• Авторизация


Азы науки цвета 04-08-2010 18:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Читала на сайте www.aworld.ru    http://www.aworld.ru/maska/forumsp9732.htm


СИНИЙ ЦВЕТ

Синий — это цвет постоянства и истины. Это цвет неба. Каким бы эфемерным и прозрачным он нам ни казался, но синий цвет всегда с нами. Даже в пасмурный, дождливый день у нас есть надежда, что среди туч все же проглянет клочок лазурно-синего неба. Подлинная синева ясного неба связывается в сознании человека с постоянством природы, с надеждой на следующий день. В первобытные времена человеку было трудно выжить, поэтому рассвет каждого нового дня в переливах синего цвета был для людей праздником.
Поскольку небо накрывает нас всех, мы воспринимаем синий цвет как далекий и устремленный в открытый космос. Он символизирует для нас либо давнее прошлое, либо далекое будущее. Как писал Гёте в своей книге «Теория цветов»: «Синяя поверхность кажется отдаленной от нас... но мы с готовностью следуем за драгоценным предметом, улетающим от нас, поэтому мы так любим созерцать синеву Не потому, что она удаляется от нас, а потому, что она манит нас за собой».
Созерцание синего неба дает душе ощущение мира и покоя. Этот цвет отпечатался в нашей психике как успокаивающий и спокойный.
Синие небеса всегда несут в себе обещание божественной милости. Ранние христиане считали синий цвет цветом надежды. Он нес в себе божественную любовь, милость и духовность веры, смирение и поклонение. Христа часто изображают в синих одеяниях, а Деву Марию (которую часто называют Голубой Девой) почти всегда изображают в голубом. Синий цвет издревле считается цветом духовности, цветом высокой надмирности.
Этот же оттенок доминирует в традиционных одеяниях верховных жрецов иудаизма: их длинные синие одежды напоминали о небе. Митры, которые носили почтенные люди, были синими, а большие нагрудники, поддерживаемые двенадцатью драгоценными камнями, прикреплялись к груди синими лентами. Иудейские племена носили синие эмблемы и считали синий цвет цветом славы. Глубокий символизм синего цвета у иудеев нашел свое отражение и в Библии. Господь повелел Моисею, чтобы люди Израиля пришили синие ленты к краю своих одеяний в знак того, что они подчиняются воле господней.
Но синий цвет связан не только с цветом неба, но еще и с цветом моря. Чистые воды синего океана, спокойствие тихих заливов и переливы журчащих ручьев. Глубокая синева напоминает нам о безмолвных глубинах океана. Из-за того, что синий цвет ассоциируется с бесконечными небесами и спокойным морем, его любят почти все. Мой уважаемый профессор-колорист из Лос-Анджелесского университета однажды сказал: «Тщательно изучайте синий цвет... Помните, что в нем всегда присутствует божественная сила».

ЗАЩИТНЫЙ СИНИЙ
Во многих культурах синий цвет использовался для защиты от сил зла. В Марокко чуть ниже уха жениха рисуют синюю точку, чтобы отогнать злых духов (невесте приходится заботиться о себе самой!).В Иерусалиме на дверях и стенах жилищ рисуют синюю ладонь. В древности синие сапфиры защищали своих владельцев от колдовства. Три сливающихся в центре луча в отдельных ценных камнях символизировали веру, надежду и судьбу. Сила камня считалась настолько огромной, что сохранялась даже при передаче сапфира от одного владельца другому.
На юго-западе Америки индейцы красили двери своих жилищ в ярко-синий цвет, чтобы отогнать злых духов. Там же в синий цвет красят и потолки, чтобы привидения не могли проникнуть в дом. В Греции клочок синей ткани прикалывают к детским пеленкам, чтобы защитить младенца от сглаза.
В Древней Японии синий цвет использовался для рабочей одежды и для одежды, предназначенной для путешествий, а также для защиты от ядовитых змей (впрочем, змеи не умеют различать цвета).

