Без заголовка
18-09-2009 08:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вопрос№ 35
Этапы и принципы планирования деятельности предприятия.Виды планов и их взаимосвязь
Планирование-обоснование целей деят-ти предприятия, а также определение условий и средств, необходимых для достижения этих целей
Обобщённо этапы этапы планир. включ:анализ,выработка целей, определение способов и средств достижения целей, контроль
Принципы планирования:1) непрерывность-соотв. непрерывности производств. процесса,т.е. не д. быть временных промежутков в планах деят-ти предпр.Достигается путём разработки планов разн. продолж-ти, перекрывающ. друг друга;2)преемственность-использ. параметров более долгосрочн. планов при разработке планов меньшей продолж-ти; 3)комплексность-охват планированием всех подразделений, всех отделов орг-ции; 4) динамичность-возм-ть коррект. планов в связи с изменяющ. усл. деят-ти 5) сбалансированность-все планы д.быть сбалансир. по объёмам использ. ресурсов и получ. рез-тов;6)все планы д. иметь научную базу;7) гибкость(адаптивность);8)адекватность-отраж. реальн. усл. деят-ти;9)выделение ведущего звена-опред. главн. направления орг-ции.
Особенность операт.-произв. планир. заключ. в том,что планирование сочетается с контролем выполнения планов и их корректировкой. Стратегич. план. осущ. на высшем ур-не управления орг. и имеет целью определение тенденций развития различн. сторон деят-ти предприятия, вывод. наиб благоприятн. усл. деят-ти.
36.Механизм формир-я товарной стратегии пред-я.
Тов.страт.предполаг-т опред курс действий товаропроизвод-ля или наличие у него заранее обдум. Принц поведения. В ее задачу входит обеспеч. преемственности реш-й и мер по формир. ассорт., поддерж. конкурент-ти тов-ов, нах. оптим. тов. ниш (сегментов). Сюда входит разраб. и осущ. стратегии упаковки, маркировки, обслуж. тов-в. Продуманная тов.стратегия служит для рук-ва предпр. своего рода указат. общ.направлен-ти дейс-й, спос.скоррект. текущ.ситуации.
Тов стратегия явл.составн.частью хоз.и маркет. пол-и предпр. В силу этого принцип «товар выбирает покуп-ля» в сочетании с созд. для покупателей широких возмож-тей выбора должен закладыв. в пр-ве. Сис-ма конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулир-я и орг-ии пр-ва должны ориент.на конкр. потенц. покупателя.Условия форм. тов.стратегии:При форм. Тов.стратегии необходимо соблюдать ряд усл-й: иметь четкое предст. о целях про-ва, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии произв-но-сбытовой деят.предпр.; хорошо знать рынок и хар-ер его требований; осозн. Возм-ти и ресурсы в наст. время и в перспективе.
Необходимо ясно предст. темпы обновл. прод-и в целом и по отд. ее видам с учетом жизнен. цикла, соотнош. «новых» и «старых» изд., нов.и освоен. рынков, уровень обновл. Тов. Эти ?сы реш-ся в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкур-ов. Поск-ку рын. успех явл. гл. критерием оценки деят-ти пред-тий, а их рын. Возм-ти предопред.правильно разработ.и последов-но осущ.тов. пол-ой, то на основе изуч. рынка и перспектив развит предпр. получает исх-ю инф. для реш-я ?ов, связ.с формир., управ-м и его совершенствованием.На любом хозяйств. уровне для реш-я задач тов. стратегии необходим стратег. подход. Тов.стратегия опред. долговременный курс пред-я, рассчитан. на перспективу и предусм реш-е принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет или >) тов стратегия в теч-е данного отрезка времени остается практически неизменной.
37.Содер-е производ-й программы пред-я,механизм разработки
Производств. Прог. Предст. собой сис-му плановых заданий по выпуску прод., устан. номенклатуры, ассортимента и кач-ва, предназначенной для удовл. различ.потребностей.
Варианты произв. Прог.: Работа по состав-ю произв.прог. имеет свои особ-ти для разных типов пр-ва. Для единичного и мелкосерийного пр-ва произв. Прог. Разраб. на основе графика изгот. Изд. в соотв. с утвержд. сроками сдачи продукции потребит.. Календ. график запуска-выпуска изделий разрабат. в порядке, обратном ходу технологич. процесса, на основе длит-ти производ. цикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подача заготовок).
Для серийного пр-ва планир-ие выпуска прод-и на протяжении года произв. с учетом незаверш. Пр-ва на всех стадиях произв.процесса и изменения номенклатуры запускаемых в пр-во изд-й. Массовое пр-во осущ. обычно поточным методом, и в связи с этим произв. Прог. Разрабат. одновременно по предпр. и всем осн.цехам, с разбивкой по кварталам и месяцам.
Несмотря на то что по опред. видам прод-и сроки изгот. Устан.по договорам с заказчиком, предпр. имеет возм-ть разраб.разл. вар-ты произв.прог. выпуска прод-и во времени, в целях достиж.полной и равномерной загрузки оборуд.и раб.мест. Число вар-ов распред-ия выпуска изд. при люб.типе пр-ва м.б значительным. Наиб. целесообр вар-ты можно получить путем исп методов программ-ия.
Показат.произв. прог.:Осн.показат.произв.прог. явл.: номенклатура, содерж.наимен.прод-и с указ.кол-ва, кач-ва и сроков сдачи; тов. прод-я; незаверш.про-во; валов.пр-ия.
Опред.на основе расчетов размеры выпуска пр-ии в натур. Выраж. еще нельзя рассматр. как реальное задание по ее пр-ву, т.е. как произв. Прог.. Выпуск планир. объема пр-ии предпол. наличие соотв.произв. мощностей.
38.Опр-е производ-й мощности,понятие входной,выходной.среднегодовой мощности,оценка эф-ти испол-я.
