• Авторизация


ДЖАЯ ШРИЛА ПРАБХУПАДА! 31-07-2008 11:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


© by Ядунандана дас

[показать]То ли мы - анархисты от природы, то ли еще чего-то не понимаем... А может, оттого, что не очень-то охотно берем на себя ответственность за дела, не имеющие прямого отношения к нашей персоне?

Вот киртан гремит - это понятно. Или приехал гуру. Не забыть бы еще черноморские фестивали: ласковое море, нежный песок на пляже, фрукты, сабджи, старые знакомые - с которыми можно вдоволь наговориться, новые знакомые и потрясающие лекции, лекции, лекции - без конца!

А Индия? Вот где истинная духовность! Только денег бы достать на билет!..

Плюс - поскольку живем в России, которая совсем недавно была насквозь тоталитарным советским государством, еще есть у нас и оскомина от помпезности и словесной эквилибристики, типичной для организованных структур типа парткомов-профкомов-комсомолов. В итоге, кажется, что сама душа протестует против всякой организованности!

Но ИСККОН - это нечто совершенно иное. На самом деле, ИСККОН - это не материальная организация. Не мирская - надмирная.

Почему?

Да потому что ИСККОН, во-первых, - это воля Кришны и желание ачарьев. Чем еще, как не присутствием Шри Кришны, объяснить то, что, несмотря на ошибки, промахи, препятствия, ИСККОН по-прежнему жив и невредим?

А еще ИСККОН - это Шрила Прабхупада, его ученики, ученики его учеников. Это - единство в различиях, опыт духовного роста и побед над тщедушной натурой ума.

ИСККОН - это грозная чакра, отгоняющая силы тьмы, и санаторий для хворой души.

ИСККОН - это сказка. Способ существования бхакти в кали-югу. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур - вечный спутник Радхи и Кришны. Зачем, спрашивается, ему нужно было создавать организацию?

ИСККОН - проявление движения санкиртаны Господа Чайтаньи, которое низошло из духовного мира.

Но вместе с тем, ИСККОН нуждается в вашей помощи. ИСККОН - это маленький Кришна в люльке. Пожалуйста, подойдите поближе и покачайте эту трансцендентную колыбель.

* * *
Бхактиведанта Свами не создавал нового вероучения, не отвергал своих предшественников и не вступал в противоречие с существующей традицией. Он не объявлял себя пророком, мессией или инкарнацией Бога на Земле. Он называл себя просто слугой Бога, а своим последователям стремился привить почтение к предшествующим учителям и признанным святым, бережное отношение к духовному и культурному наследию прошлого.

Согласно ведической традиции, после посвящения в санньяси человек становится признанным духовным лидером и получает не только право, но и обязанность возглавить духовное движение.

Бхактиведанта Свами не только не нарушил устоявшуюся традицию - он получил непосредственно указание от своего гуру представить вишнуизм Западу.

Для верной оценки характера созданной им организации следует помнить, что в индуизме - в условиях полного отсутствия организованных "церквей" - исторически всегда бытуют "малые" организационные формы. Аналогичные организации (матхи) создавались и учителем Бхактиведанты Свами, и его духовными братьями.

"Международное общество сознания Кришны" было зарегистрировано им в 1966 г. в Нью-Йорке. С тех пор отделения ИСККОН стали открываться по всему миру. С течением времени ИСККОН претерпел значительные изменения в организационной структуре.

На первых порах, в силу естественных причин - из-за неопытности молодых последователей Бхактиведанты Свами и их неспособности осуществлять духовное руководство - организация сохраняла высокую степень централизации: центры в других странах открывались скорее как филиалы, нежели самостоятельные организации. Предвидя будущие проблемы, которые неизбежно вызывает высокая степень централизации, Бхактиведанта Свами настоял на автономии местных центров, а в 1970 г. сформировал коллегиальный руководящий орган, Всемирный Совет (Governing Body Commission, или GBC). Этому органу он передал полномочия по общему управлению ИСККОН, а сам принимал участие в работе Совета в качестве одного из членов, имея, как и его ученики, право одного голоса. Так он учил коллегиальному, плюралистическому стилю управления.

Тем не менее, после ухода Шрилы Прабхупады в 1977 г. и вплоть до середины 1980-х ИСККОН испытывал значительные трудности. Некоторые члены Общества, иногда с одобрения новых лидеров (в основном, в США) совершили неблаговидные поступки. Тем не менее, ИСККОН сумел достойно преодолеть этот сложный этап, исключив из своих рядов тех, кто так или иначе способствовал нарушению закона.

