• Авторизация


Кто со мной? 27-12-2007 11:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Хочу на каникулы поехать в небольшое путешествие на машинке... наметил следующий маршрут:

Москва - Сергиев посад - Переславль залесский - Ростов - Ярославль - Кострома - Кинешма - Вичуга - Шуя - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва,

одной ночевки наверное будет маловато, поэтому можно будет переночевать в Ярославле и Иваново...

http://autotravel.org.ru/d_trip.php?trip=t777,r3k22,t1668,r3k6,t1783,r3k10,t1744,r3k8,t1332,r3k13,t1325,r3k2,t1327,r3k19,t14,r3k2,t1330,r3k21,t1077,r3k0,t1156,r3k7,t1157,r3k3,t1103,r3k7,t1104,r3k4,t1126,r3k2,t1208,r3k22,t26,r3k14,t1105,r3k27,t1331,r3k6,t1428,r3k2,t1703,r3k2,t1158,r3k3,t1099,r3k11,t2,r3k8,t1207,r3k2,t1209,r3k8,t1505,r3k11,t1465,r3k24,t20,r17k42,t1459,r17k37,t19,r17k45,t1283,r17k8,t1281,r17k19,t1193,r17k14,t111,r17k14,t211,r17k38,t1916,r17k40,t28,r17k26,t1206,r17k11,t5,r4k16,t1117,r4k9,t1116,r4k10,t1115,r4k11,t1114,r4k5,t1538,r4k4,t1113,r4k6,t1112,r4k1,t1131,r4k8,t1196,r4k16,t128,r4k12,t1111,r4k4,t1110,r4k3,t1109,r4k14,t1419,r4k0,t1211,r4k4,t1417,r4k11,t1412,r4k12,t1161,r4k4,t1452,r4k14,t1458,r4k0,t217,r4k21,t777&view=v

Гостиницы Ярославля: http://www.yarhotel.ru/yarhotel.html или тут.. дороже - http://vyaroslavl.ru/hotels.html

Гостиницы Иваново http://www.komandirovka.ru/hotels/ivanovo/ 

В общем несложно найти думаю будет) 

Теперь касательно самого маршрута:

1. Сергиев посад: http://www.oldtowns.ru/index_sergiev.shtml

[460x698]

Образовывался город постепенно вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1345 году Сергием Радонежским.

   Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, отправился вместе со своим братом Стефаном искать место, где они могли бы жить отшельниками и молиться Богу. Обошли они по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода. Они срубили себе хижины, келью и небольшую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Стефан долго не смог прожить в лишениях и покинул брата. А Варфоломей принял постриг и был окрещен Сергием. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался монастырь. А Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси.

           Конец 12 - начало 13 века время освобождения русского государства от монголо-татарского ига. В 1380 году в Троице-Сергиевом монастыре было благословлено войско князя Дмитрия Донского. И 8 сентября состоялась Куликовская битва, начавшаяся с поединка Пересвета (троицкого монаха) и Челубея (монгольского богатыря Темир-Мурзы). Бой завершился победой русских. Это была первая крупная победа в борьбе с Золотой Ордой. После битвы Дмитрий Донской вернулся в Троице-Сергиев монастырь помянуть погибших. Однако в 1408 году татары взяли реванш. Хан Едигей захватил и сжег монастырь. Но уже в 1411 монастырь был отстроен и двести лет мирно развивался. Во главе монастыря уже не было Сергия Радонежского. Он умер в 1392 г., а в 1422 году был причислен к лику святых.

   Как и положено религиозному центру, Троице-Сергиев монастырь не был чужд ничему мирскому, поэтому он стал крупнейшим землевладельцем во всей России.

   В 1422 г. был построен первый каменный собор монастыря - Троицкий, ставший усыпальницей Сергия Радонежского. А в 1540 г. началось строительство первой каменной стены собора. К 1550 г. монастырь был обнесен мощной каменной стеной с 11 башнями. Иван Грозный лично приезжал проконтролировать строительство. В конце 15 века в России среди населения распространилась "жуткая ересь". Появилась так называемая идеология "нестяжателей", которая боролась с монастырским землевладением. Более того, настоятелем Троице-Сергиева монастыря становится некий старец Артемий, один из носителей этой идеологии. Конечно, через некоторое время он был уличен, осужден и сослан из крупнейшего монастыря-землевладельца России на Соловки. По ереси нестяжателей был нанесен сокрушительный удар.

