У
Glucherry повстречалось.
"Вообще... я считаю, в искусстве есть два направления.
Есть "трансляторы", посредством неких методов (кисточки-карандаша-фломастера-т.п.) делающие с мира беспорядочные копии (а копии всегда, увы, хуже оригинала, Вы знаете).
А есть... я называю их "креаторами". В современной жизни рядом со словом творчество прочно укоренилось слово креатив - очень популярный и слегка затасканный нынче термин. В переводе с английского create - сделать, создавать что-то новое или оригинальное. В базовом своем понятии это определение очень сходно с определением нашего русского слова "творчество, творить". Однако при заимствовании слов "креатив", "креативность", "креативный" из английского в русский язык они приобрели более узкое значение. В английском языке слово "create" применяется по отношению к любому творчеству, будь то Микеланджело, Шекспир, рекламный дизайнер, саунд - продюсер и пр. В русском языке можно пронаблюдать, что слова от этого корня употребляются исключительно применительно к области коммерческого творчества,а для искусства у нас осталось слово "творить", "творчество". Однако, являясь по духу русским человеком, я, тем не менее, достаточно часто употребляю этот термин по отношению к людям творческим - мне он кажется достаточно ёмким и уместным.
Так вот те самые "креаторы" - в отличие от упомянутых выше "трансляторов" - мир СОЗДАЮТ. Заново. Полностью. От пяток до макушки. Свой. Собственный. Мир из мысли.
Вот и Йорка - один из них. Фантастические работы. Глаз не оторвать. Обилие деталей и нагромождение мелких подробностей не дробят общий план картины - всё настолько гаромнично, в едином настроении.. Каждая мелкая деталь звучит в унисон главной мелодии, тем самым усиливая общее настроение.
Хотя, на первый взгляд, всё кажется так просто, - можно было бы даже упрекнуть художника в примитивизме сюжетов. Кухня. Спальня. Гараж. Машина. Поле. Сад. Фрукты. Но именно это-то и ИГРАЕТ в данном случае! Всё это есть - существует, живёт - в нашем подсознании. Наши кухни, гаражи, сады...
Психологи советуют родителям до 5 лет не отдавать ребёнка в чужие стены - в ясли, в детсад, в другой чужой дом, - именно потому, что до 5 лет у малыша СВОЙ дом ассоциируется со СВОЕЙ норкой. Где уютно, сытно и безопасно. У каждого из нас была такая норка - у кого-то в большей степени, а у кого-то совсем чуть-чуть, но была у всех. И там нам было хорошо, ведь так? Именно в те заветные края и ведут взрослого человека картины Йорки - по тайным тропинкам памяти к укромным уголкам нашего подсознания...
Вот и весь секрет.
У него ведь практически отсутствуют "гремучие" сюжеты. Всё спокойно, умиротворенно, камерно. Как в детстве. Если и есть какой страшный зверь, то он где-то там... далеко... и понарошку... И всё будет хорошо - как в доброй детской сказке, Во-о-о-н, глянь-ка, там обязательно есть просвет. Из каждой грязной вонючей подворотни можно вот так запросто распахнуть калитку прямиком в райские кущи!
Всё - каждая деталь на картинке - воспринимается так, словно он написал вот это именно для меня. Вон мамина швейная машинка... А вот эта комната так похожа на столовую бабушки Софьи... А вот и дедушкин хлев под соломенной крышей... Тут же и машина дядюшки Казимира, на которой так мечталось в детстве прокатиться куда-нибудь далеко-далёко... Хотя бы вон в тот лес... через то поле... Ну и что ж, что в поле стоит рояль... я же так хотела когда-то научиться играть, да вот не состоялось... а тут он тебе стоит - как по заказу...
А какова его серия картин о времени? Время в образе Собаки-часов... Именно так я себе и представляла время. Когда у Йорки увидала, словно со старым знакомым повстречалась. Время. Собака, пожирающая часы. Но совсем не страшный зверь. Просто констатация факта. Так просто. Кто-то же должен потреблять и этот продукт - часы... минуты... секунды...
Хотя... иногда я бываю уверена почти на все сто, что наш польский товарищ сам порой потреблял расширители сознания, что позволяло ему попирать законы времени и рамки человеческих возможностей... Это когда в месяц его галерея пополняется вдруг сразу аж на три, а то и на пять новых творений - это не считая десяти-пятнадцати копий! Впрочем, возможно я здесь грешу... Просто вот такой он креативный - Яцек Йорка.
Кстати, он считается на сегодняшний день смым богатым художником в мире. Востребован, потому что в его работах есть то самое настроение, которого так не хватает современному человеку. Простое восприятие мира. Детское представление о мироздании. Где всему есть своё чётко определенное место и порядок. И всё это живёт подспудно в каждом из нас и ожидает своего часа, чтобы воскреснуть хоть на несколько минут... И вот тут - у Йорки - получив некий импульс-воспоминание, можно не просто вновь окунуться в эту детскую простоту и ясность восприятия мира, а даже вдоволь накупаться в этой реке. Вопреки расхожему мнению о том, что, якобы нельзя вступить дважды в одну и ту же реку. Ан нет - еще как можно, оказывается! Я, по крайней мере, дерзаю утверждать, что регулярно проделываю это! В том числе - и в первую очередь - в творениях Йорки.
И вообще... Считаю, что очень полезно поплавать по рекам своей памяти. А если реки у Йорки текут в страну Детства, то тем лучше!
Ибо не мной, грешной, сказано на века: "Если не будете как дети, то не войдёте в Царство Небесное..."
Для меня работы Яцека Йорки - как путеводитель для движения в том самом направлении. В Детство.
А там, глядишь, и в Царство Небесное вырулим. А?
Что, усмехаешься? Не всё так просто, говоришь? А вот старец Николай, человек, говорят святой - тот самый, что проживал на острове Залит под Псковским монастырем - не уставал повторять: "Там, где прОсто - там ангелов сО сто, а где мудренО - там ни одного!"
Так-то вот...
А, послушай... Загляни-ка ты
в уголок к ЙОРКУ...
...Прислони там свою уставшую душу к старому бабушкиному комоду с полуоткрывшейся шуфлядкой... Если хочешь, открой её тихонечко - кто там еще покажется следом за щенячьей мордочкой?... Все твои мечты... и не только детские...
[600x540]
...Посиди в тишине и покое Праздничной светёлки... Видишь, всё готово к празднику?... Всё в ожидании... Тихая радость Рождества... Всё еще впереди... Веришь?...
[699x537]
...Раскинь широко руки на постели под зелёными кущами... Слышишь, как льётся музыка из этого допотопного лампового радиоприёмника?... Тихонько, еле слышно... Как в детстве, когда родители рано отправили тебя спать, а сами включили радио...
[696x540]
...И вообще... забудь на время об этом звере, пожирающем наши часы... Поверь, не так уж он страшен, этот зверь... Посмотри, какая у него добродушная морда...
[699x585]
РАССЛАБЬСЯ... ОТДОХНИ... СОБЕРИСЬ С СИЛАМИ..."