Всё, по аниме Mai Hime
25-04-2007 02:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Рецензия:
Есть среди создателей аниме имена, чьё присутствие в списке авторов того или иного произведения заставляет уже заранее ждать от оного чего-то сильного, настоящего, запоминающегося. И с недавних пор среди композиторов таким именем стало Юки Кадзиура. Невероятно талантливая милая девушка буквально поразила весь мир своими работами, среди которых нельзя в первую очередь не отметить такие шедевры, как саундтреки к «Нуар» и «.хак//ЗНАК» (часть которых вошла затем в её дебютный сольный альбом Fiction, в изменённой, впрочем, аранжировке). Естественно, что после серии столь громких работ от Кадзиуры хочется ждать всё новых и новых шедевров.
Но я всё о Юки, а ведь собиралась рассказывать о сериале. Уже с самого начала это произведение начинает играть с нами в довольно странные игры. Дело в том, что Mai hime дословно переводится как «танцующая принцесса», однако перед нами предстанет далеко не классическое фэнтези и не средневековая романтика, как можно было бы предположить, но… странная смесь из махо-сёдзё, мехи и ещё многих жанров. Так при чём же здесь в таком случае танцы? Очень просто - ни при чём. И в этом вся шутка. Mai оказывается не более, чем именем главной героини сериала, в то время как Hi.M.E (и здесь заключается весь фокус) это аббревиатура от High-advanced Materializing Equipment (высокотехнологичное материализующее устройство), о чём нам повествуется прямо в открывающей сериал заставке. Рискну предположить, что вы уже заинтригованы. И есть от чего - саундтрек от Юки Кадзиуры, загадочные аббревиатуры… Всё так необычно и таинственно. На деле же всё гораздо, подчёркиваю, гораздо хуже.
Дело в том, что, несмотря на всё сказанное мной выше, сериал прежде всего принадлежит к жанру комедии. И при этом комедии откровенно пошлой (имеется ввиду обилие ecchi). Запутались? Согласна, поначалу «Принцесса Май» действительно заставляет задуматься - а что же, в конце концов, перед нами такое? И чем дальше смотришь, тем больше приходишь к мысли, что перед нами едва ли не пародия. В плане махо-сёдзё и мехи подобное веяние просматривается особенно чётко. Однако пародия ли? Если всё же не пародия, то нечто столь нелепое, что причислить его к жанру чего-то серьёзного не хочется, настолько изобилует сериал шуточками про женскую грудь, нижнее бельё и прочее. И при всём при этом сериал, похоже, всерьёз пытается рассказать нам серьёзную историю (как иначе объяснить то, что местами он из атмосферы простого школьного баловства резко перекатывается к самой что ни на есть драме?). Возникает впечатление, что данное аниме просто взяли и склеили из двух совершенно разных сериалов – классической школьной комедии и вполне современной драмы.
И вот здесь нелишне вспомнить вновь о нашей Юки Кадзиуре (не зря ведь посвятила я ей столь длинное вступление). Итак, саундтрек. Каким же должен быть саундтрек для такого рода произведения? Вступительная тема задорная, но не лишённая некой воздушности, заключительная немного ностальгическая. Вполне подходит духу картины. А вот дальше всё гораздо хуже. В самом сериале звучат очень красивые (хотя и можно назвать эту работу одной из самых посредственных для Юки) мелодии, а во время сражений музыка и вовсе заставляет сердце колотиться часто-часто, вот только визуально при этом мы отнюдь не всегда наблюдаем накал истинных страстей. Зачастую нашему вниманию предлагается, к примеру, сражение с огромным зелёным монстром, слепленным из крошечных монстриков – похитителей женского белья. В связи с этим сказать, что музыка дисгармонирует с происходящим, значит не сказать ничего. Недоумение, впрочем, немного утихает ближе ко второй части сериала, когда тому в очередной раз приходит на ум сменить маску и стать драмой. В этом случае саундтрек действительно соответствует происходящему, однако именно словом «недоумение» можно охарактеризовать общее впечатление от такого салата из жанров и музыки. Впрочем, свой плюс в этом тоже есть – при просмотре сериала действительно не знаешь, чего ждать дальше - очередных ли выходок беззаботных школьников либо же мрачных реалий, вроде разбившихся автобусов с пассажирами и прочего.