ЦВЕТ И КУЛЬТУРА
Синий цвет стал использоваться как декоративный лишь в 4500 году до нашей эры в Месопотамии. Сверкающие синие нити применяли перуанские ткачихи в 800 году до нашей эры. В тысячах миль от Перу синий цвет использовался в льнопрядильных мастерских, обнаруженных в пещерах возле Мертвого моря.
В Средние века на смену синему красителю, получаемому из листьев вайды, пришел индиго. Он был гораздо более прочным и ярким. Благодаря этому синий цвет получил широкое распространение. Марко Поло был поражен размахом производства индиго в Индии, где эту краску изготавливали в огромных количествах и отличного качества. Краситель получали из корней растения, которые помещали в воду вместе с другими компонентами и оставляли гнить. Этот изумительный цвет, приводящий в восхищение весь мир, получить было очень нелегко. В емкости с водой, где разлагались растения, добавляли смесь плодов, древесного пепла или разложившейся мочи (особенно эффективно было использование верблюжьей мочи!). Изначально краситель имел желтый цвет, но в результате окисления он постепенно превращался в синий.
Кроме этого, синие красители в малых количествах получали из трудно добываемого в горах минерала. Ляпис-лазурь, полудрагоценный камень глубокого синего цвета, был источником ультрамарина. Он был настолько дорог, что использовался только в особых случаях, например для изображения одеяний Мадонны. Художники платили огромные деньги за эту краску. Она символизировала богатство мецената, заказавшего картину.
Различные оттенки синего цвета получали путем смешения индиго с белыми веществами. Типичный рецепт XII века заключался в том, что нужно было взять кусок белого мрамора и поместить его на сутки в горячий навоз. Затем камень очень осторожно доставали и толкли на другом куске мрамора, получая тончайшую пыль.
«А затем возьми пену с котла, в котором ткань красят в цвет индиго, и смешай ее с этой пылью... когда смесь высохнет, добавь еще пены, пока не получишь красивый лазурный цвет» («Материалы и приемы средневековой живописи», Дэниел В. Томпсон).
После того как краситель окончательно высыхал, процесс измельчения, замачивания и сушки повторялся несколько раз. Это был утомительный, скучный (не говоря уже о вреде для здоровья!) процесс. Но синий цвет высоко ценили в Средние века, и краситель можно было всегда выгодно продать.
В другом рецепте, пришедшем к нам из XIV века, мы находим способ приготовления ультрамарина. Минерал ляпис-лазурь измельчали до состояния порошка, а затем смешивали со щелоком. Изготовитель краски смазывал руки льняным маслом и перемешивал едкий щелок длинными палочками. Процедура длилась несколько дней, пока в восемнадцати контейнерах со смесью не получались различные оттенки синего цвета.
Искать и находить! Когда вы мечтаете, не являются ли вам образы далеких стран? А может быть, вашему мысленному взору предстает озеро или широкая река? Или вы мечтаете о тропических ночах? А может быть, вам хочется сесть на берегу серебристого ручейка в окружении вековых деревьев, чьи волшебные листья падают на поверхность воды и уносятся течением?
У каждого из нас есть особые чувства и воспоминания о прошлом, которые дарят нам счастье. Почему бы не использовать эти воспоминания и цвета, для них характерные, для создания магического настроения в собственном доме?
Если ваши воспоминания связаны с какими-то местами, то цвета этих мест способны вернуть вас туда. Если же нет, то просто расслабьтесь и помечтайте в тишине. И тогда вы поймете, куда вас тянет, когда у вас нет четкого представления. На странице 24 вы найдете подробные инструкции по использованию приема направленного воображения, который поможет вам погрузиться в мир воспоминаний и фантазий.
А если ваш ментальный образ не окажется аналогичным моему (а так оно наверняка и будет!), не волнуйтесь. Цветовые настроения, описанные в этой книге, основаны на впечатлениях от красоты природы и уникальных творений человеческого разума. Пусть эти настроения помогут вам пробудить в собственной душе то особое чувство, которое связано со счастливыми для вас местами или моментами.
После очень долгого, детального описания процесса читателю рекомендовалось хранить этот рецепт в тайне, «...чтобы обладать уникальной способностью правильно изготавливать эту драгоценную краску». А кроме того, читатель получал еще одну рекомендацию, вполне в духе Средних веков: «Знай также, что изготовление краски — это занятие для прелестных дев, а не для мужчин. Они всегда сидят дома, на них можно положиться, а кроме того, у них более изящные руки. Но остерегайся старых женщин!»
Для японцев синий цвет символизировал море, дающее пищу и жизнь. Это был вечный духовный источник умиротворения. Синий не только ассоциировался с красотой весны, но и приносил удачу в бою — любопытная двойственность.
Европейцы, посещавшие Японию в XIX веке, были поражены невероятным распространением синего цвета — синие дома под синими крышами, синие вывески на магазинах, синие навесы, люди в синем. Один из посетивших Японию американцев, писатель Лафкадио Херн (1850—1904), увидел Иокогаму абсолютно синей — столько синих флагов и вывесок было на ее улицах.
В Древнем Китае синий цвет символизировал бессмертие. Император восседал на синем кресле (его подданные удовольствовались зелеными). Даже сегодня синий цвет является основным цветом одежды в континентальном Китае.
Друиды считали, что синий цвет символизирует истину и гармонию. Для древних греков и египтян он был средоточием истины, добра и веры. Особенно ценили синий цвет в Египте. Уже в 4500 году до нашей эры они использовали краситель индиго. Египетские мумии часто заворачивали в синюю ткань. Внутренние интерьеры храмов оформлялись в синем цвете, что символизировало небо и воды Нила. Нут, богиня ночного неба, и Амен, бог плодородия и жизни, изображались в синих одеяниях. Мистификаторы-жрецы изготавливали различные талисманы, амулеты и лекарства (например, истолченные сапфиры для промывания глаз!). Жрецы носили синие нагрудники, символизирующие святость их занятия. Фараоны надевали синюю кожаную корону — древний символ их превосходства и божественного происхождения.
Яркие синие нити древние перуанские рукодельницы использовали, как уже говорилось, почти три тысячи лет назад. Хорошо сохранившиеся в сухом климате синие льняные ткани были обнаружены археологами в пещерах, расположенных вблизи Мертвого моря.
Древние бритты считали синий цвет цветом «хорошего происхождения». Когда в 58 году до нашей эры Юлий Цезарь вступил на землю британских островов, его противники, пикты, выкрасили себя в синий цвет, что, вероятно, и вдохновило Джорджа Бернарда Шоу на следующие строки в «Цезаре и Клеопатре»: «Во время войны мы выкрасили наши тела в синий цвет, чтобы враги наши, даже лишив нас одежды и самой жизни, не могли лишить нас достоинства». В современной Британии синий цвет символизирует консервативные политические взгляды, уважение и принятие существующего положения.
В римских храмах синий цвет был посвящен великому богу Юпитеру. В Греции он считался символом Зевса. Нигерийское племя йоруба настолько любит синий цвет, что туземцы красят им деревянные скульптуры и двери своих жилищ, носят синие одежды и наносят на тела татуировки этого цвета.
В Индии считается, что синий — это цвет высшей мудрости и что подлинный
цвет солнца синий. Буддисты полагают, что сапфиры приносят спокойствие и трезвомыслие. Древние индийцы и жители Тибета использовали индиго на молитвенных свитках. Они верили, что это цвет «третьего глаза», который усиливает эффект медитации и повышает интуицию. Индиго и темно-синий цвета всегда ассоциировались с успокоительным действием ночи. Их часто рекомендовали для создания атмосферы, подходяще для обучения и созерцания.
В старину термином Cordon-bleu называли синюю ленту-эмблему, которую носили рыцари, служившие французской династии Бурбонов. Сегодня этот же знак символизирует достижения в различных областях и, в частности, в области кулинарии. Синие ленты по-прежнему остаются высшей наградой в самых разных сферах деятельности.
В XVIII веке сапфиры использовались для проверки женской верности. Считалось, что, если камень менял цвет, значит, женщина изменила мужу.
Когда у француза рождался мальчик, он вдевал в петлицу синий цветок. Во многих странах синий и голубой цвета символизируют детей мужского пола. Однако в Соединенных Штатах так было не всегда. Вот цитата из публикации 1918 года, приведенная Клаудией Браш Кидвелл и Валери Стил в книге «Мужчины и женщины»: «Хотя в этом вопросе существует множество разногласий, однако наиболее широко распространено правило, по которому девочек одевают в голубое, а мальчиков в розовое. Причина этого проста: розовый обладает большей решительностью и силой и поэтому идеально подходит для мальчиков. Голубой же гораздо более деликатен и изящен, что делает его более подходящим для девочек». В 20-е годы точка зрения изменилась, и нежные розовые тона стали считать женственными, а голубые и синие — мужественными.
В некоторых странах к синему цвету относятся исключительно практически. Американские фермеры часто красят двери амбаров в синий цвет, поскольку он отпугивает мух (мухи испытывают отвращение к синему цвету). Ворота же, выкрашенные синей краской, говорят о том, что в доме есть дочь на выданье.
Нет ни одной страны, где синий цвет не пользовался бы популярностью и уважением. Но вот армяне проклинают своих врагов так: «Чтоб ты умер в синей одежде!» Но это скорее исключение, чем правило. Для остального мира синий цвет символизирует бескрайние небеса, верность и постоянство.

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ЦВЕТА
Ясновидящие и мистики издавна верили в целительную силу синих лучей. Эдгар Кайс в своей книге «Ауры» писал, что голубая аура — это естественная эманация души. Он считал, что темно-синий и цвет индиго помогают человеку осознать цель жизни.
С.-Дж.-Джей Оусли, английский хромотерапевт, в книге «Цветовые медитации» описывает собственные приемы медитации с использованием цвета. Он утверждал, что если медитирующий представляет себе луч цвета индиго, то «это повышает восприимчивость разума, что весьма полезно для слушателей всех уровней». Оусли относился к индиго так же, как древнеиндийские мистики: этот оттенок, по его мнению, улучшал интуицию.
Физиологически созерцание синего цвета понижает кровяное давление, уменьшает частоту пульса и потливость, а также оказывает успокоительный эффект. Исследования доказали, что избыток красного цвета вызывает у эпилептиков анормальную конвульсивную реакцию, а очки с синими стеклами позволяют избавиться от такого воздействия.
Доктор Макс Лушер, швейцарский психолог, о котором мы уже говорили, в своей книге «Четырехцветная личность» (1979) пишет: «Сядьте перед поверхностью, выкрашенной в темно-синий цвет, и подумайте над тем, какое настроение она в вас вызывает. Вы почувствуете безмерный покой, расслабленное удовлетворение, бесконечное ощущение гармонии и мира. Синий цвет погрузит вас в созерцание и покой».
Доктор Артур Эллис рассказал мне, что под гипнотическим внушением люди, сосредоточившиеся на синих предметах, отмечали ощущение покоя и расслабления, а те, кому в жаркий день внушалось, что они находятся в синей комнате, чувствовали прохладу. Темп жизни замедлялся, и все испытуемые становились исключительно управляемыми. Вы наверняка замечали, что, глядя на синее небо, сразу же чувствовали покой и умиротворение. За исключением самых ярких оттенков синего, все остальные вызывают в человеке ощущение спокойствия, мира и гармонии.
Свободные от тривиальности, одухотворенные жизнерадостные, энергичные сочетания, свойственные причудливому настроению, предназначен не только для детей. Ключевым элементом здесь является контраст. Многие цвета, используемые данных гаммах, довольно ярки и вполне подходя для детской комнаты. Однако комната на снимке остается причудливой, несмотря на то, что в оформлении использованы не только кричаще яркие цвета. Здесь присутствуют цветовые акценты. Рассмотрите предложенные сочетания и по пробуйте использовать их по своему усмотрение в своей книге «Бессонница» исследователи Гэй Гаэр Люс и доктор Джулиус Сигал пишут: «Сочетание медитации и йоги вкупе с концентрацией на внутреннем представлении глубокого синего цвета в течение трех минут вызывает в человеке состояние расслабления, называемое альфаритмом».
Барбара Браун, пионер в области исследования биологической обратной связи, в своей книге «Новый разум, новое тело» пишет, что цвет воздействует на мозговые волны, что подтверждает теорию о том, что «цвет вызывает эмоциональные состояния, уникальные для каждого оттенка». Барбара Браун пришла к выводу о том, что «...электрические реакции мозга на красный цвет — это тревога и возбуждение, на синий же — расслабление и спокойствие».
Светлые оттенки синего цвета идеально подходят для потолков в маленьких, тесных помещениях без окон. Подобные оттенки помогают ослабить клаустрофобию — боязнь замкнутого пространства. Голубой потолок в сочетании с дневным светом зрительно расширяют пространство и успокаивают разум, позволяя ему представлять широкие просторы природы. Синий цвет успокаивает и умиротворяет, благодаря чему он может использоваться в отделениях, где пациенты подвергаются болезненным методам лечения, а также для лечения больных, страдающих боязнью закрытого пространства.

