Физическое тело представляет собой хранилище пранической энергии. Эта энергия подразделяется на пять компонентов в соответствии с ее взаимодействием с пятью таттвами: землей, водой, огнем, воздухом и эфиром. Затем она проявляется в виде более грубых форм энергии — механической, тепловой, химической и электрической, которые используются для преобразования материи.
Для поддержания целостности этих энергий и равновесия между телом и умом требуются постоянные забота и внимание. Если мы пренебрегаем физическим, тонким или ментальным аспектом своего существа, то рискуем заболеть. Возможен избыток праны в ида или пингала нади, либо в обоих одновременно. Избыток праны может создавать избыточное функционирование и, в крайних случаях, короткое замыкание. При недостатке праны уровень энергии падает, вызывая подавление или утрату функционирования.
Распределение праны
Каждая часть тела обеспечивается праной через сложную систему нади. Функции нади можно сравнить с работой системы электроснабжения. В физическом теле энергия распределяется точно так же, как система электроснабжения подает энергию от электростанции в наши дома.
Где нет электричества, там нет освещения; точно так же, где нет праны, там нет жизни. Избыток энергии может вызывать короткое замыкание в системе электроснабжения, и освещение погаснет. Или напротив, иногда вследствие чрезмерного потребления энергии мощности системы электроснабжения не хватает, в ней падает напряжение, и все освещение становится тусклым. Так же и в физическом теле прана шакти часто претерпевает различные изменения, иногда создавая избыток, а иногда недостаток энергоснабжения.
В какие-то моменты каждый испытывает избыток или недостаток энергии. Однако некоторые люди часто входят в состояния депрессии, в которых их энергия столь низка, что они видят жизнь в мрачном свете, и все вокруг кажется окрашенным их страданием. Обычно это служит признаком низкого уровня энергии в главных нади. Серьезные расстройства, закупорки, или нарушения равновесия в главных нади приводят к депрессии, нервному срыву, мании и так далее. Если главные нади функционируют правильно, но имеются неполадки во второстепенных нади, то физическое тело также не будет работать должным образом.
Происхождение болезни
Болезнь может зарождаться в теле или в уме. Многие болезни начинаются в уме, а затем переходят в тело. Их также называют психосоматическими заболеваниями. Болезни, которые начинаются в теле, а затем переходят в ум, называются соматопсихическими.
Хатха йога и тантра описывают и предписывают техники, которые помогают справляться и с соматопсихическими, и с психосоматическими заболеваниями. Эти науки признают, что тело составляет основу, а прана служит его силой; поэтому и тело, и ум зависят от праны — жизненной силы. Манипулируя праной с помощью пранаямы и прана видьи, мы лечим болезнь с соматопсихической точки зрения. Поэтому в йоге считается, что все болезни, в конечном счете, вызываются неправильным распределением праны в физическом теле. Даже те болезни, которые считаются психологическими по своей природе, в действительности вызываются дисбалансом в распределении праны.
Например, функцию крупной распределительной станции выполняет вишуддхи чакра. Располагаясь на стыке шеи и туловища, она направляет прану к глазам, носу, горлу, щитовидной, паращитовидной и вилочковой железам, а также к другим органам в этой области. Многие эмоциональные комплексы непосредственно вызываются недостаточным или избыточным функционированием щитовидной железы, даже когда болезненное состояние не диагностируется клинически. Таким образом, эмоциональная проблема, возникающая из-за неправильного распределения праны в щитовидной и паращитовидной железах, представляет собой соматопсихическое, а не психосоматическое расстройство.
В качестве второго примера, рассмотрим манипура чакру, которая находится позади пупка. Это главный центр распределения энергии для пищеварительной системы и надпочечников, которые вырабатывают гормон адреналин. Неправильное распределение праны из манипура чакры к надпочечникам может вести к параноидальному психозу, а также к таким психосоматическим заболеваниям, как колит.
