[400x416]
СИЯНИЕ СУДАРШАНА-ЧАКРЫ
(Из лекции Шрилы Гаура-Говинды Свами, прочитанной 11 февраля 1993 года)
Обусловленные души покрыты майей. Они сбиты с толку и впотьмах пробираются ощупью.
Сударшана-чакра вращается с огромной скоростью. Он рассеивает тьму. Это – сияние. «Выходите из темноты! Глупцы и негодяи, сколько вы еще будете оставаться во тьме? Выходите к свету!» Веды гласят («Брихад-араньяка-упанишад», 1.3.28): тамаси ма джйотир гамах – «Не сидите в потемках, выходите к свету». Это – Сударшана. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 20.122) сказано:
майа-мугдха дживера нахи сватах кришна-гйана
дживере крипайа каила кришна веда-пурана
«Обусловленная душа не может возродить сознание Кришны собственными усилиями. Но беспричинной милостью Господь Кришна создал ведические писания и дополнительную литературу к ним, Пураны».
«Шримад-Бхагаватам» (12.13.15) описывает, что «Бхагавата-маха-пурана» есть суть всей ведической литературы – сарва-веданта сарам хи шри-бхагаватам ишйате. «Бхагаватам» - дживере крипайа каила кришна веда-пурана – милость Кришны к дживам. Кришна явился и дал Веды и Пураны обусловленным душам, порабощенным в этом мире майей, душам, безнадежно забывшим свет Кришны. Коти-сурйа-теджау – сияние кроров солнц есть излучение Кришны, хозяина Сударшана-чакры; это отблеск света Сударшаны. Сколь милостив Кришна! Иллюзорная энергия – невежество для сбитых с толку обусловленных душ, и она же – причина того, что они пребывают во тьме. К обусловленным дживам, ощупью бредущих в потемках, должно пробиться излучение веда-пураны, трансцендентного знания. Это милость Кришны и ближайших дорогих Его преданных, махаджан. Махараджа Амбариша молился Сударшана-чакре Кришны:
тват-теджаса дхарма-майена самхритам
тамах пракашаш ча дришо махатманам
дуратйайас те махима гирам пате
твад-рупам этат сад-асат параварам
«О повелитель речи, твое сияние, проникнутое заповедями религии, рассеивает мрак этого мира и помогает проявиться знанию мудрых и великих душ. Никто не в силах сиять ярче тебя, ибо все проявленное и непроявленное, грубое и тонкое, высшее и низшее есть не что иное, как твои проявления, порожденные твоим сиянием». («Шримад-Бхагаватам», 9.5.7)
Те, кого озарило, чьи сердца полностью освободились от неведения, известны как махаджаны. В их сердцах не осталось тьмы – они обрели Кришну. Они связали Кришну в своих сердцах. Так утверждает «Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья, 22.31):
кришна – сурйа-сама, майа хайа андхакара
йахан кришна, тахан нахи майара адхикара
«Кришну сравнивают с солнечным светом, а майю – с тьмой. Там, где светит солнце, не может быть темноты. Когда человек сознает Кришну, тьма иллюзии (влияние внешней энергии) сразу же рассеивается».
Сияние Кришны нематериально. Коти-сурйа-прабха – оно словно миллионы солнц. Вайшнав, махаджан, садху, обретший Кришну, связавший Кришну в своем сердце веревкой любви, всегда озарен светом. Он неразлучен с Кришной. Для него не может быть и речи о темноте. Такой садху – обитель «Бхагаваты», поэтому он известен как бхакта-бхагавата. «Бхагавата» - суть веда-пуран, и сердце такого вайшнава-садху всецело трансцендентно озарено присутствием Кришны. Поэтому сердце такого садху есть Вриндаван. В «Прартхане» Шрила Нароттама дас Тхакур молится вайшнава-садху:
томара хридойе сада говинда-вишрам
говинда кохена – мора ваишнава паран
«В твоем сердце вечно покоится Господь Говинда, который говорит: «Вайшнавы – в Моем сердце».
«О Вайшнав Тхакур! Твое сердце – Вриндаван! Кришна блаженно и беззаботно обитает там. Вриндаванам паритйаджйа са квачин наива гаччхати – поскольку Кришна никогда не покидает Вриндаван, Он вечно и в твоем сердце». («Лагху-бхагаватамрита», 1.5.461)
Кришна никогда не ступает и шагу за пределы Вриндавана. Он вечно обитает там. А где же Вриндаван? Это сердце чистого преданного, преми-бхакты. Тот, кто обрел кришна-прему, кто связал Кришну в сердце веревкой любви – его сердце озарено бхагаватаркой, солнечным светом Кришны. Это бхагават-таттва-гьяна, божественное знание, есть свет. Сердце такого преми-бхакты полностью озарено таттва-гьяной. Не может быть и речи о тьме в нем. Такие преданные постоянно созерцают Кришну повсюду – йатха йатха нетра паде татха кришна спхуре («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.86). Куда бы ни упал их взгляд, они видят одного лишь Кришну. Для них не может быть и речи о майе, невежестве. У них есть трансцендентное зрение, открытое светом Сударшаны. Следует слушать бхагават-таттва-гьяну от такого преданного, бхагаваты, бхакта-бхагаваты, который видит Кришну всегда и везде. Он видит с помощью шастра-чакшус, трансцендентных очей, глазами шастры:
ом агйана-тимирандхасйа
гйананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намах
«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза факелом знания. Я почтительно склоняюсь перед ним».
Что делает гуру? Агйана-тимирандхасйа гйананджана-шалакайа – он открывает глаза факелом знания. Он несет свет таттва-гьяны. До тех пор, пока у вас нет такой таттва-гьяны, вы во тьме, в неведении. Вы слепец, ощупью бредущий в потемках. Таттва-ачарьи, Рупа, Санатана, Джива и гаудия-гуру-варга озаряют мир знанием таттва-гьяны. Это излучение рассеет тьму, царящую в вашем сердце с незапамятных времен, что значит – оно будет очищено от всей материальной скверны. Ваше сердце совершенно очистится и превратится во Вриндаван. И Кришна, сияющий, как миллионы солнц, появится там. Они – гуру, и их дело – открывать другим глаза. Сами они лицезрят Кришну повсюду. Рупа, Санатана, Джива Госвами, Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада – все эти гаудия-гуру-варга-ачарьи рассеивают мрак. Факелом знания они открывают нам глаза. В этом – долг подлинного гуру: наделять таттва-гьяной, рассеивать тьму неведения, выводить ученика к свету, дабы тот увидел Господа лицом к лицу.