Не буду раскрывать всего, что приготовила вам «Принцесса Май», ограничусь лишь замечанием, что подобная неразбериха пребудет в сериале до самого конца. Правда, неясным остаётся одно – смеяться или плакать, уж слишком резки переходы от грустного к беззаботно-весёлому (если не сказать глупому). Едва-едва начнёшь сопереживать душевной травме одного из героев, как сериал тут же выкидывает очередной фортель и остаётся лишь озадаченно чесать в затылке. И, соответственно, наоборот – едва начинаешь воспринимать сериал как полноценную комедию, нас будто из ведра выливают новой партией переживаний. Что и говорить, подобный подход вызывает множество противоречий, и одному этому можно посвятить целую статью. А ведь следует помимо этого осветить и другие стороны сериала, такие как арт и работа сэйю (о саундтреке мы с вами уже говорили). Для меня Sunrise всегда была из тех студий, от которой не знаешь, чего ждать (если хотите, можете провести здесь параллель с творящимся в сериале сюжетным беспределом, но не заостряйте на этом внимание – всего лишь забавное стечение обстоятельств). Для того, чтобы это понять, достаточно обратиться к списку работ студии.
Выпустив в 1972-м году своего дебютного «Хазэдона», студия не стала продолжать выпускать подобного рода работы, а с головой ушла в меху. Однако, заработав себе громкое имя на этом поприще (сага о Гандаме, как ни крути, в особенности обязывала, поскольку и по сей день именно она является одной из ярчайших жемчужин жанра), Sunrise взяла да и выпустили вполне реалистичного «Белого Клыка» (1982), а затем и вовсе стали перемежать классическую меху боевиками, комедиями, пародиями, подчас и вовсе смешивая между собой всё вышеперечисленное (Гандам, правда, выходил регулярно, но тут уж, как ни крути, а народ требует). Наглядным примером блужданий по жанрам стал вышедший в 1996-м году сериал «Видение Эскафлона», являющийся не то фэнтези, не то мехой, не то ещё чем-то обособленным. А следом за ним в 1998-м году тихо так вышел в свет «Ковбой Бибоп». И взорвал серые будни, став лучшим сериалом года, а для многих и вовсе лучшим и любимым. Многие, конечно же, понадеялись на что-либо столь же качественное (как в плане безупречного сюжета, так и в плане шикарных для сериала арта и анимации), но Sunrise тут же с головой зарылась назад в эксперименты с мехой, перемежая их с очередными сюрпризами (взять, к примеру, «Охотницу на ведьм Робин» за 2002-й год или две стоящие рядом работы: «Механизированных спасателей» и «Стимбоя», которые при разнице в год смотрятся так, будто между ними пропасть лет в десять). «Принцесса Май» (добрались наконец) попала в и вовсе сумасшедшую для Sunrise струю и вышла следом за такими вещами, как «Хроника Великой Битвы между Инь и Янь» и «Хлебный король» (названия, на мой взгляд, вполне красноречивы). Так к чему я всё это? А к тому, что ожидать от рассматриваемого произведения чего-либо конкретного было трудненько - как в плане качества, так и в плане сюжетной линии. В плане качества можно, к примеру, взглянуть на несколько работ, вышедших вслед за «Ковбоем Бибопом» и едва-едва держащих планку.
Так какова же, наконец, «Принцесса Май»? Не то, чтобы плоха, но и ничем особым нас поразить явно не собирается. Обычный арт (для своего времени, разумеется), обычная анимация, вполне классическая работа сэйю. Персонажи при этом в сериале настолько своеобразны, что вполне может выйти так, что ни один из них вам не понравится. И если это произойдёт, то первый шаг к тому, что сериал вам не понравится, будет сделан, поскольку персонажи являются той единственно стабильной вещью, вокруг которой и бурлит то упомянутое выше варево, называемое развитием событий.