Произв. мощность предпр.(цеха или производ.участка) хар-р.макс кол-ом проди соответ. кач-ва и ассортимента, кот. м.б произведено им в ед-цу времени при полном исп.осн. произв. фондов в оптим.усл-х их экспл-и.
Произв. Мощ. можно рассматр. с различ. позиций, сущ. теоретич., максим, экономич. и практич. мощности.
Теорет. Мощ. хар. Макс.возможный выпуск пр-ии при идеальных усл-х функц-ия пр-ва. Этот показатель исп. при обосновании новых проектов, расширения пр-ва, др инновационных мероприятий.
Макс. мощность — теоретически возможный выпуск прод-и в теч отчет-го периода при обычном составе освоенной прод-и, без ограничений со стороны фак-ов труда и мат-ов, при возмож-ти увелич смен и раб дней, а также исп.только установл.оборуд-я, готового к работе. Данный показатель важен при опр-и рез-ов пр-ва, объемов выпускаемой прод-и и возмож-ей их увеличения, наращивания.
Под экон. мощ.поним.предел пр-ва, кот.пред-ю невыгодно превышать из-за бол-го роста издержек пр-ва или каких-либо иных причин.
Практич. Мощ.- наивысший объем выпуска прод-и, кот.м.б. достигнут на пред-и в реал-х усл. работы. В бол-ве случаев практ.произв. мощ. совпадает с эк-ой.
В отл-е от проектной плановая произв. мощность дейс-их пред-ий рассчит. исходя из применяемых технол. процессов, наличного парка оборуд-я, имеющихся Произв. площадей как величин уже заданных, а объем выпуска пр-ии по планируемой номенклатуре явл.искомой величиной, устанав.в усл-х полного исп.рес-ов, имеющихся в распоряжении пред-я.
Произв.мощ. — величина динамичная, измен-ся под влиянием разл. факторов. Поэтому она рассчит. применительно к опред. периоду времени и даже календарной дате. Мощность опред. на начало план. периода — входная мощность и на конец планового периода — выходная мощность. Последняя рассчитывается по формуле
мк = мн + мс + мр + м0 + мнз - мв,
где Мк — мощ. на конец план.периода:
Мн — произв.мощность на начало план.периода;
Мс — ввод мощ. в рез-те строит-ва новых, расширения дейст-их мощностей;
Мр — прирост мощности вследствие реконструкции;
Мо — увеличение мощности в рез-те технич. переоснащения и проведения др. организац.-технич. мероприятий;
Мнз — увеличение (уменьшение) мощ. вследствие изм-я номенклатуры пр-ии;
Мв — уменьшение мощности вследствие ее выбытия.
Кроме входной и выходной мощностей опр-тся величина среднегодовой мощности (Мср):
Мср = МН + МСТС + МрТр + М0То + MнзTнз - МвТв
где Тс, Тр, То, Тнз, Тв — сроки действия соотв.мощностей с момента их введения и до конца планового года. Отнош-е планового, или фактич-го, выпуска прод-и к величине произв.мощ. наз.коэффициентом исп. Произв. Мощ: Кнс=Впл(ф)/Мср.,
где Впл(ф) — план., или факт., объем пр-ва в нат. ед-ах.
Величина производ-ой мощности нах-ся под влиянием различных фак-ов. Наибольшее влияние оказывает группа технич-х фак-ов. К ним относятся:
-колич-ый состав осн фондов, их стру-ра, удельный вес актив части осн фондов;
-качественный состав осн фондов, уровень прогрессивности испол-го оборуд-я на всех стадиях производ-го процесса, насыщенность парка оборуд-я автоматическими станками и автоматизированными поточными линиями;
-возрастной состав оборуд-я с учетом морального износа, темпы обновл-я осн фондов;
-степень прогрессивности, механизации и автоматизации дейс-их технологич процессов;
-степень прогрессивности применяемых видов технологич оснастки, инст-ов, приспособлений;
-степень пропорциональности по мощности (пропускной способности) м/у агрегатами, группами взаимозам-го оборуд-я, участками, цехами, устранение узких мест.
Произв. Мощ. Предпр. опред.по мощности вед. Произв. ед-ц, цехов, участков, агрегатов. Расчет мощ.предпр. осущ. по всем его произв.
Подразд.— от группы технически однотипного оборуд. к произв.уча-м, от уча-ов к цехам и т.д.
Мощность вед. Подразд.данной ступени опред. мощ. Подразд. След. ступени; по мощ. Вед. участка устан.мощность цеха и т.д. Вед. Подразд. считается такое, в кот.вып-ся осн. Технолог.операции по изгот. прод-и, где затрач.наиб. доля живого труда и где сосред. Значит. часть осн.произв. фондов подраздел-я. При наличии на пред-и неск вед производств, учас-в, агрегатов или групп оборуд-я его производств мощ опред по тем из них, кот. выполняют наиб. по трудоемкости объем работ.
Произв. мощность рассчитыв по всему произв оборуд-ю, закрепл за осн цехами. В расчет приним-ся все наличное произв оборуд-е, в т.ч бездействующее в связи с неисправностью, ремонтом, Модернизацией, закрепленное за цехом, уча-ом. Не учит-тся при расчете мощ-ти резервное оборуд.
Режим работы предп. как важнейшее усл-е расчета произво. Мощ.опр. исходя из числа смен работы, продолжит-ти раб-го дня и раб-ей недели. При этом различают календ., режимн.и действит. (рабочий) фонды времени исп-ия осн. Произв. фондов. Календарный фонд времени равен кол-ву календ. дней в плановом периоде, умнож-му на 24 ч. Режимный фонд времени опред. режимом пр-ва. Он равен произвед-ю числа раб.дней в план.периоде на число часов в раб.сменах. Действит (рабочий) фонд времени работы обор-я равен режимному за вычетом времени планово-предупредительного ремонта, рассчитан.по устан. нормам.