Достопримечательности:

[150x210]    Троицкий Собор. Внутри лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора. Он первый в России памятник, поставленный в честь основателя монастыря-крепости Сергия Радонежского в год его канонизации (1422) и официального провозглашения "покровителем земли Русской". В одноглавом белокаменном Троицком соборе покоится прах Сергия, а в музее хранится надгробная пелена с изображением игумена. В иконостасе собора - работы Андрея Рублева и его товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно известную "Троицу". Она сейчас в Третьяковской галерее, а в иконостасе - превосходная копия.


[150x204]    Храм "Сошествия святого духа". Второй древний храм - Сошествия святого духа - сложили уже из кирпича псковские каменщики в 1476 году. Верх его необычен: с колокольней под главкой. "Иже под колоколы" называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года сохранила названия и своеобразные "характеристики" висевших над храмом колоколов: "нефимонный" (повседневный), "с очапом" (поврежденный, скрепленный хомутом), "сполошный", "колокол расшибен бывал нефимонный".





   Успенский собор. Мастера Ивана Грозного в 1559 году начали строить большой пятиглавый Успенский собор - формально главный в лавре. Заканчивал постройку царь Федор Иоаннович в 1584 году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний вид храма. В интерьере собора - огромный резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху устроены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов "аки с небес". В иконостасе - работы Симона Ушакова. Из-под куполов спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и своды покрыты фресками. Их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной стене собора, под росписью "полотенец").


[150x224]    Надкладезная часовня. У юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры - знаменитые "три восьмерика на четверике". Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От последней она и получила свое название. Часовня утратила многие из украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации.


   Трапезная. В конце XVII столетия в лавре перестроили старую, насчитывавшую около трех столетий Трапезную. Возведенная вновь в 1686-1692 годах, она высится на подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными виноградными гроздьями; "в шашку" красной, желтой, синей и зеленой краской расписана гладь стен. Внутри - большой зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для XVII века была серьезным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойденным. Живопись на стенах и сводах поздняя, ХIX века, но для своего времени интересная. В церкви, отделенной от зала кованой позолоченной решеткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из брусков яшмы красно-коричневого тона.

   Храм Зосимы и Савватия. Замечательное сооружение начала XVII столетия - комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры.

   Надвратная церковь. Семнадцатому веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная "именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.






   Царские чертоги. Ко второй половине XVII столетия относятся еще и огромные Чертоги - путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Всем требовалось дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, возможно, лучшие из уцелевших до наших дней.

   Митрополичьи покои. Своеобразный "памятник трех столетий" - нарядные Митрополичьи покои. С главного, северного фасада здание выглядит двухэтажным. С северной стороны виден еще один, древнейший, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над ним возведен в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам завершения ансамбля Троице-Сергиевой лавры - к середине XVIII столетия.
В тот же период построили и маленькую Михеевекую церковь. Как бы для контраста поставлена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой. Михеевская церковь привлекает внимание своим оригинальным обликом: есть здания, которые хороши и "во втором ряду", если строитель талантлив.

   Смоленская церковь. Смоленская церковь (Одигитрии) - одна из первых работ молодого еще Ухтомского. Здание изящно и оригинально по формам и декору "елизаветинского барокко". В плане она - восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере - крест, "попирающий полумесяц" (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и установили имя зодчего - Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Дмитрий Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение - великолепную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить Сергиев Посад. Покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры - бесценного памятника древней русской архитектуры.

2. Переславль залесский http://www.botik.ru/ICCC/Archives/source/leto98/smena4/history/karta.htm#map

http://pereslavl.goldentown.ru/

[показать]

        Переславль-Залесский - это один из городов Золотого Кольца России, по праву считающийся одним из лучших мест сосредоточения памятников истории и зодчества Руси. Однако известен он не только историко-архитектурными памятниками, но и абсолютно новаторским подходом к туристической отрасли. Такого обилия частных музеев нет ни в одном другом городе Золотого Кольца, да и вообще в России, наверное. Чего стоят только музеи паровозов, чайника, утюга и русского льна!

