[показать] |
Сегодня я хочу рассказать вам о работе авиадиспетчера.
Это человек, который наблюдает за самолетами на аэродроме и в воздухе,
и решает много задач, связанных с воздушным движением.
На этой картинке вы видите рабочее место диспетчера - экран, на котором
отмечены воздушные трассы, аэропорты, опасные районы, списки рейсов и,
самое главное, метки самолетов.
|
|
[показать] |
В древние времена люди смотрели на полеты птиц и тоже хотели подняться
в небо. Это была мечта о полете. Конечно, они не представляли себе, что в будущем
полеты пригодятся для перевозки пассажиров и грузов.
Для того, чтобы летать, как птицы, одни изобретатели предлагали прицепить крылья
к рукам, но силы рук не хватало для полета.
|
|
[показать] |
Другие - думали: если поднять над лодкой большой купол или пирамиду
из материи, то можно будет полетать, при достаточно сильном ветре.
А еще один сэр хотел запрячь побольше птиц, но и у него ничего не вышло.
|
|
[показать] |
Но, все-таки, люди смогли подняться в воздух, когда был изобретен шар,
который наполняли горячим воздухом. Этот шар изобрели во франции два брата
Монгольфье, поэтому он назывался монгольфьер.
Есть несколько старинных картин, на которых художники рисовали первые
полеты людей и огромные толпы зрителей, для которых такое зрелище было чудом.
В наши дни люди тоже летают на шарах, наполненных горячим воздухом, теперь
они называются аэростаты. Полеты на аэростатах - это развлечение и спорт,
для пассажирских и грузоперевозок они малопригодны.
|
|
[показать] |
Когда же взлетел первый самолет? В этом году, 17 декабря, исполнится
ровно 110 лет со дня, когда один из братьев Райт совершил первый полет, котрый
длился всего 12 секунд. Это произошло возле американского города Китти Хоук.
|
|
[показать] |
Посмотрите на один из первых самолетов (в позапрошлом веке - аэроплан).
Он был сделан из деревянных рам, обтянутых тканью. Позже, когда люди создавали
все более мощные двигатели, в конструкции стали применять металл.
Первый пассажирский самолет (К-1) на территории Украины был построен
в 1925 году и взлетел с площадки, на которой сейчас расположен аэропорт "Киев".
В этом самолете могли поместиться только три пассажира. А современные авиалайнеры
могут перевезти более трехсот человек.
|
|
[показать] |
Сейчас самолеты легко поднимаются на 10-14 км и преодолевают расстояния
между странами и континентами. Для того, чтобы полеты были безопасными,
экономичными и люди тратили поменьше времени на путешествие по воздуху,
чтобы потоки самолетов не мешали друг другу, понадобились авиадиспетчеры.
|
|
[показать] |
О них мы поговорим еще, а сейчас я кратенько расскажу, что такое самолет.
(Тут поочередно закрашивались разные части и следовали мои пояснения).
|
|
[показать] |
Завершая рассказ о самолетах, хочу показать вам - как они "появляются на свет".
Первое, авиаконструктор выполняет чертеж будущего самолета. Он рисует все
части самолета и расчитывает - сколько материала и времени потребуется для
постройки. Далее, в корпусе самолета, как я говорил, он называется фюзеляж,
надо разместить пассажирские места, места для экипажа, места для багажа.
Все части самолета нужно наполнить датчиками - приборами, которые показывают его
состояние и помогают в управлении. Наконец, на авиазаводе, мастера, инженеры и
рабочие изготавливают детали и собирают самолет, который проходит множество испытаний.
|
|
[показать] |
Аэродром - огромная площадь, на которой размещаются взлетные полосы и
маршруты для движения самолетов, их называют рулежные дорожки, а движение
самолетов называется руление. Аэропорт - все здания, расположенные в аэропорту:
центр управления движением на аэродроме - аэродромная диспетчерская вышка,
ангары - здания для хранения и ремонта самолетов, терминалы - здания, где
пассажиры ждут отправления и куда прибывают, и другие.