Расчеты исп.произв. мощ. позволяют обнаружить их резервы. Критерием, опред необходимость развит и созд рез-ов произв. Мощ, явл. выявленная потребность в прод-и и перспективное ее удовл-ие.
39.Цели составления бизнес-плана предприятия. Его содержание.
БП – краткое, точное, ясное описание цели бизнеса, а также усл-я к достиж-ю.
БП – тех-экон обоснов-е возмож-ти и эф-ти ведения бизнеса.
Состав-ся для реализ одной из след цели:
1.обоснование эк эф-ти и тех воз-ти орг-и бизнеса и на этой основе привлечение средств
2.разработка концепций ведения бизнеса в таком случае представ-ся воз-ть:
а) отработать в теоретич виде все стороны предприним деят-ти с целью ликвид-и возникающий недостаткой, диспропорцией и тд
б) оценка фактич-ки достигнутых рез-ов, т.е использ.
3.использ БП как база для анализа
Как основа анализа использ для сопоставл фактич данных с теми. Кот заложены в БП.
Обычно если решается 1ая цель БП, то БП направ-ся по неск-м адресам. При привлечении денеж ср-в решается вопрос об источниках привлечения(кредиторы и инвесторы).
Кредиторы польз-ся правилос 4«СИ», что означ деловая репутация денеж поток, доп обеспечение и доля собст капитала.
Инвестор вносит ср-ва в расчет на будущ прибыль, поск-ку получ свою долю в бизнесе => для них большое знач имеет деловая репутация партнера и сущ-ть самого дела.
Состав БП:
1.воз-ть фирмы(резюме) – кратко излаг цели бизнеса, концепция деят-ти, на какой стадии находится развитие про-ва и обязат-но в конце основ фин итоги по годам погашения.
2.виды тов-в(услуги) –подробно хар-ся предлаг товар, его привлекат-е стороны, часто если это товар прикладывают фото, макеты, опытные экземпляры. Обяз-но указ-ся в чем отличие(положит) от тов-в конкурентов.
3.рынки сбыта тов-в(услуг) – когда говорят о рынке сбыта тов-в, то хар-т потребителя.
4.конкуренция на рынках сбыта – перечис-т основ вед-х конкурентов. Продуктов конкурентов, желательно указать какой долей рынка вы собираетесь овладеть.
5.план маркетинга – чаще всего здесь опр-ся пути выхода прод-и, сбыта прод-и, стимулир сбыта.
6.план производства – содерж-е этого раздела зависит от хар-ра бизнеса, если производ сфера, то серьезная. Обычно указ-ся описание процесса про-ва, опис оборуд, здание,потреб в сырье, производ мощ-ть, обслуж и сервис, внеш воздействие, меры по правовой защите(потенты,лицензии).
7.организационный план – схема упр-я – круг лиц. Кот будут представлять компанию, опр-ся кадровая политика и стратегия.
8.правовое обеспечение деят-ти фирмы – организ правовая форма – географич размещ, меры по правовой защите прод-и(тов знаки).
9.оценка риска и страхование –на какой стадии наход-ся бизнес, кот привлекает какая часть ср-в имеется. Какими фондами обладает.
10.Фин-й план – расчет затрат, с/с, прибыли(причем расчит за ряд лет), обычно на период привлеч кредита, затем расчит прибыль на ряд лет с учетом действия фактора времени показ-ли рентабельности, окупаемости .
11.стратегия финансир-я – рассматр объемы привлеч кредита, распис по годам и погаш-е кредита по годам, обычно состав оптемистич,пессимистич,наиболее реальный(3 варианта)
40. Сущность и значение с/с прод-и как эк категории. Состав текущ расходов орг-и.
Орг – люб вида деят-ти требует как текущ,так и единоврем(капит) затрат. Текущ(оператив) расходы связ с приобрет сырья, мат-ов, оплаты труда раб-ов. Капит расходы связ с реконстр, модерниз про-ва. Осн док-ми регламентир-ми состав и классиф текущ расходов на пред-и явл полод ПБУ 10/99 и глава 25 налог.кодекса. В соответ с ПБУ текущ расходы орг-и в завис от их хар-ра и усл-й осущ-я делятся на 3 группы:
1.расходы по обыч видам деят-ти
2.операционные расходы
3.внеареализ-е расходы
Расходы по обыч видам деят-ти связаны с произ-ом и реализ прод-и. В практике эк деят-ти пред-я эти расходы наз с/с прод-и. С/с прод-и представ собой выраж в денеж форме текущее расходы пред-я по про-ву и реализ прод-и, через сфеоу обращения, при продаже прод-и эти расходы должны возвращ-ся на пред-е.
С/с обладает след св-ми, кот и опред ее знач как экон показ-ля:
1.комплексность,отраж-т все затраты пред-я и уровень орг-и труда и про-в на пред-и. Позволяет использ показ-ль с/с в расчетах эк эф-ти деят-ти пред-я.
2.сопоставимость
3.динамичность-измен факторов про-ва сразу влияет на с/с, содержит и натур показ в расчетах, что позвол более четко увязать производ и фин стороны деят-ти орг-и.
Как эк категория, с/с выполн след фун-и:
1.учет и контроль всех затрат на выпуск прод-и
2.база для формир-я цены на прод-ю пред-я
3.расчеты эф-ти капит затрат
4.опр-е оптимал размера пред-я
Операционные расходы к ним относят:
1.расходы связ с представ-м за плату во временное польз-е активов пред-я
2.расходы связ с участием в устав-х капиталах др орг-й
3.расходы связ с продажей выбытия осн фондов
4.%ы уплач-ые орг-й по кредитам
Внереализ-е расходы
1.штрафы,пении за неустои
2.возмещ-е причиненных орг-и убытков
3.сумма Д зад-ти по кот нереально получить возврат
4.сумма уценки активов
5.перечисление ср-в связ с благотворит дея-ю
№41. Групп-ка затрат по эк-м Эл-ам. Содержание,цели состав-я,отличие от калькуляции.