Очень важен третий пример: свадхистхана чакра, расположенная в копчике, служит распределительным центром для всей мочеполовой системы, за исключением яичек. Эта система включает в себя матку, яичники, мочеиспускательный канал, почки и мочевой пузырь.
Неправильное распределение праны к этим органам, или возникновение в них избытка энергии, может приводить к фригидности или импотенции. Хотя медицина может считать эти проблемы чисто психологическими и возникающими вследствие болезненных переживаний детства, нам следует помнить, что фригидность или импотенция представляют собой не только психологические или психосоматические, но и соматопсихические расстройства. Это обусловлено тем, что переживания детства могут нарушать течение праны, что, в свою очередь, ведет к психологическим расстройствам.
Передача энергии
Наука прана видьи призвана способствовать правильному распределению праны по всему телу. С помощью этой техники можно уравновешивать избыток праны, имеющийся где-либо в организме. Болезни, вызываемые недостатком праны, можно лечить, отбираю прану из тех областей, где она в избытке, и направляя ее к пораженным частям тела. Это осуществляется путем преобразования праны в разновидность магнетической силы, и затем в поток психической энергии. Когда она преобразована в эту магнетическую энергию, ее также можно передавать вовне тела через пальцы, взгляд или мысль. Она может переноситься цветком. Кроме того, ее можно использовать для зарядки таких объектов, как четки (мала), подобно тому, как заряжают автомобильный аккумулятор от электросети.
Такая передача праны - вполне естественное событие, и происходит в нашей жизни постоянно, осознаем мы это или нет. Любое физическое тело постоянно испускает вибрации или заряды энергии. Некоторые люди обладают длительным и сильным праническим излучением, тогда как у других оно кратковременное и слабое. Исследования с помощью фотографии по методу Кирлиан вплотную подошли к подтверждению гипотезы о том, что излучения пранической энергии составляют естественную часть нашего взаимодействия с жизнью.
Прана имеет очень тонкую природу, и ее может ощущать только психическое тело у людей, обладающих паранормальными способностями. У природных целителей, которые рождаются с этой способностью, преимущественно проявляется пранамайя коша. Они способны лечить больных, хотя не учились этой науке у гуру или из книг. Нередко они сами удивляются своим способностям, и могут задаваться вопросом, откуда они взялись и как действуют.
Немногие люди рождаются целителями, однако большинство из нас способны в той или иной степени развивать этот потенциал с помощью практики прана видьи. Эта техника не только открывает нашему осознанию огромные запасы энергии, заключенные в человеческом теле, но и учит нас сознательно манипулировать праной для улучшения нашего собственного здоровья и здоровья других людей.
Праническое целительство
Прана видья — йогическая техника пранического целительства — представляет собой форму терапии, которая совершенно не зависит от каких-либо материальных средств и может одинаково хорошо действовать как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Ее эффективность подтверждают и ученые, и непрофессионалы, вне зависимости от их религиозных убеждений. Более того, с ее помощью можно лечить не только людей, но и животных.
В статье П. П. Матхаи в газете Times of India News Service(18 октября 1992 г.) сообщается, что Праническое целительство снова приобретает популярность в Индии. Министр здравоохранения штата Керала публично поддержал Праническое целительство, выступив на открытии Всемирного Фонда пранического целительства, который имеет более четырнадцати центров во многих штатах Индии.
Хотя ранее Праническое целительство знали и практиковали только йоги и целители, владевшие этой наукой, сегодня этот древний метод целительства привлекает большое внимание ведущих медицинских специалистов, и проводятся исследования, призванные подтвердить его применимость в современной медицине. Праническое целительство подвергалось широкому изучению в бывших коммунистических странах — СССР, Болгарии и Югославии. Многие из этих исследований описаны в книге «Психические открытия за железным занавесом».