ЭМОЦИИ ЦВЕТА
с самого раннего детства небесная синева пробуждает в нас воспоминания о пикниках на природе, об играх на свежем воздухе. Порой мы часами смотрели в окна, чтобы увидеть хотя бы клочок синего неба. Если нужно определить синий цвет двумя словами, то ими станут «надежный» и «верный».
Различные оттенки синего несут в себе одну и ту же мысль — мысль о надежности и честности. Средние и сероватые оттенки синего, такие, как природный камень, СЛАНЦЕВЫЙ и АЛЬПИЙСКИЙ, считаются очень «искренними».
По мере приближения синего цвета к черному он становится более серьезным и авторитетным. Эта традиция уходит своими корнями еще в Древний Рим, где сена торы надевали синие тоги. Темно-синяя форма говорит о лидерстве — идет ли речь о морском офицере, пилоте или полицейском. Гражданская одежда темно-синего цвета несет в себе то же послание — она говорит о достоинстве, власти, благородстве, уравновешенности и сдержанности. Глубокие иссиня-фиолетовые, темные и почти что черные оттенки синего цвета несут в себе значимость черного, но в то же время они лишены мрачного и зловещего впечатления, свойственного черному цвету Темно-синий цвет — это цвет значимости и солидарности.
Светлые, пастельные оттенки синего, такие, как ИЗВЕСТКОВЫЙ, ПРИГЛУШЕННЫЙ СИНЕВАТЫЙ, НЕБЕСНЫЙ И ГОЛУБАЯ ПУДРА, создают более деликатную, нежную, эфирную атмосферу.
Доктора Ханс и Суламифь Крейтлер, авторы книги «Психология искусства», утверждают: «Современные исследования показывают, что синий цвет воспринимается как нежный, успокаивающий, прохладный, пассивный, безопасный и комфортный. Он вызывает в человеке ощущение покоя, уверенности и гармонии, чувство контроля и ответственности».
Однако избыток синего цвета может вызвать легкую депрессию и меланхолию. Авторы предостерегают: сдержанность и прохлада могут не только успокаивать, но и восприниматься, как «жесткая, холодная и спокойная враждебность, которую расстояние может превратить в полную отстраненность». При оформлении интерьеров очень важно уравновешивать синий цвет теплыми акцентами. Слишком синяя комната будет выглядеть холодной и стерильной.
Не все оттенки синего можно назвать спокойными, умиротворяющими или классическими. В природе существуют космические и атмосферные энергии, также ассоциирующиеся с синим цветом. Вспомним, к примеру, огни Святого Эльма, проявления атмосферного электричества, появляющиеся на мачтах кораблей и других высоких объектах. Они горят холодным синим светом. Электрические разряды, возникающие в электрофорной машине, тоже сверкают опасной синевой. А вспомните голубое пламя газовой горелки!
Яркий, мощный, сверкающий синий цвет естественным образом ассоциируется с электричеством. Электрические цвета активны, их нельзя назвать спокойными. Они энергичны и жизнерадостны и уж никак не пассивны. Неоновые оттенки придают синему цвету энергичность и молодость. Неудивительно, что их предпочитают люди молодые и те, кто сохранил молодость до седых волос.
И тем не менее основные ассоциации, связанные с синим цветом, которые первыми приходят на ум, порождены бескрайними небесами и морскими просторами. Мы называем синий цвет чистым, прозрачным, спокойным, тихим и утешительным. Прохлада синего ассоциируется с горными вершинами, верхними слоями атмосферы и водными глубинами. Поверхность воды отражает небо, а глубокие водоемы, наполненные чистой водой, имеют иссиня-зеленый цвет. Неудивительно, что большинство оттенков синего в своих названиях имеют упоминания или ссылки на море и небо: ЛЕДЯНОЙ ПОТОК, МОРСКОЙ синий, СИНИЙ НИЛ, УТРЕННИЙ ТУМАН, ГЛУБОКИЕ ВОДЫ, ЛЕДНИК; или на холодные высоты: ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА, ГОЛУБОЙ ВОЗДУХ, ГОЛУБОЙ ХРУСТАЛЬ, ГОЛУБЫЕ ОБЛАКА, СТРАТОСФЕРА.

Когда медиумы входят в транс, белки их глаз становятся голубыми. Некоторые специалисты считают, что подобное явление связано не со сверхъестественными возможностями, а с уменьшением притока крови к глазному нерву, обусловленным задержкой дыхания на одну-две минуты (не рекомендую проверять на себе!).

ЦВЕТ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ
Несмотря на всеобщую любовь к небесно-голубому цвету, очевидно, что во всех странах слова, обозначающие теплые цвета, появились раньше, чем обозначения холодных оттенков. Латинский язык чрезвычайно богат синонимами, обозначающими теплые цвета. Для холодных же в этом древнем языке нашлось гораздо меньше обозначений. Даже латинское слово, обозначающее синий цвет, заимствовано у тевтонов.
Спокойное настроение обычно связывается с голубыми, зеленовато-голубыми и зелеными тонами, создающими нежную гармонию с легким присутствием теплоты. Эти оттенки позволяют создать мирную, успокаивающую атмосферу, ассоциируемую с морем и небом. Если вам хочется спокойствия, выбирайте эти цвета. Они помогут вам расслабиться, освежиться и восстановить силы телесные и духовные.
Исследователи пришли к выводу о том, что более раннее появление понятий, обносящихся к теплым цветам, объясняется вовсе не тем, что первобытные люди не воспринимали синего, зеленого и фиолетового. Просто цвета красной части спектра являются и всегда являлись более эмоционально привлекательными. Древние люди прежде всегда замечали теплые, греющие цвета, что вполне естественно.