|
|
[показать] |
Взлетно-посадочная полоса - построенная людьми бетонная полоса, с которой
самолет взлетает и на которую садится. Бетонные плиты, специально сделанные
для постройки такой полосы, должны выдерживать вес самолетов. Чтобы экипаж
мог хорошо увидеть полосу, ее освещают.
|
|
[показать] |
Такой полоса видна из кабины экипажа. Это - начало полосы. Самолет должен
взлетать и садиться против направления ветра, если ветер меняет направление,
то все самолеты будут приземляться и взлетать с другой стороны.
|
|
[показать] |
Вот это высокое здание - диспетчерская вышка, откуда диспетчер направляет
все аэродромное движение, рулящие самолеты и много разных специальных машин:
автобусы для доставки пассажиров к самолету из терминала и обратно, заправочные,
снегоуборочные, тягачи, машина руководителя полетов - их очень много и всем
нужно точно знать когда и куда ехать.
|
|
[показать] |
Командир воздушного судна - самолета - всегда сидит с левой стороны в кабине,
а его помошник - второй пилот - справа. Это еще не весь экипаж, кроме пилотов,
также, в нем есть стюарды и стюардессы - люди, обслуживающие пассажиров, и
сообщающие всю важную информацию пассажирам во время полета.
|
|
[показать] |
Теперь, я расскажу и о диспетчерской работе. Человек на фотографии - это
один из первых диспетчеров, Арчи Лига. В 1929 году он управлял движением самолетов
на аэродроме с помощью двух флагов. Один был красного цвета и с его помощью Лига
запрещал движение. Другой, для заметности, был клетчатым, он был нужен для того,
чтобы разрешать или указывать направление движения.
Но флаги нужны были недолго, через год, для управления стали использовать радиосвязь.
|
|
[показать] |
Современный центр управления воздушным движением выглядит как ряд
компьютеров, объединенных в одну систему. Это автоматизированная система
управления воздушным движением, которая помогает обрабатывать
информацию о полетах и контролировать, то есть постоянно проверять,
местонахождение самолетов.
|
|
[показать] |
Автоматизированные системы установлены в районных диспетчерских центрах.
(Далее я кратко рассказал о каждом, но более подробно - о Днепропетровском).
|
|
|
[показать] |
Мы часто видим на небе следы от пролетевших самолетов. Все эти следы -
отражение воздушных путей, трасс и муршрутов, которые видны диспетчеру на экране.
|
|
[показать] |
С помощью телефонной и радиосвязи, с помощью специальных сообщений
диспетчеры, работающие за сотни километров друг от друга, могут обмениваться
информацией о полетах: место входа в район управления (он называется сектор),
время входа, высота полета, тип воздушного судна, аэродромы вылета и назначения
и так далее.
|
|
[показать] |
Пилоты и диспетчеры могут помогать друг другу в работе только тогда,
когда все они работают по одним правилам. Документов, которые нужно знать,
очень много. В одних есть все правила, например, как правильно проложить маршрут, что
нужно для безопасного полета, что делать в аварийных случаях... В других есть
описание аэродромов, секторов, частот, высот - и все это нарисовано на картах.
|
|
[показать] |
Прежде чем пилот сядет за штурвал, а диспетчер за пульт управления, каждый из
них должен пройти медицинский контроль, а затем - прочитать или послушать
подготовленную информацию, которая влияет на полеты. Например, о погоде.
|
|
[показать] |
(И - о погоде)) Изучением погоды занимаются метеорологи. Они сообщают
диспетчерам и пилотам информацию о ветре, температуре, осадках, высоте облаков.
Условия погоды очень важны для полетов. Смотрите, чтобы совершить взлет
или посадку, пилот должен хорошо видеть полосу. А туман или дождь, дымка
или снегопад ухудшают видимость. Также, из-за осадков может меняться
состояние полосы. Кроме того, погода влияет на полет по маршруту. Например,
если пилот встречает в пути грозовое облако, то он должен обойти его. Вход
в облако опасен из-за сильных потоков воздуха, града и молний. Пилот может
отклониться, но сначала он докладывает диспетчеру о том, где находится эта гроза
и как он будет обходить ее. Диспетчер записывает все и дальше сообщает
другим экипажам, которые будут следовать по этому маршруту информацию...
(Спасибо за внимание).
|
|