Сдаётся мне, все вы уже устали читать и хотите узнать, что же в итоге? А в итоге сериалу очень подходит выражение «ни рыба ни мясо». Ни комедия, ни драма, ни махо-сёдзё, ни меха и даже ни пародия на всё это (хотя сериал и мечется между этими жанрами, подобно пинбольному шарику). В принципе для аниме это не такой уж редкий случай, напротив, довольно распространённое явление, однако на фоне прочих аналогов «Принцесса Май» выглядит как-то особенно бесцельно и потерянно. Так что перед нами ни что иное, как этакое нечто, способное с равным успехом и понравится, и нет. И дело здесь, наверное, в первую очередь в равных долях. То есть, вполне может найтись человек, который скажет: «А забавнейшую я нынче комедию посмотрел, хотя к концу грустновато», и в то же время кто-то другой может заявить нечто вроде: «А ведь хорошее же махо-сёдзё, стильное, серьёзное». Возможно, кто-то углядит в этом даже некие глубоко драматичные нотки, однако, учитывая то, что замешано всё практически на пародии, весьма сомнительно. Впрочем, вещь спорная, а посему не удивлюсь, если супротив моего мнения воздвигнут тысячу и один аргумент в пользу «бесспорного драматизма» этого «бесспорно, глубокого» произведения, особенно учитывая тот энтузиазм, с которым тот ближе к концу устремился именно в это русло. Возможно, найдутся и мои единомышленники, готовые спросить: «К чему весь этот винегрет?», ведь нельзя же просто взять и в одночасье забыть все глупости только потому, что во второй части сериалу окончательно захотелось прикинуться драмой? Завершая же, наконец, разговоры о сюжете, нельзя не сказать, что сериал довольно качественный, надо отдать ему должное, однако, если говорить о списке моих, к примеру, личных предпочтений, то сюжетные блуждания я не перевариваю как факт, а «Принцесса Май» является в этом практически рекордсменом. Низкая оценка в первую очередь за это, поскольку ругать всё остальное, по сути, нельзя. Более того, саундтрек я советую заиметь в свою коллекцию не только поклонникам Юки Кадзиуры, но и всем, кто просто любит хорошую музыку. Он достаточно хорош и самобытен, чтобы вовсе не ассоциировать его с сериалом.
Краткое содержание:
Красавица Май Токиха и её болезненный младший брат Такуми получают приглашение на учёбу в престижную частную школу Фука, причём администрация школы выделяет им стипендию, что очень существенно для небогатой семьи, утратившей мать ещё в раннем возрасте. Плывя на пароме к месту учёбы, Май участвует в спасении едва не утонувшей странной девушки Макото, извлечённой из воды с огромным чёрным мечом. Однако это чуть не стоило жизни ей самой - на судно с целью убить Макото проникает другая странная девушка Нацуки, и в их завязавшемся поединке, в котором обе используют мощные магические силы, паром начинает разваливаться на части. Пытаясь защитить Макото от Нацуки и её робота-убийцы, Май внезапно открывает в себе HiME-способности - столь сильные, что Нацуки приходится ретироваться.
Так происходит знакомство Май Токиха с двумя другими девушками-HiME, вместе с которыми ей предстоит защитить учеников Фука от Сирот, таинственных монстров, угрожающих школе. Приключения только начинаются!
Справка:
1. Дословный перевод японского названия сериала "Mai Hime" означает "Танцующая принцесса", однако сериал не имеет к танцам никакого отношения. Mai (Май) - это имя главной героини, а Hime ("принцесса" по-японски) - аббревиатура Hi.M.E для High-advanced Materializing Equipment (Высокотехнологичное материализующее устройство).