ЦВЕТ И ЛИЧНОСТЬ
Синий цвет любят не только американцы. Это всеобщий любимец. Исследования показывают, что дизайнеры всех стран используют синий и голубой очень часто. Во всем мире синий цвет ассоциируется с небом, морем, джинсами — словом, со всем надежным и заслуживающим доверия. В эпоху цифровой революции и стремительного развития технологии, за которой не успевает массовый человеческий разум, совершенно понятно, почему люди так нуждаются в мире и покое, который несет в себе синий цвет.
Любовь к синему. Люди, которые любят синий цвет, часто бывают фанатично ему преданы. Они любят его всю жизнь и никогда не предают свою любовь. Может быть, у них синие глаза, и с самого раннего детства они слышали в свой адрес комплименты, стоило им надеть что-то голубое. (Люди с синими и голубыми глазами всегда любят синий цвет.) Может быть, они живут возле воды (или хотели бы жить). Им синий и голубой цвета кажутся абсолютно естественными и весьма привлекательными. Может быть, кто-то любит устраивать пикники под голубыми небесами по выходным на пляже. Таким людям синий цвет напоминает о счастливом времени, проведенном с семьей, о свободе, об играх и развлечениях.
Большинство людей воспринимает темно-синий цвет как цвет надежности, авторитета, классичности, консервативности, силы, доверия, традиций, уверенности, профессионализма, спокойствия и твердости. Небесно-голубой цвет ассоциируется с покоем, чистотой, прохладой, влажностью, небесами, морем, миром, отдыхом, постоянством, свежестью, счастьем, нежностью, верой и истиной. Иссиня-зеленые тона воспринимаются как изысканные, холодные, дорогие, приятные, богатые и неповторимые.
Если синий ваш любимый цвет. Такие люди заслуживают доверия. На них можно положиться. Внешне холодные и уверенные в себе, они часто бывают очень уязвимыми. Они тонко чувствуют потребности окружающих. Они искренне верны в отношениях и глубоко переживают, когда их доверие обманывают.
Такие люди всегда стремятся к гармонии и спокойствию. Они надежны, терпеливы и спокойны. Они довольно общительны, но предпочитают ограничиваться узким кругом близких друзей. Они дважды подумают, прежде чем на что-либо решиться. Они консервативны, сдержанны и очень надежны.
В силу высокого чувства ответственности, такие люди во всем стремятся к совершенству, что делает их чрезмерно требовательными. Однако их мягкость и дружелюбие с лихвой компенсируют этот недостаток.
Если вы синий цвет не любите. Люди, которые не любят синий цвет, довольно энергичны и беспокойны. Они не выносят монотонности и рутины. Им нравится менять работу и даже образ жизни. Они ищут возбуждения и разнообразия. Им надоедает, когда на них возлагают груз ответственности. От этого они раздражаются и злятся. Им хотелось бы быть богатыми или обладать блестящими способностями (а лучше всего и тем и другим!), поскольку это позволило бы им иметь все лучшее в жизни, не прилагая для этого особых усилий. Темно-синие тона вселяют в них печаль и меланхолию. Для них синий цвет — это цвет тоски и депрессии. (c)



ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Если вам предложат назвать ассоциативный ряд к слову «зеленый», что вы назовете в первую очередь? Представится ли вам сверкающая иссиня-зеленая гладь тропического моря, или нежно-зеленая подушка бархатистого мха, или серебристые снизу листья плакучей ивы, или темная зелень сосновой хвои, или изысканное мерцание изумрудов, или отвратительный желтовато-зеленый тошнотный тон, или омерзительные, скользкие создания? Диапазон зеленого цвета необычайно широк. Неудивительно, что он может вызывать самые разнообразные ассоциации — как позитивные, так и негативные.
Зеленая гамма
Возможно, лучше всего понимает всю суть зеленого цвета лягушонок Кермит, который решительно заявляет: «Не так-то легко быть зеленым!»
Реакция на зеленый цвет может разниться от страстной любви до полного отвращения. Почему же один и тот же цвет вызывает столь разное отношение? Возможно, это объясняется тем, что из 8—10 миллионов цветов, воспринимаемых человеческим глазом, больше всего оттенков именно зеленого. Зеленый цвет появился одним из первых на земле. Он совершенно необходим для выживания человека, поскольку именно зелеными являются основные съедобные растения (по крайней мере их наземная часть).
Зеленая слизь
Зелень, окружающая нас повсюду, красива и естественна, но зеленый цвет также ассоциируется с болезнью, тоской и сверхъестественными явлениями. Человеческая кожа бывает различных оттенков красного, желтого, черного, коричневого или белого (ну, иногда голубоватого), но никогда не бывает зеленой. Зеленый цвет чужд человеческой коже.
Зеленые создания обычно бывают скользкими и неприятными, жуткими или трупными. Насекомые и змеи, ящерицы и аллигаторы, динозавры и драконы — все эти твари страшны и отвратительны, и все они имеют зеленый цвет. Детские страхи, связанные с ужасными зелеными существами, трудно преодолеть даже во взрослом состоянии. Пугающие воспоминания детства связаны с ужасными, скользкими зелеными тварями, выползающими из-под кровати или притаившимися за портьерами и готовыми напасть, как только выключат свет!
Художники давно и привычно изображают пришельцев из космоса с зеленоватой кожей. В британском фольклоре упоминаются «зеленые человечки» — зеленый рыцарь и феи с зелеными глазами, зеленой кожей и зелеными волосами.
Стоит нам заболеть, переесть или испытать на себе приступ морской болезни, наши лица приобретают желтовато-зеленый цвет Существует заболевание, называемое хлорозом (форма анемии), при котором кожа становится зеленоватой. К. счастью, в наши дни это заболевание встречается крайне редко и легко излечивается. Отвратительный желтовато-зеленый цвет имеет гной, сочащийся из раны, куда попала инфекция. Джон Раскин, английский художественный критик XIX века, писал, что желтовато-зеленый оттенок обладает «наихудшим видом, какой только может иметь цвет!»
Болезнь для ребенка — это неприятное и тяжелое время. Нам приходится есть протертую пишу (а в таком состоянии есть не хочется вовсе!) и лежать в постели. Нас не пускают играть и развлекаться с друзьями. Мало того, нам еще приходится видеть ужасное желтовато-зеленое лицо, как только наш взгляд упадет на зеркало. А ведь в ванную комнату во время болезни мы наведываемся очень часто! Преодолеть подобные неприятные ассоциации бывает очень трудно.
Неудивительно, что желтовато-зеленый цвет является наименее популярным оттенком зеленого, так как он несет в себе слишком мощный негативный заряд. Желтовато-зеленые оттенки ассоциируются с тошнотой, в силу чего их никогда не используют на самолетах, кораблях и в больницах. Такие оттенки, как ШАРТРЕЗ или ЛАЙМ, заставят тех, кто и так себя неважно чувствует, разболеться по полной программе.
Сернистые, оливковые оттенки также не вызывают приятных воспоминаний у большинства людей. Мужчины немедленно вспоминают о портянках, жуткой усталости и о рубашках, которые приходилось носить по несколько дней да еще в сочетании с непомерными физическими нагрузками. Полагаю, вам ясно, что я говорю об оливковой военной форме!
Пульсирующие неоновые оттенки шартреза сейчас в моде. Это молодежные цвета. В среде же более изысканной и утонченной их считают дешевыми. Наверное, именно поэтому молодежь так стремится использовать подобные оттенки зеленого. Самый лучший способ продемонстрировать свое отвращение к ценностям прежних поколений — надеть цвета, которые старшим кажутся вульгарными и отвратительными!

