1. Преамбула.
Певец космических агрессий США и ненавистник
народов Ближнего Востока, на этот раз
режиссер Кэмерон пытается предстать
перед зрителем в образе борца за экологию
и свободу жителей других планет.
Фильм Кэмерона – часть иезуитского плана
администрации Обамы по формированию
образа доброго дядюшки Сэма взамен изрядно
подпорченного имиджа времен Буша.
Из заявления ЦК КПЛО
Ширится и крепнет поступь художественного фильма "Аватар" по счетным денежным машинкам. Независимо-аналитические источники называют сумму сборов в 2 млрд., а жалкие ничтожные личности, исходя черной завистью, говорят, что половину этой суммы вынимают специально обученные люди во время просмотров из карманов отравленных специальным попкорнов зрителей. Видимо, в тех же кулуарах родился и пущен слух о том, что проклятый Кэмерон все покрал у Стругацких: и планету "Пандора" и фотонные грузовики и лазерные мечи и магистра Йоду, который, как все знают, в детстве откликался на имя Чебурашка.
Слух упал на благодатную почву самой читающей в мире публики, которая о том, что надо хотя бы мало-мальски запоминать прочитанное, не говоря уже о его осмыслении не догадывается. Или догадывается, но не хочет прилагать специальных усилий ожидая априори безусловного скачка перехода количества в качество. Согласно учению о диалектике. Вот типичные образцы толкового анализа таких читателей, бессмысленного и беспощадного:
Кстати, планета Пандора цельнотырена у Стругацких, промеждупротчим. Сам Стругацкий на это пенял, про ответ Кемерона не слыхала.
Буит нормальная копия в Инете - гляну обязательно.
Zwe отсюда,
Что, характерно, фильма на момент написания поста умнейший и толковейший юзер
Zwe еще не видел. А зачем? "Пандора" есть? Есть. Значит "цельнотыренно".
Действительно, чего тут думать, трясти надо!
Понятно, что народ желает знать детали, желательно не читая многабуков, поэтому суммируем чего же понаписали о Пандоре Стругацкие. Здесь же, будет рассказано о двойной сущности повести "Улитка на склоне", как и было когда-то
обещано.
2. Доступные сведения о планете Пандора с начала 60-х до середины 80-х годов XX в. -- космография, география, биосфера.
Готовый на все ради исполнения заказа
Белого Дома, Кэмерон тайно вторгся в загадочный
и романтический мир советской фантастики
и перенес действие своего примитивного
пропагандистского фильма в созданный
А и Б.Стругацкими мир планеты Пандора.
Из заявления ЦК КПЛО
В произведениях А.и Б. Стругацких планета Пандора входит в список планет осваиваемых людьми мира Полудня и упоминается во многих произведениях этого цикла, а именно: "Попытка к бегству"(ПБ), "Полдень, XXII век" (П), "Далекая радуга"(ДР), "Парень из преисподней" (ПП), "Обитаемый остров" (ОО), "Малыш"(М), "Жук в муравейнике"(ЖМ), "Волны гасят ветер"(ВГВ).
Суммируя все приведенные сведения о Пандоре в произведениях цикла Полудня мы получаем следующую картину:
1. Пандора - планета земного типа, с атмосферой пригодной для дыхания, и силой тяжести,по-видимому, очень близкой к земной. Планета находится в системе двойной красной звезды, :
"над головой, сквозь путаницу липких ветвей, мрачно светили два близких кровавых солнца",
"подвернувшаяся кстати Луна изображала ЕН 9 -- одно из солнц Пандоры". (П). Также у Пандоры имеется несколько спутников естественного происхождения (ПБ).
2. Пейзаж планеты не ограничен одними джунглями
"непроходимыми, болотистыми и жуткими" (П) и
"оранжевыми" (ЖМ), имеются также горные системы:
"а над хребтом Смелых поднимаются в беззвездное небо зыбкие сплющенные луны" (ПБ),
"край непроходимых гор, страна Оз-на-Пандоре"(ОО); песчаные пляжи:
"на Алмазном Пляже у подножия величайших в обитаемом Космосе песчаных дюн" (ЖМ).
