• Авторизация


Опровержение вайшешики 26-07-2012 00:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщение

Опровержение вайшешики

Вайшешика (учение о первичности атомов), представленная в 11-й главе Третьей песни "Шримад-Бхагаватам" - это, так сказать, бхагавата-вайшешика - богоцентрическое, и, что еще более важно - бхакти-центрическое знание. Вайшешика мудреца Канады - одна из шад-даршан, шести основных ведических философских школ - отличается от веданта-даршаны. Школа бхагаваты уникальным и гармоничным образом сочетает в себе элементы каждой из шести даршан, то есть может без ущерба для себя оперировать их понятиями, не возводя оные в ранг Абсолютной Истины и высшей цели жизни. Одно это само по себе уже доказывает превосходство бхагаваты над всеми остальными школами. Бхакти-центрическая санкхья Господа Капилы из последних глав Третьей песни тоже отличается от более поздней атеистической санкхьи Его тезки примерно так же, как бхагавата-вайшешика - от вайшешики, родоначальником которой является Канада.

Дабы лучше уяснить, в чем состоит несовершенство вайшешики без верного понимания трансцендентно блаженной природы Бхагавана, дживы и отношений между ними, позволю себе привести здесь несколько стихов из 15-й сарги "Шри Мадхва-виджаи", в которых биограф великого ачарьи Брахма-сампрадайи описывает аргументы Мадхвы против вайшешики, едва ли не целиком опирающейся на пратьякшу и ануману - заведомо несовершенные методы познания. При том, что назвать их совершенно ошибочными тоже было бы неверно, они способны раскрыть искателю лишь определенную грань Истины и никогда не дают полной, живой картины мира.

-------------------------------------------
16. Философы школы вайшешика говорят, что Господь не может быть олицетворенным блаженством. Они считают, что блаженство или счастье - чисто материальное качество, неразрывно связанное с последующим за ним страданием. Наблюдая жизнь обусловленных душ этого мира, философы школы вайшешика заключают, что тот, кто испытывает счастье, не избегнет сменяющего такое счастье горя.

17. Как и последователи "Веданты", вайшешики признают Бога всеведущим, ибо таково заключение Вед, шрути. Но если следовать логике, изложенной в предыдущем стихе, то можно прийти к выводу, что тот, кто не свободен от знания, тот не свободен и от ложного знания. При таком положении знание, которым располагает Бог, также не может быть полным. В этом - несовершенство учения вайшешиков.

18. Мадхва спрашивает: вы, вайшешики, признаете Бога всеведущим на основании Вед. В таком случае, разве вы не знаете, что Веды описывают Его как исполненного высшего блаженства?
Примечание: Следующая цитата из Вед описывает Бога как всеведущего: йах сарва-гйах сарва-видйасйа гйанам айам тапах - "Бог есть подвижничество, Он всеведущ, Он есть знание всех наук". Вот еще одно утверждение Вед касательно высшей блаженной природы Господа: анандам брахмано видван на бибхети куташчана - "Познавший высшее духовное блаженство Брахмана (Бога) становится бесстрашным".

19. Похоже, недальновидный мыслитель-вайшешика не осознает, что, следуя его логике, можно прийти к совершенно абсурдному заключению: если Бог не блаженен, то исполнен страдания.

20. Философия вайшешика оперирует термином самавая, который означает, что между объектом и его свойствами существует неразрывная причинно-следственная связь. Вайшешики говорят, что самавая всегда бывает только одного вида. Например, существует самавая между чаитрой (стремящейся к наслаждениям обусловленной душой) и ее страданиями. Следовательно, по их мнению, принцип самавая приложим и к Богу, обладающему такими личностными характеристиками, как знание и блаженство. Согласно этому принципу связи (самавая), Бог вынужден и страдать, иначе нарушится общий принцип и возникнет необходимость внедрять множество видов и подвидов самавай, что неприемлемо для вайшешиков.

