• Авторизация


Наставления Бхишмадевы 23-11-2014 11:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщение

Наставления Бхишмадевы

Бхаг., 1.9.26

пуруша-сва-бхава-вихитан
йатха-варнам йатхашрамам
ваирагйа-рагопадхибхйам
амнатобхайа-лакшанан

пуруша - человек; сва-бхава - по его приобретенным качествам; вихитан - предписаны; йатха - согласно; варнам - классификация каст; йатха - согласно; ашрамам - уклады жизни; ваирагйа - непривязанность; рага - привязанность; упадхибхйам - по таким обозначениям; амната - методично; убхайа - оба; лакшанан - признаки.

В ответ на вопрос Махараджи Юдхиштхиры Бхишмадева вначале определил место всех каст и укладов жизни в соответствии с качествами индивидуума. Затем он последовательно с двух точек зрения описал противодействие с помощью непривязанности и взаимодействие посредством привязанности.

Система четырех каст и четырех укладов жизни, задуманная Самим Господом (Б.-г., 4.13), призвана развить в индивидууме трансцендентные качества, чтобы он мог постепенно осознать свое духовное «я», действовать в соответствии с ним и таким образом освободиться из материального рабства, то есть обусловленной жизни. Почти во всех Пуранах эта система описывается примерно одинаково, и в «Шанти-парве» «Махабхараты», начиная с шестидесятой главы, Бхишмадева также подробно объясняет ее.
[426x300]
Варнашрама-дхарма предписана цивилизованному человеку только для того, чтобы научить его, как достойно завершить человеческую жизнь. Жизнь, посвященная самоосознанию, отличается от жизни низших животных, занятых только потреблением пищи, сном, обороной и совокуплением. Всем людям Бхишмадева советовал развить в себе девять качеств: 1) не гневаться, 2) не лгать, 3) беспристрастно раздавать богатства, 4) прощать, 5) зачинать детей
только со своей законной женой, 6) поддерживать ум и тело в чистоте, 7) не питать ни к кому вражды, 8) быть простым и 9) заботиться о своих слугах и подчиненных. Если человек не приобрел этих элементарных качеств, он не имеет права называться цивилизованным. Кроме того, брахманы (интеллектуальные люди), администраторы, торговцы и представители класса рабочих должны обладать особыми качествами, которые соответствуют их обязанностям по роду их деятельности, упомянутым во всех ведических писаниях. Самое важное качество интеллектуальных людей - умение владеть своими чувствами. Это основа нравственности. Сексуальные отношения даже с законной женой тоже необходимо ограничивать, что автоматически решит проблему контроля рождаемости. Интеллектуальный человек, если он не ведет образ жизни, рекомендованный в Ведах, использует свои прекрасные качества не по назначению. Это означает, что он должен серьезно изучать ведические писания, особенно «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Чтобы приобрести ведические знания, необходимо обратиться к человеку, целиком занятому преданным служением. Он не должен делать то, что запрещено шастрами. Человеку нельзя быть учителем, если он курит или выпивает. В современной системе образования принимается во внимание только академическая квалификация учителя, а на его моральные качества смотрят сквозь пальцы. В результате подобное образование приводит к тому, что люди неправильно используют свой развитый интеллект в самых различных сферах.

Кшатрию, представителю управляющего сословия, настоятельно рекомендуется делать пожертвования и не принимать их ни при каких обстоятельствах. Современные правители собирают средства по подписке для различных политических мероприятий, но никогда ни на одной официальной церемонии не раздают подаяние гражданам. Это прямо противоречит указаниям шастр. Представители управляющего сословия должны хорошо знать шастры, но не становиться профессиональными учителями. Правители никогда не должны лицемерно объявлять себя сторонниками ненасилия, так как для них это прямая дорога в ад. Когда на поле битвы Курукшетра Арджуна решил стать трусом, отвергающим насилие, Господь сурово отчитал его. Господь отнес Арджуну к низшей категории нецивилизованных людей, за то что он открыто признал культ непричинения насилия. Каждый представитель управляющего класса должен пройти военное обучение. Трус не должен занимать президентское кресло только потому, что за него отдано большинство голосов. Все цари того времени были отважными людьми, и поэтому необходимо поддерживать монархию, при условии что царь получает надлежащее образование и знает, в чем состоят его обязанности как царя. Царь или президент не должен возвращаться домой с поля битвы, если он не ранен врагом. Сегодняшние так называемые цари не показываются на полях сражений. Зато они очень хорошо умеют искусственно поддерживать воинственный дух в своих солдатах, играя на их ложном патриотизме. Как
только управляющее сословие превращается в сборище торговцев и рабочих, весь механизм управления расстраивается.

Вайшьям, представителям торгового сословия, прежде всего рекомендуется охранять коров. Защита коров позволяет увеличивать производство молочных продуктов: творога и масла. Занятия сельским хозяйством и раздача пищи - главные обязанности торгового сословия, получающего ведическое образование и приученного делать пожертвования. Как кшатриям доверена защита подданных, так вайшьям доверена защита животных. Животных ни в коем случае нельзя убивать. Убийство животных - признак варварского общества. Чтобы полноценно питаться, человеку необходимо и достаточно иметь продукты сельского хозяйства, фрукты и молоко. Человечеству следует уделять больше внимания защите животных. Когда рабочие трудятся на промышленных предприятиях, их созидательная энергия используется не по назначению. Никакая индустрия не может произвести главного, в чем нуждается человек: риса, пшеницы, злаков, молока, фруктов и овощей. Производство машин и станков увеличивает искусственные потребности людей, принадлежащих к имущим классам, и оставляет тысячи людей голодными и недовольными. Это не должно быть нормой цивилизации.