Горицкий монастырь в Переславле 

[показать]

    Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности – «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.
    В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
[показать]С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.
[показать]Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.

 

 


[показать]Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне. В XIX веке в [показать] северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро. Внутри [показать]самой звонницы вид хуже – она вся разрисована наименее культурными посетителями музея. В 1887г. башни сильно повредил ураган, нанесший огромный урон монастырю, стоящему на открытом возвышенном месте. Долгое время башни стояли без кровель, рушились. Только в 1950-1960 гг. они были отреставрированы и приведены в теперешний вид.
    В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить.
[показать]Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.
  [показать]Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его [показать] убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.
[показать]Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


[показать]В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.
    Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881г., и вовсе разобрали.
[показать]В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.
    В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919г. Руководителем музея стал Михаил Иванович Смирнов (1868-1949), проработавший здесь вплоть до своего ареста в 1930г. М.И.Смирнов – автор очень интересной монографии по истории Переславля-Залесского, издание которой ему не суждено было увидеть. Вернувшись из ссылки, Смирнов работал в Загорске (Сергиевом Посаде).
[показать]В 1963г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь. В 1960-х гг. сюда же были [показать] перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из д.Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.
 


Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню. 
 Никитский монастырь 

[показать]

Никитский мужской монастырь расположен на окраине города, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.

Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим – известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.

[показать]Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове.
В 1611г. стены монастыря две недели выдерживали осаду польско-литовских войск Яна Сапеги, но в конце концов оборона пала и монастырь был разорен и сожжен. В 1640-х годах пострадавшие стены были восстановлены, а верх башен надстроен в XIX веке. В XVIII веке здесь, по преданию, останавливался Петр I.
Вновь монастырь был открыт в 1993г. и сейчас реставрируется.

[показать]Главный собор Великомученика Никиты (1561-1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
Собор четырехстолпный, поражающий своими размерами. О его строительстве пишет М.И.Смирнов, создатель и первый директор переславского исторического музея: «Старая Никитская церковь, как можно судить по ее остаткам, вошедшим в состав новой или второй церкви, была значительно больше Троицкой церкви Данилова монастыря и, кроме того, имела с южной стороны придельную очень маленькую церковь Никиты Столпника. Сняли верх ее, разобрали внутренние столбы и западную стену, затем расширили и подняли значительно выше, вместо одной главы устроили пять и шестую над малой церковью, с южной и западной стороны пристроили так называемый притвор. Получилось монументальное здание, превышавшее своими размерами все другие переславские церкви. В остальном оно настолько же напоминает старый переславский собор Спаса, насколько московский Успенский Владимирские соборы. В отличие от него не имеет хор, поэтому в нем больше света и простора; соотношение частей здания выдержано прекрасно и сообщает ему внушительный и величественный вид. Внутри по стенам была роспись фресками» (Михаил Смирнов. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Часть I. С. 98-99).
В последующие века собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол – необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.

[показать]Рядом с главным собором стоит большая трапезная палата с Благовещенской церковью (XVI-XVIIв.); в западных комнатах второго этажа палат, вероятно, останавливался, Петр I во время своих первых приездов в Переславль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII веке. К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.

[показать]Шатровая колокольня (1668), примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп – восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.

Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.

За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII веке.

[показать]Стены и башни монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного. В стенах было три боя: верхний, средний и нижний. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой.

Приблизительно в двух километрах от монастыря находится колодец (кладезь), по преданию, выкопанный Никитой Столпником. Вода из этого колодца считается местными жителями целебной.