Начиная со второй половины 1980-х, ИСККОН развивался уже стабильно: окончательно сформировалось коллегиальное управление, возросло значение местных органов. ИСККОН превратился во всемирную конфедерацию равноправных духовных организаций, объединяющихся по принципу вероучительного единства и административной самостоятельности.

Начало движению сознания Кришны в России было положено в 1971 г. визитом Бхактиведанты Свами в Москву. В течение почти двадцати последующих лет движение развивалось в условиях гонений. Впрочем, изоляция от зарубежных единоверцев позволила Российскому обществу сознания Кришны избежать болезненных процессов, которые претерпевал остальной ИСККОН. Таким образом, в России сформировалась вполне автономная организация, которая возникла и развивалась, не повторяя прежнюю западную модель. Структура российского ИСККОН отличается стабильностью, и за десятилетия не претерпевала существенных изменений.

Не только в России, но и в других странах бывшего социалистического блока (в первую очередь, в Венгрии) репутация ИСККОН выше, чем в США и некоторых странах Западной Европы (например, Германии и Франции), где в силу незрелости руководства отношения с общественностью и властями были не самыми лучшими.

В США и Европе (Великобритании, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Польше, Словении) общества сознания Кришны имеют статус организации, освобожденной от налогов. В странах, законодательство которых это позволяет, ИСККОН имеет статус религиозной организации (в США, Великобритании, Финляндии, Польше, Венгрии, Болгарии, Словении и др.). В некоторых странах, где получение статуса религиозной организации крайне затруднено, ИСККОН имеет статус общественной или благотворительной организации. К примеру, в Германии до недавних пор статус религиозной организации имели только Римско-католическая Церковь, Лютеранская Церковь и Иудейское общество, а исламские организации боролись за его получение более 20 лет.

Несколько иначе обстоят дела в Индии и соседних странах (Непал, Бангладеш, Шри Ланка), где вишнуизм (кришнаизм) является если не "религией большинства", то, по крайней мере, традиционной и хорошо известной религией. В Индии Общество сознания Кришны пользуется так называемым статусом "80-G", освобождающим от налогов не только саму организацию, но отчасти и ее спонсоров. Это свидетельствует об особом признании правительством Индии благотворительного и культурно-просветительского характера деятельности Общества сознания Кришны. Индийский ИСККОН - самое многочисленное и развитое из обществ сознания Кришны в мире - насчитывает более 100 тыс. активных членов, среди которых много видных ученых, предпринимателей, политиков, общественных деятелей, в т.ч. членов парламента.

В сентябре 1996 г., по случаю празднования 100-летия со дня рождения Бхактиведанты Свами, его именем были названы улицы в нескольких городах Индии, в том числе, в Дели и Бомбее. Свои поздравления прислали премьер-министр Индии Деве Говда, вице-президент Р.К. Нараян, бывший главный судья Верховного суда П.Н. Бхагвати. Деве Говда, в частности, отметил, что "в своих литературных трудах Бхактиведанта Свами сделал доступной миру древнюю науку самопознания". "Наш народ, - подчеркнул премьер, - гордится его свершениями: тем, что он перевел множество священных писаний на различные языки мира. Благодаря этому, миллионы людей смогли раскрыть свой духовный потенциал". А г-н Бхагвати признавал: "Я всегда был горячим сторонником движения бхакти, начатого Шри Чайтаньей Махапрабху. Шри Прабхупада Свами возродил и вдохнул новую жизнь в движение бхакти Шри Чайтаньи, и ради того, чтобы распространить учение Шри Чайтаньи, он основал движение Харе Кришна [ИСККОН], которое сейчас известно по всему миру. Каждый индиец должен гордиться тем, что такой человек, как Шри Прабхупада Свами, жил среди нас. Я преклоняюсь перед этой великой, благородной душой в день празднования его столетия".

