Мало кто из современных поп-артистов может похвастаться столь богатым и разнообразным музыкальным наследием, как Принц. Появившись на музыкальном небосклоне в начале 80-х, он быстро зарекомендовал себя как один из наиболее интересных и талантливых артистов рок-н-ролла, легко соединяющий такие различные музыкальные стили, как поп, фанк, фолк и рок. Он не только выпустил несколько альбомов, революционизировавших поп-музыку, он также постоянно давал концерты, продюсировал альбомы других исполнителей, писал для них песни и сам записывал песни сотнями, так что множество его композиций до сих пор хранятся неизданными в его обширных архивах. Каждой своей новой работой Принц демонстрировал стилистический рост и музыкальное разнообразие, постоянно экспериментируя с новыми звуками и жанрами. Иногда благодаря подобной эклектике, его музыка становилась до ужаса неровной, однако большая часть его экспериментов удавалась; мало кому из современных Принцу артистов удалось собрать столь великое множество разнообразных стилей в общее связное целое. Принц Роджер Нельсон родился 7 июня 1958 года в семье джазовых музыкантов Джона Нельсона и Мэтти Шоу. Несмотря на то, что позже он утверждал, что родился в смешанной семье, оба его родители были чернокожими. Поскольку он рос в музыкальной семье, Принц заинтересовался музыкой с самого детства - его первую гитару купил ему отец. Первые его музыкальные эксперименты пришлись на старшую школу, где он организовал группу вместе со своим кузеном Чарльзом Смитом и соседом Андре Андерсоном. Сначала группа называлась Grand Central, потом переименовалась в Champagne. В 1976 году Принц выпустил свою первую демо-запись, и им заинтересовались крупные лейблы. Чуть позже был подписан контракт с Warner Bros. Два его первых альбома, "For You" (1978) и " Prince " (1979), мало намекали на грядущие великие дела - это были крепкие, но мало выдающиеся работы в жанре поп-фанка. Хотя один из синглов с альбома "For You" - песня "Soft and Wet" - неплохо показал себя в чартах. Оба этих альбома Принц записал практически в одиночку - именно тогда появилась знаменитая фраза, позже украшавшая все альбомы Принца: «Написано, сочинено, исполнено и записано Принцем». Первым шедевром Принца стала третья его пластинка "Dirty Mind", записанная в 1980 году - ее уникальное сочетание жесткого фанка, потрясающей мелодики, сладких соул-баллад, сочного гитарного рок- саунда и небывалой по тем временам сексуальной откровенности текстов произвело настоящий фурор. Появившийся уже через год альбом "Controversy" был просто чуть менее удачным продолжением идей, найденных на "Dirty Mind", однако уже следующим альбомом, "1999", записанным годом позже при участии собранной Принцем группы The Revolution, Принц подтвердил свой статус новатора. Альбом разошелся тиражом более трех миллионов копий, но даже этот успех не мог подготовить ни слушателей, ни критиков к тому шквалу признания, что обрушился на Принца в 1984 году после выхода "Purple Rain". Выпущенный в качестве саундтрека к одноименному фильму, в котором Принц исполнил главную роль (и который кинокритики разругали в пух и прах, называя его «инфантильным, сексистским и попросту дебильным»), "Purple Rain" превратил Принца в суперзвезду - альбом провел на первом месте американского хит-парада 24 недели, и разошелся тиражом в несколько десятков миллионов. Несмотря на то, что это был самый попсовый альбом Принца на тот момент, он отказался продолжать в том же духе и годом позже выпустил альбом "Around the World in a Day", на котором вдруг ушел в сторону причудливой психоделии. Несмотря на такие странности в перемене стиля, альбом все равно разошелся весьма приличными тиражами. Следующий альбом, "Parade", был еще страннее, однако к нему прилагался блестящий поп-сингл "Kiss", который пользовался настолько большой популярностью, что до конца 80-х его перепевали разные артисты (Том Джонс и Art of Noise). В 1987 году амбиции Принца продолжали расти, и его следующий альбом стал двойным - масштабный шедевр "Sign o' the Times" в очередной раз укрепил его репутацию. К концу года он уже был готов выпустить следующий альбом, жесткий фанк "The Black Album" с текстами, насыщенными эротикой до предела, однако в конце концов решил отказаться от этой идеи, сочтя альбом слишком мрачным и аморальным. Вместо него он выпустил "Lovesexy", явно записанный впопыхах, что и привело к провалу в продажах. Турне в поддержку альбома также принесло Принцу убытки, поскольку он отказался от коммерческого спонсорства, а билеты раскупались не в таких количествах, на какие он