 Троицкий Данилов монастырь  [показать]

[показать]

Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 году преподобным Даниилом, иноком Горицкого монастыря; по имени основателя монастырь и получил свое название. О преподобном Данииле, одном из самых почитаемых переславских святых, известно достаточно много. Он родился в 1460 году, «в семье благочестивых родителей», как непременно говорится в его житии. В миру он носил имя Димитрия Константинова, рано ушел в монастырь и принял постриг в Боровском Пафнутьевом монастыре (Калужская обл.). В 1495г. он был рукоположен в иеромонахи в Горицком монастыре в своем родном городе. Одним из известных его подвигов был розыск погибших странников: Даниил находил тела умерших, убитых или замерзших по дороге, которых не забирали родные, и сам относил их в скудельницу (место для массового погребения), находившуюся на том месте, где сейчас стоит Троицкий Данилов монастырь. В 1508 году инок построил здесь деревянный храм Всех Святых. Еще во время строительства сюда собралось немало людей, желавших посвятить жизнь монашеству; так образовалась обитель. В монастырь к преподобному Даниилу в поисках помощи стали приходить больные и увечные, и многие, по преданию, исцелялись. Некоторые излеченные возвращались к себе домой, другие оставались и принимали постриг. Монастырь некоторое время был беден, пока на него не обратил внимание Великий князь Московский − Василий III. Преподобный Даниил пользовался большой любовью и уважением князя, который жертвовал в пользу его обители деньги и ценные вещи. В 1525 году Даниил по совету князя окончательно ушел из Горицкого монастыря в основанный им Троицкий. В это время ему было 66 лет. Бездетный Василий III несколько раз посещал Переславль, и после женитьбы на Елене Глинской у него родился сын Иван (будущий Иван IV Грозный). По случаю рождения наследника в 1530 году, на средства, пожертвованные Василием III, началось строительство каменного Троицкого собора. Преподобный Даниил стал крестным отцом великокняжеского ребенка. Покровительствовал настоятелю и брат великого князя, Димитрий, правивший в Угличе. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Иллариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила и он был канонизирован.

[показать]Главный и древнейший храм монастыря − Троицкий собор. Он был построен в 1530 году на средства московского великого князя Василия III в честь рождения наследника.  Строителем собора был ростовский мастер Григорий Борисов, возводивший до этого соборы в Борисоглебском монастыре недалеко от Ростова Великого. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор четырехстолпный, с одной массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. Изначально храм имел позакомарное покрытие (как у Спасо-Преображенского собора), позднее его заменили на более простое и практичное четырехскатное. Высокие апсиды − не просто круглые, а граненые. Поначалу у собора было три перспективных портала − с севера, юга и запада; их украшают килевидные завершения. Закомары собора тоже были килевидными, но сейчас это скрыто под четырехскатной кровлей.

В 1660 году начинается новый этап в истории собора: с северной стороны к нему был пристроен придел, в сущности – отдельный маленький храм над местом погребения преподобного Даниила. Приблизительно в это же время собор был расписан артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитых художников того времени. Фрески дошли до наших дней, некоторые даже в первоначальном виде. Сохранился Спас в куполе собора, архангелы в стенках барабана, история Лота и его дочерей; очень живописна сцена Страшного Суда.

[показать]В 1689 году к собору со стороны Даниловского придела была пристроена шатровая колокольня. Возводили ее костромские мастера. Колокольня поставлена на массивное, широкое основание, и нижний ее ярус служил братии для хозяйственных нужд; во втором ярусе была устроена ризница. В юго-западном углу колокольни заметны следы большого круга − часов. Ярус звона обведен красивыми резными арками, в широком шатре прорезаны небольшие отверстия − слухи.

 

 

[показать]Восточнее Троицкого собора находится небольшая, очень уютная церковь Всех Святых. Она была построена в 1687 году, также костромскими мастерами. Венчает храм одна глава на высоком барабане, окруженном рядом кокошников. Сильно выдается на восток трехчастная апсида. Обращают на себя внимание наличники маленьких окон храма − все они немного различаются между собой. Церковь была больничной, но больничной палаты не сохранилось − видны только следы ее примыкания к храму на северном фасаде. В 1753-1788 гг. в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а после, до 1882г. духовное училище. Здание было снесено в 1914 году по распоряжению наместника монастыря, и место под ним намеревались использовать под кладбище. Сейчас там просто растут цветы и трава.