ЦВЕТ И ПРИРОДА
Однако зеленый цвет вызывает и очень позитивные ассоциации. Большинству людей зеленый цвет немедленно напоминает о природе. Мать-природа использует огромное множество оттенков зеленого. Достаточно вспомнить листья, траву и свежую зелень молодых побегов. Совершенно иной цвет имеют взрослые деревья, заливные луга и роскошные виноградники. Представьте себе сумрачный еловый лес или тропические джунгли. Зеленый цвет — это цвет природы, в нем есть романтика Робина Гуда, лесных нимф, эльфов, гномов. Это предмет гордости ирландцев и символ дня Святого Патрика.
Зеленый цвет неразрывно связан с только ему присущими ароматами — запахом скошенной травы, сосновой хвои, мокрых листьев после легкого летнего дождя, ломтика лайма или веточки мяты. Поскольку наши чувства взаимосвязаны, ароматы и цвета также идут рука об руку, и мы бессознательно связываем одно с другим. Мы можем посмотреть на флакон духов и почувствовать их аромат еще до того, как откроем стеклянный пузырек. Зеленоватые духи автоматически ассоциируются со свежестью и естественностью.
В Германии и Австрии люди издавна носят зеленые плащи и шляпы. Это древняя традиция, которая связывает людей с пышной летней зеленью. Дома здесь украшают сосновыми ветками, в огромных теплицах выращивают самые разнообразные цветы и овощи и повсюду развешивают большие кашпо, где высажены вечнозеленые растения. Охотничий зеленый — вот любимый цвет жителей Шварцвальда. Аристократы, принадлежащие к высшей знати, традиционно носят изумрудно-зеленые пиджаки на пирушках, проходящих после охоты.
Зеленый цвет распространен в природе настолько широко, что мы постоянно используем его в качестве фона для других цветов, даже не задумываясь о причине своего выбора. Зеленая листва идеально оттеняет фиолетовые фиалки, розовые азалии, желтые лилии, оранжевые ноготки и красные тюльпаны. Зелень — это совершенный нейтральный тон, созданный самой природой.
Точно так же свободно можно использовать зеленый цвет в оформлении интерьеров. За исключением чрезвычайно ярких неоновых желтовато-зеленых оттенков, все остальные тона зеленого прекрасно вписываются практически в любую цветовую схему, поскольку глаз человека давно привык к окружающей его зелени.
Зеленый цвет неразрывно связан с ростом. Именно поэтому зелень символизирует все, что растет. Зеленый цвет — это цвет обновления и вечной жизни. Во многих языках слова «трава», «рост» и «зелень» имеют один и тот же корень. Тевтонское слово «gro» и англосаксонское «grene» означают «расти». Древние египтяне называли зеленый цвет словом «akh», и его же использовали для обозначения цветения.
Зеленый цвет — это первый знак весны. Свежие молодые побеги пробиваются сквозь холодную еще почву и напоминают нам о возрождении, вечной жизни и молодости. Зеленый цвет — это символ юной жизни и плодородия. Во времена Елизаветы I английские невесты надевали зеленые платья.
Для греков зеленый цвет был символом плодородия, символом великолепных садов. В «Одиссее» Гомер описывает королевский сад Алкиноя — «веселое пятно вечной зелени». Вергилий и Катон писали о пышной зелени римских огородов, где выращивали лекарственные растения и овощи. В I веке до нашей эры римский писатель Колумелла любил зеленый цвет так сильно, что выращивал в своем огороде пятнадцать разных сортов капусты! Афродиту, греческую богиня любви, также связывали с зеленым цветом, вероятно, по той же причине, по которой римляне почитали Венеру, богиню весны, красоты и цветения.
В Древнем Египте почитание зеленого цвета было еще более значительным. Великий Осирис являлся одновременно богом и жизни, и смерти. Египтяне понимали, что зеленый цвет проводит человека через полный цикл — от первых ростков весны до финального гниения и разложения.
Великий гармонизатор — спокойная зелень
Зеленый цвет находится в самой середине спектра, между пассивным синим и активным желтым. Неудивительно, что индийские мистики зеленый называли «великим гармонизатором», цветом равновесия и гармонии, мостиком, связывающим причину и следствие. Безмятежность природы вселяет в человека чувство устойчивости и гармонии. Каждый любитель природы знает, что прогулка по лесу, подъем в горы или просто время, проведенное на залитой солнцем лужайке в окружении вековых деревьев, отлично успокаивают разгулявшиеся нервы.
Древние римляне знали, что зеленый цвет благотворно действует на глаза. Философ Плиний однажды сказал, что изумруд радует глаз, не утомляя его. Нерон наблюдал за своими жестокими представлениями через изумрудную линзу. Граверы всегда держали под рукой зеленый берилл, чтобы глаз отдыхал после напряженной работы. Гораздо позже офисные клерки стали использовать для аналогичной цели очки с зелеными стеклами. Кроме того, светло-зеленый цвет стен также получил широкое распространение.
В 1914 году главный хирург госпиталя Святого Луки в Сан-Франциско внезапно пришел в ярость от постоянного созерцания белых стен, штор, полотенец, простынь и т. п. Он потребовал, чтобы его операционную выкрасили в цвет салата-латука, поскольку на зеленом не такими яркими кажутся красный и розовый цвета — цвета крови и вскрытых скальпелем тканей.
Зеленый цвет вскоре после этого случая быстро стал популярным. Сегодня тысячи хирургических халатов и униформ медицинского персонала выпускаются в зеленом цвете, причем самых разных оттенков — от латука до шпината в зависимости от требований заказчика. Позитивная реакция человеческого зрения на зеленый цвет была научно доказана. Глаз хирурга отдыхает на зеленых поверхностях после взаимодействия с тревожными красными и розовыми тонами. Зеленый цвет успокаивает зрение и разум после длительного контакта с красным.
Во многих больницах зеленый уступает место голубому, и тем не менее в операционных зеленый остается бесспорным фаворитом. «Институтский» зеленый используется и в других сферах — в том числе в образовательных и промышленных учреждениях.
В соборе Святого Якова в Лондоне есть зеленая комната, куда приходят те, кто нуждается в помощи и уединении. В театрах и на телевизионных станциях тоже имеются «зеленые комнаты», где актеры и дикторы могут расслабиться перед тем, как выходить под яркие лучи прожекторов. Печально знаменитый огромным количеством самоубийств лондонский мост Блэкфрайар, изначально выкрашенный в черный цвет, по решению отцов города был перекрашен в зеленый цвет. И немедленно количество самоубийств сократилось на треть!
Освежающие и успокаивающие свойства зеленого цвета произвели такое глубокое впечатление на Гёте, что он писал: «Этот цвет производит на глаз исключительно благоприятное воздействие».

ЦВЕТ И КУЛЬТУРА
На протяжении веков множество людей утверждало, что они способны видеть ауру, то есть сияющее излучение, исходящее от человеческого тела. Объекты религиозного поклонения часто изображают окутанными божественным сиянием. Существует много мнений относительно значения этого излучения, но в аурах часто выделяют различные оттенки зеленого. Серо-зеленый цвет означает обман, бледно-зеленый — симпатию, а ярко-зеленый говорит об изобретательности, изобилии и способности к целительству.
Во многих религиях зеленый цвет связан с бессмертием, верой и созерцанием. В Пасху зеленый цвет символизирует воскрешение. Бледно-зеленый — это цвет крещения. Оливковая ветвь — символ мира, а лавровый венок — славы и бессмертия. В легенде о Святом Граале говорится, что священная чаша была зеленой, что символизировало вечную жизнь.
Мусульмане связывают зеленый цвет с Великой Матерью. Только истинные правоверные, те, кто является последователями пророка Мухаммеда и совершили паломничество в Мекку, имеют право носить зеленый тюрбан. Этот цвет связан с вечнозелеными садами рая, где растут плодовые деревья и бьют фонтаны. Согласно Корану, сюда попадут только избранные праведники. Вечная жизнь исполнена гармонии, неудивительно, что она протекает в окружении зеленого цвета.
В пустыне зеленый цвет означает границу жизни и смерти. Именно поэтому зеленый цвет и стал избранным цветом Мухаммеда. Это один из священных цветов ислама, присутствующий на флагах практически всех мусульманских государств, включая Иран, Ирак, Пакистан, Судан и Иорданию.
Когда лорд Л. Маунтбеттен был вице-королем Индии, он совершенно случайно надел зеленый мундир для встречи с представителями влиятельного мусульманского общества. Мусульмане восприняли этот поступок как проявление уважения и доброе предзнаменование и пошли на серьезные уступки.
В классической книге «Радость и использование цвета» Уолтер Сарджент цитирует Уильяма Биба, говоря о зеленом цвете: «Когда я покинул мир кричащих цветов, нечистых вод, покрытых сажей стен и задымленного воздуха, зелень джунглей стала для меня освежающим океаном нежных тонов и оттенков. Я думал обо всех зеленых предметах, которые любил, — о малахитовых столешницах, о нефритовых скульптурах, изготовленных не на фабриках, а вручную, мастерами, умельцами, любившими свое ремесло, о фигурках, помнящих на себе прикосновения многих поколений забытых китайских императоров... нефрит... исключительно точный оттенок верного цвета... Я думал об изящных изумрудных шарфах, которые развеваются в вихре танца; о прохладной живой зелени сельских изгородей; об одиноком фонаре, горящем на носу неизвестного корабля, проходящего мимо; и о прозрачной зелени северного сияния, сверкающего и переливающегося на зимнем небе над суетным блеском Бродвея. Близится вечер. Я открываю глаза, и нежные зеленые эманации мгновенно сливаются с воркованием диких голубей... И вот зеленый цвет уже заливает все вокруг, становится доминирующим и непобедимым». Японцы называют зеленый цвет словом «midori». Для них зеленый — это цвет вечной жизни, цвет вечнозеленых растений, которые никогда не опадают. Это же слово означает растительность — зелень восхитительных японских садиков.