2. Музыку к ТВ-сериалу "My-Hime" написала Юки Кадзиура (Yuki Kajiura), одна из популярнейших японских композиторов, в чём немалая заслуга её отца, который очень любил оперу и привил эту любовь дочери, усаживая её за фортепиано и заставляя играть классические пьесы. В семь лет девочка уехала с отцом в Германию и перед отъездом написала свою первую песню, посвятив её любимой бабушке. В Европе Юки близко познакомилась с музыкой самых разных стилей, что позволило ей широко использовать в своём творчестве и элементы рока, и классику, и этнические темы. Для учёбы в колледже девушка вернулась на родину и после окончания работала системным программистом, однако уже в июне 1992 года начала карьеру на эстраде, дебютировав в составе женского трио "See-Saw", которое вскоре после ухода Юкико Нисиока (Yukiko Nishioka) превратилось в дуэт, а с Кадзиурой осталась лишь Тиаки Исикава (Chiaki Ishikawa). Тиаки (на правом снимке она изображена вместе с Юки) была главной вокалисткой, а Юки - сочинителем песен, аранжировщиком и подпевалой. В два последующих года группа выпустила шесть синглов и два альбома, после чего Кадзиура начала работать самостоятельно, создавая музыку как для других исполнителей, так и для аниме-сериалов, телевизионных реклам и видеоигр (Xenosaga). При написании саундтрека к ТВ-сериалу "Eat-Man" (1997) она впервые встретилась с режиссёром Масимо Койти, который сразу оценил талант молодого композитора. В 2001 году Юки Кадзиура и Тиаки Исикава восстановили "See-Saw", сотрудничая в работе над музыкой к ТВ-сериалам Масимо Койти "Нуар" (2001) и ".hack//SIGN" (2002). Саундтреки к этим аниме имели огромную популярность, разойдясь в сотнях тысяч экземпляров и сделав Юки Кадзиура звездой аниме. Ещё одним крупным хитом дуэта была заключающая тема "Anna ni issho datta no ni" (We were so close together) к ТВ-сериалу "Mobile Suit Gundam Seed" (текст песни написала сама Тиаки Исикава). В мире разошлось двести тысяч синглов с этой песней, что стало сенсацией в мире анимации. В дальнейшем Юки Кадзиура создала отличную музыку к таким аниме, как "Aquarian Age - Sign for Evolution (TV)" (2002), ".hack//Liminality (OAV)" (2002), "Madlax (TV)" (2004), "Le Portrait de Petit Cossette (OAV)" (2004) и "My-Hime (TV)" (2004).
Избранные отзывы:
"...but if you choose to fight, you will have to wager the most important thing to you."
"...но избрав борьбу, ты поставишь на кон самое дорогое, что есть у тебя."
Не совсем ясная, брошенная мальчиком-демоном Наги, фраза становится ключевой для всего сериала... Старшеклассница Май, со своим братом Такуми внезапно получает пособие и переезжает в новую школу-интернат... После досадного инцидента в детстве Такуми тяжело болен... Май всеми силами пытается помочь ему... Ни она сама, ни ее брат даже не представлют, через что им предстоит пройти... Сталкиваясь со всевозможными трудностями, Май все более и более запутывается в своих чувствах...
Великолепный со всех сторон сериал... Сюжет достоен долгого обсуждения, множество линий, ведущи к единому, неизбежному финалу... Характеры персонажей проработанны до мелочей... Прорисовка на высшем уровне, модели героев, "Сирот" (Orphan), "Детей" (Child) - практически безупречны, не говоря уже о пейзажах... Отдельной похвалы стоит soundtrack - несмотря на высокий уровень озвучки в аниме вообще, саундтрек Mai HiME - просто произведение искусства, а в сочетании с подобающим видеорядом...
Итог: несмотря на ряд НЕсущественных шероховатостей, сериал - образчик идеального аниме... Лично я достаточно долго находился под впечатлением и очень хочется посмотреть заново...