Груп-ка затрат по эк-им эл-ам.
Груп-ка затрат по эк эл-ам отраж в смете затрат на пр-во и реализ-ю прод-и (работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономич содерж-я, по их природному назнач-ю. Так, по элементу «Оплата труда» показ весь ФОТ предпр вне завис-ти от того, какой категории раб-ов он предназначен: произв. раб-им, служащим или младшему обслуж. персоналу. Аморт осн фондов также отраж общую сумму начислен износа от всех видов осн фондов предпр: станков, на кот изготавл прод-я; всех видов произв зданий, в т.ч и заводоупр-я; груз-го и легк-го автот-рта и т.д. Перечень эл-тов сметы хар-т состав затрат по их эк назнач-ю.
В смете собирается общий объем ресурсов, исп в произв процессе, — «Итого затрат на про-во». Из этой суммы вычитаются затраты, не связ-ые с пр-ом про-и (работы и усл-и непроизв сферы, расходы буд периодов и пр.) и опред-ся произв. с/с валовой прод-и. Если в с/с вал прод-и учесть (прибавить или вычесть) измен-е остатков незаверш-го произ-ва, то определим произ с/с тов прод-и. После прибавления к ней группы внепроизв. расходов, связ с реализ прод.и отчисл сре-в в вышестоящие орг-и, получаем полную с/с тов продукции. В смете планируется рез-т от пр-ва и реализации пр-ии — прибыль или убыток. Все показатели сметы имеют поквартальную разбивку.
Класс-ия затрат по эк эл-ам имеет для предп-я важное знач-е. Сметный разрез затрат позволяет опред общ объем потребл предпр различн видов рес-ов. В смете отраж затраты на приобретаемые со стороны и оплачиваемые поставщикам рес-сы. Планируемые в смете затраты обеспеч все потреб-ти предпр , связан с производ-ом и реализ-й прод-и, созд заделов незаверш-го про-ва, обеспеч вспомогат пр-ва, обслуж., подсобного и побочного хоз-в.
На основе сметы осущ-ся увязка разделов производственно-фин-го плана пред-я: по МТС, по труду, опред. потреб-ть в обор сред-х и т.д. Все виды БП основ главным образом на показателях сметы. Хозяйств связи пред-я с поставщиками рес-ов, с фин-кредит учреж-ми формир-ся с исп сметы затрат на про-во.
Вместе с тем на основе сметного разреза нельзя опред конкретное направление и место исп затрат (производ-й процесс, обслуж-е цеха, сод-ие заводоупр-я и т.п.), что не позволяет анализировать эф-ть исп затрат, вскрывать резервы их сниж-я. А на основе эл-ов сметы невозможно опред с/с ед-цы выпуск-ой пр-ии в разрезе всего ассортимента, а также кажд наимен-я, группы, вида. Эти задачи решает клас-ия затрат по статьям калькуляции.
42.Груп-ка затрат по статьям калькуляции. Содерж-е, цели составления, отличие от сметы затрат.
Групп-ка затрат по статьям калькуляции
Клас-ция затрат по статьям кальк-ции позволяет опред с/с ед-цы прод-и, распред-ть затраты по ассортиментным группам,.устан объем расходов по кажд виду работ, производ-ым подразделениям, аппарату упр-я, выявить резервы сниж-я затрат. Калькул-ый принцип груп-ки затрат лежит в основе построения плана счетов БУ во всех отраслях народ хоз-ва в нашей стране и за рубежом. Отчет-ть также состав-ся и анализ-ся преимущ-но по статьям кальк-ции.
При групп-ке по статьям кальк-ции затраты объед по направлениям их исп-я, по месту их возник-я: непосред-но в процессе изг-ия прод-и в обслуживании пр-ва, в упр-и предп-ем и т.д.
Типовая групп-ка затрат по статьям кальк-и имеет след-й вид:
1) сырье, осн-е мат-лы, полуфаб-ты, комплектующие изд-я (за вычетом возвратных отходов);
2) вспом мат-лы;
3) топливо на технолог цели;
4) энергия на технолог цели;
5) осн-я ЗП производ-х раб-х;
6) доп-я ЗП производ-х раб-х;
7) отчис-я на соц нужды по ЗП производ-х раб-х;
8) расходы на содерж-е и экспл-ю оборуд-я;
9) расходы на подготовку и освоение нового про-ва;
10) цеховые расходы.
Цеховая с/с
11) общепроизвод-ые расходы;
12) потери от брака.
Производ-ая с/с товарной прод-и
13) внепроизвод-ые расходы.
Полная с/с тов-й прод-и
В проведенной клас-ции 1ые 7 статей затрат осущ непосред-но на раб месте и прямо относятся на с/с каждого вида прод-и. Калькулирование с/с ед-цы прод-и осущ. по этим статьям затрат: опред.нормы расхода мат-ов, комплектующих изд-й, энергии, трудоемкость работ и сумма оплаты труда осн-х произв.раб-х и др прямые расходы.
Все оставшиеся статьи явл комплексными, собирающими затраты по вып-ию опред. фун-и или обслуж-ю произв. звена и служб упр-я. Так, расходы по сод-ию и экспл-ции оборуд-я вкл. затраты на технич. Обслуж. машин и механизмов, расходы на тек-ий и капит. Рем-т оборуд., цехового транс-та и инстр-ов, амортиз-ю осн.фондов, закрепл. за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. В статью «Расходы на подготовку и освоение про-ва» входят затраты некапит. хар-ра: совершенствование технологии, переналадка оборуд-я, изгот.спец-го оборуд-я и оснастки и т.д. В состав цех. расходов вкл. затраты на упр-е, обслуж. и сод-ие цехов: з/п цехового персонала (кроме осн. Произв.раб-х): мастеров, начал-ов цехов и их аппарата упр-я; освещение, отопление, уборка цехов, амортиз-я зданий, общецехового оборуд-я и транспортных ср-в, износ инвентаря и малоценных пред-в цехового назнач-я и др. Общепроизв.расходы направл.на покрытие затрат по управл.и обслуж.общехоз. нужд предпр.: аппарата управл., содержание зданий, территории, транспорта и пр., имеющих общепроизводств. Назнач-е. Внепроизв. расходы вкл.затраты, связ-ые с реализ-й пр-ии (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различ. рода отчисл.и платежи. В калькуляции опред. 3 вида с/с: цеховая, вкл. затраты на пр-во в пределах цеха (прямые, на содерж-е и эксплуатацию оборуд-я, на подготовку и освоение нового про-ва и цеховые расходы); произв. С/с тов.прод-и, в состав кот.входят общепроизв. расходы и потери от брака, и полная с/с тов прод-и, вкл.внепроизв. расходы.