3. Флора и фауна Пандоры чрезвычайно активна и разнообразна, особенно в джунглях:
"Под ногами хлюпало, и при каждом шаге в разные стороны бросалась многоногая мерзость" (П), что на первых этапах освоения планеты создавало большие трудности:
"Да, это не Пандора", -- подумал он и вспомнил, как на Пандоре они ломились через сумрачные джунгли, и на них были тяжелые скафандры высшей защиты, и руки оттягивал громоздкий дезинтегратор со снятым предохранителем." (П);
"-- Такая вот царапина, -- сообщил учитель, рассматривая ладонь, -- на Пандоре вызвала бы аварийный сигнал. Меня бы изолировали в медотсеке и утопили бы в вирусофобах"(П). В дальнейшем,
"доктор Мбога нашел на страшной Пандоре "бактерию жизни", и профессор Карпенко на Земле открыл биоблокаду"(П), что позволило людям высаживаться без вакцинации на любых биологически активных планетах.
3а. Самые известные представители фауны Пандоры тахорг и ракопаук. Тахорг, судя по всему является травоядным животным, в отличие от хищного ракопаука. Оба зверя имеют впечатляющие габариты, как тахорг:
"Потом смотрю -- в конце зала вроде бы еще одна дверь. В темное помещение. Подошли поближе -- да, ребята, это, оказывается, не дверь. Это, оказывается, пасть раскрытая. Ей-богу, дверь. И даже не в комнату дверь, а, скажем, в гараж. Или, может быть, в ангар. Называется эта зверюга -- тахорг, и добывают ее на планете Пандора." (ПП), так и ракопаук:
"Поль вдруг вскочил и с необыкновенной живостью изобразил ракопаука. Отвратительный скрежещущий вой многоногого чудовища, пробирающегося через джунгли страшной Пандоры, огласил окрестности." (П).
3б. Кроме того, в числе представителей животного мира Пандоры упоминаются гигантские стрекозы:
"А теперь представьте себе, товарищи, стрекозу ядовито-желто-зеленую, с красными поперечинами, размах крыльев семь метров, на челюстях черная гадкая слизь..." (П), летучие драконы (П), голые пятнистые обезьяны (ОО) и грызуны, обладающие способностью к воспроизводству защитно-отвлекающих фантомов (М).
4. В дальнейшем Пандора была освоена и стала курортной планетой-заповедником с охотничьими угодьями (ПБ), а также центром переподготовки и рекондиционирования прогрессоров (ВГВ). Кроме того, на Пандоре функционируют плантации Пашковского, на которых выращивалась закваска, необходимая для производства
"прославленных на всю планету "алапайчиков"(ВГВ).
3. Раздвоение "Улитки на склоне".
Эта планета была открыта и полита кровью
советских космонавтов, но Кэмерон об этом,
конечно, умалчивает. У Стругацких коммунары
осваивали непокорную Пандору для блага
человечества, реализовавшего мечты К.Маркса
и Ф.Энгельса. Кэмерон, укравший из анналов
советской фантастики десятки образов обитателей
Пандоры, саму атмосферу планеты, наконец, ее
координаты во Вселенной, посылает в космос
бравого десантника - убийцу и угнетателя Ирака,
Югославии, Афганистана, Гаити и Сомали.
Из заявления ЦК КПЛО
Стругацкие несколько раз пытались написать повесть о приключениях на Пандоре, но каждый раз сюжет сворачивал куда-то в сторону, как, например, в "Попытке к бегству". Вот и повесть "Беспокойство", не что иное, как первоначальный вариант "Улитки на склоне", изначально повествовала о приключениях Горбовского на планете Пандора и именно он сидел на обрыве, свесив ноги и
"Сверху лес был как пятнистая пена". А из леса пытался выбраться Атос-Сидоров. Это то самый лес, описанный в "Улитке" -- лес Пандоры, перенесенный из "Беспокойства" с изменениями, правда, но не сильными, в чем желающие могут убедиться, и авторам этот лес и все что в нем происходило нравилось. Но все вместе написанное показалось авторам "никуда не годным, не лезущим ни в какие ворота". Их категорически не устраивала "не лесная" часть "Беспокойства". Чем же именно? Чем там таким занимался Горбовский, что их не устраивало? В общем-то ничем особенным. Горбовский ищет что-то странное. Он нутром чует, что человечество стало слишком беспечным, и однажды оно, что называется, нарвется
и разбудит Ктулху. Поэтому Горбовский ездит с планеты на планету и пытается понять, что же именно чует его нутро.