Mai-HiME… До какого-то момента я даже не подозревала о существовании этого сериала, сподвигнула на просмотр коего меня в общем-то случайность. И, просмотрев который, я поняла, почему оно так вышло.
Это вам не «Эльфийская песнь» (Elfen Lied), не «Хеллсинг» (Hellsing) и, уж тем более, не «Наш сосед Тоторо» (Tonari no Totoro), украшающие собой первый десяток лучших анимационных произведений. Это что-то такое, что называется серединкой на половинку и иногда где-то каким-то образом становится известным определенному кругу людей, только потому, что кто-то как-то посоветовал это посмотреть.
А почему? А потому что на первый взгляд мы можем разглядеть неплохую стильную прорисовку, замечательно подобранную музыку (даже если вы не знаете, кто есть Юки Кадзиура, вы все равно почувствуете, что саундтрек именно что «замечательно подобран») и захватывающий стремительно развивающийся сюжетный экшен. Затем, все на тот же первый взгляд, можно обратить внимание на парочку интересных персонажей, вроде как обещающих что-то такое из себя показать.
Ну, а потом первый взгляд заканчивается и начинается взгляд второй, к глубокому моему сожалению, все менее и менее радостный. Тут выясняется, что интересных персонажей именно что «парочка», а остальные слеплены из общепринятых стандартов, что, учитывая их количество на сериал, весьма печально, что от оригинального сюжета в итоге остаются лишь рожки да ножки, и что аниме, собственно, может похвастаться исключительно музыкой и красиво поставленными батальными сценами.
Есть, конечно, и положительные моменты. Но они настолько неубедительны, что подтолкнуть сериал к разряду гениальных даже не решаются.
Например, интересные сюжетные линии начинали прорисовываться исключительно в последний момент, как раз когда был достигнут наивысший пик драматизма. Причем создалось ощущение, что эти самые линии изо всех сил притягивали за уши. Интересно, это просто потому, что иначе, как через трагедию, зритель не смог бы оценить подобную неординарность, по мнению авторов? Или все еще проще? Подуставшие от собственной халтуры создатели под конец устыдились и решили спешно исправить ситуацию. Повыкидывали трафареты, срочно выдвинули полдесятка оригинальностей. Жаль. Ввиду запоздалости, оценить красоту сего подвига не представляется возможным.
Ну, хорошо, вернемся в таком случае к той самой «парочке персонажей», которая оказалась интересной. Вернемся и увидим, что все это еще бабушка надвое сказала. Нет, конечно, каждому подростку, у которого в голове всякую секунду рушатся старые и образуются новые мироощущения, меняются стереотипы и происходит переоценка ценностей, очень просто впасть в депрессию и чувствовать себя настолько плохо, будто мир вокруг него и вправду рушится. Другое дело, что это уже вряд ли тянет на оригинальность и с высоты своего, скажем так, опыта, людям постарше все эти стенания и страдания кажутся в лучшем случае не более, чем пустым звуком, а в худшем - бредом капризных тинэйджеров. А с этой стороны совершенно очевидно, что создатели «Принцессы Май», разворачивая кульминацию события сериала с точки зрения развития внутренних переживаний пятнадцатилетней девочки, и не рассчитывают на аудиторию постарше. Та категория людей, что постарше, просто не воспримет кульминацию характеров, как таковую, и вынесет из всего просмотра исключительно чувство разочарования. Особенно учитывая, что разворачивается все это действо на фоне вышеуказанного шаблонного сюжета (иными словами и зацепиться в итоге совершенно не за что).
С другой стороны, для любой пятнадцатилетней девочки, которая обязательно углядит в себе сходство с Токихой Май (или хотя бы с другим персонажем), переживания героини близки и понятны. Я не удивлюсь, если, расспросив как следует нужную аудиторию, девочки в большинстве своем уверенно ответят, что сериал им понравился. Несмотря на засилье штампованных персонажей, на тривиальный сюжет и избитую концовку. А значит, создатели свою задачу выполнили. Нашли струнки в душе определенного круга людей и задели их.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote