Это цитата сообщения
Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщениеВозвышение к благости
ВОЗВЫШЕНИЕ К ГУНЕ БЛАГОСТИ
Эссе из книги "Искусство обучать" Е.М. Бхуриджана Прабху. Книга предназначена для учителей гурукулы, но в равной степени полезна каждому преданному.
*******************************
Учителям, стремящимся добиться успеха в служении, следует развивать гуну благости. Но минуточку внимания! Кажется, я слышу протестующие возгласы преданных, которым приходится несладко, но которые искренне пытаются служить своему Господу под влиянием гуны страсти. Не выкрикивают ли они издалека, что нет необходимости в гуне благости? Не настаивают ли они на том, что преданные трансцендентны к трем гунам материальной природы? Как-то раз Шрила Прабхупада ответил на этот вопрос на лекции после воскресного пира, на Секонд Авеню, 26.
Шрила Прабхупада закончил говорить, я поднял руку, чтобы впервые в жизни обратится к своему духовному учителю. Они были совсем не смиренные. "Свамиджи, Вы сказали, что преданные находятся в гуне благости. А я-то думал, что преданные трансцендентны..."
Честно говоря, меня не интересовало, и у меня даже не было представления как о самой гуне благости, так и о возвышении над гуной благости, я просто глупо искал противоречия. Прабхупада очень мягко (с улыбкой) ответил: "Да, преданные трансцендентны к гуне благости, но обычно они действуют в гуне благости."
Чтобы понять тонкости этого утверждения, следует прежде всего рассмотреть положение всех обусловленных душ в материальном мире.
В соответствии с комментарием в Бхагавад-гите 18.60:
"Если живое существо отказывается действовать по по указаниям Верховного Господа, то его к тому вынуждают гуны, в которых оно пребывает. Каждый находится под влиянием определенного сочетания гун материальной природы."
Тогда как же чистый преданный, или тот, кто постоянно занят в служении Господу, не попадает под влияние гун?
Бг. 14.26: "Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, непоколебимый при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и так достигает уровня Брахмана."
Большая часть преданных, однако, не находится под полным властью гун материальной природы и не является абсолютно (до конца) трансцендентной, служа Господу во всех обстоятельствах. Эти преданные считаются трансцендентными благодаря милости духовного учителя, который предлагает их смешанное (не чистое) служение Кришне через ученическую преемственность. Преданный достигает трансцендентного положения, искренне служа своему духовному учителю, но это еще не значит, что если он просто что-либо делает, то это все трансцендентно. Такой незрелый вайшнав-трансценденталист зачастую попадает под власть низших гун материальной природы, что подтверждает Шрила Прабхупада в 1976 году, в одной из бесед: "Вайшнавы не так-то уж спокойны (просты), иначе почему они падают?"
В комментарии к Бхагавад-гите 2.45. Шрила Прабхупада утверждает:
"Пока существует материальное тело, существуют так же действия и их последствия в гунах материальной природы. Следует научиться выносить двойственность явлений: радость и горе, холод и жару и, мирясь с этой двойственностью освободиться от всяких забот, связанных с приобретением и потерей. Этого уровня достигает тот, кто в полной мере достиг сознания Кришны и полностью вручил себя Ему." Будучи мельчайшими духовными душами, мы - вечная пракрити, всегда подвластная либо Кришне, либо представителям майи - трем гунам материальной природы. "Кришна сурйа сама, майа хайа андхакара": Бог - это свет. Невежество - тьма. Где есть Бог, нет места тьме."
[587x400]
Подобно тому, как у берега течение реки сильнее (могущее), чем в середине, так и майа посредством гун материальной природы действует сильнее на тех душ, которые ищут спасения из центра бурной реки материального существования. Поэтому, пока мы еще не вручили себя Кришне, но пребываем во власти гун природы, наше положение небезопасно.
"О сын Бхараты, в гуне добродетели человек счастлив, страсть толкает его к кармической деятельности, а невежество покрывая знание человека, обрекает его на безумие." Б.Г 14.9
Так под влиянием гун материальной природы обусловленная душа уступает требованиям благости, страсти и невежества и пренебрегает ее собственным истинным желанием любовного служения Кришне. Хотя все три гуны связывают нас, крепче всего привязывают гуны страсти и невежества. Они переполняют нас сильными желаниями, тупостью и заблуждениями. "Бхагавад-гита" подтверждает это, когда описывает понимание в каждой из гун материальной природы:
"О сын Притхи, то понимание, посредством которого человек знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться, и чего не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относиться к гуне добродетели."