21. Вайшешики выдвигают аргумент: разница между двумя самаваями лишь кажущаяся. Она возникает из упадхи, искаженного восприятия реальности. Упадхи может быть истинным или ложным (сат или асат). Если бы это упадхи было истинным, то мы должны были бы признать абсолютную разницу между Богом и душой, но вайшешики к такому выводу не приходят. В данном случае вайшешики подразумевают ложное упадхи, которое, будучи лишь своего рода иллюзией, не вносит ясности в понимание обсуждаемого вопроса. Поэтому возникшие философские противоречия становятся непреодолимыми. (Самавая вайшешиков недвусмысленно указывает на то, что Бог не может быть свободным от страданий, так же как не свободны от неизбежных страданий стремящиеся к чувственным наслаждениям обусловленные души.) В этом случае философы-маявади предложили бы свою интерпретацию: они сказали бы, что упадхи есть сад-асад-вилакшана - не истинное и не ложное, а какое-то третье, неопределенное, но вайшешика таким понятием не оперирует.

22. Вайшешики говорят, что вследствие еще одного упадхи существует разница между Богом и Его личностными характеристиками. Однако это упадхи столь же ложно, как и предыдущее, а потому не может вывести Бога в особую категорию, в которой Он мог бы избежать причинно-следственных связей, пронизывающих все сущее. Все это доказывает абсурдность доводов школы вайшешики. Наш вывод таков: Бог должен иметь бесчисленные (разнообразные) всеблагие качества. Так воистину проявляется разнообразие (вишеша), описываемое в системе мысли вайшешиков.

23. Вайшешика признает наличие связи - самаваю - между качеством (гуна) и его обладателем (гуни), между причиной и следствием. Это требует также признать различия - бхеда между качеством и его обладателем. Различие (бхеда), однако, если оно принято в абсолютном смысле, заводит искателя в определенный интеллектуальный тупик. Предназначение бхеды - обозначать какую-то условную линию, разграничивающую объект познания и его качества. Если различие признано относительным, то одного условного разграничения может оказаться достаточно. Если, однако, различие-бхеда признано абсолютным, то создается мыслительный алгоритм, указывающий, что бхеда есть всегда, и конечного различия установить нельзя. При таком понимании первое различие между Богом и Его качеством не может быть конечным, оно должно быть само отлично от Бога. Поэтому появляется второе различие, затем третье, четвертое и так до бесконечности. В таком случае тождество качества с его обладателем никак не сопоставимо. Таким образом, принцип абсолютного различия-бхеды между качеством и его обладателем заводит философа в тупик.

Другая крайность - вовсе не признавать различие-бхеду. В таком случае Бог оказывается лишенным каких бы то ни было личностных характеристик, ибо Его качества совершенно неотделимы от Него Самого, то есть сливаются с Ним.

Поэтому мы (Мадхвачарья) полагаем, что различие между Богом и Его бесчисленными качествами существует, но - лишь видимое, бхеда-пратинидхи. Различие существует, ибо каждое из бесчисленных качеств Господа можно рассматривать отдельно. В то же время различия нет, ибо все качества Господа не отличны от Него Самого. Стало быть, качествам Господа несть числа; в этом и заключается уникальная особенность (вишеша) Его бытия.
Примечание: Шри Чайтанья Махапрабху - величайший из последователей Мадхвачарьи - разъясняя спорное положение Веданты, обсуждаемое здесь, внедрил особый термин - "ачинтья-бхеда-абхеда-таттва", непостижимое единство и различие. Это одно из названий принципа, ранее определенного Мадхвой как "бхеда-пратинидхи".

49. Согласно учению вайшешика, освобожденная душа не имеет ни ума, ни чувств, и потому не способна воспринимать объекты наслаждения - ни снаружи, ни изнутри (умозрительно). В таком случае она будет подобна безжизненной деревянной статуе, не способной испытывать никакого счастья. Такое освобождение не может быть достойной усилий пурушартхой, целью человеческих устремлений.

50. Господь знает и желает, действует и прилагает к усилия, однако никогда не бывает вынужден терпеть что-либо неблагоприятное, противоречащее Его верховной, независимой воле. Всемогущий Господь наделяет и освобожденную душу подобными совершенными качествами, просто в меньшей степени.

51. Вайшешики говорят: в этом мире за счастьем неизбежно следует горе. Они опасаются: если душа окончательно не изживет концепцию счастья, то, освободившись, будет вынуждена снова страдать. Значит, чтобы полностью освободиться от любых страданий, вайшешики готовы отказаться даже от совершенного духовного счастья?! Ответ таков: душа обладает личностными качествами в обусловленном состоянии и, следуя логике вайшешиков, можно заключить, что именно личностные качества - причина всех страданий. В таком случае, освободившись, нам придется отказаться от личностного бытия, что равносильно принятию философии пустоты, буддийской шуньявады.