Лечебное прикосновение
В одном эксперименте, который проводился в США под наблюдением доктора Кригера — профессора колледжа среднего медицинского персонала в университете Нью-Йорка — шестьдесят пациентов были поделены на две группы. Одна группа два раза в день получала от медсестер «лечебное прикосновение» (метод психического целительства с помощью «наложения рук»); контрольная группа получала только обычный уход. После первого дня такого лечения у пациентов экспериментальной группы начало наблюдаться значимое повышение уровня гемоглобина в крови, тогда как в контрольной группе не было отмечено никаких значимых изменений.*
* Это также говорит в поддержку высказанной ранее (см. сноски в других постах) гипотезы о связи праны с активными формами кислорода (АФК). (пер.)
Малайское Праническое целительство
Лечение «наложением рук» представляет собой простой и эффективный метод пранического целительства. В других культурах используются иные методы. Антрополог Кэрол Лейдермен изучала психическое целительство в Малайзии, где шаманы (целители) используют музыку и наговоры, чтобы вызывать состояния транса. Первоначально она старалась оставаться в своих исследованиях полностью объективной, но в конце концов согласилась пройти двадцатиминутный сеанс трансового лечения.
Ее описание аналогично тому, что йоги рассказывают о праническом целительстве: «По мере того, как музыка становилась громче, мой рот открывался, охваченный неуправляемой вибрацией. Я начала ощущать, что у меня в груди дуют холодные ветры, которые становились сильнее с нарастанием и ускорением музыки, пока не стало казаться, будто в моем сердце бушует ураган»..
В малайской традиции, которая отражает понимание йоги, умственные процессы, способности и желания и т.п., определяются как «воздух» или «внутренние ветры». Когда их подавляют или не выражают, отвергают или пресекают, они могут становиться опасными, вызывая «ветровую болезнь». Шаманы используют свои техники для того, чтобы рассеивать эти подавленные ветры. Для этого используются различные методы, вызывающие измененные состояния сознания — от сенсорной депривации до гиперстимуляции. В одном из наиболее распространенных методов используется музыка, особенно музыка, исполняемая на ударных инструментах с ритмом около четырех ударов в секунду. Этот ритм, который считается вызывающим переход в состояние транса, эквивалентен тетаритму волновой электрической активности мозга, обнаруживаемому в глубокой медитации, а также оптимальной частоте для обезболивания при электроакупунктуре.
Исследования
Не исключено, что эффекты пранического целительства отчасти объясняются выделением эндорфинов (эндогенных морфиноподобных веществ).
Мозг может вырабатывать многие тонкие химические вещества, например, транквилизаторы, не уступающие Валиуму.**
** Популярное успокоительное средство «Валиум» относится к семейству так называемых бензодиазепиновых препаратов. В мозгу имеются специальные рецепторы, реагирующие на эти препараты, которые получили название «бензодиазепиновых рецепторов». Эти рецепторы регулируют деятельность нервных клеток, использующих в качестве нейромедиатора гаммма-амино-масляную кислоту, которая оказывает тормозящее действие на активность центральной нервной системы. Наличие этих рецепторов говорит о том, что мозг сам способен вырабатывать вещества, для которых они предназначены; некоторые из таких веществ уже обнаружены, (пер.)
Многие из этих веществ обладают неизвестным действием, а те, которые мы знаем, лишь частично изучены и поняты.
Подобные исследования — это лишь начало длинного пути к пониманию методов психического целительства, принятых и практикуемых в различных культурах. Эти исследования сталкиваются с многими трудностями, особенно, когда целителя и пациента извлекают из их культуры и помещают в лабораторию. Однако, новые научные методы, в частности, основанные на эффекте Кирлиан, а также растущий интерес к таким традиционным техникам, как прана видья, служат стимулом для дальнейшей работы.
Традиционное праническое целительство
Праническое целительство очень распространено в Индии. Практически в каждой деревне можно найти по крайней мере одного специалиста по его применению. Этих целителей называют оджха, и их главная обязанность состоит в том, чтобы помогать другим людям, используя свою психическую силу. Они не берут за свою работу денег или подарков, поскольку если бы они это делали, то перестали бы быть настоящими целителями.Эти целители не используют мантры - они используют прану.
