[900x595]
автор – Петр Ловыгин/ фотосценарист, фотохудожник, писатель. Автор книг «Бабье лето», «Сostarica-soul», «Planet Lovigin». Неоднократный участник московской «Фотобиеннале» и фестиваля «Мода и стиль в фотографии». В Европе с 2009 года представлен немецкой галереей CLAIR.
petrlovigin.com
Каждый день я получаю вопросы о том, как я добиваюсь эффекта состаривания своих работ, просят рассказать об этом подробнее или наоборот присылают мне поделки на основе моего творчества, которые правда больше напоминают подделки.
Я делюсь своими секретами не для того, чтобы их копировали. Я честно скажу: мне совершенно не нужны мои клоны. Всё нижеописанное - это наверное больше толчок к поиску новых форм самовыражения, может даже и не связанных с фотографией напрямую. У меня нет, например, ни фотографического образования ни дизайнерского - чутье "чем дополнить изображение" я нажил самостоятельно.
Конечно, у такой яркой обработки всегда есть обратная сторона. Она скрывает саму фотографию. Когда при встрече со мной люди говорят: «Мне так нравится ваш стиль обработки!», мне хочется взять любую свою фотографию и потрясти ее в воздухе – чтоб вся шелуха спала с нее, и стало понятно, что без этой обработки «под-старину» она ничуть не хуже.
Никакие фильтры и дополнительные слои не дадут жизни фотографии, есть ли в нее не заложена идея, композиция, свет, юмор, собственные переживания, если она не пропущена автором через себя.
И тем не менее должно быть что-то ,что отличает ее еще и сверх того что заложено в оригинале. Чтоб она узнавалась без подписи. Язык, уникальный авторский «почерк» – это одно из самых дорогих в искусстве
Во всех тех процессах, что будут описаны ниже, главное – не переусердствовать. Потому все мои фотографические картинки существуют всегда в двух вариантах:
- в простом (назову его вариантом-light) – в таком (минимально загруженном дизайном и обработкой) виде фотография существует для продажи. Для универсальности. В угоду потребителю, если хотите. Ибо случаи отторжения подобной манеры исполнения нередки, и это нормально.
- и «классическом» – уже со всеми этими ловыгинскими прибамбасами - то, что идет для публикаций в жж, где как бы заготавливаются основы для будущих книг
Ну вот с первого и начнем.
Ниже представлены примеры подобных работ. Взяв одну из них я расскажу как я пользуюсь своей "волшебной палочкой"
[900x905]
[900x483]
илл.1 Здесь представлен оригинал фотографии "Камбоджийские крестьяне проливают в поле пот, а мне хоть бы что!", снятый на мою любимую камеру (все и так знают о чем идет речь). Тип камеры, ее цветовые возможности, мне всегда казалось, имеют значение для подобной обработки снимков. Снято в условиях надвигающейся грозы.
[900x372]
илл.2 На оригинал изображения накладываются два слоя, нагло стыренных мною лет 6 назад с фотографии одного американского фотографа с помощью кадрирования (сейчас я и не вспомню его имени) и они - это единственное, что хранится мною в секрете. Именно эти два слоя добавляют теплоты, солнечности, всем моим фотографиям.
[900x483]
Илл.3 Вот тот эффект, который получает фотография за счет этих слоев. Из-за неравномерности распределения по этим слоям оттенков желтого она становится уже больше похожа на живописную картину. В каждом из этих слоев проставляется своя прозрачность и свои настройки смешивания. В данном случае выставлено Color Burn (31%) ...
[900x483]
илл.4 ... и Linear Burn (17%). Какого-то четкого рецепта здесь нет. Убавление или прибавление прозрачности, применение других настроек смешивания приведет к совершенно другому изображению. Как у хорошей кухарки на кухонном столе - соль она добавляет по собственному вкусу.