рассчитывал. Годом позже, вместе с саундтреком к фильму "Бэтмен", Принц вернулся в чарты, даже несмотря на то, что на этом альбоме он, по сути, только повторял свои прежние идеи. В следующем году он решил снова попробовать себя в кино и снялся в главной роли в фильме "Graffiti Bridge", который стал продолжением фильма "Purple Rain". Был выпущен и соответствующий альбом, однако ни фильм, ни альбом даже и близко не приблизились к тому успеху, что выпал на долю "Purple Rain". В 1991 году Принц собрал новую группу - The New Power Generation - самый талантливый коллектив из всех, с которыми он когда- либо работал. Их первый совместный альбом "Diamonds and Pearls" стал его самой успешной работой с 1985 года. Такие синглы, как "Cream" и "Sexy MF", покоряли вершины хит- парадов и бороздили волны радиостанций. Следующий альбом, вышедший в 1992 году, был назван малопонятной завитушкой, представлявшей из себя некое соединение знаков мужского и женского начала; годом позже Принц вдруг совершенно официально сменил свое имя на этот причудливый символ. Музыкальная пресса, столкнувшаяся с необходимостью как-то именовать его в своих публикациях, придумала в ответ ехидное наименование «Артист, ранее известный как Принц». В 1994 году между Артистом и его рекорд- компанией Warner Bros. возникли серьезные разногласия; Принц независимым образом выпустил свой новый сингл "The Most Beautiful Girl in the World", якобы для того, чтобы продемонстрировать, на что он будет способен самостоятельно. Песня стала самым успешным его хитом за долгие годы. В том же году на Warner вышел альбом "Come", выпущенный под именем Принца; по альбому было совершенно очевидно, что Принц просто выполнял обязательства по контракту, не стремясь вкладывать в альбом ничего. Несмотря на это, альбом пользовался заметным коммерческим успехом, добравшись, в конце концов, до статуса золотого. В ноябре 1994 года Принц, чтобы выполнить обязательства по контракту, согласился на выпуск ставшего со времен записи уже легендарным "The Black Album", а чуть позже снова сцепился с руководством рекорд- компании, отказываясь выдать им свой законченный новый альбом "The Gold Experience". В этот раз Принц пустился во все тяжкие, называя себя во всех интервью рабом и даже появляясь на телевидении со словом «раб», написанным фломастером на щеке; компания Warner, утомившись бороться со въедливым артистом, согласилась пересмотреть условия их контракта. По новой договоренности компания выпускала "The Gold Experience", после чего их сотрудничество заканчивалось на следующей новой работе Принца. Артист бысто соорудил альбом "Chaos and Disorder", который освободил его от контракта. Следующим шагом Принца было создание собственного лейбла NPG и выпуск нового альбома "Emancipation". Задуманный как огромный блокбастер, синглы с которого будут выходить в течение следующих нескольких лет, этот тройной альбом длился больше трех часов и оказался не по зубам даже самым преданным его поклонникам. Поняв, что пластинка не стала тем сногсшибательным хитом, на который он рассчитывал, Принц сделал то, чего поклонники ожидали много лет - собрал коллекцию из редкостей и не вошедших в альбомы песен, получившую название "Crystall Ball". В том же 1998 году он выпустил очередной новый альбом "New Power Soul", однако и он не принес Принцу успеха - казалось, что слушатели попросту не знали, что у него готов новый альбом. Потерпев относительное поражение в попытках выпускать свои альбомы самостоятельно, Принц вернулся в стан крупных лейблов, подписал контракт с Arista и выпустил в 2000 году альбом "Rave Un2 the Joy Fantastic". Несмотря на обилие приглашенных поп-звезд альбом не сумел вернуть Принцу былую популярность. Годом позже Принц официально стал членом Свидетелей Иеговы и записал под влиянием этого события престраннейший джазовый альбом "Rainbow Children", который привел в недоумение даже самых преданных его поклонников. Следующая его работа "N.E.W.S.", вышедшая в 2003 году, также не помогла делу, ибо состояла из четырех продолжительных инструментальных треков, которые, судя по всему, было весьма весело исполнять, но вот слушать их было совершенно невозможно. Однако, несмотря на столь затянувшуюся череду неудач, Принц в конце концов сделал то, что уже считалось невозможным - в том же 2003 году он выпустил альбом-камбэк "Musicology", который неожиданно стал весьма успешным. Этот альбом не только вернул его в чарты и позволил пуститься в самый масштабный тур за последние несколько лет, но и принес Принцу номинацию на «Грэмми» в категории «Лучший мужской поп-вокал».