Исцеление может достигаться с помощью благословения, мантр и религиозных ритуалов, однако все эти методы отличаются от пранического целительства. Праническому и психическому целительству очень трудно научиться. Мантры и прана - это очень разные силы. Мантра — сама по себе сила, тогда как прана зависит от умения и способности человека пробуждать и направлять ее.
Двадцать лет назад индийские целители утратили свою хорошую репутацию в обществе из-за враждебной пропаганды со стороны интеллектуалов, которые к тому времени появились в Индии. Эти люди считали целителей шарлатанами, обманывающими общество, и обвиняли их в том, что они нарушают главный обет — ничего не брать за свою работу. При этом совершенно игнорировался тот факт, что многие из тех, кого обвиняли в шарлатанстве, были настоящими целителями, которые отвергали любые дары - не только деньги, но даже пищу или одежду. Однако, в более недавнее время различные методы целительства подверглись анализу и исследованию, и снова стали более приемлемыми. Поэтому праническое целительство снова вошло в практику, и во всей Индии возрождается вера в его эффективность, хотя эта традиция никогда не прекращалась в сельских районах, несмотря на колебания мнения образованных классов.
Метод с использованием травы куша
Обычно в Индии, если у ребенка высокая температура — живет ли он в деревне или в городе, в бедной или богатой общине — родители могут позвать пандита (священнослужителя), чтобы определить природу болезни — является ли она психической, соматической или психосоматической. Если заболевание диагностируется как психическое или психосоматическое — праническое, а не чисто телесное — то ребенка несут к целителю; это должны делать сами родители, и ни в коем случае не кто-либо другой. Кроме того, духовный целитель никогда не идет в дом другого человека, будь он богатым или бедным. Это очень строгое правило. Поэтому мать несет ребенка к дому целителя, а отец идет за ней. Эту процедуру приходится соблюдать даже очень богатому человеку, даже главе штата; не может быть и речи о том, чтобы послать за целителем машину.
В отношении правил процесса исцеления существует много разных традиций. Например, иногда целителю нужно принести кокосовый орех или орех эрика, завернутый в лист бетеля и перевязанный красной ниткой. Такие обычаи существуют в разных местах Индии. Затем ребенка помещают рядом с целителем, который пробует различные методы, чтобы найти центр болезни, в соответствии с различными традициями. У каждого целителя имеется своя собственная техника.
Целитель может использовать траву куша - это встречающаяся в Индии особая трава, которая обладает очень большой магнетической силой и всегда используется в духовных и оккультных церемониях. Это очень грубая трава с острыми краями, которой при неосторожном обращении можно порезаться. Сперва травой куша особым образом проводят над передней стороной тела, от макушки головы до стоп. Затем этот процесс повторяют над левой и правой сторонами тела ребенка, пока, наконец, куша не останавливается — с виду, сама по себе — над центром болезни. В действительности, психический целитель использует свою прану, чтобы ощутить в ребенке центр психической болезни. Махая травой, он способен психически «видеть» болезнь.
Снятие сглаза или порчи
Еще один метод используется для лечения болезней, вызванных порчей. Подобно тому, как можно посылать прану, чтобы лечить других, некоторые люди способны посылать злые влияния с намерением причинить вред. Например, они могут передавать зловредные или странные силы через свои глаза, вызывая необъяснимую горячку, простуду, или другую болезнь. Чтобы снять эту порчу, рядом с пациентом ставят железный горшок, в который кладут горящий древесный уголь, красный перец и семена горчицы. Если пациент чихает и кашляет, что является естественной реакцией на запах горящего перца, то его болезнь не связана с порчей. Однако, если он не чихает и не кашляет, то это признак порчи.
Кармическая болезнь
Если болезнь не вызвана сглазом или порчей, то для угадывания центра болезни в теле также может использоваться метод с травой куша. Кроме того, целитель может обнаружить и какую-то другую причину болезни, например, что она обусловлена дурным обращением со стороны мужа или семьи. Тогда целитель открывает эту основополагающую психологическую причину мужу или родственникам, говоря, что это не физическая болезнь, а результат кармы.
