Уильям Тернер (1775–1851) был настоящим англичанином. Учился в Королевской академии в Лондоне; не достигнув тридцатилетнего возраста, стал академиком, а следом — профессором в академических классах. Приходил на чай по расписанию, вел себя с дамами как джентльмен, пускался в «сентиментальные путешествия» по Уэльсу и Европе, рисовал акварелью натурные романтические пейзажи, повсюду таскал за собой этюдник. При всем этом его репутация среди современников сомнительна.С одной стороны, академия и многочисленные почитатели восхищались его ранними готическими пейзажами в духе Лоррена, чувством цвета и свободным владением кистью. С другой — академия же стыдилась художника до того, что скрывала его особо выдающиеся картины, обманывая тем самым многочисленных поклонников.
Уильям Тернер был настоящим сумасшедшим. Рисовал с натуры, но ощущал себя не английским романтическим пейзажистом вроде Констебля, а модернистом и визионером вроде Кандинского. Его поздние картины — чистой воды авангард, фактическая абстракция. Естественно, никто вовремя бедного отщепенца не понял: Малевич еще не родился, канон не отменил — последователей не нашлось. Пришлось ждать почти полвека, пока французские импрессионисты не изберут Тернера своим кумиром, найдя его живописную манеру весьма и весьма занятной. Свои работы художник завещал Великобритании, где они так и находятся практически все до единой и носу оттуда не кажут. В российских собраниях Тернера, соответственно, нет, а выставка в ГМИИ — сегодня единственный шанс увидеть его работы. Собрание везут представительное: 40 картин, 70 акварелей, 2 гравюры.
Между прочим, самая дорогая выставка в истории Пушкинского музея.
Александра Рудык
Всё! Иду! Почитала рецензию одного товарища, а вернее просто его восторг и краткую характеристику творческого метода. Более всего впечатлили такие зримые и осязаемые фразы как "писать ткань пространства", "динамика движения воздуха и волн", "дымы", "почти кинематографично", "Куросава живописи, с ветром и воздухом в кадре, перемешанным с солнцем", "добавляя детализации очень мало, чтобы не терять музыкальность".
музей Пушкина открывается в 10:00, билеты по 200 московских песо, придется усилием воли выпинать себя из дома в субботу рано-рано утром.