Наш язык становится бедным и скучным. Мы разучились оживлять его эпитетами, освежать крылатыми выражениями, одушевлять при помощи пословиц и поговорок. А если уж и пытаемся блеснуть каким-нибудь филологическим изыском, то зачастую даже не представляем не то что его происхождения, но даже и значения.
До морковкина заговенья (шутл.) — неопределенно долго, до времени, которое никогда не наступит, до бесконечности. Есть две версии происхождения выражения:
1) заговенье у христиан — последний день перед постом, когда верующим разрешалось есть скоромное, т. е. молочную и мясную пищу. Во время поста на такую пищу устанавливался запрет. В заговенье обычно ели обильные, жирные блюда. Поэтому соединение слова заговенье с «постной» морковкой осознавалось как шутливая формула невозможного;
2) в русском языке названия церковных праздников и обрядов традиционно употреблялись с временным значением, например: до Филиппова заговенья. По ассоциации с такими сочетаниями и возникло шутливое выражение.
Ганнибалова клятва (книжн.) — твердая решимость бороться с кем-нибyдь за что-нибудь до конца; обещание неизменно следовать своим идеалам. Выражение из античной истории. По свидетельству Полибия, карфагенский полководец Ганнибал (247-183 гг. до н. э.) сам рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться перед алтарем быть непримиримым врагом Рима. Клятву Ганнибал сдержал.
Развесистая клюква (ирон.) — небылица, выдумка, нечто совершенно неправдоподобное. Выражение по происхождению пародийно: в нем высмеивается анекдотическое изображение русской жизни. Оно берет начало от рассказа о России, в котором малоосведомленный автор пишет, что он сидел под тенью величественной клюквы: sous lombre dun klukva majetueux. По предположению исследователей, возникло в конце XIX века.
Адвокат Божий (устар.ирон.) — о человеке, который идеализирует окружающих, видит во всем лишь хорошие стороны и закрывает глаза на недостатки. Выражение связывают с католическим обычаем, существовавшим со времен средневековья: когда церковь решает канонизировать святого, устраивается диспут между двумя монахами. Один всячески восхваляет умершего — это Адвокат Божий, другому поручается доказать, что канонизируемый немало грешил и недостоин такого высокого звания, — это Адвокат Дьявола.
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=10293