31 мая 1997 г. в Бангалоре (штат Карнатака) в открытии нового храма ИСККОН принял участие президент Индии Шанкар Даял Шарма. "Я с огромной радостью принял приглашение участвовать в церемонии открытия Центра развития культуры Международного общества сознания Кришны, - сказал тогда президент. – ИСККОН распространяет послание бхакти по всему миру. За многие годы своей деятельности Общество дало приют и оказало помощь миллионам людей, принеся в их жизни
мир и гармонию. Пользуясь тем, что недавно мы отмечали столетие со дня рождения основателя ИСККОН Шри А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, я хочу выразить свое восхищение этой просвещенной душой. Следуя примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Прабхупада с решимостью и преданностью проповедовал послание мира и гармонии, присущих нашей нации. Труд Шрилы Прабхупады внес новый смысл в жизни тысяч людей. В Индии деятельность Международного общества сознания Кришны сосредоточена на возрождении утраченного знания и осознания нашими людьми своего великого духовного и культурного наследия".

Бхактиведанту Свами и ИСККОН прославлял в своей речи на открытии ведического культурного центра "Слава Индии" в Дели 5 апреля 1998 г. и другой премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи:

"Приезд Бхактиведанты Свами Прабхупады в Соединенные Штаты в 1965 г. и популярность, которую его движение снискало за очень короткий период в 12 лет, надо рассматривать как одно из величайших духовных событий столетия.

Почему движение ИСККОН так быстро распространилось по всему миру? Я вижу здесь два фактора: внутренний и внешний. Внешний фактор, на мой взгляд – это разочарование ведущих западных умов и отвержение ими материалистической идеологии и культуры Запада. И капитализм, и коммунизм привели людей к разочарованию, поскольку тот и другой распространяют материалистическую идеологию, не способную удовлетворить истинные нужды человека. Юные, чувствительные, ищущие умы не смогли примириться с реальностью войн, жестокости, жадности, потребительства, деградации общества и природы. Они искали ответы на свои вопросы, и ИСККОН оказался единственным движением, который дал эти ответы.

Внутренний фактор - это, конечно, внутренняя сила послания ИСККОН, основанного на философии Бхагавад-гиты. И это послание отвечает всем моральным нуждам мира - будь то поиск человеком внутреннего покоя, его желание как-то интегрироваться в общество людей и в природу, его обеспокоенность средой обитания, его отношение к деятельности, отношение к смерти. Бхагавад-гита дает исчерпывающие и внутренне очень состоятельные ответы на все эти вопросы. Вот этим ИСККОН отличается от разных модных движений, которые тоже обращались к умам людей шестидесятых-семидесятых годов. Но они приходили и уходили, а движение ИСККОН все наращивает и наращивает силу".

Особое положение Общество сознания Кришны занимает и в тех странах, где исторически сформировалась индийская диаспора. В Англии храмы Общества сознания Кришны в дни религиозных праздников и фестивалей посещают до 40-50 тыс. человек. Недавно правительство Великобритании признало храм Общества сознания Кришны в Бхактиведанта Мэйноре "важным центром религиозной жизни страны". В ЮАР, где также есть большая индийская община, ИСККОН пользуется государственной поддержкой, а его "Храм взаимопонимания" в Дурбане неоднократно посещали экс-президент де Кларк и Нельсон Мандела. В Австралии, где благотворительная деятельность Общества сознания Кришны - в том числе, "Пища жизни" и программа по борьбе с наркоманией - имеют очень большие масштабы, ИСККОН получает субсидии от государства. В настоящее время общества сознания Кришны действуют более чем в ста странах.

-Это - лишь капля из океана истории ИСККОН.

* * *
Подытоживая, хотелось бы напомнить нашему читателю семь целей ИСККОН, сформулированных Бхактиведантой Свами. Они убедительно свидетельствуют о том, что ИСККОН обращен ко всем и каждому.

Итак:

- повсеместно распространять духовное знание, давая людям метод духовного возвышения ради восстановления в обществе истинных ценностей, подлинного
сплочения людей и достижения мира во всем мире;

- распространять философию сознания Кришны, изложенную в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам;

- укреплять единство среди членов Общества и приближать их к Кришне, Высшей личности, давая им - и всем людям - понимание того, что каждая душа есть неотъемлемая частица Господа;

- распространять и развивать движение санкиртаны - совместного воспевания святого имени Господа - каким оно дано в учении Господа Шри Чайтаньи Махапрабху;

- построить для членов Общества - и всех людей - город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны;

- собрать всех членов Общества в единую семью и научить их простому и естественному образу жизни;

- для достижения всех этих целей - издавать и распространять книги, журналы и другую периодику.

Джая Шрила Прабхупада!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДЖАЯ ШРИЛА ПРАБХУПАДА! | Ведическая_Культура - Дневник Ведическая_Культура | Лента друзей Ведическая_Культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»