[показать]Большое, массивное здание к юго-востоку от собора − трапезная палата с церковью Похвалы Божией Матери, построенная на средства князя И.П.Барятинского. Здание отличается сложной внутренней структурой и очень красивой внешней отделкой − окна обнесены богатыми резными наличниками, под кровлей проведен ряд декоративных «раковин», стены разделены колонками с резными капителями, входы украшают крыльца с арками и висячими «гирьками». Внутри здание тоже непростое: во втором этаже находится большая трапезная палата, самая большая из старинных палат Переславля. Здесь же размещались настоятельские покои, другие жилые и хозяйственные помещения; внутри трапезная неоднократно перепланировалась. Большая трапезная Похвалынская церковь замечательна длинными узкими гранеными апсидами, высотой в два этажа. Сейчас ведется очень активное восстановление здания, за довольно короткий срок его стены, пребывавшие в плачевном состоянии, выправлены и заново побелены.

Рядом с трапезной, с юга от нее, стоит большой братский корпус в два этажа. Там размещались кельи монахов, хозяйственные помещения, в подвале были ледники для хранения продуктов. За братским корпусом находился хозяйственный двор − конюшни, сеновалы, сараи… Хоздвор от жилых построек и храмов отделяла кирпичная стена. В юго-восточном углу двора сохранилось небольшое зданьице монастырской бани.

[показать]Прямо напротив Троицкого собора, с запада от него, стоят Святые ворота монастыря в кирпичной ограде. Долгое время от ограды оставались только фрагменты с башенками, сейчас она почти полностью восстановлена. Очень большие, широкие, массивные Святые ворота некогда завершались надвратной церковью Тихвинской Иконы Божией Матери, устроенной в 1700-1702 гг. Кирпичное здание ворот украшено деталями из белого камня.

В Смутное время монастырь был сожжен и разграблен. Уцелели только каменные постройки, возведенные еще при основателе монастыря Данииле. Нескоро после разорения монастырь, одновременно со всем Переславлем, начал возрождаться. Застраивали его в основном костромские мастера. Расцвет Троице-Данилова монастыря начался благодаря ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу: он открыл мощи преподобного Даниила, в монастырь снова начали стекаться паломники и пожертвования. Сохранился даже колодец, выкопанный основателем монастыря.

Вполне благополучно монастырь дожил до прихода советской власти. Он был закрыт и разорен в 1923 году. Были сняты и отправлены в переплавку все колокола. Позднее монастырь перешел  в ведение музея и был даже частично отреставрирован. Возвращен верующим в 1995 году, сейчас полным ходом ведется его восстановление.

 Никольский монастырь 

Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43.

[показать]

Никольский монастырь расположен в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря. Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. Вскоре, в 1382г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение.
В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.
[показать]В 1704г. в Никольский монастырь был прислан будущий архимандрит Питирим, при поддержке Петра I начавший активную борьбу с раскольниками и продолжавший ее до самой смерти, до 1738г. При Питириме строился ныне снесенный и восстановленный в новом виде соборный храм Николая Чудотворца, заложенный еще в 1680г. при его предшественнике Варлааме, который собрал большие средства на постройку новой высокой шатровой колокольни с большим набором колоколов.
В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца (1680-1721гг.) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко выступающими апсидами и широкими оконными проемами. В 1693г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны. Долгое время монастырь занимала животноводческая база.
[показать]После передачи монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классически
х форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле». Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор, стилизованный под древнерусскую архитектуру, возвышается посреди монастырского двора.
Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря. Основанный как мужская обитель, он по предложению переславского гражданина А.Варенцова в 1899г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни там тоже располагается женский монастырь.

Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.
[показать]Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.

 


[показать]Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.


[показать]Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761г. и простояла до 1903г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Пока не закончены работы, хорошо виден контраст между тем, что было со стенами и башнями, и что стало: по разные стороны Святых ворот с надвратной церковью стоят будто бы совершенно разные стены: слева – восстановленные и заново побеленные, справа – покосившиеся, с выщербленными кирпичами, но со слегка поблекшей табличкой «Въезные ворота и часть стены XVIII века» (именно Въезные, а не Въездные).
Восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.

