• Авторизация


Ницше 13-03-2008 17:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


НИЦШЕ, ФРИДРИХ (Nietzsche, Friedrich) (1844–1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу Мир как воля и представление немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

 

В 1869 Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Р.Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

 

В 1872 Ницше опубликовал свою первую книгу Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik). Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку выяснить, что такое греческая трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р.Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как «благородная простота», «холодное величие», или «безмятежность» (выражения, характерные для 18 и 19 вв.), указывают лишь на одну грань греческой культуры, «аполлоновскую», не учитывая «дионисийский» элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.

 

Вслед за первой работой вышли четыре Несвоевременных размышления (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1873–1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление О пользе и вреде истории для жизни оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 в. развиваемой в нем концепцией «монументальной истории», попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

 

В третьем размышлении, Шопенгауэр как учитель, Ницше утверждает, что обнаружить «подлинного себя», вовсе не «спрятанного глубоко внутри, но существующего безмерно выше», можно, если задаться вопросом: «Что ты действительно любил до сих пор?» В «монументалистской» манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается «строить самого себя».

 

Четвертое размышление посвящено Вагнеру. Оно принесло Ницше массу неприятностей, его отношения с композитором становились все более напряженными. Для Вагнера Ницше был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его не интересовал собственный философский поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.

 

В 1878 Ницше послал Вагнеру свою новую книгу Человеческое, слишком человеческое (Menschliches, Allzumenschliches) – собрание психологических наблюдений по образцу великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера Парсифаль.

 

В 1879 Ницше оставил университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 опубликовал два дополнения к Человеческому, слишком человеческому, в последующие два года Утреннюю зарю (Morgenzöte), где обсуждал вопросы морали, и Веселую науку (Die fröhliche Wissenschaft). Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

 

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1883–1892). Стиль ее – то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает против своих почитателей, которые ему ненавистны. Первые две части книги были опубликованы отдельно в 1883, третья в 1884. Их практически никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

 

В этой книге Ницше впервые выдвинул теорию сверхчеловека (Übermensch) и воли к власти, однако он понимал, что его идеи требуют пояснений и защиты от непонимания. С этой целью он опубликовал работы По ту сторону добра и зла (Jenseits von Gut und Böse, 1886) и К генеалогии морали (Zur Genealogie der Moral, 1887).

 

В 1888 Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу Случай Вагнера (Der Fall Wagner, 1888); стостраничное резюме своей философии Сумерки кумиров (Die Götzen-Dämmerung, 1889); страстную полемическую работу Антихристианин (Der Antichrist, 1895); а также Ecce Homo (1908) – остроумную попытку самооценки с такими главами, как Почему я так мудр и Почему я пишу такие прекрасные книги. Наконец, в 1895 вышла работа Ницше против Вагнера (Nietzsche contra Wagner), представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.

 

В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900.

 

Значение Ницше. Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 в. находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Он отмечал, что «школьные ослы» неправильно истолковали понятие сверхчеловека, как будто это – наименование некоего вида, который может появиться на следующей ступени эволюции. В действительности же Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. В Антихристианине Ницше предположил, что «выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека». В конце книги Сумерки кумиров в качестве примера выведен Гёте. Все, кем восхищался Ницше, были людьми исключительного интеллекта и творческой силы, это были страстные натуры, которые смогли свою страстность поставить на службу творчеству. Другим таким примером для Ницше был Леонардо да Винчи. Кстати, вопреки расхожему недоразумению, знаменитый тиран Чезаре Борджа вовсе не был одним из ницшевских кумиров. Ницше просто полагал, что «даже» Борджа предпочтительнее Парсифаля, достойного лишь презрения.

 

Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов. Ницше осмеивал и силу молодой Германской империи. Именно он первым употребил слово «возвышение» (Sublimation) в современном смысле «сублимации».

