• Авторизация


Интерес vs Мотивация 25-04-2014 03:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Так получилось, что ко мне практически одновременно обратились несколько человек с примерно одинаковыми проблемами - дети, которые испытывают серьезные трудности с тем, чтобы заставить себя учиться, работать и т.п. При этом возраст этих "детей" варьировался от 16 до 40 лет (в этих конкретных случаях), но даже небольшой анализ показал, что это совершенно общая проблема и дело не в возрасте или же в конкретике случая. Поэтому имеет смысл описать ситуацию максимально широко, а уж частные случаи станут понятны из общего.

Кусочек примера из жизни.
"Собственно жалоба состоит в том, что он не может себя взять в руки. ЕГЭ уже через полтора месяца, а он играет в компьютер, смотрит кино и готовится крайне мало и редко. Раньше он теоретизировал на тему, что понимает – надо учиться и постоянно искал мотивацию, но так и не смог заставить себя. А сейчас понимает, что времени мало, что не успевает, начинает злиться и руки у него сразу опускаются. Наступает паника и вообще пропадают всякие желания.
В принципе, в теории он знает и озвучивает постоянно свои проблемы и пытается с ними бороться разными способами. Последняя его формулировка – он понял, ему нужен постоянный контроль над собой. Но когда он себя контролирует (не заходить в соцсети, не играть, не смотреть тв), то надолго его не хватает. Возможно быстро устает. Сначала начинает чесаться, а потом бесконтрольно срывается и может после играть целый день. Наиграется до тошноты, отоспится (спит очень много), а потом начинает снова искать мотивацию и вспоминать зачем ему все это нужно. И так происходит постоянно. "


Приведенный выше отрывок - один из сотен примерно аналогичных, поэтому нужно искать самую общую основу. Чем и займемся.

Человек - триединое существо: есть тело с материально-социальным миром вокруг, есть разум с миром идей и представлений и есть душа с ее желаниями и интересами. Гармоничное сочетание всех этих трех миров является оптимальным решением для родителей, которые пытаются выбрать дорогу для своего чада. Игнорирование любого из этих миров даст в определенной степени неполноценное существо.

Считается, что все эти три мира равноценно важны, но все-таки я бы выделил душу в качестве наиважнейшей, поскольку именно для ее развития мы получаем остальные тела (физическое, ментальное) в каждой реинкарнации. Интерес к тому или иному делу определяется душой и только душой. И здесь возникает определенная затыка.

У нас появилось такое слово - "МОТИВАЦИЯ". Раньше его не было, оно пришло в перестроечное время вместе с другими "западными" идеями. Как-то автоматически подразумевалось, что все должны быть правильно "мотивированы", без соответствующей мотивации ничего невозможно добиться. Но что такое "мотивация" - это возможность разумно объяснить, зачем ты это делаешь. И чем более разумны и весомы будут доводы, тем лучше "мотивация".

И тут возникает разрыв. "Я делаю это затем, чтобы..." Т.е. подразумевается, что само по себе дело не может быть источником радости и удовольствия. Должна быть более весомая и разумная причина, которую можно объяснить. Это сразу относит мотивацию к средствам убеждения тела или разума. Но не души!

Душа определяет нечто такое, что невозможно разумно описать словами. "Интересно", "прикольно", "радостно". Ощущения подъема, энергии, энтузиазма. Почему? На это нельзя дать ответ. Да "просто так". Поскольку это удовлетворение некой глубинной потребности, которая лежит в более сокровенных слоях, чем те, до которых может дотянуться рассудок. Будем называть это словом "Интерес" в отличие от явления, описываемого словом "Мотивация".

Надо отметить, что Интерес является гораздо более могущественным инструментом, чем Мотивация. Практически в любом деле десяток "горящих" Интересом людей окажутся более эффективными, чем созданный институт из тысячи "промотивированных" сотрудников. Не берусь утверждать, что соотношение по эффективности будет действительно 1:100, но 1 к 10 вполне можно ожидать.

Нужно понимать, что к своим плюсам добавляются и свои минусы - человек, "горящий" идеей или делом, гораздо менее управляем. Ему нельзя сказать, что дескать поступила новая вводная, теперь будем делать по-другому. Но с гениями всегда так, а реализация на основе задействованных глубинных слоев будет иметь гораздо больше черт гениальности, чем "промотивированная" любым сколь угодно щедрым образом. Здесь даже не может быть сравнения в виде 1 к N, гениальность не растет из мотивации.