В Средние века считалось, что зеленые изумруды защищают женское целомудрие. Эта традиция пережила века, и богатые отцы, волнующиеся за честь своих дочерей, дарили им изумрудные кольца и броши. На уже упомянутом «Свадебном портрете» Ван Эйка беременная невеста одета в зеленое — по-видимому, она забыла вовремя надеть защитные изумруды!
На Востоке в Средние века считалось, что нефрит обладает магической силой, способностью восстанавливать силы. Нефрит толкли в порошок, смешивали с жидкостью, и эту микстуру прописывали ревнивым любовникам (зеленоглазому монстру, зеленеющему от зависти). Такое средство помогало вернуть внимание любимых.


Иссиня-зеленые цвета различаются по содержанию синего в зеленом. Когда зеленый соединяется с темно-синим, оттенок становится более серьезным и задумчивым. Макс Люшер, швейцарский психолог, занимавшийся теорией цвета, писал: «Чем более темный оттенок синего добавляется к зеленому, тем более основательный, холодный, напряженный, жесткий и стойкий психологический эффект оказывает конечный цвет... Цвет еловой хвои ассоциируется со стабильностью, прочностью, постоянством, настойчивостью, силой воли». Словесные ассоциации показывают, что иссиня-зеленые тона вызывают позитивную реакцию. Чаще всего люди характеризуют их следующими словами; прохладный, свежий, освежающий, жидкий, успокаивающий, океанский и водный.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Эксперимент, проведенный в 30-е годы немецким психологом Куртом Гольдштейном, доказал, что «...зеленый цвет вызывает состояние спокойствия. Человек забывает о внешнем давлении, влияющем на него на моторном и эмоциональном уровне». Гольдштейн обнаружил, что зеленый цвет приводит к расслаблению мышц. Этот эффект связан с расслаблением нервов, переносящим импульсы от нервных центров к мышцам.
Гольдштейн сравнивал воздействие на человека красного и зеленого цветов. Он обнаружил, что, хотя красный более энергично стимулирует выработку идей и ментальную деятельность в целом, зеленый цвет способствует реальному воплощению в жизнь этих идей. В своей книге «Организм» Гольдштейн писал:
«Можно сказать, что красный цвет стимулирует активность и благоприятно сказывается на эмоционально окрашенных действиях; зеленый же вводит человека в состояние медитации и способствует точной реализации задачи. Красный цвет создает эмоциональный фон, благоприятный для выработки идей и плана действий. В зеленом цвете эти идеи получают развитие, а действия осуществляются». Более поздние исследования, проведенные другими учеными, показывают, что хотя красный цвет является более возбуждающим и сила рукопожатия в визуальном присутствии красного цвета сильнее, но и тремор, то есть дрожание рук, в такой атмосфере также усиливается. Красный цвет может стимулировать активность, но зеленый помогает человеку сохранять спокойствие. Благодаря успокаивающему воздействию зеленого цвета, иссиня-зеленое освещение используется при лечении депрессии.
Цвет оказывает сильное воздействие на наше восприятие времени, веса и длины. В зеленой комнате время течет быстрее, в зеленом свете длина сокращается, а вес увеличивается.
Зеленый цвет отлично поднимает настроение. Если вы пригласили друзей на игру в карты, накройте стол зеленой скатертью, если у вас нет специального столика с зеленым сукном. Исследования показывают, что красная скатерть вызывает разногласия и споры в 31 проценте времени, а черная — в 27 процентах. Зеленый же цвет значительно снижает уровень возбудимости играющих.

ЦВЕТ И ЛИЧНОСТЬ
Если зеленый — ваш любимый цвет. Самый широко распространенный в природе цвет несет в себе баланс теплоты и прохлады. Любители зеленого обычно бывают стабильными и уравновешенными людьми. Это хорошие граждане, ответственные родители, прекрасные соседи и надежные партнеры — мечта любого клуба или организации! Они очень скрупулезны, добры и щедры.
Для них очень важно уважение и восхищение окружающих. Они — заботливые компаньоны, верные друзья, партнеры и любовники. Такие люди обладают высокими моральными принципами и всегда стремятся поступать правильно.
Они отличаются высоким уровнем интеллекта и сразу же схватывают новые концепции. Любители зеленого не склонны рисковать, предпочитая проверенные способы действий. Пожалуй, единственным их недостатком является неумеренная любовь к еде. Если они решаются сесть на диету, то им бывает очень нелегко избавиться от лишнего веса! А еще любители зеленого склонны к слухам и сплетням. Не позеленели ли вы от зависти, а?
Если вы не любите зеленый цвет. Поскольку любители зеленого обычно бывают очень общительными и приветливыми людьми, те, кому зеленый цвет неприятен, чаще всего обладают полностью противоположными качествами. Они испытывают нереализованное стремление к признанию, что заставляет их сторониться окружающих вместо того, чтобы присоединиться к ним. Такие люди не любят мыслить, выглядеть или поступать так, как большинство. Пикники, вечеринки и клубные мероприятия — не для них.
Помните, что змеи, ящерицы, драконы и прочие ужасные создания всегда бывают зелеными. Не стоит ли задуматься, а не напугало ли вас что-то зеленое в детстве?
(c)



БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Белый цвет. Самый чистый, воплощение чистоты. Пушистые облака. Белая голубка - символ мира и свободы. Небесный свет. Хор ангелов с огромными белыми крыльями. Бороды и одеяния мудрецов и святых. Какой ребенок может представить себе бога без длинной белой бороды? Белый цвет - это цвет божественной чистоты и радости.

ЦВЕТ В ВЕКАХ
Древние греки считали, что боги живут на заснеженных вершинах гор. Белые кони несли колесницу Зевса, а жрецы в белых одеяниях приносили ему в жертву животных с белой шерстью.
В Риме в первый день нового года консул надевал белое одеяние и поднимался на Капитолий на белом коне в ознаменование триумфа Юпитера, бога света, над силами тьмы. Все жрецы Юпитера носили белую одежду.
Римляне отмечали в календарях благоприятные дни белым мелом, а неблагоприятные - черным. Римский генерал, одержавший важную победу, въезжал в Рим на колеснице, запряженной четверкой белых коней. В греческой и римской культурах, а также в кельтском и германском фольклоре белыми были священные кони, уносящие в высший, потусторонний мир.
В христианских храмах белый цвет символизирует небесную радость, чистоту и истину. Пасху и Воскресение. По предписанию Ватикана, траурные одежды должны быть белыми - в знак надежды на воскресение.
Египтяне считали белый цвет пылающим, дающим жизнь. Его посвящали “повелительнице силы“. Великий бог Озирис изображался в белой короне. Молоко белых коров использовалось в магических целях. Священное белое хранилище описано в древней тибетской “Книге мертвых“.
Обычные египтяне одевались в белые льняные одежды. Искусство прядения и ткачества было знакомо египтянам с очень ранних времен. Только фараону позволялось носить цветную одежду. И лишь во времена 18-й династии принцы, жрецы и знатные придворные получили разрешение носить одежду разных цветов.
На индийских картинах благородные люди, принадлежащие к высшей касте, всегда изображались в белом, а воины - в красном. В индийском фольклоре, а также в ряде других культур, рай изображается в виде белого острова. Для японцев белый (хаку) - это цвет богов, символизирующий священную славу и экзальтацию. В религии синто священные орнаменты из белой бумаги символизируют границу сакрального пространства.
Дж. Б. Хатчингс, бывший председатель Центра цветовых исследований Великобритании, рассказал нам интересные факты, связанные с использованием белых птиц в фольклоре:
“Во многих культурах белые птицы - это посланцы, доставляющие душу на небеса... Белый цвет - это синоним чистоты. Только белая птица является желанным гостем на небесах... В Йоркшире верят, что, если умирающий видит что-то белое, он обязательно попадет на небеса. Если он видит что-то коричневое, его ждет чистилище. А если черное, то ему прямая дорога в ад. В некоторых областях подобная вера распространяется не только на птиц. Доставлять души на небеса могут и белые мотыльки“.
Во многих африканских странах белый цвет связывается с богами, с духами мертвых, жизнью после смерти и в особенности с поклонением. В некоторых племенах белое одеяние вождя символизирует его связь со сверхъестественными силами. Белые фигуры охраняют священные племенные реликвии. Ашанти обряжают мертвых в белое, чтобы они могли благополучно добраться до мира духов. В Заире из белого дерева вырезают надгробные фигуры в память о мертвых. В Мавритании на окна и двери наносят белые полосы, чтобы отогнать злых духов.
В отличие от остального мира в Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии белый цвет - это цвет утраты и траура, поскольку он идеально подходит для сопровождения мертвого в мир чистоты и совершенства. Философия белого гораздо теснее связана с будущей жизнью умершего, чем с печальным состоянием тех, кто его оплакивает.

