится угловой дом "У каменного колокола", самое привлекательное готическое здание в Праге с прекрасным фасадом. Еще один пример позднеготического строения на романском основании -- дом "У золотого единорога".
На углу Парижской улицы стоит высокая церковь святого Николая. Вначале она принадлежала словацкому монашескому ордену Бенедиктинцев, в XVIII веке некоторое время -- русской православной церкви. От этого периода осталась люстра в форме царской короны. В настоящее время она используется чешской гуситской церковью. В XVIII веке церковь некоторое время служила цирком. В 1791 году здесь выступал француз Жан-Пьер Бланшар, переплывший в свое время Ла-Манш. Здание церкви периода барокко было проектом Килиана Игнаца Динзенгофера. Орнаментальные украшения выполнены Бернаром Бенетти, фрески нарисованы Козьмой Дамианом Ассамом. На западной стороне так называемой Малой площади расположен старинный фонтан с железной решеткой периода Возрождения.
Над площадью доминирует высокая башня Ратуши Старого города, с великолепными астрономическими часами Орлой. На восточной стене висит мемориальная доска с именами 27 лидеров революции против Габсбургской династии. Кресты на мостовой отмечают места, где они были казнены. Памятник Яну Гусу в центре площади напоминает нам о другом историческом событии. Ян Гус был сожжен в 1415 году синодом в Констанце за свою открытую критику деятельности церкви, в особенности -- раздачи индульгенций.
Автор: (с) Anna Tobotras, anna@xtalk.msk.su , 1999
Источник:
Перейти на первую страницу сервера
Постоянный адрес документа: http://www.prag.ru/history-prag/history-prag-7.html