Люди сословия шудр не обладают развитым интеллектом, и им нельзя предоставлять независимости. Их назначение – искренне служить трем высшим сословиям общества. Представители класса шудр могут получить все удобства жизни, просто служа высшим классам. Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой. Шудра не должен покидать своего господина, когда тот становится стар и немощен, а господин всегда должен заботиться о том, чтобы его слуги были всем довольны. Перед началом жертвоприношения необходимо прежде всего удовлетворить шудр, раздав им одежду и досыта накормив их. В этот век проводится так много пышных церемоний, стоящих миллионы, но бедных рабочих на них никогда не кормят, не раздают им подаяние, одежду и т.д. Поэтому рабочие недовольны и сеют смуту.

Можно сказать, что деление на варны - это классификация по роду деятельности, а ашрама-дхарма - ступени постепенного прогресса на пути самоосознания. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Главная цель ашрама-дхармы - пробудить в человеке знание и развить в нем непривязанность. Ашрам брахмачари закладывает в возможном кандидате основы знания. В этом ашраме человек получает знания о том, что материальный мир на самом деле не является домом для живого существа. Обусловленные души, находящиеся в материальном рабстве, - пленники материи, и потому самоосознание является высшей целью жизни. Вся система ашрама-дхармы призвана развить в человеке отречение. Тот, кому не удалось развить в себе отречение, может начать семейную жизнь, ведя ее тоже в духе отречения. А тот, кто развил в себе отречение, может сразу принять четвертый уклад жизни (отречение от мира) и жить только на подаяние, не накапливая денег, довольствуясь удовлетворением своих самых насущных потребностей, и достичь высшей ступени самоосознания. Семейная жизнь предназначена для тех, кто привязан к материальной жизни, а ванапрастха и санньяса - для тех, кто не привязан к ней. Брахмачари-ашрам предназначен для обучения и привязанных к материальной жизни, и непривязанных к ней.

-----------------------------------------------

ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:
Наставления Бхишмадевы занимают две огромные книги «Махабхараты» - «Шанти-парву» и «Анушасана-парву». Это самые большие книги «Махабхараты» по объему. Бхишмадева действительно поражает своими познаниями и тем, как интересно он их излагает. Бхишмадева объяснил все, что можно себе представить. В своем комментарии Шрила Прабхупада вкратце пересказывает, что он объяснял.

Перечисленные Бхишмой девять качеств цивилизованного человека относятся ко всем членам варнашрамы, не только к брахманам и кшатриям. Но помимо этого каждому предписаны еще какие-то обязанности согласно варне и ашраму.

Помню, у нас в храме был преданный, который говорил, что из девяти обязанностей цивилизованного человека он выполняет только одну: зачинает детей только со своей законной женой. Тогда он не жил со своей женой, но, по крайней мере, не нарушал эту заповедь.

Бхишмадева перечисляет очень интересные качества. Любопытно, что он начинает с «не гневаться». Почему это так важно? Гнев можно назвать противоположностью шаранагати, вручению себя Господу. Шрила Прабхупада дает здесь очень пространный комментарий, делает много интересных замечаний по поводу качеств брахмана. Шрила Прабхупада часто отмечает, что человек не может отучить от пьянства или курения, если сам пьет и курит. Недавно я читал статью. Одного психолога спросили, почему дети лгут и как отучить детей лгать. Как мы упоминали недавно, дети умеют лгать уже с возраста нескольких недель. Психолог ответил, что если бы они не лгали, это было бы чудовищной аномалией, поскольку все мы лжем. Так почему дети не должны лгать? Если мы все время лжем и наши дети живут с нами, почему они должны так резко отличаться от нас? Есть пословица – «твои поступки громче твоих слов».

Далее Шрила Прабхупада описывает кшатриев: «Трус не должен занимать президентское кресло только потому, что за него отдано большинство голосов». Кшатрии должны быть отважными.

Про вайшьев он пишет, что они должны защищать коров: «Убийство животных - признак варварского общества».

В последнем абзаце Шрила Прабхупада описывает ашрама-дхарму. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, кто должен принимать ашрам грихастхи и кто должен принимать ашрам санньясы. Он пишет: «Те, кто постоянно пребывают в состоянии отрешенности, могут принимать санньясу. Те, кто постоянно чувствуют в себе привязанность, могут принять ашрам грихастхи». Возникает вопрос: а если то одно, то другое – то отрешенность, то привязанность? Такому человеку нужно оставаться брахмачари – учиться, чтобы понять, как быть дальше.

(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу "Бхакти-ваибхава", Днепропетровск, 29.08.2007)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Наставления Бхишмадевы | Ведическая_Культура - Дневник Ведическая_Культура | Лента друзей Ведическая_Культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»