Внеземной контакт
Текст: Ольга Белик
Фото: Наталья Думко
Петр Федоров, сыгравший в «Обитаемом острове» Гая Гаала, ощутил абсолютное единение с волкодавами.
Инопланетные существа
Собаки гвардейцев появляются в «Обитаемом острове» всего на пару минут в нескольких сценах, но их поиск и подготовка стали целой эпопеей. Организацию «собачьих» съемок возложили на кинолога Эдуарда Кротова. Сложность была в том, что найти надо было неземных, инопланетных собак. Хотели даже снять в роли собак обезьян-павианов, но, поговорив с Эдвардом Запашным о дрессировке павианов, от этой идеи отказались. Также отмели овчарок – банально и для чужой планеты не годится. В конце концов, остановились на ирландских волкодавах – огромных мохнатых собаках, которые со стороны выглядели устрашающе.
На поиски и подготовку животных ушло около четырех месяцев. Роли у волкодавов были вроде бы не сложные: нужно было стоять с гвардейцами, изображать свирепых животных, скалиться и лаять. Но оказалось, ирландские волкодавы – добрейшие существа: из 8 собак-артистов только двух удалось научить демонстрировать свирепость, их в картине выставляли на передний план. «Ирландский волкодав – абсолютно домашнее животное, - говорит хозяйка актеров, директор питомника «Солнечный ветер» Юлия Гладинова. – Это борзая собака, к человеку она относится прекрасно, так что если вы решили заводить большую, но добрую собаку – это самый лучший вариант».
Самым сложным было превратить земную собаку в инопланетную. Сначала придумали, что на собаках будут боевая броня и оружие, но идея оказалась слишком громоздкой. Потом решили одеть на волкодавов страшные маски-клювы, но получалось совсем смешно. Наконец, остановились на варианте маски с клыками. «Сначала клыки хотели направить снизу вверх, рассказывает Эдуард Кротов. – Было безумно красиво, но опасно: резкое движение мордой вверх – и травмируется и собака, и человек. Решили сделать наоборот – опустить клыки сверху вниз. Сделали макеты из пластилина, потом из дерева, пластмассы, экспериментировали с загибами – серьезно подошли к делу! В стоматологической клинике заказали клыки, там нам их отлили, отшлифовали и зажелтили. Сделали специальные намордники, которые владелица «лающих» волкодавов Ольга Поволоцкая вручную обвязала счесанной с собак шерстью – получилось просто и страшно одновременно».
Тяжелее всего пришлось дрессировщикам, полгода возившим на съемки 8 ирландских волкодавов поездом из Москвы в Крым. Украинские пограничники чуть ли не все 20 минут проверки проводили в купе с собаками. На Украине постоянно менялись правила провоза собак в поездах, и эти проблемы приходилось решать вместе с получением кучи ветеринарных справок и прочих документов. «Слава Богу, администрация картины создала для собак в Крыму очень хорошие условия проживания, - говорит Кротов. – Так, у нас были номера с ванной – это очень важно, ведь собак надо постоянно мыть».
Сами собаки тоже испытали на себе все трудности актерской профессии. «В Крыму было ужасно жарко, палило солнце – а собаки все в шерсти, потеют, чешутся, - рассказывает дрессировщик Ирина Афанасьева. – Когда снимали сцены в «плавучей тюрьме», бедняги стояли на раскаленном железе и все время поджимали лапы. В перерывах приходилось просить гвардейцев окружать животных и создавать тень. Сцены на корабле вообще оказались самыми сложными: на палубе была вода, грохот – для собак это ужасный стресс! Да еще и по ступенькам надо было ходить – а они, как и все большие животные, не умеют этого делать. Одного волкодава гвардейцу даже пришлось носить на руках вверх-вниз по лестнице».
Не тронет, не бойтесь!
Ирина уверяет, что работать с ирландскими волкодавами очень удобно: они послушные и безопасные. Василий Степанов, сыгравший в фильме главную роль, с ней согласен: «Собаки были очень спокойные и дисциплинированные. У меня была с ними одни сцена после взрыва башни, когда мой герой взялся отвлечь гвардейцев, пока раненные Доктор и Генерал уходят. Максим убегает, и за ним спускают собак гвардейцев. Он прячется за камнями, но одной собаке удается его выследить – и, поскольку Максим обладает телепатическими возможностями, он эту собаку успокаивает, и она уходит».