 

Существует много кодексов морали; приверженцы того или иного полагают, что только их кодекс действительно морален. Ницше считает самым важным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных. Он называет их моралью господ и моралью рабов. Ницше не утверждал, что одни люди господа, а другие – рабы; он считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Однако Древняя Греция и Древний Рим представляют в основном мораль господ; в христианском же мире господствует мораль рабов. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором Ницше усматривает ключ к рабской морали – ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Вот где недостаток искренности и мужества выставляется как кротость и смирение, а за словами о милосердии прячется надежда на адские муки заклятых врагов. Ницше вовсе не приветствует грубую силу и жестокость, как полагают те, кто мало его знает, будь то хулители или хвалители, он скорее выступает за свободу духа, за то великодушие, которое воистину выше озлобления и обиды; за высший интеллект в физически развитом теле; за безграничное принятие этого мира, при котором даже возможность вечного возвращения одних и тех же событий через огромные промежутки времени – мысль не устрашающая, а несущая высшую радость.

 

Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 18441900) — немецкий философ, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Её интерпретация довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

 

Биография

 

Ницше родился 15 октября 1844 г. в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.

 

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

 

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.

 

Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью (ядерная «мозаичная» шизофрения). Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г. в психиатрической лечебнице в Веймаре.

 

Философия

 

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

 

Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. Антихрист). Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»[источник?], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться свой цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком», «белокурой бестией».

 

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

 

Мифология

 

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:

 

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (Will — в германских языках означает желание, а также глагол будущего времени) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощенном смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты самовыживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницще в жизнь, в ее возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!

     

  • Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей, прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. . Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов, он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).

     

Основные произведения

 

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871)

     

  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1877—1878)

     

  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1880—1881)

     

  • «Веселая наука» (La Gaya Scienza) (1881—1882)

     

  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra — Ein Buch für Alle und Keinen) (1883—1885)

     

  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1885—1886)

     

  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887)

     

  • «Казус Вагнер» (1888)

     

  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert), иногда переводится как «Сумерки богов» (1888)

     

  • «Антихрист. Проклятие христианству» (1888)

     

  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888)

     

  • «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte) (1886—1888

     

 

 

 

 

 

 

1844 Фридрих Вильгельм Ницше, первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (род. в 1813, в семье священника) и Франциски Ницше, урождённой Элер (род. в 1826, в семье священника), родился 15 октября в местечке Рёккен у Лютцена, Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

 

1846 10 июля. Рождение сестры Элизабет (умерла 8 ноября 1935).

 

1849, 1850 27 февраля. Рождение брата Людвига Иозефа . 30 июля. Смерть отца после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года умирает маленький брат от нервного припадка. Трагизм пережитых дней надолго остается в сознании Ницше. Переезд семьи в Наумбург. Поступление в городскую школу для мальчиков.

 

1851 Переход в подготовительную школу при кафедральной гимназии.

 

1854-58 Учеба в Наумбургской гимназии. Первые пробы стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет историю своего детства.

 

1858–62 6 октября 1858 года поступает в знаменитую школу Пфорта (под Наумбургом). Первые пробы писательства: маленькое сочинение “О музыке”, стихи. Ницше начинает вести личный дневник. Знакомство и дружба с Паулем Дёйсееном. 1860 г. Основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и Г. Кругом музыкально-литературный союз “Германия” (просуществовавший всего три года). Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний.

 

В 1861 году через Г. Круга происходит его первое знакомство с вагнеровской музыкой. Проходит (вместе с П. Дёйссеном) конфирмацию. Дружба с Карлом фон Герсдорфом.

 

С 1862 года Ницше начинает мучиться регулярными головными болями, не мешающие, однако, усиленным занятиям в школе и в свободное время. В апреле стихотворение “Эрманарих” и три статьи: “Фатум и история”, “Свобода воли и фатум”, “О христианстве”. Его восторгает опыт его творчества.

 

1862-65 В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет (вместе с П. Дёйссеном). Изучение теологии и филологии. 1864 год – вступление в студенческую корпорацию “Франкония” и в городское певческое общество. Многочисленные музыкальные композиции. Непонимание и разрыв с университетскими друзьями. “Бегство” из Бонна.

 

1865 Летом острое ревматическое заболевание. Осенью переезжает продолжать обучение филологии в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю) В декабре по инициативе Ричля участвует в организации филологического кружка. Первое и сопровождающееся внутренними потрясениями чтение Шопенгауэра, которого он даже называет отцом. Изучение искусства и философских систем гениального античного мира.

 

1866 “Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская музыка, наконец, одинокие прогулки”. Знакомство с Эрвином Роде. Превосходные дипломные работы выделяют Ницше среди других студентов в лице профессора Ричля, который увлекает его к научной деятельности.