Вопрос №43
Классификация затрат, составл. статьи калькуляции
Признак классификации Виды
затрат Сущность и назначение
классификации
6. По степени однородности затрат Одноэлемент-ные
Комплексные Одноэлементные (однородные) расходы, которые нельзя расчленить на составные части (амортизация основных фондов и др.)
Комплексные — затраты, состоящие из разнородных затрат (общепроизводственные и др.)
7. Зависимость от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции Текущие, будущих периодов, предстоящие Текущие затраты возникают и относятся на себестоимость продукции данного (текущего) периода.
Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определённой доле.
Предстоящие — это ещё не возникшие затраты, на которые резервируются средства (оплата отпусков и др.)
8. Рациональ-ность затрат Производи-тельные.
Непроизводи-тельные Производительные предусмотренные затраты при нормально функционирующем производстве.
Непроизводительные дополнительные (нерациональные) затраты, обусловленные недостатками в организации, управлении и обслуживании производства
В некот. случаях признаком, по кот. распредел. косвенные расходы, м. быть объём выпуска,ст-ть использ. сырья и материалов.Чаще всего расходы по переработке, предшеств. данной статье. Расходы по переработке-ст-ть всех предшеств. расходов, за исключ. ст-ти сырья и материалов
Особенности переменных расходов- на единицу продук. эти расходы не меняются
Особенности условно-постоянных расходов-на единицу прод. эти расходы меняются обратно пропорционально изменению объёма.
Вопрос № 44
Планирование себестоимости продукции. Факторы и направления снижения себестоимости
План. с/с продук. позволяет оценить затраты, кот. потребуются предприятию на выпуск и реализацию прод. в план. году.Этапом, предшествующим составлению плана явл. анализ отчётной с/с и её структуры(соотнош. отд. затрат,выраж. в процентах или долях от целого)Поан по с/c включ. след. разделы: 1) смета затрат на произ-во прод. составл. по эк. элементам 2) расчёт с/c всеё товарной и реализ. продук. 3) сравнение плановых калькуляц. по отд. изделиям(видам продукции) 4) расчёт сниж. с/c тов. продукции по технико-эконом. факторам
К показат. плана по с/c относят: 1) с/c тов. и реализ. продук 2) С единицы важн. видов прод 3) % сниж. с/c по технико-ък. фактор. 5) % сниж. с/c сравнимой прод
Технико-эк. факторы:1) научно-технич.2) организац. фактор 3) структурный фактор 4) социальный фактор
1)Сниж расх. сырья, матер., топлива, энер. под возд. выше перечисл. факторов рассчит. по ф-ле: % =100*(1-Iм)*Ум, где Iм-индекс изм. матер. затрат в плановом периоде, Iм=МЗп/МЗб, МЗ=Нр*Ц, если меняется только 1 составл. НилиЦ,то I рассчит. по этой изм. показ.
Ум-удельный вес матер. затрат в базовой с/c Ум=МЗб/ с/c
2)изм. сниж. с/c под возд. роста объмов вып. прод. и сниж. условно пост. расходов % =100(1-Iупр/Iв)*Уупр; Iупр=УПРп/УПРб; Iв=Вп/Вб
в том случае, если пост расх. не меняются незначит. при изм. объёма пр-ва, то в условии задач часто не указ. их планов. цена.По умолч. приним. УПРп=УПРб, Iупр=1; Уупр=УПРб/Сб; =УПРб* / , где темп прироста вып. прод, -темп роста вып. прод.
3) изм. С под возд. роста производ. труда
% =100*(1-Iзп/Iпт)*Нзп; Iзп= / ; ПТ=ПТп/ПТб; У=ЗПб/Сб
Управл. затрат на предпр. позволяет улучшить финанс. состояние организ., повысить конкурентоспос. и понизить риски.
Программа сниж. издержек:1) компл. меропр. по оптим. использ. мат. ресурсов2)меропр. по поддерж. оптим. объёма выпуска и сбыта3 )меропр. по улучш. использ. осн. фондов, рабочей силы, организац. труда и пр-ва
Вопрос №45
Экономическое значение прибыли в деят-ти предприятия. Виды прибыли, способы определения, направления использования и пути увеличения.
Как эк. категория прибыль отражает чистый доход предпр. и выполняет след ф-ции:1) отражает эк. эффект, получ. в результ. деят-ти орг-ции2)обладает стимулирующ. ф-цией, поскольку исп. как источник финансирования для расширения предпр., поощрения работников, соц. развитие3) явл. одним из важн. источников формиров. бюджетов всех уровней.
Корректировка включ. учёт след. расходов: «постоянные разницы»-это доходы и расходы, исключаемые из бухгалтерской прибыли для расчёта налога
Пр=Выручка-Затраты(коммерч, управленч.), Пр-прибыль от реализации;
Преал= (Цi-Сi)*Bi;Преал-прибыль от реализации(бух. прибыль, убыток от продаж)
Пб(бух)=Преал+-ОДР+-ВнДР; где Пб(бух)-прибыль балансовая(бухгалтерская),ОДР-операц.доходы и расходы, ВнДР-внереализац. доходы и расходы
Пн=Пб+Рпост+Рвыч-Рвыч.н.; Пн-прибыль налогооблагаемая, Рвыч-возникают тогда, когда прибыль отчётного периода временно больше бухг.,Рвыч.н.-возн. в тех случ.,когда налогооблаг. прибыль в отчётном периоде меньше бух прибыли
Пвал=РП-Спроизв.