В жизни Вася больше любит кошек, а не собак. «Собаки – очень странные создания, я их не до конца понимаю. Они преданные, я знаю, и, в принципе, тоже их люблю – но им нудны внимание и тщательный уход. Кошки в этом смысле более практичные создания, ходят себе по квартире, и ладно. Мне у кошек энергетика нравится. Я их с детства любил – кошки жили у бабушки в деревне, и я к ним очень сильно проникся. Я кошку мог затискать просто от любви! Сейчас у меня дома живет сиамская кошка – очень своенравная: захотела – пришла, захотела – ушла. Бывает, погладишь – укусит, а может и не укусить. Чего от нее ждать – неизвестно, у нее какой-то своеобразный характер. Но маму очень любит. Похож ли я на нее? Я бы сказал – это она на меня похожа».
Юля Снигирь, сыгравшая Раду Гаал, тоже столкнулась с волкодавами на площадке. «Снималась довольно сложная сцена, когда мою героиню ведут в тюрьму. Тюрьма находилась на воде, там была плотина, к которой подвели платформу, они все время разъезжались, и я ужасно боялась, что сейчас дадут команду «Мотор!», я сделаю шаг – и сяду на шпагат или окажусь в воде! Плюс еще собаки, которые стояли узким коридором, на них были страшные маски, они на меня лаяли – было по-настоящему жутко! Умом-то я понимала, что это специальные собаки-артисты, рядом стоят дрессировщики – но когда на тебя лают огромные звери с клыками, все равно страшно. У меня с собаками вообще проблема, я их побаиваюсь, прямо такой холодок по спине. Особенно если на меня несется собака, и хозяин говорит: «Да она не тронет, не бойтесь!» - я не могу, я боюсь панически!»
Космический герой
Из главных актеров единственный, кто не работал с собаками на площадке, - это Петя Федоров, сыгравший гвардейца Гая Гаала. Именно Петю мы и пригласили в гости к Юлии Гладиновой пообщаться с сыгравшими в фильме волкодавами.
У меня в детстве не было домашних животных – жизнь была кочевая, грех заводить питомца в таких условиях. Но я очень хотел собаку, как и все мальчишки. Неважно, какую – главное, чтобы это была собака, которая дружила бы со мной, а я с ней, мы бы заботились друг о друге. Сейчас у меня тоже кочевая жизнь, поэтому я все еще без собаки. Но уверен – она у меня когда-нибудь появится, и обязательно большая. Я сейчас под впечатлением от ирландских волкодавов, я ими просто очарован! Невооруженным взглядом видно, что они очень добрые. Когда с ними рядом находишься – ощущение такое будто входишь в контакт с инопланетянами, а они тебя еще и слушаются. Удивительно – абсолютное единение человека и животного, как в сказке. Но для такой собаки сначала надо большой дом построить, потому что в моей нынешней квартире никакие собаки не поместятся.
Я кошек тоже люблю, но собак все-таки больше. Хочется, чтобы было существо, которое бы принадлежало тебе – не в плане собственничества, а в смысле какого-то единения. Мне вообще всегда животные были интересны. У моей мамы есть кот – простой рыжий кот Тоша и, когда мы вместе жили, мне большое удовольствие доставляло сидеть, смотреть на кота и пытаться понять, что же у него в голове.
Я постоянно куда-то переезжаю, с самого детства. Каждые 3-4 года у меня начинается какой-то зуд и длится месяца четыре – такое страшное желание куда-то переехать, что даже депрессия наступает. Раньше я не понимал, что со мной происходит, а в последний раз задумался и просчитал, что моя семья больше 3-4 лет на одном месте не задерживалась. Так что все идет из детства. К тому же, профессия у меня такая – и я ей очень благодарен, прежде всего, за возможность путешествовать. Нигде двери перед тобой не откроются так легко, как в кино, ты можешь побывать в таких местах, куда иначе ни за что бы не попал: начиная от космических кораблей и заканчивая подвалами Москвы. Круто! Сейчас у меня снова появилось острое желание уехать куда-нибудь в экспедицию поработать. Только не в Крым – там уже какой-то переизбыток демографической массы. Я раньше каждый год ездил туда, но после почти годовой экспедиции «Обитаемого острова» больше не хочу.