 

1867 Выход в свет в 22-м номере “Рейнского научного журнала” статьи Ницше “К истории феогнидовского гномологиума”. 9 октября призывается на военную службу в конное подразделение полка полевой артиллерии в Наумбурге.

 

1868 В 23-м номере “Рейнского научного журнала” публикуются первые две статьи из работы Ницше о Диогене Лаэртском. В марте освобождается от воинской службы из-за сильной травмы, полученной при неудачном прыжке на коня. 8 ноября вечером в Лейпциге в доме ориенталиста Г. Брокгауза, женатого на сестре Вагнера, первая встреча с Рихардом Вагнером. “Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймёшь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки” (Эрвину Роде, 9 ноября). Вагнер просит Ницше посещать его для взаимных занятий музыкой и философией.

 

1869 Третья и четвёртая статьи о Диогене Лаэртском в 24-м номере “Рейнского научного журнала”.13 февраля решением базельской университетской комиссии на основании рекомендации Ричля 24-летний Ницше утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах Педагогиума: без предварительной защиты кандидатской и докторской диссертаций. 23 марта Лейпцигский университет без зашиты и на основании статей, опубликованных в “Рейнском научном журнале”, присуждает профессору Ницше докторскую степень. 17 апреля освобождается от прусского подданства: отныне и впредь лишён всякого гражданства. С 19 апреля начало преподавательской деятельности.

 

17 мая — первое (из 23-х) посещение Вагнера и его будущей жены Козимы фон Бюлов в Трибшене у Люцерна. 28 мая вступительная университетская речь: “О личности Гомера” (опубликована под заглавием “Гомер и классическая филология”). Знакомство с Якобом Буркхардтом. 5 и 6 июня снова встреча с Вагнером в Трибшене: “Я очень многому учусь в его присутствии: это мой практический курс шопенгауэровской философии”. Частые встречи с Вагнером перерастают в дружбу. Ницше считает возможным посвятить себя служению величайшему музыканту и мыслителю.

 

 

 

 

 

1870 18 января читает доклад “Греческая музыкальная драма” в Базельской библиотеке. 1 февраля там же второй доклад: “Сократ и трагедия”. Новые посещения Трибшена. В “Рейнском научном журнале” публикуется статья Ницше “Флорентийский трактат о Гомере и Гесиоде”. 9 апреля назначается на должность ординарного профессора. Темы летнего и зимнего семестров: Софокл, “Царь Эдип”; Гесиод, “Труды и дни”; Метрика; Цицерон, “Academica”. Знакомство и дружба с Францем Овербеком, профессором теологии.

 

15 июля — франко-прусская война. Ницше подаёт заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт, “в качестве солдата или санитара”; нейтральная Швейцария разрешает ему только второе. Тяжелейшие потрясения от фронтовых впечатлений. Он почувствовал себя слитым воедино со своим народом, переживая недолгое увлечение патриотизмом. 7 сентября, сопровождая транспорт раненых в Карлсруэ, заражается дизентерией и дифтеритом; неделя кризиса в Эрлангенском госпитале между жизнью и смертью (безнадёжность состояния такова, что вызывают священника). Война сильно подорвала духовное и физическое здоровье Ницше: к нему уже никогда не возвращались ни спокойный сон, ни уравновешенное самочувствие. К концу октября, не оправившись полностью от болезни, Ницше возвращается в Базель и приступает к лекциям. Статья “Дионисическое мировоззрение”, подаренная ко дню рождения Козиме Вагнер (разведшейся с Гансом фон Бюловом и обвенчавшейся с Вагнером).

 

1871 Ухудшение здоровья (желудочные боли, бессонница), связанное с непомерной преподавательской нагрузкой. С 15 февраля в связи с обострением болезни просит о временном отпуске для лечения. Поездка с сестрою в Лугано, работа над “Рождением трагедии”. С первых чисел апреля снова в Базеле.

 

24 мая — поджог Тюильри в Париже коммунарами; слухи о подожжённом Лувре. “Я знаю, что это значит: борьба против культуры. Когда я услышал о парижском пожаре, я был на несколько дней полностью раздавлен и затоплен слезами и сомнениями: всё научное и философско-художественное существование показалось мне нелепостью, если оказалось возможным истребить за один-единственный день великолепнейшие творения искусства, даже целые периоды искусства…”

 

В июне выход в свет маленькой брошюры “Сократ и греческая трагедия” (на правах рукописи), окончательная подготовка текста “Рождения трагедии”, которая выходит в последний день 1871 года. Музыкальная композиция “Отзвук новогодней ночи”, посланная 25 декабря Козиме Вагнер в подарок ко дню рождения.

 

1872 Выход в свет “Рождения трагедии”. Восторженные отзывы из Трибшена от Вагнера. Напряжённое молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в крайнее уныние. С января до марта пять лекций на тему “О будущности наших образовательных учреждений”. По возвращении из Трибшена 21 января узнаёт, что студенты собираются устроить в его честь факельное шествие; отговаривает их от этого намерения. Совместные планы с Вагнером в связи с предстоящим открытием Байрейта. 29 февраля восторженное письмо от Листа по поводу “Рождения трагедии”. Музыкальная увертюра “Медитация Манфред” также не встречает положительных отзывов. Первая анонимная рецензия на “Рождение трагедии” в журнале “Rivista Europea” (Флоренция).

 

Трогательное прощание с Трибшеном. 22 мая Байрейтская церемония, закладка краеугольного камня байрейтского театра, оставившая неизгладимый след в душе Ницше, бывшем в числе немногих “посвящённых” (вместе с Роде). Знакомство с Мальвидой фон Мейзенбуг, ближайшим другом семьи Вагнеров.

 

Почти все ученики покидают Ницше после резкого неприятия филологическими кругами “Рождения трагедии”.

 

1873 Резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. Отчуждение от филологии. 6 марта — фортепианная композиция “Monodie a deux” (Монодия вдвоём), написанная как свадебный подарок Габриэлю Моно и Ольге Герцен (приёмной дочери А. Герцена), с которыми Ницше сдружился через М. Фон Мейзенбуг. На Пасху вместе с Роде поездка в Байрейт, где Ницше читает по вечерам в узком семейном кругу Вагнеров рукопись своего незаконченного сочинения “Философия в трагическую эпоху греков”. С середины апреля — начало работы над первым из “Несвоевременных размышлений”. 24 апреля — новая музыкальная композиция “Гимн к дружбе”. Темы летнего семестра и семинара: Досократики; Греческие элегические поэты (зимний семестр — Жизнь и произведения Платона); в числе слушателей летнего семестра Пауль Рэ.

 

Резкое ухудшение зрения, вплоть до невозможности самому писать. К. фон Герсдорф, преданнейший друг Ницше, записывает под его диктовку первое “Несвоевременное” и статью “Об истине и лжи во внеморальном смысле”, а также ведёт его переписку с Козимой Вагнер и М. фон Мейзенбуг. Совместное чтение: в числе прочих книг “Отцы и дети” Тургенева.

 

8 августа — выход в свет первого “Несвоевременного” - “Давид Штраус в роли исповедника и писателя”, оживлённая полемика вокруг него (9 рецензий).

 

1874 В феврале выход в свет второго “Несвоевременного” - “О пользе и вреде истории для жизни”.

 

Темы семинаров: Античная риторика; Эсхил, “Хоэфоры”; Сафо, История греческой литературы; Риторика Аристотеля; Софокл, “Царь Эдип”. В начале октября выход в свет третьего “Несвоевременного” - “Шопенгауэр как воспитатель”. Напряжение в отношениях с Вагнером – начало разрыва их отношений. На Рождество поездка к матери и сестре в Наумбург.

 

1875 В феврале глубочайшее потрясение от решения Ромундта (университетского коллеги и друга) стать католическим священником.

 

Темы зимнего семестра: История греческой литературы (заключение); Антикварные предметы религиозного культа у греков. Знакомство с Петером Гастом, приехавшим в Базель из Лейпцига послушать лекции Ницше. Чтение “Психологических наблюдений” П. Рэ. К концу года резкое ухудшение здоровья.

 

1876 В начале года освобождение по болезни от преподавания в университете. Из письма к Э. Роде от 18 февраля: “Мои головные боли усиливаются от лекций, я не могу ни читать, ни писать”. 6 марта поездка с Герсдорфом на Женевское озеро. Знакомство с женевским дирижером Гуго фон Зенгером; слушает Берлиоза, посещает дом Вольтера в Фернее. 11 апреля делает предложение Матильде Трампедах (впоследствии третьей жене Г. фон Зенгера), с которой был знаком всего несколько часов. В середине апреля возвращается в Базель. Приглашение от М. Фон Мейзенбуг провести с ней и Альбертом Бреннером (студент и друг Ницше) отпуск на Адриатическом море; базельская учебная коллегия предоставляет Ницше годовой отпуск с октября 1876 по октябрь 1877 г. Темы летнего семестра: Доплатоновские философы; О жизни и учении Платона (по семинару: Гесиод). В начале июля выход в свет четвёртого “Несвоевременного” - “Рихард Вагнер в Байрейте”. 23 июля Ницше в Байрейте. Резкое ухудшение здоровья, вызванное нарастающим неизбежным разрывом с Вагнером, собиравшимся объявить себя христианином выходом своего “Парсифаля”.

 

В конце октября отъезд в Сорренто (Италия). Встреча с Рихардом и Козимой Вагнер, отдыхающими в Сорренто. 6 ноября известие о смерти Ричля. Ницше глубоко потрясён.

 

 

 

 

 

1877 Жизнь вчетвером (с М. фон Мейзенбуг, П. Рэ и А. Бреннером) в Сорренто на вилле Рубиначчи. Совместные чтения, в числе книг: Вольтер, Дидро, Буркхардт, Ранке, Фукидид, Геродот, Лопе де Вега, Кальдерон, Сервантес, Морето, Мишле, Доде, Руффини, Тургенев, Ш. де Ремюза, Ренан, Новый Завет, Герцен, Майнлендер, Шпир. Работа над “Человеческим, слишком человеческим”. Снова резкое ухудшение состояния. Различные планы женитьбы под уговорами врачей и родных. С середины мая до сентября лечение на швейцарских курортах (Рагаз, Розенлаумбад, Люцерн). Знакомство и дружба с Отто Эйзером, врачом и вагнерианцем.

 

В первых числах сентября Ницше возвращается в Базель и с октября возобновляет лекции. Тема зимнего семестра: Религиозные антикварные предметы греков (по семинару: Эсхил, “Хоэфоры”). Просьба о продлении отпуска в университете удовлетворяется до Пасхи 1878 г. Дальнейшее сближение с П. Рэ.

 

1878 В конце апреля выход в свет “Человеческого, слишком человеческого”. У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере “Байрейтских листков” статья Вагнера “Публика и популярность”, содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

 

1879 С начала года почти каждодневные приступы болезни, сопровождающиеся непрерывной рвотой. В середине марта выход в свет “Смешанных мнений и изречений”. Кратковременное и безуспешное лечение в Женеве. “Человеческое, слишком человеческое” постигает почти всеобщее неприятие. 2 мая обращается с просьбой об отставке с профессорской должности в Базельском университете по состоянию здоровья. Просьба удовлетворена 14 июня с назначением ежегодной пенсии в 3000 франков. Прощание с Базелем и начало скитальческой жизни. В конце июня первое посещение Верхнего Энгадина (Сильс-Мария). С 20 сентября и до конца года в Наумбурге. Работа над “Странником и его тенью”. Круг чтения: Лермонтов, Маколей, Мёзер, Песталоцци, Гоголь, Брет Гарт, Марк Твен, Эдгар По.

 

В декабре выход в свет “Странника и его тени”. Резкое ухудшение здоровья, это был тяжелейший для него год, в таком же возрасте умер его отец. Ницше уже готовился к смерти. К концу октября распространяются слухи о его смерти. “На мне лежит тяжкое-тяжкое бремя. За истекший год у меня было 118 тяжёлых приступов”,- пишет он сестре 29 декабря. Тем не менее Ницше остался жить.

 

1880 10 февраля Ницше выезжает из Наумбурга в Рива дель Гарда, где встречается с П. Гастом. В середине марта отправляется с Гастом в Венецию, которая сразу очаровала его. Круг чтения: “Бабье лето” А. Штифтера, Г. Спенсер, Д. Ст. Милль; богословские книги, в числе которых — “Христианство” Ф. Овербека, “Антропология Павла” Г. Людемана и “Христианство Юстина Мученика” М. фон Энгельгардта. Музыка – больше других – Шопен. В начале июл вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ницше | Ветреная_девочка - Девичьи размышления о жизни и не только... | Лента друзей Ветреная_девочка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»