[413x308]
КАК ЕГЭ «УБИВАЕТ» УЧИТЕЛЕЙ
Я просто шла по улице, наслаждаясь весной. На чистом бездонном голубом небе ярко светило солнце, заставляя приятно щуриться. Казалось, что именно это небо видел князь Андрей на Аустерлицком поле…А потом я увидела Александру Федоровну, и, как когда-то в школе, ее вид снова заставил вернуться в реальность.
Александра Федоровна Ильина – это моя учительница математики в старших классах. Учитель с большой буквы; учитель от бога, которая всю свою жизнь посвятила математике и школе. Она частенько нам повторяла, что учитель не имеет права болеть, потому что ученики не могут остаться без урока. И она не болела. Точнее, конечно, болела, но всегда приходила в класс. Мы привыкли к ее собранности и увлеченности, хотя временами платили отнюдь не тем же. Наверное, мы с одноклассниками тогда еще так до конца еще и не понимали, КТО достался нам в наставники и КАК нам повезло, пусть об этом нам постоянно говорили выпускники прошлых лет, регулярно приходившие навестить Александру Федоровну. А ведь несколько лет назад среди студентов московских вузов провели опрос, кого они считают лучшим школьным педагогом. Так вот победила наша Александра Федоровна, скромная учительница из Липецка. Это она каждую весну буквально переворачивает мир для своих одиннадцатиклассников, когда за несколько недель до последнего звонка они узнают, что все-таки есть такое число, квадрат которого равен «-1», хотя на протяжении всех предыдущих школьных лет они слышали обратное. Это ее выпускники сами поступают в лучшие университеты России. И не только России. Это по ее теоретическим тетрадям, которые она призывает вести всех своих учеников, сдаются зачеты и экзамены. Это она на последнем звонке желала нам не успехов на экзаменах, а чтобы наши мамы как можно дольше оставались с нами.
Математика – это жизнь и смысл жизни Александры Федоровны. Больше всего она радовалась, когда кто-нибудь из учеников умудрялся решить задачу более элегантным или просто абсолютно иным способ, чем она. И с трудом переносила наше разгильдяйское отношение к предмету. Моя учительница жила математикой. Но ЕГЭ «убило» математику. ЕГЭ «убило» нашу Александру Федоровну.
Последние несколько лет она каждый год собиралась уходить из школы. И каждый раз ее уговаривали довести еще один класс до выпуска, а потом давали еще один… Но в этом году не уговорили. «Да вот два месяца осталось, всего два месяца… - сказала мне она, тяжело вздохнув. – Ох, Лена, знала бы ты с каким трудом я каждый раз заставляю себя войти в класс. Я вас ругала, но вы вед хоть что-то решали. А этим даже решение с доски списать лениво. Дети больше не интересуются математикой…»
Да, дети больше не интересуются математикой. Но не их вина в этом. С введением ЕГЭ из царицы наук ушла ее главная прелесть. Ведь не корни же как таковые важны – важен процесс решения, в ходе которого, как в споре, находится истина. Но теперь важен лишь ответ. И пусть само решение было неверно, а ответ совпал случайно, или вовсе был списан у соседа, или получен по смс. Компьютеру решение не нужно. Компьютер проверяет только ответы… Так зачем же часами сидеть над задачами? Зачем пытаться искать другие пути решения?
Говорят, ЕГЭ убивает российское образование. Об этом спорят министры, академики, родители. Спорят в высоких кабинетах и на обыкновенных кухнях. Но никто не видит пока жертв по ту сторону образования – учительских жертв… Никто пока еще не спорит, что ЕГЭ «убивает» и учителей. Тех самых, настоящих, о которых так мечтают и школьники, и их родители. Тех учителей, которые готовы часами оставаться в классах после уроков, если это нужно их ученикам… и не за деньги, а за глаза, полные увлеченности. Но у учеников по несколько репетиторов, потому-то их глаза чаще всего просто невыспавшиеся.
Нынешние одиннадцатиклассники Александры Федоровны через два месяца сдадут ЕГЭ и получат свои баллы, порадуются или огорчатся им. Вместе с ними порадуется, что все осталось позади и Александра Федоровна. Но ее ученики не узнают, что про себя она с грустной радостью отметит, что все… Ее глаза больше не заблестят. Она больше не понесется в школу. И не будет ежегодных открытий производных и логарифмов. И от этого очень грустно.