


Конечно, не все песни Высоцкого были одного уровня. Были и «однодневки», фельетонного характера, на злобу дня, были в прекрасных песнях строки несовершенные. И потом его песни - это не стихи, положенные на мелодию. Его песни - это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где исполнение и, главное, кто поет - играет очень большую роль.
Высоцкий поначалу относился к своим песням не очень серьезно. Но он их постоянно пел: в перерывах между репетициями и спектаклями, в компаниях. Когда рядом была гитара - он пел. Сам Высоцкий так писал о себе:
«Писать начал в 1961 г. Это были пародии и песни только для друзей, для нашей компании. И не моя вина, что они так широко разошлись. Однако ни от одной своей песни не отказываюсь. Только от тех, что мне приписывают. У меня около шестисот песен. Поются из них сто - двести. Многие свои песни я не исполняю. Мне решать, что удалось, что нет. Работаю постоянно и страдаю, если не пишется. Какая из моих песен мне особенно дорога? Да, наверное, каждая».
Когда Высоцкий пел свои песни, казалось, что он их написал шутя, очень быстро и легко. На самом деле песни рождались очень трудно. Вот, что говорил сам В. Высоцкий:
«Простота авторских песен кажущаяся, потому что работа над словом все равно настоящая, точно так же, как если бы работал над крупным поэтическим произведением. Над песней надо еще больше работать, ее очищать, чтобы она влезла в уши, но и в души одновременно. Не отдельно, так чтобы сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом можно взять ее домой, найти второй, третий, четвертый планы, кто как хочет, но она должна сразу входить…».
У Высоцкого был абсолютный слух на язык улицы.
У Высоцкого-поэта слово приходило с улицы и, очистившись его талантом, на улицу уходило. В его творчестве - прорыв к каждому. Может быть, любили его не все, но знали все. Вся страна. Его интерес - жизнь всех. У него нет злых песен, хотя он касался разных, отнюдь не самых светлых сторон жизни…
И уникальный голос. Голос - и чувства в ответ, вне словесного промежутка.
И неотъемлемая деталь - гитара. Гитара для него была не только средством аккомпанемента, но и жестом - поэтическим и духовным.
Подобно Есенину, Высоцкий возводил низовую культуру в культуру всего общества и, подобно Зощенко, в своих сатирических циклах Высоцкий очень точно определял тип, маску, от лица которых он пел.
Высоцкий говорил о той стороне жизни, о которой «официальная» поэзия не говорила. Он говорил о всякой боли, об обидах, о том, что в жизни не получается.
Судьба нашего общества сложна и противоречива. Высоцкий как истинный поэт пропустил Время через свое сердце. Творчество Высоцкого нравственно потому, что честно. Мир моральных ценностей - совести, чести, справедливости - вылился через его простые образы.
Высоцкий - поэт. И жил, как поэт, и умер, как поэт, сорвавшись на самой высокой ноте. По сути Высоцкий повторил судьбы наших больших поэтов. Та же многоплановость воплощения. «…Ищу себя в разном. Но во всех направлениях несу людям свой мир».
В песнях Высоцкий был актером, на сцене оставался поэтом. Разносторонность не мешала, а помогала. В театре, где работал Высоцкий, поощряли его поэтические привязанности и музыкальные, многие его песни звучали в спектаклях, его песни звучат и в кино.
При жизни Высоцкий знал громкую славу. После смерти он завоевал наипристальнейшее к себе внимание. Кажется, жизнь потому так сильно, так массово откликнулась Высоцкому, что в его творчество входила такой, какая есть. Самым разнообразным формам и свойствам жизни - веселым, печальным, мрачным, страшным, прекрасным - был дан ход в поэтическое творчество. Для людей естественное желание видеть рядом с собой правду - Высоцкий не умел лгать. Он служил искусству верно и самозабвенно. Ему был дан великий дар не щадить себя. Самоотверженность была его естественным проявлением и его принципиальности и его доброты.
Горько сознавать, что человек столь щедрого сердца скончался от острой сердечной недостаточности. Если бы каждый, кто любил Высоцкого, мог отдать ему по часу своей жизни, он жил бы столетия.
Есть древнее слово - БАРД. У древнейших галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, пользовались доверием своего народа. Их творчество отличалось оригинальностью, неповторимостью и самобытностью. К этому чудесному племени принадлежал и Высоцкий. Он был неукротимый человек - он рвал свое сердце. Оно не выдержало и остановилось.
Существует понятие «русская культура» и существует понятие «мировая культура». Частью мировой культуры становится та часть национальной культуры, которая не теряет свои глубокие корни.
Творчество Владимира Высоцкого уходит в корни русской культуры. «Духовной жаждою томим…» - вот камертон нашей культуры. В этом нравственный воздух человечества.
Хорошо, что рукописи не горят! Песни, стихи Высоцкого останутся в нашей культуре.
«У песен более счастливая судьба, чем у людей. И они могут жить долго. Если песня того стоит, она живет долго в отличие от человека. Человек, если он хороший, - он много нервничает, беспокоится и помирает раньше, чем плохой. А песня - нет, песня может долго жить…», - говорил Владимир Высоцкий.
и еще один сайт о В.Высоцком (на немецком языке!): http://www.vladimir-vysotsky.de/frameset.htm