Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К ним можно отнести и Бориса Михайловича Кустодиева, солнечного в прямом смысле этого слова живописца. 7 марта его День рождения. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая, может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны. Кто-то может сказать, что они примитивны, что это лубок, этакая несложная «народность». Часто Б.М.Кустодиева упрекают в том, что он де обладая талантом и будучи любимым учеником И.Е.Репина, отказался от стиля Репина и пошел своим путем. В ход идут рассуждения о «мокрых мазках», академизме и т.п., но при этом забывают о том, что, пойдя путем И.Е. Репина, Б.М.Кустодиев стал бы лишь его жалкой копией, хотя, справедливости ради, стоит сказать, что ранние работы Кустодиева в стиле Репина не так уж и плохи, но это все же… сам И.Е.Репин. Когда и почему наступил перелом в творчестве Кустодиева сказать трудно, но именно благодаря этой его солнечной манере письма он и стал знаменит и узнаваем.
Кустодиев Б.М. Девушка на Волге 1919
Яркие цвета, пестрота, вечный праздник, свет, воздух, необычайно чистые краски и ни грана серости – таков стиль картин Бориса Михайловича Кустодиева. Он писал: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Русская жизнь того периода – это дородные купцы и горделивые купчихи, русские женщины в теле (такова серия «русских Венер» художника), купальщицы, ярмарки, гуляния, русская природа и русские типы.
Кустодиев Б.М. Мой дом 1917
Кустодиев Б.М. Дети в маскарадных костюмах 1909
Кустодиев Б.М. Ярмарка 1906
Кустодиев Б.М. Натюрморт. Омар и фазан 1912
Казалось бы писать подобные светлые веселые картины должен и человек очень веселый и счастливый, но увы… многие картины после 1916 года написаны уже глубоко больным и страдающим человеком. Его ноги были неподвижны, руки плохо слушались и виной тому неизлечимая болезнь спинного мозга. Но художник боролся и спешил жить, ни на день ни отказываясь от работы и замыслов. Рядом с ним всегда была его любимая жена Юлия Евстафьевна Кустодиева. Каждое утро художнику более часа она делала массаж рук, чтобы из них не выпадала кисть, и солнечный мастер писал «Весну», «Троицын день», «Мой дом», «Осень в провинции», «Голубой домик», «На Волге». И конечно многочисленных купальщиц, русских Венер!
Кустодиев Б.М. В старом Суздале
Кустодиев Б.М. Провинция 1919
Кустодиев Б.М. В московской гостиной 1840-х годов (Люди сороковых годов) 1912
Кустодиев Б.М. Весна
Кустодиев Б.М. Голубой домик 1920
Б.М. Кустодиев очень любил жизнь и все то, что его окружает. Может быть это-то и трудно понять тем, кто ругает художника и фыркает при виде его картин. Народность и народ, русская провинция у многих не в чести. Удивительно, но творчество Бориса Михайловича презираемо часто очень поклонниками Малевича - художника, который является полной противоположностью Кустодиева. Кустодиев – свет и солнце, Малевич – мрак и чернота. Но такова наша жизнь – солнце и серость всегда соседствуют рядом. Но все же радость и праздник все побеждают… не даром же психологи советуют чаще улыбаться, а работы Б.М. Кустодиева как раз из этой области. Из области радости.
Кустодиев Б.М. Летний пейзаж 1922
Кустодиев Б.М. Земская школа в Московской Руси 1907
Кустодиев Б.М. Костер (Ночное) 1917
Кустодиев Б.М. Сенокос 1917
Кустодиев Б.М. Яблоневый сад 1918
Кустодиев Б.М. Троицын день 1920
Кустодиев Б.М.На Волге 1922
Кустодиев Б.М. Пикник 1920
Кустодиев Б.М.Осеннее гулянье 1922
Кустодиев Б.М. Осень 1924
Кустодиев Б.М. Купанье 1921
Кустодиев Б.М. Купание 1921
Современники говорят, что когда хоронили Б.М.Кустодиева в мае 1927 года, шел дождь, природа оплакивала своего певца. Но когда гроб стали опускать в могилу, солнце вдруг яростно вырвалось из туч и – засияло, провожая так в последний путь своего любимца!
Еще другие материалы о художнике с его живописными работами в этом блоге: История в художественных образах (Юлия Кустодиева) и 130 лет со дня рождения Б.М.Кустодиева
P.S. Все картины кликабельны и увеличиваются до большого размера.