В качестве составной части процесса исцеления, он говорит им: «Я могу исцелить ее прямо сейчас, но у нее неизбежно будет рецидив, если только не устранить другие неизвестные причины, породившие болезнь, поскольку она обусловлена не физическими факторами. Необходимо изменить структуру кармы». Затем он просит мужа или родственников выяснить, что могло вызвать болезнь. Возможно, все дело в муже, хотя он может об этом не знать. Поэтому целитель старается заставить его осознать этот факт, и рассказывает, что нужно делать, чтобы пациентка снова была здорова.
В подобных случаях целитель совершенно ясно указывает, что вина лежит на окружающих. Поэтому он не несет ответственности за лечение - он должен только поставить диагноз и дать рекомендации относительно необходимых изменений окружения. Таким образом, он освобождает себя от всякой кармической ответственности. Зачастую после этого муж или родственники признают свою вину и обещают исправить ситуацию, но если эти люди невежественны и все отрицают, то духовный целитель может отказаться проводить лечение.
Вибхути
Коль скоро точно установлено, на ком лежит ответственность, и виновные это признали, начинается лечение физических симптомов. Целитель берет золу, полученную при сжигании высушенного чистого коровьего навоза. Эту золу просеивают через ткань, смешивают с молоком, готовят из смеси шарики и высушивают их. Эти шарики также сжигают, и полученную золу снова просеивают и смешивают с молоком. Они издают отвратительный запах, подобный запаху горящей человеческой плоти. Такой процесс может повторяться семь, одиннадцать или пятьдесят один раз, в зависимости от традиции целителя.
Местное название этой смеси — бабхут, а на санскрите она называется вибхути, что означает «психическая сила и слава». Иногда это выражение используют по отношению к санньясину или монаху-отшельнику.
Препарат вибхути помещают между бровями пациента; иногда это сопровождается повторением мантр. Затем целитель сдувает порошок и повторяет этот процесс еще три раза, после чего на то же место между бровями помещают соль. Ее также сдувают, но с большей силой и небольшим звуком. Для нанесения порошка на лоб используется только большой палец.
Следующее действие представляет собой тайну, известную только праническому целителю. Не говоря ни слова, он оставляет больного и выходит наружу. Порой он удаляется на две или три мили, прежде чем вернуться к больному. Никто, кроме посвященных, не знает, куда он идет, или что он там делает. Это тщательно охраняемый секрет. Сразу после возвращения, целитель спрашивает пациента о том, как он себя чувствует. Если тот говорит, что никакого изменения не произошло, то целитель отсылает его, объясняя, что больше ничего не может сделать. Целитель ни на что не претендует. Он совершенно открыто признает, что не может помочь. Если произошло лишь небольшое улучшение, он рекомендует обратиться к другому целителю. Если человек исцеляется, то он должен немедленно уйти и никогда не возвращаться к этому же целителю.
Удаление ядов
«Когда известно, что проявившаяся болезнь обусловлена ядом, проводится еще одна форма пранического целительства. В таком случае используется нож; это не обычный нож. Нож, который применяют в этом методе целительства, содержится в состоянии великой святости. Его лезвие состоит из особым образом «магнетизированного» металла.*
* Здесь неясно, имеется ли в виду просто намагниченный металл, или, что более вероятно, речь идет о чем-то вроде «зарядки психической энергией». (пер.)
Внешне, техника лечения совершенно поразительна. Нож помещают над пораженной областью и с удивительной быстротой проводят им из стороны в сторону пятьдесят или шестьдесят раз. Все пассы совершаются примерно за одну минуту, причем каждый из них сопровождается резким вздохом. После этого целитель тщательно очищает нож, кладет его в задний карман и уходит прочь. Куда он идет и что делает также составляет секрет. Этого никто не знает, и никто за ним не идет.