[900x483]
илл.5 Столь частое ощущение тумана на горизонте на моих фотографиях происходит от проложения между оригиналом фотографии и верхними слоями размытого (Gaussian Blur) белого прямоугольника (Rectangle Tool)
[900x483]
илл.6 Результат размытия
[900x483]
илл.7 После чего у слоя изменяется его прозрачность - вплоть до 10-12%
[900x483]
илл.8 Теперь что касается верхних наложений трещинок, царапинок, пылинок и так далее. За всю свою недолгую жизнь фотографии я собирал коллекцию сканов различных старых книг, красивых раздолбаных разворотов старинных фолиантов, сканируя их при большом разрешении (около 600dpi)
[900x483]
илл.9 В ход идут коллекции почтовых марок, детские книжки, обложки различных изданий, декоры и орнаменты - все то,что наполняет книжные ряды блошиных рынков... Всё это идет в дело.
[900x483]
илл.10 Ибо ни один лист современной бумаги не даст того эффекта, что есть у древних книг, при внимательном рассмотрении
[900x483]
илл.11 Растягиваю выбранный скан на всю площадь картинки
[900x483]
илл.12 и с помощью инструмента Magic Wand "тыкаю" в любую из областей изображения (чаще всего с преобладающим оттенком). Тем самым выделяются идентичные по цветовым характеристикам пикселы - они и удаляются.
[900x483]
илл.13 на фотографии и остается как раз такой некий "налет".Чем выше выставить Tolerance у Magic Wand тем соответсвенно меньше этих "ошметков" останется.
[900x483]
илл.14 Зачастую я использую несколько таких слоев, хотя визуально это не так заметно
[900x510]
илл.15 итого: ничего мудреного - при отлаженном механизме, когда в голове примерно представляешь "что хочешь получить", когда наизусть помнишь порядок действий - процесс, без всяких заложенных "экшенов", сводится к 4-5 взмахам "волшебной палочкой"
[900x483]
илл.16 На самом деле каждый тип бумаги дает свою текстуру, не похожую на остальных. Одна из моих любимых страниц, дающая этакие "прожилки".
[900x483]
илл.17 возьму другое изображение, предварительно "утеплив" его уже показанными ранее слоями
[900x483]
илл.18 в остальном процесс идентичен тому, что был освещен в предыдущем примере
[900x483]
илл.19 Magic Wand в действии
[900x483]
илл.20 Удаление выбранных пикселов
[900x483]
илл.21 Ослабление прозрачности у нового слоя со 100% до 29-30%. Готово.
Поскольку, как я уже сказал, этот вариант пригоден в основном для фотографий, идущих на продажу и имеющих минимум (по моим меркам) внешней обработки - то дальше я покажу свою обработку изображений, применяемую больше для публикаций в ЖЖ и для иллюстраций к своим книгам. Потому что в этих вариантах я стараюсь сделать фото и тот дизайн, что его окружает, максимально информативным. Если это трэвел-фото, то на ней могут появляться вставленные монтажом надписи на местном языке, марки государства, какие-то еще приемы... То есть то, что неуместно в чистой фотографии. Там, если это и необходимо, лучше сделать надпись вручную поверх уже напечатанной картинки - тем более что она все равно имеет свой ограниченный тираж.
На примере ниже как раз представлено различие между идентичными снимками, но обработанными для разных целей.
[900x959]
илл.22
[900x597]
илл.23 Оригинал изображения
[900x597]
илл.24 Начальные стадии точно такие же как в предыдущем примере, так что извиняйте, что по 3-му разу показываю одно и то же. Я еще и 4-ый покажу.
[900x597]
илл.25 Выделение пикселов Magic Wand. Также показано как правильно расставить галочки в Tolerance
[900x597]
илл.26 В предыдущем примере на этом этапе я бы остановился.
[900x597]
илл.27 Но поскольку дизайнерской целью в своей книге "Бабье лето" я хотел получить смешение индийской действительности и русского орнамента - то в оформлении использую скан страницы книги "Русский орнамент X-XVI веков"
[900x597]
илл.28 Выделяю фрагмент и вставляю его в свою фотографию. Далее работает Magic Wand.
[900x597]
илл.29
[900x597]
илл.30 В данном случае продублировал слой с орнаментом, сместив их друг относительно друга и один переведя в черный цвет. Так, авторское чутье и видение)))
[900x597]
илл.31 далее начинается работа с текстом. Он у меня всегда рукописный. Переводится в цифру с помощью сканирования и последующего отделения от белого фона. Если я в длительном путешествии - то обычно вместо сканера использую фотоаппарат, переснимая лист бумаги с текстом. Это может быть пояснение изображенного, авторская подпись, название фотографии, она может быть трудночитаема или нарочно перечеркнута, не входить полностью или частично закрывать картинку - но в любом случае вызовет у зрителя гораздо больше приятных эмоций, чем сухая пропечатанная строчка под ней.
[900x597]
илл.32
[900x597]
илл.33 Управление слоем в значении "темнее-светлее" с помощью Lightness
[900x597]
илл.34 Готовое изображение. Такой она бы попала в Живой Журнал.
Следующий этап - это встраивание изображения в книжный дизайн. Приведу несколько примеров из своей последней книги "Бабье лето":
[900x902]
илл.35 Здесь намонтировано одновременно огромное количество элементов, передающих атмосферу Индии, ее незримую связь с Россией. Через "второстепенный дизайн" поданы фотографии, которые не имеют художественной ценности и в любом другом случае не попали бы на эти страницы - но они нужны для визуального подтверждения каких-то фрагментов авторского текста.
Теперь подробнее:
[900x392]
илл.36 Рассмотрим монтаж только левой части разворота. Подложка и стык страниц делаются из того же материала, что представлен на илл.8
[900x772]
илл.37 ...а также с применением сканов старых календарей.Они проходят через всю книгу. Так вырабатывается подоснова книги и некая единая стилистика. Хронология, представленная в книге,кстати, совпадает по времени с этими датами.
[900x392]
илл.38
[900x649]
илл.39 Для состаривания боковых поверхностей фотографий, порванности уголков и прочего, я использую фотографии из альбомов моих бабушек и дедушек
[900x392]
илл.40 Отделенные от фона альбомов они подкладываются уже под мои фотографические картинки.
[900x392]
илл.41
[900x392]
илл.42 и с помощью ластика я прохожусь по краям своих фотографий, подгоняя их под границы нижележащего изображения
[900x600]
илл.43 Наложение иллюстраций и текстов. Как я уж говорил: всё, что делается для дизайна - делается ручками. Собственными и гелевыми.
[900x392]
илл.44
[900x392]
илл.45
[900x392]
илл.46
По тому же принципу, обработка ластиком краев вставляемого изображения, чтоб вписать его в подложенный бэкграунд, сделаны и другие мои крупные проекты.
[900x763]
илл.47 работы из серии "Jamaica", "Волк-изумрудное сердце", "Луи мой не возвращается ко мне"
Например, в серии "Волк-изумрудное сердце" я накладываю свои [уже утепленные выше описанными слоями] фотографии на тибетские мандалы, дополняя получившшеся изображение наложением трещин и царапин. Применение такого, общего для всех фотографий в серии, дизайна как бы приводит изображения к единому "знаменателя", даже внешне объединяя их в нечто целостное, не говоря уж о внутренней сути и задумке всего проекта.
[900x486]
илл.48 Обработанный исходник
[900x486]
илл.49 Подготовленное фоновое изображение, имитирующее некую книгу с тибетскими мандалами. Изображения мандал в каждом отдельном взятом файле отзеркаленные, а на целиковый проект из 28 работ пришлось отсканировать около 12-13 орнаментов.
[900x486]
илл.50 Слева - после обработки ластиком встраиваемого изображения, справа - до.
[900x486]
илл.51 и снова неоднократно сегодня упоминавшийся прием.
[900x511]
илл.52 Готовое изображение.
За сим всё, ребята! Урок волшебства закончился!)
© Petr Lovigin, «Lovigin-style: как он это делает». Материал подготовлен специально для сообщества
fujifilmru.