Белый цвет невинности
в белом цвете есть невинность и детская наивность. Белый - традиционный цвет младенцев и невест. Крещение и конфирмация проходят в белых платьицах. Монахини некоторых орденов становятся “христовыми невестами“ в белых одеяниях. Древние греки положили начало традиции носить белое на свадьбах. Для них белый цвет символизировал чистоту новобрачной. Накануне свадебной церемонии греческая невеста втирала в тело белый тон, а в день свадьбы вплетала в волосы белые цветы и надевала белое платье. На протяжении тысячелетий японцы считали белый цвет символом чистоты, невинности и девственности. Придворные же дамы и храмовые служительницы надевали белое кимоно поверх красных панталон! В Соединенных Штатах свадебные платья стали белыми только в XIX веке. До этого невесты надевали платья самых разнообразных пастельных тонов.

Стерильный белый
Однако белый цвет может воплощать собой и абсолютный минимализм. Он “вычищает“ атмосферу до полной стерильности. Белый часто дополняется другими цветами или используется в качестве элемента инь рядом с черным ян.
Чистота белого цвета, символизирующая совершенство, широко используется в литературе и драматургии. В классическом английском фильме “Человек в белом костюме“ сэр Алек Гиннесс сыграл ученого, создавшего идеальную белую ткань. Его костюм не нуждается в чистке, его можно носить всегда. Герой Гиннесса сразу же становится героем масс - он избавляет людей от необходимости оплачивать химчистку, стирку, новые наряды, новую обивку для мебели, шторы, ковры, постельное белье и т. д. Но тот же герой сразу же превращается в невольного злодея, когда оказывается, что он лишил работы тысячи людей и разрушил весьма прибыльную индустрию!
Медики начали носить белые халаты в начале XX века, когда было точно установлено, что грязь, незаметная на темной одежде, является источником инфекции. Стерильные, накрахмаленные белые халаты постепенно уступили место халатам пастельных тонов. Медсестры отмечают, что пациенты лучше воспринимают их в халатах нежных, светлых тонов, чем в стерильных белых одеждах. После этого и стены в больничных палатах стали красить в нежные пастельные оттенки. Белоснежный, господствовавший в больницах долгое время, постепенно отступил.

Странный белый
Несмотря на то, что белый цвет для многих связан с миром духов и загробной жизнью, все же привидения в белых одеждах воспринимаются не столь зловещими и страшными, как черные призраки. Однако исследования показывают, что для пожилых пациентов с расстроенным зрением или психикой появление медиков в белых халатах в затемненном помещении является значительным стрессом. Неудивительно, что поведение подобных пациентов резко ухудшается сразу же после обхода. Многие профессионалы (в том числе и я) считают, что в больницах и домах престарелых следует отказаться от чистого белого цвета, поскольку пациенты подобных заведений слишком много времени проводят в закрытых помещениях. Монотонность вызывает тоску, а тоска губительна для тех, кто болен, психически неустойчив или просто стар.
Все вышесказанное относится только к чрезмерно чистому белому цвету. Для человека чистый белый цвет слишком ярок. Длительное пребывание в белой обстановке утомляет зрение и может вызвать головную боль.

ЦВЕТ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ
Можно ли назвать белый цвет цветом в полном смысле этого слова? В виде пигмента или краски белый цвет является настоящим ахроматиком, то есть бесцветным веществом. Однако, если говорить о спектре, белый цвет включает в себя все другие цвета. Вспомните, что сэр Исаак Ньютон написал о спектре: чистейший белый цвет состоит из всех цветов. Не забывайте знаменитую скороговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).
Нас удивляет, что в древних языках название черного и белого означали одно и то же - то есть отсутствие цвета. В некоторых языках слова, обозначающие эти два цвета, очень похожи.
В англо-саксонском языке черный цвет назывался “blаес“, а белый - “blaс“. Английское слово “bleach“ (отбеливать) происходит от англо-саксонского “blаесаn“ (делать белым) и “bleak“ (бледный). От французского слова “blаnс“ образовались слова “blanch“, “blank“ и “blanket“. В других языках белый цвет связан с пшеницей и мукой. В немецком белый цвет называется “weiss“, в голландском - “wit“, в старонорвежском - “hvir“, а в английском - “white“.
У древних египтян одно и то же слово означало белый цвет, яркость, металл, серебро и молоко. В некоторых языках слово, обозначающее белый цвет, связано с концепцией света. Греческое слово “leukos“ означает и белый цвет, и свет. На латыни “candidus“ означает “свет“. Скорее всего оно произошло от слова из санскрита “candra“, что означает “свет“. Таким образом, мы с вами убеждаемся в правоте Ньютона, открывшего, что белый цвет является результатом смешения всех цветов спектра.
Уолтер Сарджент в своей классической книге “Радость и использование цвета“ пишет:
“Белый цвет - самый жизненный цвет природы. Проходя через призму, он разлагается на цвета, длины волн которых постоянны и регулярны. Однако волны самого белого цвета иррегулярны и не повторяются. Поток белого света бурный и непостоянный. Цвета, его составляющие, невозможно удержать или скрыть. Их энергия видима. Она создает невероятные возможности оттенков... Цвет белого зависит от текстуры поверхности, которая его отражает. От шелка белый свет отражается совсем иначе, чем от снега“.
Хотя белый свет действительно состоит из всех цветов радуги, а чисто-белый можно назвать настоящим светом, мы часто ассоциируем его с безмолвием и тишиной. Подумайте об абсолютном покое тихого снегопада. Термин “белый шум“ в действительности означает отсутствие шума - это полная, абсолютная тишина. В Средние века существовало несколько способов получения важнейшего белого свинцового пигмента. Большинство из них были сложными, неприятными и опасными. В одном рецепте предлагалось поместить свинец в крепкий уксус, плотно закупорить горшок и закопать его в горячий навоз! Процесс размалывания свинца вызывал свинцовые отравления. Средневековые авторы предостерегали об опасности апоплексии, эпилепсии и паралича. Белый пигмент наносили не только на стены и картины, но и на лица. В Средние века англичанки среднего и высшего классов безбожно белили лица, поскольку это считалось красивым и изысканным. Они приобретали белила у торговцев или прямо у производителей. Очень часто краска (а это была именно краска!), которую женщины наносили на лица, производилась из сухого пигмента, разведенного водой. Пигмент же обычно изготавливался из белого свинца, который часто серел на воздухе - не самая привлекательная картина!
В производстве белого пигмента использовались также яичная скорлупа, устричные раковины и кальцинированные кости. Средневековый художник Ченнино рекомендовал использовать ноги и крылья кур и каплунов (чем старее птица, тем лучше): “Обнаружив их под обеденным столом, бросьте их в огонь. Когда вы увидите, что они стали белее пепла, вытаскивайте их и размалывайте в порошок“. В Африке кальцинированные человеческие кости извлекались из могил и из них изготавливались краски для жилищ богатых людей.