При укусе змеи, скорпиона или шершня и в других подобных случаях используется другая процедура. Целитель берет носовой платок и завязывает на нем три узла. Он чрезвычайно быстро водит пальцами над пораженным местом, совершая точные механические движения. Целитель изо всех сил напрягает пальцы, и никогда не касается тела пациента или пораженного места. После шести или семи быстрых пассов пальцами целитель спрашивает пациента о том, куда переместилась боль. После этого он перекладывает туда носовой платок, который ранее был помещен на место укуса, и процедура продолжается. Спустя примерно пятнадцать минут пациента снова просят сказать, где у него болит. Вплоть до этого момента пассы, которые целитель делал пальцами, были направлены сверху вниз.
На этом этапе носовой платок заменяют кусочком черного шнурка. В зависимости от характера укуса или укола жалом, пациент может чувствовать боль в течение двадцати четырех или даже тридцати шести часов. Есть некоторые целители, умеющие устранять последствия укуса змеи из любой части тела, и они обладают способностью исключать возможность смерти. Пациенту необходимо только отдыхать, спать и оставаться как можно более спокойным в течение суток. Змеиный яд не удаляется.
Медиумическое праническое целительство
В Индии изобретена особая техника целительства, которая называется медиумическим целительством. Утверждают, что в этом процессе действует праническая энергия целителя, но лечение происходит через посредство медиума. В этой форме целительства медиум входит в трансоподобное состояние, в котором его тело обычно раскачивается из стороны в сторону, глаза закрыты и ум очень спокоен. Когда медиум достигает состояния транса, в игру вступает целитель. Человек, который болен, или беспокоится о ком-то, кто болен, объясняет целителю симптомы болезни. Медиум также слушает, хотя, находясь в состоянии транса, вероятно, не понимает того, что говорится. Затем целитель обращается к медиуму. Медиум подтверждает или объясняет действительное состояние болезни - является ли она психической, соматической или психосоматической. Медиум всегда дает через целителя правильный диагноз.
Лечение обычно бывает очень простым, с использованием воды из Ганги или листьев тулси. Иногда больного просят лечь, и его тело полностью накрывают простыней. В соответствии с одним из методов целитель берет руку больного и руку медиума, и помещает их под ткань. Предполагается, что при этом происходит какая-то психическая передача. На этом этапе целитель и медиум становятся одним человеком. Они три раза соприкасаются и сливаются друг с другом. После этого ткань удаляют резким взмахом. Этот тип лечения обычно используется для психологических проблем. Целитель не признает неполного исцеления, и если его просят высказать мнение относительно того, было ли лечение успешным, он обычно сильно сердится.
Оживление мертвых
В Индии было много известных случаев оживления людей, которые были при смерти в результате укуса змеи или отравления, либо находились в состоянии комы. Эта практика, которая не используется в случае смерти от гипертонии или паралича, хранится в строгой тайне и известна лишь немногим людям. Она связана с чисто праническим целительством.
Целитель накрывает тело умершего тканью, и затем водит под ней руками от головы до ног. Он проводит руками над лбом, щеками, руками, запястьями и другими важными частями тела, чтобы почувствовать, осталась ли в теле прана и можно ли попытаться его оживить. Точный характер движения рук целителя неизвестен. Обнаружив прану, целитель начинает действовать посредством танца и круговых восходящих или нисходящих пассов. Он не произносит никаких мантр, поскольку это чисто праническое целительство. Когда человек приходит в сознание, он идет к реке, где совершаются обряды и ритуалы для избавления от яда. Целитель может почернеть в результате переноса яда. Этот метод воскрешения держится в такой тайне, что помещение, где лежит тело умершего, наглухо закрывают, и никто не может наблюдать за тем, что там происходит.
Перенос болезни
Известно много случаев, когда пранические целители по ошибке переносили болезнь на другого человека. От яда, выделяющегося при исцелении, иногда избавляются, захоранивая его под деревьями, а болезни духовные целители всегда захоранивают под определенными деревьями. Поэтому в Индии существует правило, согласно которому нельзя мочиться или спать под деревьями баньян, пипал, тулси или манго. В отношении этих деревьев существует и много других запретов. В качестве переносчиков болезней, которые зарывают в землю, могут использоваться волосы, ногти и кусочки меди. Поэтому если вы нашли что-либо зарытое в землю, будьте осторожны!