Я сначала не понял, за что меня утвердили на роль Гая. Я был очень удосочный молодой человек с инфернальным выражением лица – о каких космических героях могла идти речь? Большое спасибо Федору Сергеевичу Бондарчуку, что разглядел во мне это. Потом нас с Васей познакомили на тренировках в фитнес-центре – и, я когда его увидел… Он был больше меня на два размера, для фильма худел специально. В общем, я понял, что за эти два-три месяца до съемок надо кардинально себя менять. Пришлось от много отказаться – только тренировки и сон, никаких тусовок и соблазнов. За это время я набрал больше 20 кг мышечной массы: приходилось есть 6-8 раз в день. Думаешь только об этом, все твое существо сводится к еде. Форму держать надо было год – но это уже вопрос мотивации. А потом я очень быстро похудел. Мне сложно в такой физической форме оставаться – у меня очень хороший обмен веществ.
Подводное плавание, бой на движущихся объектах, прыжки с лонжами – благодаря фильму мы приобрели очень много навыков. Мне тут меньше повезло, чем Васе – у меня было меньше боев и драк. Но опыт, конечно, невероятный, это можно назвать своего рода армией. Еще важно было то, что на съемках я мог работать над ролью. Обычно в кино у нас все происходит очень быстро: тебя подстригли, одели, дали текст – и ты уже входишь в кадр, и вся твоя роль – причесочка, рубашечка и этот листочек. На «Обитаемом Острове» у меня было время подумать над своим персонажем. Я даже втайне радовался, когда какие-то съемки сдвигались…
Моя программа максимум – чтобы после каждого проекта ко мне менялось отношение, показывать, что могу больше, чем от меня ждали. Кого хотел бы сыграть? Не Гамлета, точно. Уж лучше Офелию. Очень хотелось бы сыграть Спауна. Я бы еще раз в фантастике снялся с удовольствием, мне понравилось, я фантастику оченб люблю – и дай бог, чтобы ее у нас продолжали снимать. Мы и так пропустили очень много этапов развития кино – никогда не снимали трэш, например. У нас только медийные личности хоть как-то толкают прогресс – тот же Бекмамбетов: пока не вышли «Дозоры», у людей никакая фантазия не работала на тему мистики – ни у продюсеров, ни у режиссеров. У нас же что? Только социалочка и война, и то такая, что лучше б ее не было. Слава богу – сняли «Дозоры», стали дальше как-то двигаться. Теперь сняли фантастику – давайте еще что-то придумывать, развиваться . не всем зрителям нравится «Обитаемый остров», многие просто не любят Бондарчука. Но те, кто истово относятся к кино и превозносят свою любовь к нему, в первую очередь должны понимать, что тот же «Отсров» - неотъемлемая часть важного процесса.
Я не жалею, что по контракту нам нельзя было сниматься до выхода «Обитаемого острова». То, что я исчез, мне было даже на руку. Я ни с кем не общался, оставался сам в себе. Это было очень полезно: я оторвался от потока журналистов, которые воспринимали меня как часть сериала «Клуб» - подействовало очень отрезвляюще. Я, вообще, много хорошего успел сделать именно благодаря тому, что мне нельзя было сниматься – во-первых, не снялся в колоссальном количестве плохих фильмов, во-вторых, сделал свой фильм, «Россия-88», о неофашизме в нашей стране. Сейчас на моих плечах лежит груз ответственности за его раскрутку, я не только актер, но и продюсер. Сам делаю фильм в фильме, так что все мое свободное время уходит на монтаж. Периодически снимаю какой-то трэш – может, выложу что-нибудь в Интернете в ближайшее время. Сейчас думаю, что бы еще такого снять, короткометражку какую-нибудь – может, про собак как раз. Было бы круто!
досье
Петр Федоров родился 21 апреля 1982 года в Москве. Происходит из старой актерской династии, самым известным представителем которой является его двоюродный дед Александр Викторович Збруев (ну вот, опять двадцать пять... – прим. от E.). Детство провел на Алтае, в 8 классе вернулся в Москву. Окончил высшее театральное училище имени Б.В. Щукина. Работал в театре имени К.С. Станиславского. Снялся в 15 картинах, самые известные на сегодня – сериалы «Клуб», «Взять Тарантину» и фильм «Обитаемый остров». Продюсер и актер фильма Павла Бардина «Россия-88» - драмы и неофашизме в России.
P.S. Сканы взяты в блоге "Обитаемого острова", увеличиваются по клику.