 Федоровский монастырь

[показать]

Ансамбль внутри городских валов

Спасо-Преображенский собор

Церковь Петра Митрополита 

Владимирский собор

Церковь Александра Невского

Церковь Сергия Радонежского

 

 

Отдельные церкви

Церковь 40 мучеников

Покровская церковь

Симеоновская церковь

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь

Сретенская церковь

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Крест
Черниговская часовня

 

Памятники гражданской архитектуры

 

Дом Темериных

Гостиный двор

 

Памятники природной архитектуры

 

Синий камень

Плещеево озеро

Дендропарк

 Переславль - город музеев

Маленький город Переславль удивит любого гостя количеством музеев и изобретательностью музейных владельцев и сотрудников. Отличные экспозиции главного музея города - Переславского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника органично дополняются его филиалом "Ботик Петра I", а несколько частных музеев Переславля - паровозов, чайника, утюга, ремесел - буквально приводят в восторг и взрослых и детей. Интересно посетить и Музей масок.Также можно погулять по Дендропарку Переславля и совершить экскурсию по Национальному заповеднику "Плещеево озеро"

Чтобы не заблудиться, при въезде в город Переславль со стороны Москвы даже установлен указатель движения по всем музеям - не пропустите!

3. Ростов http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9

[показать]

Ростов Великий впервые упоминается в летописи под 862 г. После победы Олега в 907 году над греками: "... приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов". То есть Ростов входил тогда в число пяти важнейших русских городов.

Архитектура, достопримечательности

В историческом центре Ростова, на берегу озера Неро, - уникальный комплекс Ростовского кремля (1670-83), прямоугольная территория которого обнесена высокими крепостными стенами с 5 угловыми, 4 въездными и 2 дозорными башнями (основан в 17 в., закончены в 18 в.). К стенам с севера примыкает невысокая кирпичная ограда со "святыми воротами" (конец 17 - начало 18 вв.), отделившая от города площадь перед Успенским собором (около 1589; фрески 1659, 1670) с отдельно стоящей звонницей с 13 колоколами (отлиты в 17-19 вв.).

На территорию кремля ведут парадные ворота с надвратной церковью Воскресения Христова (1670; фрески 1675). Внутри кремля - комплекс культовых, административных, жилых и хозяйственных построек, соединённых арочными переходами, в т.ч. палаты Красная (1670-е гг.) и Белая (около 1675), Князьи терема (16-17 вв.), корпуса Самуилов (17 в., перестроен в 18 в.) и Иерарший (17 в.), церкви - Иоанна Богослова (1683), Спаса на Сенях (1675), Григория Богослова (1670-80-е гг.), Одигитрия (1692-93).

Среди других памятников - церковь Спаса на Торгу (Ружная; 1654, 1685-90), каменные дома конца 18 - начала 19 вв., ансамбль Рождественского монастыря (основан в конце 14 в.).

На берегу озера Неро находятся монастыри: на северо-востоке города - Аврамиев (основан на рубеже 11-12 вв.); на юго-западе - Яковлевский (основан в 14 в.).

4. Ярославль

 

Наименование Описание Рейтинг Оценка
Архитектура Ярославля В центральной части города практически полностью сохранилась историческая застройка 16-19 веков (а немногочисленные новые здания, за редким исключением, возводятся в традиционном архитектурном стиле). Автомобильное движение здесь затруднено, поэтому рекомендуется обойти эту часть города пешком. Это не займёт много времени, но доставит много впечатлений.
Адрес: г. Ярославль
14 4.75
Губернаторский дом и парк-музей "Губернаторский сад" Построен в 1823 г., здесь побывали все царственные особы от Александра I до Николая II. Сейчас здесь художественная выставка.
Парк-музей открыт с мая по с
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Melina 27-12-2007-13:05 удалить
ой я с удовольствием! тока боюсь муж не отпустит((( LI 7.05.22
sashavs 27-12-2007-14:04 удалить
Melina, )) это да, ну ничего, с тобой на НГ оторвемся... с друзьями хочу поехать, новый фотик опроббывать.. если привезут его конечно сегодня)
sashavs 27-12-2007-14:05 удалить
блин.. а как коряво все вышло... ну да лан... для себя делал преимущественно)
Melina 27-12-2007-14:05 удалить
привезут,куда они денуцца LI 7.05.22
sashavs 27-12-2007-14:28 удалить
ну не знаю, просто мне уже звонили кто-то.. из других магазинов наверное) я не подходил в это время.. хотя мне сказали будут вечером звонить из этого) вобще чего-то я перезаложился) думал они безответственней, начитался еще всяких отзывов на яндексе)


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кто со мной? | sashavs - камнем по коже | Лента друзей sashavs / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»