Это можно проиллюстрировать такой подлинной историей. В одной богатой семье сын копал землю вблизи фундамента своего дома и нашел золотое изображение змеи. Посчитав находку ценной, он сохранил ее и расплавил. Через несколько дней у него началась горячка и он стал худеть. Его отвезли в больницу, где были проведены различные анализы на наличие рака, болезни крови и т.п., однако это обследование не смогло обнаружить никакой причины его состояния. В конце концов, позвали священнослужителя, который сказал, что это не болезнь, а наказание свыше, обусловленное неизвестными причинами. Мальчика отвели к праническому целителю, который обнаружил в его теле излучения золота. Он ничего не знал о золотом изображении, но сказал, что количество золота, требуемое для лечения, точно соответствует количеству золота, которое было расплавлено. Родители рассказали ему о золотой змее, которую нашел мальчик. Эту змею первоначально кто-то зарыл, чтобы избавиться от болезни.
Отец распорядился, чтобы из золота снова сделали изображение змеи, и когда целитель провел золотой змеей над телом мальчика, а потом опять зарыл ее в землю, мальчик исцелился. Судя по всему, ранее змея была вместилищем болезни, которая каким-то образом передалась мальчику.
Заключение
Умелые пранические целители понимают различные типы болезней, возникают ли они сами собой, переходят от другого человека или приобретаются по ошибке. Затем они лечат эти состояния, используя различные пассы, направленные вверх, вниз, налево, направо или по кругу, либо вдувание праны. Однако, как и в случае любой науки, этим практикам необходимо должным образом учиться.
Для правильного изучения этой науки требуются труд и строгая дисциплина. Немногие люди выбрали бы это призвание. Чтобы быть праническим целителем, необходимо придерживаться строгого и убежденного образа жизни, который предписывает йога. Каждое утро в любое время года целители погружаются по пояс в воду и выполняют нади шуддхи (очищение нади), поднимая руки к солнцу. Они следуют различным правилам, как например, никогда не мочиться лицом к востоку по утрам, и лицом к западу по вечерам.
Пранические целители практикуют многие разновидности пранаямы. Как правило, для них запрещены долгие выдохи. Они вдыхают очень глубоко, но выдыхают очень мало. Кроме того, они очень мало разговаривают, чтобы не растрачивать прану. Никогда нельзя увидеть целителя, который предается болтовне или спорам о религии или политике. Целители едят очень простую пищу, состоящую, в основном, из хлеба и молока, и не употребляют сахара и соли. Они не просят подаяния для своего пропитания. У некоторых из них есть немного земли, на которой они выращивают пищу для себя и своей семьи. Женщины и дети обычно содержат себя сами. Целитель не занимается физической работой в течение дня. К нему с утра до вечера могут обращаться люди, которые нуждаются в лекарствах или лечении. На Западе врачи и психиатры полностью заняты лечением и консультациями; так же обстоит дело и у психических целителей в Индии.
В настоящее время традиция целительства в Индии живет и процветает, однако в течение нескольких поколений она может умереть. Пранические целители принадлежат к числу беднейших людей Индии. У них нет никакого материального имущества; они не могут писать о своем искусстве или распространять его. Кто бы захотел добровольно стать учеником пранического целителя, который может обещать только бедность? Обычно человек ожидает что-то получить - будь то материальная выгода, успех в обществе или интеллектуальное знание — но целитель не может предложить ничего из этого. У больного, который идет к духовному целителю, нет никакого способа оплатить или вознаградить его услуги. Такова традиция, и эта дилемма остается без ответа вследствие структуры современного общества, которое в данное время не поддерживает целителей.
Свами Ниранджанананда Сарасвати "Прана. Прнаяма. Прана Видья".