Александр Мельник, режиссер фильма «Территория», в одном из своих интервью говорит: «Я делал фильм о будущем».
И в этом заключается некий парадокс – фильм снят о прошлом, но он даёт надежду на возрождение в будущем. На возрождение духа и смысла. Мы оборачиваемся назад, на опыт наших дедов и прадедов, чтобы вычленить в них некую витальную и крайне важную составляющую, нечто, ради чего стоит жить, что оправдывает жизненные трудности, невзгоды и горести.
Так совпало, что незадолго до просмотра «Территории» я начала читать книгу В. Франкла «Человек в поисках смысла», и она помогла проиллюстрировать ту мысль, которая невольно обдумывалась на протяжении фильма, мысль о том, что наша жизнь в эпоху так называемого постмодернизма по сути лишена всякого смысла. А смысл существования человеку нужен как воздух, его не заменят все доступные нам блага и развлечения цивилизации. Более того, похоже, русскому человеку этот смысл нужен куда больше, чем западному.
В упомянутом интервью режиссер отмечает, что нынче мы с упоением разрушаем всё созданное в культуре до нас, но на месте разрушенного ничего стоящего не появляется, ни в литературе, ни в музыке, ни в кинематографе, ни в театре. Мы находимся в тупике, в тотальном смысловом вакууме. «Не знаю, как определить характеристику этой картины», - продолжает Мельник, - «но допустим, что это что-то параллельное или антитеза постмодернизму. Я хочу этой работой утвердить, а не разрушить. Создать и сказать, что любые человеческие, как нам кажется, жертвы или лишения, которые мы несем, если они добровольно сделаны, если они сделаны во имя чего-то, они не уничтожают человека, они его возвышают».
Бросить вызов постмодернизму и сопутствующей ему бессмысленности — это сильная заявка, но, мне кажется, достаточно много людей сейчас отчаянно нуждается в новом смысле и ищет его. Я сужу по тем отзывам на «Территорию», которые можно прочесть на различных ресурсах. Те вопросы, которые поднимались в фильме — они вырвали зрителя из будничной потребительской суеты и заставили подумать. Такие вопросы не ставились в нашем кино уже очень и очень давно.
В рамках поднятой темы хочется привести фрагмент передачи, где объясняется, почему именно русскому человеку так остро необходим смысл. Не до конца согласна с автором, но основные положения видятся мне весьма похожими на правду.