"Мы вдруг поняли, что нам нет абсолютно никакого дела до нашего Горбовского. При чем здесь Горбовский? При чем здесь светлое будущее с его проблемами, которые мы же сами и изобрели? Елки-палки! Вокруг нас черт знает что творится, а мы занимаемся выдумыванием проблем и задач для наших потомков. Да неужели же сами потомки не сумеют в своих проблемах разобраться, когда дело до того дойдет?! И уже 21 марта мы решили, что повесть считать законченной невозможно, что с ней надо что-то делать, что-то кардинальное".
Б. Стругацкий. "Комментарии к пройденному"
Кардинальное достаточно быстро придумалось. Главы с Горбовским были изъяты из повести,
"каким-то образом и кому-то пришло в голову, что одну фантастическую линию, линию Леса, надо дополнить второй, но уже, скорее, символической. Не научно-фантастической, а именно символической. Один человек мучительно пытается выбраться из Леса, а какой-то другой человек, совсем другого типа и другого склада, должен мучительно стараться попасть в Лес, чтобы узнать, что там происходит".. Лес остался в Будущем, а в Настоящем появилось кафкианское Управление, сюжетные линии уравновесились, повесть перестала быть научно-фантастической и приобрела философскую символику. Лес Пандоры стал символом миром будущего, о котором мы не знаем и которое может оказаться совершенно нам чуждым и даже враждебным. Надо сказать, что в результате этих творческих процессов "лесная" часть авторами также была переработана, стала более мрачной, оттуда были убраны формулировки Атоса, которые объясняли происходящее в лесу. Теперь читателю самому надо было увязывать разбросанные по тексту фрагменты в единую цепь. Таковых читателей оказалось крайне мало.
Главы про Горбовского же лежали в черновиках до середины 80-х, пока не начался угар перестройки и издатели начали рвать с руками все изданное и неизданное.
"Мы достали нашего «Горбовского» из архива, перечитали его и к огромному своему изумлению обнаружили, что это – вовсе недурно! Текст выдержал испытание временем, читался легко и способен был, как нам показалось, заинтересовать нового читателя... Так появилась и стала жить собственной жизнью повесть «Беспокойство»"
4. Дополнение доступных сведений о планете Пандора. Середина 80-х годов XX в. -- наст. время.
Начисто лишенный собственной фантазии, Кэмерон
опустошил романы Стругацких, книги Ефремова,
Булычева, Снегова и наивно полагал, что кражу
не заметят. Вы ошиблись, мистер! Коммунисты Петербурга
обвиняют вас и ваших хозяев в ограблении советской
фантастики, пиаре генно-модификаций, смаковании
бесчеловечных опытов, превосходящих по своей аморальности
зверства доктора Менгеле. Тщательно скрываемая натура
агрессора, предателя и маньяка быстро проглядывает в
фильме Кэмерона – согласно сюжету, Венесуэла уже захвачена,
Чавес убит, орды «джи ай» вырвались за пределы Солнечной
системы, сжигая все на своем пути. Условно разделяя героев
фильма на плохих республиканцев (начальник земной колонии
и военные) и хороших демократов во главе с Джейком Салли
и фанатичной ботаничкой (Уивер), Кэмерон доходит до абсурда –
встает на сторону внеземной цивилизации в конфликте с человечеством.
Из заявления ЦК КПЛО
Несомненно, выход в свет повести "Беспокойство" существенно расширяет наши знания о географии, флоре и фауне Пандоры.
Мы узнаём, что базы людей располагаются на скальных плоскогорьях, высящихся островами среди моря джунглей.
Значительно расширен список растений. Можно видеть упоминания различных деревьев:
"Одни деревья скачут, другие деревья плюют в прохожего едким соком пополам с семенами, третьи еще что-нибудь... чувствуют друг друга на расстоянии. Фитотелепатия". , есть зеленые ползуны, красная и оранжевая трава, быстрорастущие злаки, съедобная почва, красные и белые мхи, а также гнездящиеся в человеке лианы.
Из животного мира отметим таких представителей как: мухи и муравьи, которых можно приручить водяные пауки, мягкие белесые жуки, из которых делают пьяные настойки, болотное мохнатое многоногое животное с глазами на стебельках, кроме того:
"псевдоцефалы, подобрахии, орнитозавры Циммера, орнитозавры Максвелла, трахеодонты... это только самые крупные, тяжелее пяти центнеров... рукоеды, волосатики, живохваты, кровососки, болотные прыгуны".
Также есть недостоверные сведения о гуманоидах, маленьких и чешуйчатых, как ящеры.
Кроме того мы узнаём, что в джунглях живут аборигены, которые разделены как минимум на два общества -- крестьяне и "русалки", они же славные подруги. Последние ведут в джунглях боевые действия с теми, которые
"ведут на них Западный лес", по-видимому негуманоидами. Война ведется на биологическом уровне и с помощью локального терраморфинга ("разрыхление", "заболачивание", "одержание"), поэтому земные наблюдатели ничего не замечают.
5. Мы знаем, кто есть ху. Ху ис, мистер Кэмерон?
Фильм Кэмерона пытается обосновать присуждение
Обаме Нобелевской премии. Но замысел врага рушится
под тяжестью собственных преступлений. Никто не поверит
в гуманитарную и экологическую миссию машины для
убийства, десантника, который насиловал в казармах
Багдада своих же товарищей и щекотал штыком женщин
Кабула. Биолог-нацист Сигурни Уивер ярко демонстрирует
цели реформы американского здравоохранения, проводимой
администрацией Обамы. И уж совсем смешно смотреть, как
активисты национально-освободительного движения Пандоры
принимают мутанта Пентагона в свои ряды вместо того,
чтобы судить его по законам революционного времени. Вам
не удастся отмыть черного кобеля добела, мистер Кэмерон.
Из заявления ЦК КПЛО
Всесторонне вооружившись вышеизложенными фактами о Пандоре Стругацких, всем заинтересованным лицам следует просмотреть также и фильм "Аватар", дабы о рассуждать о факте плагиата Кэмероном с полным знанием предмета, и не уподабливаться личностям наподобие
Zwe, которые книг не читали, фильм не смотрели, но мнение имеют. (А как же иначе?).
Исходя из предположения, что читатели "Аватар" все-таки посмотрели, это можно сделать и в экранной копии, коротенько пробежимся по основным вехам, дабы отметить совпадения в концепции, географии, флоре и фауне.
Мы видим, что совпадения по визуальному ряду нет никакого, все то, что мы читаем у Стругацких:
"А вокруг шевелился лес, трепетал и корчился лес, менял окраску, переливаясь и вспыхивая, обманывая зрение, наплывая и отступая, издевался, пугал и глумился лес, и он весь был необычен, и его нельзя было описать, и от него тошнило... из плотного переплетения древесных крон над головой свешивались и уходили в топь торопливыми корнями мириады толстых зеленых колонн, канатов, нитей и создавали непроницаемую завесу.", никоим образом не отражено у Кэмерона, чьи джунгли не дремучей парка Лосиный остров.
По географии никаких плато посреди джунглей у Кэмерона и летучих каменюк у Стругацких.
По флоре можно разве уловить отдаленную перекличку идей "фитотелепатии" отдельных деревьев у Стругацких, и гипотезы, что все деревья связаны в единую сеть у Кэмерона.
По фауне можно отметить наличие "летающих драконов" у обоих авторов, и возможно что большие травоядные Кэмерона -- это подобрахии Стругацких. А может быть и трахеодонты. Для тахоргов - мелковаты. У тахоргов:
"пасть как гараж, или, скажем, ангар" (ПП)
Таким образом, из общего у Кэмерона и Стругацких ровно три момента:
1. Название планеты. Которое не придумано ни одним из авторов, а взято из греческой мифологии.
2. То, что на планете есть джунгли.
3. На планете есть летающие драконы.
И это практически
все общие места. Которые укладываются в 12 слов.
В таких условиях говорить о "цельнотыренности", нормальным людям, довольно сложно. Но подлинным борцам за правду, как известно нет преград ни на суше, ни на море. Поэтому тут мы им торжественно вручаем флаг в руки.
Сапиенти сат.
6. Эти шакалы пера, эти гиены ротационных машин...
Чума на оба Ваших дома – и на монстров НАТОвской
биоинженерии и на ракопауков и тахоргов. Коммунисты
Петербурга не с теми и не с этими, а всегда и только с
коммунарами из книг Стругацких, с посланцами будущей
социалистической Земли, которые карающим красным
лучом уничтожают аватаров, обамов, кэмеронов, уивер и
других наймитов империализма, а одичавших хищников
иных планет терпеливо и строго приучат работать на
благо мира и социального прогресса во Вселенной!
Из заявления ЦК КПЛО
В отсутствие факта плагиата, смешно говорить что Стругацкий Кэмерону "пенял". Ничего такого и близко не было. Сначала, еще до показа "Аватара" был такой ответ:
Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович!
17 декабря сего года на кинотеатры этой страны выходит новый фильм, под названием Аватар.
Все бы хорошо, очередная высокографическая жвачка, одно смущает: действие проходит в будущем, злые земляне прилетели на планету, дабы захватить ее для энергоресурсов.
Вот только планета называется Пандора, и на ней огромный лес-джунгли, с многочисленными зубастыми тварями.
Не считаете ли Вы, что товарищи американцы позаимствовали идею? Или это просто совпадение?
Михаил <prosygih@mail.ru>
Ростов, Россия - 12/17/09 16:41:08 MSK
Все может быть. Но не судиться же с ними!?
(c) OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
А в дальнейшем. когда все больше читающей публики, вроде
Zwe начало муссировать слова "пандора" и "стырили", последовало второе заявление:
Дорогой Борис Натанович!
Какая-то непонятная история с интернетовскими новостями. Как круги по воде, появляются всё новые публикации, но все они строятся по одной схеме, рассказывая, что Вы обвинили режиссёра фильма «Аватар» в плагиате, сопровождая какими-то нелепыми подробностями...
Что это такое?
БВИ, Абакан, Россия
Большая часть этих материалов мне знакома. Несколько раз я по этому поводу уже высказывался в И-нете, но могу и еще разок сделать официальное заявление.
В последнее время в И-нете появились сообщения о том, что я, Б.Стругацкий, обвиняю создателей фильма «Аватар» в сознательном плагиате, а именно – в использовании материалов сочинений братьев Стругацких, касающихся планеты Пандоры и разнообразных приключений на ней.
Настоящим имею совершенно недвусмысленно заявить следующее:
1. Никогда и нигде создателей фильма «Аватар» я в плагиате не обвинял и обвинять впредь отнюдь не намерен.
2. Фильма «Аватар» я не видел и ничего о нем не знаю, кроме того, что действие там происходит «на планете чудовищ Пандора».
3. Все, – якобы мои, – сентенции по поводу этого фильма, приводимые в И-нете, являются чьей-то беспардонной выдумкой (цель которой мне не понятна).
Да здравствует Интернет, кладезь достоверных сведений!
Б.Стругацкий
(с):
bvi
http://bvi.livejournal.com/363927.html
Спасибо за внимание.
7. Overture
От имени всех коммунистов России мы требуем:
1.Запретить к демонстрации в России все фильмы Кэмерона до тех пор, пока он не признает факт плагиата и ограбления советской научной фантастики для создания своего низкопробного и капитулирующего перед инопланетянами блокбастера.
2. Уволить все руководство Роскино, закупающего для демонстрации в России фильмы, созданные путем хищения российской интеллектуальной собственности, пропагандирующие бесчеловечные эксперименты над людьми и заявляющие о захвате Латинской Америки армией США.
3. Создать специальную комиссию для предварительного просмотра выходящих в российский прокат зарубежных кинолент, с включением в нее видных политических деятелей, представителей науки, культуры и духовенства, а также родственников лиц, похороненных у Кремлевской стены.
Из заявления ЦК КПЛО