"О сын Притхи, то понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не следует, принадлежит к гуне благости."
"Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, о Партха, находиться в гуне невежества."
(Б.Г. 18.30-32)
Мы несомненно совершаем преданное служение, но тем не менее склонны приправлять его страстью и невежеством своей обусловленности. История показала нам на наглядном примере, что совершенный трансцендентный процесс, восходящий к нам через предыдущих ачарьев, может быть предан забвению вследствие диктата гун материальной природы. Нам следует защищаться от этого серьезностью в сознании Кришны и вместе с тем сдерживать влияние на нас гун страсти и невежества. Нам легко будет понять важность этого, если мы рассмотрим качества этих гун, как они описаны в Бхагавад-гите:
Страсть: глубокая привязанность, деятельность ради плодов, чрезмерные усилия, неконтролируемые желания и страстное влечение, вечная неудовлетворенность, привязанность к семье, желание почета, выполнение жертвоприношений ради почета и признания.
Невежество: эксцентричность, бесцельность, бездеятельность (инертность), безумие, глупость, страдание, беспокойства, опьянение, иллюзия, чрезмерный сон, деградация, леность, отказ от благоприятной духовной деятельности и слепой поиск счастья.
Для преданного уметь отличать страсть и невежество от истинной преданности столь же важно, как для садовника - умение отличать цветочную лиану от сорняка. Недостаток данного умения может сказаться на преданном так, что он скорей будет взращивать сорняки-пышноцветы кармы и гьяны, чем истинный росток преданного служения.
Благодаря строгому следованию всем правилам и предписаниям садхана-бхакти все хорошие качества истинного преданного развиваются сами собой. Но если мы будем позволять сорнякам майи развиваться одновременно с преданным служением, то бхакти-лата не окрепнет и не принесет плод. Поэтому, следует с корнем вырывать сорную траву, росту которой способствует атмосфера страсти и невежества, а вместо этого действовать в гуне благости, строго придерживаясь метода сознания Кришны:
Комментарий: (БГ 14.15) "Те, кто действительно серьезно относится к человеческой жизни, должны развить в себе гуну добродетели и с помощью благоприятного общения выйти за границы влияния всех гун и достигнуть сознания Кришны. Такова цель человеческой жизни."
Хорошо изучив качества, порожденные страстью и невежеством, нетрудно заметить, как эти гуны отражаются на нашем преданном служении. Кришна всегда направляет своего чистого преданного, но поскольку чистый преданный не обеспокоен жгучими желаниями гуны страсти и тупой застойностью невежества, он может не обращать внимания на гуны и следовать советам Кришны. До тех пор пока взаимодействие страсти и невежества мешают нашему преданному служению, наша преданность будет не полной. Поэтому, как сказал Шрила Прабхупада на 26 Авеню: "обычно преданные действуют в гуне благости". В комментарии Шримад-Бхагаватам 1.2.19:
"Из всех гун благость самая лучшая, поскольку благодаря гуне благости человек может осознать Абсолютную Истину.
Комментарий: Как объяснялось выше, человек может избавиться от обусловленной жизни материального существования, воздавая служение Личности Бога. Далее здесь приводится объяснение, что необходимо подняться на платформу гуны благости (саттва), чтобы быть избранным для преданного служения Господу. Но если нет препятствий на пути развития, любой, благодаря указаниям опытного духовного учителя, даже с уровня тамаса, может подняться до уровня саттвы".
Таким образом, ученик, который служит Кришне через духовного учителя, постепенно возвышается из гуны невежества к страсти, а из страсти к благости.
