Средневековая танцевальная чума
«Science-Psychology»
В 1374 году десятки деревушек, расположенных вдоль Рейна охватило смертельное заболевание – танцевальная чума или, по-научному, хореомания (или пляска святого Витта). Сотни людей на улицах прыгали и выделывали коленца под никому (кроме, вероятно, самих танцующих) не слышную музыку. Они почти ничего не ели и не спали, иногда много дней подряд, пока разбитые в кровь ступни не отказывались их держать.
А потом чума прекратилась – почти так же внезапно, как и началась.
Следующая вспышка произошла в Страсбурге в 1518 году, когда женщина по имени фрау Троффеа внезапно вышла на улицу, начала танцевать и не могла остановиться несколько дней. В течение недели к ней присоединилось ещё 34 человека, к концу месяца количество танцующих возросло до 400. Десятки людей падали и умирали от сердечных приступов, инсультов или изнеможения. И в этом случае болезнь ушла так же внезапно.
Учёные всех мастей пытались найти объяснение этой загадке. Какое-то время наиболее вероятным считалось объяснение, согласно которому люди отравились хлебом, поражённым спорыньёй – грибком, который растёт на влажных стеблях ржи. При попадании в организм, он вызывает судороги, лихорадку и бредовые состояния.
Профессор истории Джон Уоллер из Университета Мичигана с этой версией не согласен – в обоих случаях речь шла именно о танцах, не о судорогах. Другая популярная теория – по которой жертвы стали частью некоего танцевального культа, тоже показалась Уоллеру неубедительной.
Профессор Уоллер предложил свою теорию: это были массовые психогенные (обусловленные психической травмой) заболевания, вызванные страхами и депрессией. Обеим вспышкам предшествовали голод, гибель урожая, наводнения – то, что можно было расценить как знаки приближающейся библейской катастрофы. Ужас перед сверхъестественным мог ввести людей в своего рода состояние транса.
Кроме того, танцевальная чума связывалась с именем святого Витта – христианского мученика, танцуя перед статуей которого, по поверью, можно было обрести здоровье. То есть идея танцев ради спасения уже сидела в головах людей. Всё, что было нужно – один человек, который начал бы этот марафон.
Страсбургская вспышка не была последней – в 1840 году нечто подобное произошло на Мадагаскаре.
___________________________________________________________________________
Пляска святого Витта
(играть быстро и весело, с фолковскими мотивами в духе "Тролль Гнет Ель")
1.
В моей голове звучит музыка, я собираюсь пойти танцевать
Этот странный задорный мотив уже несколько дней не дает мне спать,
Эй, прохожие, шествуя мимо, не коситесь через плечо.
Я сотру с ваших лиц эти кислые мины, мы станцуем еще и еще!
Припев:
Это пляска святого Витта, без надежды на новый рассвет.
Это пляска святого Витта, мой простой универсальный ответ.
Мои ноги справляются с тем, что не может осилить моя голова,
Это пляска святого Витта, мне не нужны никакие слова!
2.
В моей жизни разброд, В моем доме бардак, мне опять не хватило еды
У меня нету денег и нету работы, я, похоже, дошел до черты.
Эй, прохожие, к черту голод и боль, я способен еще танцевать,
Я сотру с ваших лиц эти кислые мины, мы станцуем опять и опять!
Припев.
3. (медленно и плавно)
И весь город плясал восемь суток подряд, позабыв про еду и про сон
И последний из них тихо наземь упал, силой танца он насмерть сражен.
А огарок свечи оплывал на столе, эти темные тайны храня,
(снова быстро)
Но, мигнув напоследок, взорвался в слепительном яростном танце огня!
Припев.
___________________________________________________________________________
Реальность, конечно, куда прозаичнее пабликов в контакте.
"Хорея (хореический гиперкинез, ранее «виттова пляска» или «пляска святого Витта»; от греческого χορεία, вид танца) — синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец."