Это цитата сообщения
санька_струкова Оригинальное сообщение
Попса, как средство воздействия на людей. Или синдром попсы.
Для начала, нужно определиться, что такое попса и что под ней подразумевать. Вообще, попса – производное от слова «поп-культура». Но дело в том, что поп-культура и попса – это радикально разные понятия. Поп-культура подразумевает под собой всё, что популярно, но в то же время основано на качественных и не банальных текстах, и более-менее разнообразной музыке. В наше время начальный смысл попсы, как производного от «поп-культура», радикально искажён и, зачастую, означает низкопробные как музыку, тексты, так и, собственно, их исполнение.
Под попсой можно подразумевать некий способ релаксации, который проще и доступнее высокого искусства. Как представление, цирк. Развлекает, а ничего другого в себе не несёт. Я, конечно, соглашусь с тем, что для такого рода культуры совершенно не нужна глубина, осознанность и нет сильной необходимости вкладывать в неё роль какой-то воспитательной функции и тем, что попса имеет право на существование: ведь кроме духовной пищи людям необходимо некоторое количество «хлеба и зрелищ». Вся проблема в том, что этих «хлеба и зрелищ» колоссальное количество, и они, став стилем жизни немалого количества людей, просто навязываются всем.
Но: ведь достаточное количество людей выступает против попсы. Точнее, такого стиля жизни. Попса людям навязывается везде: будь то радио, телевидение и так далее. Казалось бы: не нравится – не слушай. Ан нет: при посещении, скажем, обувного магазина или поездке на маршрутке спасения нет никому. Деваться от этого навязывания просто некуда.
Татьяна СТАРОСТИНА,
доцент кафедры Истории русской музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения
Как профессионал-музыкант я не могу относиться к "попсе" хорошо. Если в прежние эпохи она могла содержать в себе проблески действительно большого таланта, то сейчас – это чисто коммерческие проекты. Люди могут абсолютно бездарны, но достаточно купить хорошее оборудование, нанять бригаду хороших звукорежиссеров – и получается продукт, за который слушатели готовы платить деньги.
В разные эпохи была своя "попса", то есть музыка, предназначенная для развлечения. Достаточно вспомнить легкую музыку XIX столетия, или огромный пласт устной инструментальной культуры позднего Средневековья, который нигде не фиксировался, но с большим успехом потреблялся публикой на площадях. За эту музыку платили и ею "кормилась" большая часть простого народа.
Однако у современной "попсы" есть ряд характерных особенностей. Во-первых, она очень агрессивна. И если раньше для того, чтобы стать потребителем подобной музыки, надо было самому идти на площадь, то сегодня эта площадь сама приходит в наши дома через электронные СМИ.
Во-вторых, по своему происхождению современная "попса" – это музыка кабака, ресторана. Зачем люди туда приходят? Чтобы отдохнуть. Поэтому в самой "попсе" ничего страшного нет. Страшно другое. В отличие от позднего Средневековья или даже XIX века "попса" сегодня – это чуть ли не единственный источник развлечений, культуры и даже духовной пищи человека. И в этом смысле "попсой" можно назвать не только музыку, но и вообще определенный слой современной культуры (литература, кино и т.д.), направленный на удовлетворение однодневных запросов человека.
Константин КИНЧЕВ,
поэт, композитор, певец
«Для меня "попса" означает способ зарабатывания денег на потакании низменным чувствам толпы, попытка сделать на этом карьеру. Фальшивые, скандальные ток-шоу построены на том, что народ хочет зрелищ и погоготать, когда один другого бьет по голове. Почему так востребованы мужчины, переодетые женщинами, и так далее? На них ходят смотреть, как на говорящую собачку, по Булгакову. Есть люди, которые на этом паразитируют, появился новый "идол" – рейтинг – в угоду которому выстраивается вся сетка вещания. Есть даже циничная формулировка "Пипл хавает – мы косим "капусту". Если ставить целью понравиться всем и ради этого идти на поводу у вкусов толпы – то и себя унизишь, и своего зрителя. Тут уже личный выбор каждого. Можно петь по ночным клубам и жить в таких квартирах, что просто мама не горюй. А можно зарабатывать меньше, но не изменять себе.
Для меня еще важно, какие ценности несет тот или иной исполнитель, пропагандирует ли он пошлость, однополые отношения, наркотики, насилие. Я понимаю, что цензура просто необходима, но кто я такой, чтобы кричать: "Немедленно запретите попсу!"? Я уважаю свободу выбора каждого. Я могу печалиться по этому поводу, но требовать запретить не возьмусь».
Цензура, как я считаю, должна быть. Хотя, она, в какой-то мере, уже есть: на определённом этапе развития этого «жанра», если это можно так назвать, отлаженная система стрижки капусты начала давать сбой. Появилась сеть интернет. Всё большему количеству любителей музыки стала приходить замечательная мысль: «зачем платить, когда можно скачать!?». Продюсеры, видя, что прибыль с продажи дисков начинает стремиться к нулю, призвали из глубин морских фирмы, занимающиеся защитой интеллектуальной(!) собственности. Началась война, которая с переменным успехом продолжается и по сей день.
Но даже если эти фирмы каким-то образом добьются запрета на скачивание замечательных произведений представителей отечественной попсы, столь плачевные показатели по продажам альбомов наподобие «Russian Pop» сильно к лучшему не изменятся. И причина здесь не столько в том, что Интернет дал возможность слушать хиты русской попсы бесплатно, сколько в том, что Интернет дал возможность людям узнать о том, что в мире существует огромное количество хорошей музыки помимо той, что играет по зомбоящику. Если раньше для получения всенародной популярности певцу было достаточно засветиться в телевизоре и на паре основных радиостанций, то сейчас появилась необходимость в производстве действительно качественного продукта.
Но этого, на самом деле, не достаточно.
Между попсой, навязываемым цирком, и жанрами, которые несут в себе человечный смысл, всегда будет война: попсу агитируют везде, а всё остальное, наделённое смыслом, остаётся в андеграунде. А всё потому, что сейчас за деньги изменяют себе. Деньги, как сказал В.Шумов, - «мерило и смысл всего и вся». Дал денег тем, кому нужно и сколько нужно – пожалуйста: тебя раскрутят, и путь к славе и сопливым поклонницам тебе открыт. Нет денег, но есть талант – извините, до свидания. И тут уже человек сам для себя решает остаться в андеграунде или вообще заниматься другой деятельностью. Сейчас, в телевизоре, радио и так далее, ты – или попса, или никто. Попса, как норма жизни, в полной своей красе представляется на распространённых и доступных телевизионных каналах,
Решение этой проблемы я вижу таковым: надо уравнять права и возможности на существование попсы и андеграунда: попсу подсократить, а андеграунду дать возможность на существование в массовых СМИ, а не только в подполье. Заниматься этим, как я думаю, следует Министерству культуры РФ. Но, насколько я знаю, за единое информационное пространство в виде телевидения отвечает вообще Министерство связи и, как ни странно, это оно должно сидеть сегодня за этим барьером и выслушивать всё по поводу ужасных фильмов, которые заказываются нашими телевизионными компаниями, коммерческих, отупляющих передач наподобие «Дома 2». Нужно вводить больше интеллектуальных (в разных сферах, не только музыкальной) программ в массы, чтобы не было этой массовой деградации (в интеллектуальном плане) людей, что очень отчётливо наблюдается сейчас.