постоянные разницы возникают в результ. превыш. фактич. велич. над нормир., напр.,по расходам на рекламу, командировки.
Пч(чистая прибыль)=Пб-Нприбыль-Нимущ-во-…прочие налоги
Пналогооблож=Пб+Рпостоян.+Рвыч-Рвыч.н.
Пвал=РП-Спр
Прод(реал.)=Пвал-Рсом-Рупр
Осн. элементом прибыли явл. прибыль от реализации, зависит от внешн(не зависят от деят-ти орг. и опред.конъюнктурой рынка, ур-ем цен на ресурсы, сроками полезн. использ. активов, сис-ой налогооблож.). и внутр. факторов(ускорение, НТП,компетентность руководства, Ур-нь хозяйствования, организ. труда).
Пути повышения прибыли: 1)увеличение объёмов вып. прод;2) улучш. кач-ва;3) продажа излишков оборуд.;4) снижение с/с;5)диверсифик. пр-ва;6) расширение рынка продаж
Вопрос№ 46.
Виды рентабельности и методы их расчета.
Прибыль не характ эффективность работы организации. Для определ эффект служит показат рентабельности. Для планиров деят организ необход знать тот объем при котором организация несет убытки. Этот объем пр-ва при кот отсутствует прибыль и отсутств убытки назыв точкой безубыточности.(мертвая точка, точска нулевой рентабельности)
Вб=УПР/(Ц- ) - точка беззуб в натур выраж
РПб=УПР/(1-ПР/РП) – т беззуб в денежн выраж
Вцел=(УПР+Пцелев)/( Ц- )
Токупаемости=П/КЗ – показыв за какой период окупается
Зэ.у.(запас экономич устойчивости) – показ до каких пор можно снижать реализ и иметь прибыль.
Ф-ла Левериджа (эффект операционного рычага) указыв соотнош изм выручки к изм прибыли.
Эо.р.=Пм(прибыль моржинальная)/Преал (на сколько % изм прибыль при изм 1% выручки от реализации)
Пм=РП-ПР.
Вопрос№47.
Сущность и функции цены.
Цена - это денежн выраж стоимости товара; это сумма денег за кот покуп готов купить товар, а продавец его продать.
От ур-я цен зависит прибыль организации, конкурентноспособн самой организ и ее прод, финансов устойчивость организац.
Ф-и цен как эк категории:1) учетная( отраж обществ необход затраты на выпуск и реализ прод).цена явл ср-вом расчета всех осн показат. 2) распределительная функция (состоит в том, что гос-во, через ценообразов осущ перераспр нац дохода м/у отраслями эк. Реализ через включ в цену многих налогов (дорожн фонда, ЕСН, косвенных – НДС, акцизов)). 3) сбалансиров спроса и предлож (реализ перелив капит в секторы эк и пр-ва с более высокой нормой прибыли). 4) стимулир ф-я цен (позвол при опред усл стимулир ускор НТП, повыш кач-ва, учелич объемов выпуска)
Сис-ма цен и их классифик. – взаимосвязь и соотнош разл видов цен.
Сущ разл классифик:
1)_по хар-ру обслужив оборота: а)оптов цена изготовителя б)оптов цена отпускная в)оптов цена закупки г) розничная цена.
В с/х имеют место: д)закупочные цены
В строительстве: е)сметная стоимость ж)договорная цена
В транспорте: з) грузов и пассажирск тарифы
В сфере услуг: и)_цены внешнеторг оборота к)тарифы и цены л)трансфертные цены, примен внутри подраздел предпр для обмена прод м/у собой м)бартерные цены, встречн поставки прод предпр друг другу.
2) в зависимости от сферы регулиров различ: а)свободные цены (на основе спроса и предложения) б)договорно-контрактные (по соглаш сторон) в)монопольн цены г)регулир цены (устанавл под контролем гос-ва: -прямое регулирование (фиксир цен, предельн цены, надбавки, предельн коээф изм цен, предельн ур-ь рентабельности, таксация цен); - косвенные цены (изм налогов, % ставок).
3) в зависимости от территор действ: -единые; -поясные цены( устанавл и регулир федер организ); - региональные или зональные (они устанавл на ур-е региона – внутр протекционизм)
4) в зависимости от метода включ транспортных расходов. (цены «Франко» - слово стоящ после слово «Франко» означ то место до кот все расходы осущ продавец. В междун практике действ сис-ма INCOTERMS, она >полная, чем сис-ма франкирорвания. Сис-ма INCOTERMS регулир не только кто будет вып трансп и перегруз груза, кто будет оформл документац при пересеч границ и др., перечень форс мажорных обстоятельств.
5) в завис по времени действия, цены подразделения: 1)твердая – не меняется во времени действ контракта 2) текущ цены – отраж ситуац на рынке 3) сезонные 4) скользящие, устанавл на изделия с длит сроком изготовления 5) постоянные, срок действ кот не оговорен.
В статистике использ такие виды цен: текущ, средние, сопоставимые, неизменные.
В междунар практике: миров цены, цены по кот провод крупн Э и И операц, обычно определ по ценам крупн стран эксп- импортеров или ценам бирж и аукционов.
Э л е м е н т ы ц е н ы
Себестоимость производства и реализации товаров (услуг) Прибыль производителя Косвенные налоги (акциз, НДС) Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)
Вопрос №48
Факторы, влияющие на уровень цен
1.спрос на продукцию
2.гос-ное регулиров цен
3.издержки по пр-ву и реализ прод
4. инфляция
5.конкуренция
Зависимость спроса и предлож (обратная).