Надо отметить, что оба стимула имеют права на существование, нельзя один из них отбрасывать в угоду другому. Представляется, что Мотивация более хорошо работает для рядов Углерода и Железа, а Интерес для рядов Кремния и Серебра. Но это означает, что для России, русских (которые имеют гораздо более выраженные ряды Кремния и Серебра) Интерес является наиболее важным и значимым в деле. В то время как для Европейской цивилизации - основой будет Мотивация. Вот уж "что русскому хорошо, немцу - смерть". Ну и наоборот.

Эти проявления можно увидеть в любой сфере. Обратите внимание, как сейчас Запад пытается применить санкции к России (мотивировать), а результат прямо противоположный в любой сфере. Россия, начав сейчас стряхивать западную дурь, вдруг стала оказываться намного более эффективной. И непредсказуемой. Поскольку она стала задействовать свои гораздо более глубинные силы. И вообще, когда оказывается задействована душа, лезть с угрозами разума бессмысленно. Не удержусь, приведу две ссылки из последней ленты:

http://politikus.ru/events/16999-pentagon-priznal-chto-imitaciya-ataki-su-24-na-esminec-vms-ssha-proizvela-demoralizuyuschiy-effekt-na-ekipazh-korablya.html
http://densaopint.livejournal.com/57146.html

Приведу еще отрывок из Хьюстонской речи Маргарет Тэтчер: "Советский Союз – это страна, представлявшая серьёзную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Её, в сущности, не было. Наши страны достаточно хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием.
Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов , Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был, примерно, в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков."

Т.е. не военная угроза, а непонятное сочетание "моральных и материальных" стимулов, которое по каким-то причинам недоступно западному миру, представляет угрозу их выживанию. Забавно, даже не ядерное оружие... Возможно, что именно это послужило причиной необычного интереса к предоставлению "помощи" нашему образованию западными фондами. Кто помнит это время, то должен припоминать, что фонд Сороса немедленно занялся переработкой школьных учебников и программы обучения после развала СССР. Систему, ориентированную на Интерес, демонтировали и заменяли на формальную систему, ориентированную на Мотивацию.

Вернусь обратно к случаям с детьми. Их родители - вполне успешные и умные люди, для которых эта проблема встала очень остро. Поэтому они приложили, каждый по-своему, массу усилий, чтобы исправить эту ситуацию. В основном это было что-то типа объяснений, примеров, угроз типа: "если ты не будешь учиться, то ..." и т.д. в зависимости от ситуации. Но, как легко видеть, это воздействие по типу Мотивации, основным объектом которого является физическое тело с его желаниями или потребностями или же ментальное тело в лучшем случае. Это дает определенный эффект, но только на некоторое время, потом наступает разочарование и тоска.

В противоположность этому я вижу, что в тех случаях, когда возникает действительный Интерес к чему-либо, какие-то дополнительные меры по стимуляции совершенно не нужны. Уже другая проблема - как заставить хоть изредка отвлекаться на еду и на более продолжительный сон. Энергетический подъем, хорошее настроение, масса идей обычно сопутствуют делам, которые поддерживаются Интересом.

Наиболее оптимальным является, когда в основе деятельности лежит Интерес, на котором базируется полученное интеллектуальное знание в этой области, и все это реализовано и востребовано в материально-социальном мире. Благодатно то общество, в котором хотя бы десятая часть людей смогла достигнуть этого состояния. Не будет ему конкурентов в современном мироустройстве. Благодатны те люди, которые смогли этого достичь, они живут в раю на Земле.

Но что же делать? Как выявить и развить возможные Интересы?
(продолжение следует ...)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Isida 25-04-2014-14:27 удалить
Я успела поучиться по советским учебникам (начало Перестройки случилось как раз, когда я пошла в школу, а развал СССР -в старших классах, но по инерции, присущей системе образования, мы еще долго учились по старым книжкам), так вот я не помню, чтоб они как-то особенно пробуждали мой интерес :)) Всё, что меня действительно интересовало, я находила и читала самостоятельно.

А вот про мотивацию VS интерес полностью согласна. Мотивация может сработать, но только на коротком промежутке времени, а потом опять всё серо и уныло становится.

Надеюсь, поделитесь секретом, как пробудить в себе искренний интерес ;) У меня до сих пор исключительно спонтанно такое происходило.
dstepa 26-04-2014-21:57 удалить
Ответ на комментарий Isida # Isida, все познается в сравнении. Нам казалось, что они не интересные. Но, если сравнить с системой обучения на основе подготовки к ЕГЭ...
Кроме того, в мое время было достаточно развита система внешкольного образования - студии, кружки, дома пионеров. Я много в них ходил тогда, поскольку была возможность найти что-то интересное.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Интерес vs Мотивация | dstepa - Дневник Thjanghbochi | Лента друзей dstepa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»