Широко известна, приписываемая Маслоу (Абраму Маслову), пирамида (иерархия) человеческих потребностей.
"Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень."
Это классическое описание иерархии потребностей человека, но уже здесь начинается существенная путаница. Не описаны условия перехода на потребности более высокого уровня, кроме того, что должны быть удовлетворены низшие потребности. Создается впечатление, что такой переход происходит автоматически.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Вот это уже совершенно не так. У всех людей различный уровень духовного развития в их текущем рождении. Для некоторых потребности низшего уровня являются также предельными. За примера далеко ходить не нужно - в России поставлен широкомасштабный эксперимент о том, сколько нужно наворовать, чтобы было достаточно для перехода на следующий уровень потребностей. Переход как-то не происходит. Т.е. для основной массы людей потребности низшего уровня так и останутся основными потребностями.
И наоборот, для людей, уровень развития которых достаточно высок, потребности низшего уровня являются менее значимыми. Мы знаем примеры самопожертвования во имя идеи, во имя других людей. Есть примеры взятия аскезы и т.п. Это все демонстрирует пренебрежением потребностями базового уровня, когда более высокие оказываются более значимыми. И это не исключения, это норма для людей высокого уровня развития, просто таких людей существенно меньше. Это может быть не только у людей, даже у собак это наблюдается (см. предыдущие посты).
Т.е. фактически все верно, шаг за шагом человек развивается, но нужно указывать, что для этого требуется множество реинкарнаций и в каждом новом перерождении человек может сделать (если сделает) лишь незначительный шаг дальше. Вряд ли психология принимает во внимание это "маленькое" обстоятельство :)
Что же касается самой пирамиды, то здесь есть также путаница.
[700x480]
Нижние 2 ряда достаточно понятны, они относятся к гомеопатическому ряду Углерода, посвященному отработке собственного Эго. Фактически произошло "грехопадение", выделение собственного "Я" из всеобщности, человек максимально отделен от окружающего его мира. Поэтому страхи внешнего мира и желание обеспечить свою безопасность наивысшие. Здесь особенно выделяется стяжательство, поскольку сильно "естественное" для данного этапа развития желание "сделать всё своим", подгрести под себя, чтобы как-то расширить зону своего влияния. Эти потребности приобрели широкое распространение в современном обществе.
Третий ряд половинчатый, т.е. он состоит из совершенно различных гомеопатических рядов. То, что относится к "желанию любить и быть любимым", это ряд Кремния, соответствующий христианским ценностям. Т.е. в качестве значимой цели появляется взаимоотношения с другим человеком. Мир расширяется вдвое и весь концентрируется на бесконечных выяснениях отношений и эмоциях по этому поводу.
Что же касается "принадлежать, быть принятым", это уже социальные отношения - начало ряда Железа. Аналогично к Железу относится и 4-ый ряд пирамиды - "компетентность, достижение успеха, одобрение, признание", это середина ряда Железа. Кусок пятого ряда пирамиды также все тот же ряд Железа - "знать, уметь, понимать". Не понятно, зачем это было отрывать от "компетентности".
В то же время "исследовать", это нечто другое - уже следующий гомеопатический ряд - Серебро. Это творческий процесс, также к Серебру относится и 6-ой ряд пирамиды Маслоу - "Эстетические потребности". Последний ряд пирамиды, ее вершина, относится в гомеопатическому ряду Лантаноидов - "реализация своих целей, способностей, развитие своей личности".
Собственно откуда взялась эта пирамида? Маслоу в качестве вершины пирамиды взял качества совершенно конкретных людей, которых он считал "совершенными".
"Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер."
Исследуя этих людей он понял, что они сильно отличаются от основной массы. Он выделил свойственные им черты и назвал таких людей "самоактуализовавшимися" и поставил в вершину своей пирамиды. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:
Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
Приятие (себя, других, природы).
Непосредственность; простота; естественность.
Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
Способность обособиться; потребность в уединении.
Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
Сохраняющаяся свежесть восприятия.
Мистический и вершинный опыт.
Чувство общности с другими.
Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
Демократичность.
Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
Философский, незлобный доброжелательный юмор.
Креативность.
Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.
Этот перечень действительно соответствует высоким рядам развития в гомеопатическом представлении. Большинство качеств реализуется в ряде Лантаноидов, некоторые черты даже в ряде Золота, а "мистический и вершинный(?) опыт" я бы отнес и к ряду Урана.
Таким образом, пирамида Маслоу примерно соответствует последовательности рядов духовного развития, принятой в гомеопатии, но с небольшой путаницей и не до конца. Нужно еще добавить ценности и потребности рядов Золота и Урана. Но и это удивительно, поскольку в его время создать такую иерархию можно было фактически вслепую.