Мы не должны быть сбиты столку и (позволять себе) думать: "Для меня нет никакой необходимости действовать в гуне благости - я трансцендентен". Вместо этого следует признать гуну благости подходящей для сознания, в котором мы "обычно" выполняем наше служение. Мы должны развивать гуну благости через строгое следование правилам садхана-бхакти, регулярно читая книги Шрилы Прабхупады (шринватам сва-катхах кришнах пунйа шравана-киртанах) и выдергивая остатки лишних желаний, навеянных гунами страсти и невежества. Не следует забывать, что Шрила Прабхупада, определяя благость, как "просто материальное качество", тем не менее часто ставил знак плюс между гуной добродетели и непосредственно с сознанием Кришны:
"Разумный человек, находящийся в гуне добродетели, не ненавидит неблагоприятную работу, как и не привязан он к благоприятной, что же касается работы вообще, то у него нет сомнений на этот счет". (Б.Г. 18.10)
Бесспорно, утверждаться в добродетели ради собственного блага очень опасно - есть возможность стать обусловленным и ограниченным этой гуной. Поэтому следует всегда помнить, что самое главное - служить Кришне. Это просто майя: стремление стать "благим", брахманом или кем бы то ни было другим, но не слугой Кришны. "Шримад-Бхагаватам" объясняет эту мысль предельно:
"Невозможно удовлетворить Верховную Личность Бога став совершенным брахманом, полубогом, великим мудрецом, а также совершенным знатоком этикета или ученым. Господа удовлетворяет только беспримесная и беспричинная преданность Ему". (Бхаг. 7.7.51-52)
В "Бхагавад-гите" также есть утверждение, предостерегающее нас об опасности развития гуны добродетели ради собственного блага: человек становится обусловленным счастьем, которое исходит из гуны благости. Очень легко стать гордым и счесть себя лучше других, или же самодовольным и удовлетворенным просто своим интеллектом. Но несмотря на все эти опасности, учителя должны принять наставления Кришны о невозможности возвышения напрямую из сильной оскверненности гунами страсти и невежества. Итак, хотя преданный не считает гуну благости своей конечной целью, он использует ее как трамплин к чистому преданному служению.
В заключение мы на основании "Бхагавад-гиты" перечислим некоторые из качеств гуны благости, чтобы показать, как эта гуна может помочь обучению в сознании Кришны. Несложно понять, сколь важны эти качества для преданных, стремящихся стать опытными учителями. В сущности, эти качества весьма важны для любого садхаки, желающего совершать чистое преданное служение.
КАЧЕСТВА ГУНЫ БЛАГОСТИ
Следование нижеперечисленным трем аскезам, если они выполняются:
1. с верой
2. ради Всевышнего
3. не ожидая материального блага,
- следует считать аскезами в гуне добродетели.
1. Аскеза тела:
а) поклонение Верховному Господу
б) поклонение брахманам
в) поклонение духовному учителю
г) почитание родителей
д) чистота
е) простота
ж) ненасилие
з) целибат
2. Аскеза речи:
а) говорить только правду
б) говорить приятные слова
в) говорить, то, что приносит пользу
г) не беспокоить никого своей речью
д) постоянно цитировать ведическую литературу
3. Аскеза ума:
а) удовлетворение
б) простота
в) серьезность
г) очищение своего существования
Человек, находящийся в гуне благости, считается брахманом. Он:
1. умиротворен
2. владеет собой
3. воздержан
4. чист
5. терпелив
6. честен
7. обладает знанием
8. мудр
9. религиозен
Пребывающий в гуне добродетели раздает пожертвования:
1. в предписанное время
2. подходящей личности
3. в достойном месте
Тот, кто находится под влиянием гуны благости, имеет неуклонную решимость, которая:
1. контролирует деятельность ума
2. контролирует жизненную деятельность
3. контролирует деятельность чувств
Тот, кто находится в гуне благости, проводит различие между тем, что следует делать, а что нет.
Тот, кто находится в гуне добродетели, выполняет свои обязанности:
1. не руководствуясь ложным эго
2. с великой решимостью
3. с энтузиазмом
4. без колебаний в успехе или неудачи
5. только потому, что это следует делать
6 не опасаясь получить приносящие беспокойства результаты
7. посещает храм из чувства долга и с одной целью: выразить почтение Божеству
Тот, кто находится в гуне благости, предпочитает пищу, которая:
1. увеличивает продолжительность жизни
2. очищает ум
3. полезна для тела
Человек в гуне благости чувствует счастье:
1. поскольку он неподвластен материальным страданиям
2. осознает, что свободен от материальных последствий
3. такое счастье побуждает его к самосознанию
Тот, кто находится в гуне благости свободен от иллюзии.
Человек, находящийся под влиянием гуны благости, обладает знанием, что духовная душа отличается от тела.
Тот, кто в гуне благости, НЕ:
1. относится с ненавистью к тому, что причиняет беспокойства его телу
2. питает отвращения к порочной деятельности
3. привязывается к благодатной деятельности
Тот, кто у гуне благости, отрекается от:
1. любого мирского общения
2. всех привязанностей к плодам своей деятельности
Человек в гуне благости жертвует:
1. соответственно указаниями писаний
2. из чувства долга
3. бескорыстно
Человек в гуне добродетели видит вещи в истинном свете.