Гос-ное регулир цен – это степень вмешательства администр органов гос-ва в предприним деят с помощью набора разл форм и методов с целью поддержания оптим развития эк страны.
Делится на: прямое (администрат) и косвенное экономич)
Прямое регулир включ: трансакции, фиксир цен, предельн ур-я уен, замораживания цен.
Косвенные: гос заказы, гос закупки, нормирование затрат через амортиз, фискальная политика, эмиссион пол-ка.
Основу цены составл затраты. Сущ затраты на кот предпр повлиять не может (внешние: тарифы перевозок, цена на топливо, сырье и т.д.) и внутр, на кот может повлиять предприятие (нормы расх, ур-ь оплаты труда) =>орг влияя на затраты может манипулировать .
Ур-ь конкуренции подталкивает к установл цен, к соверш пр-ва.
Ценовая пол-ка на предприятии.
Политика ценообразования заключается в установлении и поддерж оптим ур-ей, структуры и взаимосвязи цен в рамках ассортим предпр и конкр рынка в своеврем изм цен с целью получ макс результата.
Выбор ценовой политики зависит от приоритетов предпр. Практика показывает, что чаще всего приним одна из след стратегий: 1. Сохран стабильн полож на рынке при умеренной рентабельности. 2. Получ сверхприбыли за счет снятия сливок с рынка.3. вытеснение конкурентов 4.обеспеч выживаемости в усл рынка и предотвращ банкротства 5. Внедр на рынок новой продукции 6. Завоевание лидерства по показаниям кач-ва.
Эффективн ценообразования зависит от правильности выбора рынков, на кот будет раб организ. При выборе рынка сбытас позиц уенообразов зависит сфера деят предпр (внутр, внешн рынок).
Вопрос №49.
Сущность и значение повышения качества продукции.
Качество – это совок св-в, обуславлив пригодность прод удовлетворять опред потребн в соответствии с ее назначением. В соотв с межд стандартами, кач-во должно обеспеч удовлетвор сущ потребностей, но и предполагаемых.
Кач-во – многоаспектное понятие: 1. Кач-во может быть измерено количеств, с помощью разл характеристик. 2. Кач-во для поккупат – это субъективная оценка, для производит – этособлюд опред требований, отраж в спецификации.
Кач-во – это категория вып след функции: 1. Полное удовлетвор требов и запросов потребителей. 2. Характер степень обществ полезности. 3. Явл основой для оплаты труда.
Повыш кач-ва на макроур-не позвол: увелич экспорт и улучшить его структуру, ускорить НТП, повысить эффект обществ пр-ва, повысить благосост людей и престиж гос-ва. Для предпр повыш кач-ва: повыш имиджа, высокая конкурентноспособность, повыш прибыли.
Сис-ма показателей кач-ва продукции.
При оценке кач-ва использ след методы: измерительные, регистрационные, вычислительные, органолептические, социологические, экспертные.
Сущ различн группы оценорчных показателей (3группы): 1.функциональн показатели 2. Ресурсосберегающие. 3. Природоохранные.
Вопрос №50.
Особенности управления качеством.
В основе управления кач-вом лежат след составл: PDCA
1)планирование мероприятий по управл (P)
2)осуществление (D)
3)контроль (С)
4)управление кач-вом (А)
Управление кач-вом в общем виде – это совок организац стр-ры, методик, процессов, ресурсов, необходимых для общего управления кач-вом. Действия сис-мы распрост на все этапы жизненного цикла прод.
Для подтвержд гарантий кач-ва осущ сертифик пр-ва. Сущ межд орг по стандартизац ИСО. Положении ИСО носят рекмендат хар-р, но принято в 90 странах в кач-ве нац стандартов.
В россии в кач-ве ГОСТов утвержд. В наст время стандарты ИСО 9001-10 11.каждый из стандартов отражает опред сферу применения, основополаг явл ИСО 9000.
51.Методика оценки конкур-ти товара, требования к товароаналогу
Выс кач-во-основа выс.конкур-ти.Понятие кон-ть более сложное,чем понятие кач-во.
Кон-ть-возм-ть предпр.кон-ть или состязаться на рынке с аналогами.Конк-тно способн.товар на ед.своей ст-ти удовл.больше потребностей и более выс-го кач-ва.в общем виде кон-ть: Е=Э/З(Эффекты,затраты).
Оценка конк-ти осущ.в неск.этапов:
1 этап.анализ рынка и выбор базы сравнения для опред-ия уровня конк-ти нашего тов.(выб.1 комп),образец должен принадлежать той же группе товаров что и анализ.нами,должен быть доступн.с точки зрения его распространен-ти и завоевывания доверия покупателей.2.опр-ся набор сравнит.пар-ов и рассчит.индексы этих пар-ов.3.расчет интегральн.пок-ля кон-ти нашего тов.
2 этап:все пок-ли при оценке кон-ти делят на :потребит.и экономич.
Потреб.-хар. полож.эф-т от исп-ия тов.и опис.набором мягких и жетских пок-ей.
Жестк.-опис.важнейш.ф-ии тов.и связан.с ними харак-ки.(всегда имеют колич.оценку,время работы,кол-во мест,близость к метро).
Мягк.-хар.эстет.св-ва тов.,их потреб.ценность,опред. так назыв.органолептич.методами.Оценив.экспертн.методами(Опред.набор сравнив.пар-ов,разделив их на жестк и мягкие.затем опред.значимость кажд.пар-та путем установл.соотв-ия веса этих пар-ов.сумма весов этих пар-ов должна =1)Чем больше вес параметра,тем больше его значимость.Парам.индек-соотношение кол.хар-к нашего тов.и налога по дан.пар-ру(выраж.степень удовлетв.потребит.)затем рассчит.сводный параметр.инд: In=сумма wixjl,i-номер пар-ра,j-парам.индекс,w-уд.вес,i-свод.парам.инд. I стандартизирован(норматив.пок-ль кач-ва м.б. = либо 0,либо 1).Для мяггих аналогично,только исп-ем баллы экспертов,а не факт.данные.
