• Авторизация


Архитектурные излишества советского периода 28-06-2010 15:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не секрет, что советскую архитектуру принято ругать. Мол, если что у нас и было хорошего, так это конструктивизм с его безусловными гениями – Мельниковым, Гинзбургом, Голосовым и братьями Весниными. Последовавшее затем ар-деко (сталинский ампир) обычно критикуют за излишнюю помпезность, а постройки более позднего периода, созданные в эпоху печально известной «борьбы с излишествами», – наоборот, за безликость и серость. В массе своей строительство 1950–1980-х действительно производило удручающее впечатление, но, как известно, из любого правила бывают исключения. И если с пристрастием исследовать улицы Москвы, таких исключений наберется немало. «Любое время оставило после себя знаковые объекты архитектуры, – убежден Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России. – Даже когда началась борьба с излишествами и в архитектуре наступила полоса утилитаризма, проектировщики пытались создавать интересные объекты, полноценные произведения искусства. К сожалению, это не всегда понимают чиновники, с легкостью подписывающие распоряжения о реконструкции, а то и сносе объектов, построенных в 1950–1970-х годах». Кстати, именно Юрию Гнедовскому Москва обязана появлением нескольких знаковых построек. Чего стоит хотя бы здание Театра на Таганке с его треугольным внутренним двором и глухими кирпичными стенами, которыми царство Мельпомены отгородилось от вечно шумящего Садового кольца. Этот проект во многом был новаторским: так, в основу концепции нового театрального здания архитектор заложил возможность осуществлять постановки не только на сцене, но в фойе, кулуарах, во дворике, даже на тротуарах вокруг театра и на крышах (к сожалению, последнее так и не было осуществлено). Сам зрительный зал также трансформируется, что позволяет режиссерам иметь под рукой несколько принципиально разных типов сцены – традиционную портальную, панорамную или сцену-арену. Даже в разгар эпохи борьбы с излишествами Гнедовский старался не отступать от принципа гармоничного сочетания функции и формы, и, наверно, именно поэтому его объекты, не отличающиеся ни вычурностью, ни богатством пластики, легко запоминаются и быстро становятся городскими достопримечательностями. Помимо театра на Таганке, можно вспомнить проект реконструкции театра на Малой Бронной, театральные комплексы в садах «Аквариум» и «Эрмитаж» или более поздние объекты – театральный центр им. В. С. Мейерхольда и Московский международный дом музыки. Еще одно примечательное театральное здание расположено на Тверском бульваре. Конечно, это МХАТ им. Горького, построенный в 1974 году архитекторами В. Кубасовыми и В. Уляшовым. Внешние фасады отличаются суровостью – они облицованы темно-коричневым естественным камнем – но не производят слишком тяжеловесного впечатления, хотя крупный объем усилен гранитными глыбами у высокой лестницы главного входа. Одно из главных украшений фасадов – «рогатые фонари», светильники, причудливой лесенкой устремленные ввысь. Ближайшим соседом МХАТа им. Горького, построенным в середине 1970-х годов, можно считать здание ТАСС, расположенное на пересечении Тверского бульвара и Большой Никитской улицы. Стремясь не нарушить целостность исторического района, его авторы (архитекторы В. Егерев и А. Шайхет) решили «спрятать» истинный масштаб здания. 9-этажный дом снаружи воспринимается как 4-этажный. Закругленные углы проемов и арок, по мнению авторов, напоминают о стиле модерн, в котором построен знаменитый особняк Рябушинского, расположенный неподалеку. Своеобразной, но все же достопримечательностью может считаться и жилой дом на Беговой («дом на ножках»), построенный в 1969–1973 годах по проекту архитектора А. Меерсона. 16-этажный дом, чья длина составляет целых 130 метров, состоит из трех широких девятиквартирных секций, а лестницы вынесены в отдельные мощные объемы с закругленными торцами и поставлены под углом к плоскости фасада. При этом весь дом поднят над землей монолитным железобетонным столом на грубых «клешнях», сужающихся книзу. Дом смотрится тяжеловесно, но авторы стремились противопоставить его безликому типовому жилищному строительству и желаемого эффекта, конечно, добились. Царством красного кирпича и глухих стен стало здание Палеонтологического музея, выросшего недалеко от въезда в усадьбу Узкое («Коньково») в середине 1980-х годов. Его автор – архитектор Ю. Платонов – придумал эдакое кирпичное каре с закругленными башнями, отдаленно напоминающими крепостные. Внутри здания имеется декоративный двор, в котором укрылись небольшой бассейн и скульптуры ископаемых животных, а по периметру расположены анфилады многочисленных выставочных залов.1 Одним из самых ранних примеров московского постмодернизма может считаться здание столовой Военно-политической академии в Ермолаевском переулке. Спроектированное в 1989 году архитекторами В. Гинзбургом, Ю. Филлером и Ю. Лебедевой, оно имеет нарочито простой геометризованный фасад, декорированный ордерной конструкцией из спаренных колонн и облицованный травертином разных оттенков, образующим абстрактный рисунок. Здание поставлено под углом и удачно завершает перспективу Трехпрудного и Ермолаевского переулков. Бесспорно, оно очень органично вписалось в сложившуюся среду одного из старейших районов Москвы, и за это архитекторам нужно сказать отдельное «спасибо». Массаж это очень приятная и полезная ппроцедура. мной найден интересный сайт, где можно купить массажеры причем выбрать такой, какой подходит именно вам
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Архитектурные излишества советского периода | Kptnsvobo - Жизнь среди домов | Лента друзей Kptnsvobo / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»