Следопытские лагерные программы идут, начиная с 1991 года. Методом проб и ошибок выкристаллизовались общие подходы в организации жизни детей. Нередко они расходятся с их ожиданиями, но, как показывает практика, этот дискомфорт впоследствии оправдывается.
Для подростков жизнь разворачивается гораздо более интенсивно, чем для взрослых; она буквально бьет ключом. Для них значим не только каждый день, но и каждый час. Жажда жить, действовать, наслаждаться новыми приключениями и переживаниями… Очень “плотное” бытие. И с этим нельзя не считаться. Каждый день в лагере — это драма со своим закрученным сюжетом, кульминациями и развязками, обидами и недомолвками, удачами и проколами, ссорами, спорами и радостями. С семи утра и до позднего вечера дети общаются, молятся, едят, уходят на задания, играют, отдыхают, готовят вечерний костер — в общем, живут интенсивной насыщенной жизнью. И к концу дня набирают ворох проблем — как в общении друг с другом и взрослыми, так и связанных с лагерным распорядком, прошедшими походами, какими-то недоработками старшего состава. Все эти моменты желательно снять до того, как мы пожелаем друг другу спокойной ночи и Ангела Хранителя в наступающие часы тьмы и сна.
Как раз для этого существуют “патрульные полчаса”.
В полдесятого вечера, по окончании костра, патрулям дается 10-15 минут (которые могут растягиваться и до получаса) для того, чтобы подвести итоги дня. Следопыты устраиваются поудобнее и размышляют вслух по очереди — от младшего по возрасту и званию к старшим. В противном случае, как отмечал Суворов, если младшие будут говорить после, они могут постесняться пойти вразрез с более авторитетными суждениями, а в этом разговоре важнее всего искренность.
Что выясняется в ходе беседы? А вот что: что было неудачно и что хорошо в течении дня? Кто с кем и как строил отношения? Что получилось? Что нет? Кто чувствует себя обиженным? У кого и в чем надлежит попросить прощения? Какие недочеты были в программе дня? Что следует исправить и учесть на завтра и в дальнейшем?
Патрульный, который высказывается последним, помогает следопытам помладше уладить их личные отношения (если в этом есть необходимость), в своем завершающем слове комментирует поступки ребят и взрослых, проблемы, в которых разбирается, и самое главное, записывает те вопросы, которые он задаст взрослому составу на совете патрульных; вот почему сразу после патрульного обсуждения дня объявляется мягкий отбой и проводится совет патрульных.
Во время мягкого отбоя следопыты умываются, чистят зубы, приводят себя в порядок и укладываются спать — за это отвечает подпатрульный, — а патрульные уходят на специальный совет патрульных; в нем обязательно участвуют все незанятые взрослые. На этом совете патрульные по той же системе — от младших к старшим — делятся своими впечатлениями о дне, советуются по каким-либо вопросам и доносят замечания своих ребят — как критические, так и позитивные. По итогам совета начальник штаба принимает оперативные решения, исправляя недочеты, снимая конфликты и по мере возможности исполняя пожелания детей, переданные через патрульных.
Эти патрульные полчаса — важная часть методики проведения лагерей. Во-первых, миром и взаимопониманием закрывается день в патрулях. Во-вторых, появляется обратная связь. Не имея возможности отследить жизнь 120 детей, начинаешь чувствовать и понимать лагерь изнутри. В-третьих, повышается статус патрульного. Это более чем актуально, поскольку зачастую в подростковых лагерях на него смотрят как на “ездовую собаку”. Он должен всех построить, обеспечить явку, за все отвечать и, как это нередко бывает, за все получать. Работка пыльная, хлопотная, непопулярная. Нужен пряник. Нужно, чтобы патруль почувствовал, что от патрульного реально зависит жизнь лагеря. Скажем, кто-то в патруле привез с собой в лагерь вратарские щитки — патрульный предлагает провести дружеский матч с ближайшей погранзаставой. Штаб корректирует программу лагеря, игра проводится, а весь лагерь ставит патрульному плюс. Это поднимает его статус и дает опору при работе с ребятами.