ЦВЕТ И ЛИЧНОСТЬ
Если вы любите белый. Белый цвет напоминает о беззаботной юности, простоте и невинности, о желании вновь стать молодым. Однако этот же цвет говорит об уверенности в себе и бескомпромиссности. Поскольку белый символизирует чистоту, ценители этого цвета очень аккуратны и отличаются идеальным вкусом в одежде и оформлении дома. Они очень осторожные покупатели и умудренные опытом торговцы. Им свойственна чрезмерная критичность и скрупулезность. Если гость случайно прольет вино на новую скатерть, они улыбнутся и скажут, что не о чем беспокоиться. Но как только за гостем закроется дверь, они тут же бросятся выводить пятно!
Если вы не любите белый. Хотя белый символизирует чистоту и невинность, неприятие этого цвета вовсе не говорит о неаккуратности и неряшливости. Тем не менее это явный признак того, что порядок для вас - не главное. Вы не зануда. Вас гораздо более интересуют важные вопросы, вам не хочется тратить время на идеальный порядок. Пыль на полках не заставляет вас судорожно хвататься за тряпку и пылесос. Вы спокойны и уравновешенны, с вами приятно проводить время. Белый цвет кажется вам холодным и напоминает о больнице - детские впечатления от визитов к дантисту оказались слишком сильны, чтобы вычеркнуть их из памяти! (с)



ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ


Некоторым этот цвет кажется зловещим и магическим, другим - изысканным. На самом деле ни один другой цвет не вызывает столь разнообразных чувств. В различные времена и в разных странах его считали цветом печали и траура, колдовским и загадочным, соблазнительным, сексуальным или трезвым, мощным или претенциозным, практичным, но элегантным. В любом случае его присутствие вряд ли удастся проигнорировать.
С древних времен черный цвет вызывал двойственные чувства. Для первобытных людей чернота ночи несла желанный покой, отдых от борьбы за существование. Ночь скрывала их и делала менее уязвимыми, чем при свете дня. Под покровом темноты они могли отдохнуть и восстановить утраченные силы.
Однако во мраке ночи скрывались новые опасности. Страх перед темнотой - это подсознательная реакция. Это неизвестность, смерть. Это черная дыра, бездонная пропасть, необъяснимая и загадочная. В силу такой двойственности эмоций черный цвет часто символизирует тайну потусторонних сил, добрых или злых. Черный - это сила воздержания и строгого самоограничения. На протяжении веков черная одежда символизировала отказ от чувственной жизни: монахи, плакальщицы, священники, кающиеся и пуритане, безутешные вдовы - все они одевались в черное. Как отмечает в своей книге “Язык одежды“ Эдисон Лурье: “Точно так же, как белый цвет символизирует невинность, черный связан с отречением, которое зачастую связано с познанием темной стороны жизни - познанием зла, несчастья и смерти“. Сегодня же черный цвет, сохраняя свою изысканность, потерял изрядную долю мрачности и печали. Черный цвет - это цвет шика, элегантности и хорошего вкуса. Он одинаково хорошо подходит и для одежды, и для интерьеров. Он несет в себе огромную внутреннюю силу - глубокую и непреодолимую.

ЦВЕТ В ИСКУССТВЕ
Писатели и художники всегда понимали мощное воздействие черного цвета. В пьесе Чехова “Чайка“ подруга Нины спрашивает, почему та всегда носит черное. “Я оплакиваю мою жизнь“, -отвечает Нина. Шекспир тоже одел страдающего Гамлета в суровый траур.
В классических гангстерских фильмах мы всегда видим убийц мафии в черных костюмах и рубашках. Джордж Рафт - вот классический пример такого героя. Его облик дополняют черные, смазанные бриолином волосы, зачесанные назад, и белый галстук, подчеркивающий элегантность черного костюма в тонкую полоску.
Черная комедия - это пьеса или фильм с сардоническим, извращенным чувством юмора. В черных комедиях высмеиваются серьезные проблемы -смерть, война или болезнь. “Черные фильмы“ показывают нам темный, жестокий и брутальный мир насилия и коррупции, населенный мрачными невротиками. Классическим примером черного фильма может служить “Мальтийский сокол“ с Хэмфри Богартом. Сегодня черными фильмами можно назвать “Чайнатаун“ с Джеком Николсоном и Фэй Данауэй или “Тайны Лос-Анджелеса“ с Ким Бейсинджер. Сцены полны мрачных теней и резких контрастов света и тени. Эдгар Аллан По блестяще использовал символизм зловещей черноты. Можно ли лучше передать мрачность и загадочность этого цвета, чем сделал он в стихотворении “Ворон“? Вспомните злодея, привязывающего невинную красотку к железнодорожным рельсам, Дракулу, поднимающегося из гроба, или тяжелое дыхание закованного в черную броню Дарта Вейдера - носителя космического зла. Во что одеты все эти персонажи? В таинственные черные плащи, символизирующие абсолютное зло.

Черный цвет и траур
В Соединенных Штатах и Британии обычай носить черное в знак траура появился на рубеже веков. Черный цвет стал основным цветом траура в Викторианскую эпоху. Джеффри Горер оставил свои воспоминания о похоронах английского короля Эдуарда VII в 1910 году На улицах можно было видеть людей, одетых в черное с головы до ног. Он же рассказывает нам о том, как тяжело ему было уговорить мать “избавиться от этой чудовищной одежды“. В конце концов она согласилась перейти на полутраур (серый или фиолетовый) дома, но, появляясь в обществе, непременно одевалась во все черное. Во многих странах мира обычай носить черное в знак траура существует много веков. Во Франции в XIV веке черный цвет использовали не только в одежде. Во время траура черным завешивали стены и застилали постели. Траур гораздо строже предписывался женщинам, чем мужчинам. В XV веке королева Франции должна была целый год оставаться в спальне, задрапированной черным в знак траура. Принцессы оставались в траурной комнате в течение шести недель, а женам рыцарей разрешалось покидать ее уже через девять дней! В Новой Гвинее вдовы в буквальном смысле купались в своей печали, погружаясь в бассейны с черной грязью. В других странах, например, в Греции, вдовы теряли не только своих мужей, но и право носить другие цвета. Старинный обычай ортодоксальных иудеев гласит, что женщина обязана носить черную ленту в дни траура, а все зеркала в доме следует завесить черной тканью. И в других религиях черная повязка на рукаве символизирует траур.
Древние египтяне считали, что черный цвет символизирует две крайности - жизнь и смерть. Поскольку дающий жизнь плодородный ил нильской дельты был черным, черный цвет символизировал еще и плодородие. Поскольку египтяне верили в жизнь после смерти, черный цвет стал для них цветом возрождения. Две черные статуи Тутанхамона охраняли вход в его погребальную камеру. Черный цвет был цветом Анубиса, шакалоголового бога мертвых, покровителя искусства бальзамирования.

Официальный черный
Черный цвет стал считаться официальным еще в XVI веке. При испанском дворе было принято носить черное, и этот обычай быстро распространился на другие страны Европы. Вплоть до недавнего времени испанские невесты надевали черные платья. В 1528 году итальянец Бальтазар Кастильоне написал книгу по этикету. Он давал такие советы: “Черный цвет более приемлем, чем любой другой... Я бы хотел, чтобы одежда наших придворных отражала ту трезвость, которой отличаются представители испанской нации. Сосредоточенность на добродетелях внутренних гораздо важнее внешней суетности“. (По-видимому, этот Бальтазар был довольно мрачным человеком!)
Черный смокинг родился в Соединенных Штатах в 1886 году, когда молодой наследник табачной империи Гризволд Лориллард шокировал своих соседей, появившись на официальном приеме во фраке без фалд. Однако вскоре высшее общество подхватило эту моду, и к 20-м годам XX века появился первый готовый смокинг.
На официальные приемы мужчины приходят в черных галстуках, и, хотя обычай этого не требует, многие женщины тоже предпочитают черные платья. Это изысканно и элегантно. А кроме того, в черном женщины кажутся стройнее! Полированные черные поверхности в интерьере говорят об официальности: блестящий черный мрамор и гранит, черная полированная мебель, огромные лакированные рояли - все это символизирует роскошь и элегантность.

ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ
Римляне считали черный цвет символом бессмертия. Для японцев черный был цветом одиночества и тайны, несущим в себе глубину неизвестности. Они счита
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Азы науки цвета | Искательница_истины - Истина у каждого в Сердце | Лента друзей Искательница_истины / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»