52. Вайшешики возразят: если освобожденная душа будет иметь тело, то не сможет освободиться от шести телесных пороков обусловленных душ. Данный аргумент ошибочен, ибо недостатки материальных тел нельзя переносить на духовные тела освобожденных душ.
Примечание: Шесть пороков обусловленных душ - это голод, жажда, желание, ненависть, печаль и слепые страсти. Кроме того, все материальные тела претерпевают шесть изменений: рождение, рост, воспроизведение себе подобных, собственно существование, увядание и смерть. Духовные тела освобожденных душ свободны от этих недостатков, что и будет доказано ниже.

53. Вайшешики признают, что Бог не страдает от шести телесных изменений, однако тело у Него все-таки есть. Это доказывает несостоятельность их довода о том, что любое тело подвержено страданиям и несовершенно.

54-55. Итак, у Господа есть тело, но это тело апракрита - не материальное. Таково же тело освобожденной души. Это духовное тело не является внешним покрытием души, а, напротив, есть проявление внутренней ее сути, сварупы - вечной индивидуальности.

56. Можно возразить: освобожденная душа не должна иметь частей тела, иначе будет подвержена разрушению, как сотканное из нитей полотно исчезает, если нити сжечь. Тогда мы спросим: "Что, по-вашему, относится к частям тела мукты?"

57. Если эти части тела отличны от четаны (внутренней сути или сознания), то, конечно, подвержены разрушению. Однако части вечного духовного тела души неотъемлемы от нее самой - это непреложная истина.

58. Философия вайшешика утверждает: как Бог пронизывает Собою все сущее, так и атомарная душа может пронизывать собою некое пространство (от атома-параману до размера предплечья). Данное положение служит основой для доказательства того, что душа может иметь некоторые органы в пространстве, которые неотличны от нее самой.

59. Вайшешика признает, что Бог всеведущ. Это подразумевает, что Он обладает совершенными чувствами, дающими Ему возможность получать знания обо всех объектах творения. Мукта, освобожденная душа, как и Господь, обладает сознанием (четана), - следовательно, тоже должна иметь чувства для восприятия внешней реальности. Разница в том, что у освобожденной души чувства духовные, а не материальные, как у души обусловленной.

60. Вайшешика утверждает, что, хотя Бог всеведущ, Он не испытывает блаженства, ведь для них счастье неразрывно связано с последующим за ним страданием. Данный довод мы уже обсудили выше: блаженство Господа вечно и нематериально, - следовательно, никогда не сменяется горем.

61. В материальном мире косная материя ачит (например, камень) лишена чувств, сознания и знания. Обусловленная же душа, относясь к категории чит, имеет и сознание, и чувства; следовательно, в освобожденном состоянии также должна будет иметь трансцендентные тело, чувства и объекты наслаждений.

62. "Почему же другие философы не приемлют освобождение как трансцендентное блаженство?!" - в сердцах воскликнул Мадхва. - "Именно так описывают освобождение Веды, и мы доказали логически достоверность этого описания. Почему же эти ученые мужи бездумно считают Бога безличным и безликим Брахманом?"

63. татах сватах праманена
дево ведена ведитах
вишну мокшади-датети
вишвам бхавати шобханам

"Итак, вывод очевиден: Вишну есть Верховный Господь. Его можно постичь лишь через богооткровенные Веды - непогрешимый источник абсолютного знания. Освобождение и все прочие благословения сполна дарует лишь Он один. Это знание и есть высшее, вселенское благо!"
Примечание: Это заключительный стих философской презентации Мадхвы, в которой он ясно утвердил следующие основополагающие принципы Веданты:
1) Вишну есть Верховный Господь, Творец мироздания;
2) Освобождение может даровать только Верховный Господь;
3) Веды - непогрешимый источник знания;
4) Четыре пурушартхи (дхарма, артха, кама и мокша) достижимы лишь милостью Верховного Господа.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Опровержение вайшешики | Ведическая_Культура - Дневник Ведическая_Культура | Лента друзей Ведическая_Культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»