Эконом.-опр.затраты пок-ля на приобрет.и исп-ие тов.на протяж.всего периода его эксплуатации.(цена доставки товара,установки тов.,обучен.перс.,ремонта)
Необходимо иметь ввиду что при расчете эк.парам.инд. всегда в знаменателе стоит.значение базового(аналог.)пок-ля.3этап:=отношение свод.парам.индекса к свод.эк.если > 1 то наша орг кон-тна
Вопрос №52.
Стандартизация и сертификация продукции.
Стандартизация – это деят по разраб и установл требований, норм, правил, хар-к, как обязательных, так и рекомендуемых для выполнения.
Цели стандартизации: 1) безоп прод для жизни, имущ-ва и окруж среды 2) технич и информац совместимость и взаимозаменяемость 3)кач-во в соотв с развитием науки и техники 4) единство измерений 5) экономия ресурсов 6) обороноспособность.
Стандарты – это нормативный документ, разраб на основе консенсуса, утверж признанным органом и направл на достиж оптим степени упорядочения.
Сущ след виды стандартов в РФ: 1) Госуд стандарты РФ (ГОСТ Р) 2)междунар (региональн) стандарты 3)отраслевые стандарты (ОСТ) 4)стандарты предприятия (СТП) 5) технические условия (ТУ) 6)стандарты обществ объединеий (СТО) 7)правила по стандартизации (ПР) 8)рекомендации по сертификации .
Сертификация – это процесс, подтвержд что прод соотв стандарту или опред требованиям.
Цели сертификации: 1) защита потребителя от приобрет опасн прод 2) содействие эксопрту и улучш конкурентспособн.
Сис-ма сертифик в РФ 3х звенная и включ: 1)гос стандарты РФ 2)органы по сертифик однор прод 3)испытат лаборатории или центры.
Список тов, подлеж обязат сертифик утверждается законодательно. Сущ и добровольная сертификац, затраты в люб случае несет заявитель.
Вопрос №53
Значение и сущность логистических систем в управлении деятельностью предприятия
Логистика –система организации, планирования и контроля информационными потоками в пространстве и во времени от поставщика и до конечного потребителя.
Цель логистики-минимиз. затрат ресурсов, в т.ч. времени при максим. удовлет. запросов потребителей.
Логистическая система предприятия состоит из взаимоинтегрир. микрологических систем: снабжения, производства, сбыта, информационной.
Логистическая цепь-линейно упорядоченное множество физ. и/или юр. лиц(производ.,перевозчиков, дистрибьют.,дилеров,складов),осуществл. последовательно по ходу технологич. процесса логистические операции по товаро-движению и доведению материал. потоков от одной логистической сис-мы до др.
Концепция логист. сис-мы:Наиб. распространение получила концепция «точно в срок»(KANBAN)=Just in time(JIT).Принципиальная схема работы «тянущей» сис-мы JIT:
это непрерывный быстрый поток, способный к быстрой перестройке и практически не треб. страховых запасов. Все подразделения предприятия снабжаются рес-ми только в том кол-ве и к такому сроку, которое необходимо для выполнения заказа.
Система KANBAN-синхронизация процессов снабж. и произв.
Основные черты:1)мин. запасы матер. рес-ов незаверш. произв. и готов. прод.2)коротк. произв. циклы3)небольш. объёмы произв. гот. прод.4)наличие надёжн. поставщиков и перевозчиков и их сравнит. небольшое кол-во5)эффект. информ. поддержка6)высокое кач-во готов. продукц.
Противоположность J.I.T.-система RP-планирование потребностей в ресурсах, на ней базир. сис-ма «толкающего» типа.Разновидности:MRP-потребности в мат. рес-х, DRP-планир. и распред. рес-ов.
Суть толкающей сис-мы в том, что заказы на поставку и произв. выдаются одноврем.
Вопрос №54
Логистика распределения. Понятие канала распределения. Виды сбыта и факторы, влияющие на выбор метода сбыта. Типы посредников.
Сбытовая логистика охватывает: складирование, транспортировку, продажи.Цель-обеспечить наличие товара в нужном месте и в нужное время. Задачи:1)какое время поставки явл. оптим. с учётом затрат и доходов2)сколько д.быть пунктов доставки, какой они д. быть величины, в каких местах расположены3) какой вид трансп. исп., чтобы обеспеч. наилучшие сочетания ст-ти, времени, сохран. грузов4)следует ли привлекать сторонние орг-и для решения задач распределения.
Начинается лдогистика распредел. с вопросов:*выбор каналов товародвиж. гот. прод;*нормиров. запасов гот. продук. на складах по всей цепочке движения;*разработка планов перевозки;*орг-ия работы товаропроводящей сети;*заключ. договоров поставки с покупателями;*разработка сметы затрат по сбыту
Канал товародвижения или распределения – организация или отдельные лица, участвующие в движении товара от производитела к потребителю.
Выбор канала влияет на скорость, время и эффект-ть товародвижения.
Функции посредников:1)исследуют рынок2)стимул. сбыт по средствам рекламы и т.д.3)устан. контакты с покупателями4)приспосабливают товар к требованиям покупателей5)организуют и финансируют товародвиж.
Ур-нь канала определяется кол-ов посредников. Канал 0-ого ур-ня –прямой сбыт,«+» миним. наценки, «-» огранич. охват покупателей.Каналы ост. Ур-ней-косвенный сбыт, поск. включает постредников.
Сущ. каналы:вертикальные(один из участников либо явл.собственником остальных,либо предоставл. определённые привелегии,что позволяет ему контролировать поведение канала) и горизонтальные(канал,в кот. ни один из участников не имеет полного и фактич. контроля над деят-тью ост. участников).
Типы посредников:
Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счёт
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счёт
Комиссионер От своего имени и за чужой счёт
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счёт
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote