• Авторизация


Тысяча имен Господа Вишну 18-10-2010 16:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В Пашанкуша-экадаши особенно рекомендуется воспевать святые имена Господа Вишну. Предлагаю вашему вниманию "Вишну-сахасра-нама-стотру" из "Махабхараты" с комментариями Шрилы Баладевы Видьябхушаны и Шрилы Бхактивиноды Тхакура.



ВИШНУ-САХАСРА-НАМА
ТЫСЯЧА ИМЕН ГОСПОДА ВИШНУ

Мангалачаранам
(Баладева Видьябхушана)

Текст 1

ананта калйана-гухйаика-варидхир
вибху-чид-ананда-гхано бхаджат-прийам
кришнаш три-шактир баху-муртир ишваро
вишваика-хетух са кароту нах шубхам

Пусть Господь Кришна, всесильная Верховная Личность Господа, который являет Себя во множестве форм; первоначальный создатель вселенной, владыка трех энергий, исполненный трансцендентного знания и счастья; тот, кто очень дорог сердцам преданных; безбрежный океан благих качеств, - будет благосклонен к нам.


Текст 2

вйаса сатйавати-сута муни-гурум нарайана састумо
вайшампайанам учйатахвайа-судхамода прападйамахе
гангейа сура-мардана-прийатама сарвартха-савид-вара
сат-сабхйам апи тат-катха-раса-дхушо бхайо нанаскурмахе

Позвольте нам прославить Шрилу Вьясадеву, духовного учителя великих мудрецов, литературное воплощение Господа Нараяны и сына Сатьявати. Позвольте нам предаться Вайшампаяне Муни, поведавшему «Махабхарату», который, ликуя, пил нектар тысячи имен Господа Вишну. Принесем поклоны также другу Кришны – Бхишме, лучшему из мудрецов, сыну Ганги-деви, и падем ниц перед святыми преданными, которые наслаждаются описаниями красоты Господа Вишну.

Текст 3

Нитйа нивасату хридайе
Чайтанйатма муртир нах
Ниравадйо нирветиман
Гаджапатир анукампайа йасйа

Пусть Господь Мурари, который лично низошел как Шри Чайтанйа Махапрабху, вечно пребудет в наших сердцах. Он милостиво очистил и освободил преданных, таких как Гаджендра и Махараджа Пратапарудра.

Текст 4

Йугапан навйанадан
Пракиртайан йути виндате шешам
Картринй абхушита-пуртер
джайанти намани тани кришнасйа

В святых именах Господа Кришны, который исполняет желания каждого, заключена вся красота. Ананта Шеша находит постоянно обновляющееся счастье в прославлении Его святых имен.

Текст 5

Йенанайка-пумартха-
Хари-бхакташ тан намасйамах
Бхашйа йасйа крипайа
Намартха-судха бхавед этат

Мы почтительно склоняемся перед теми великими преданными, которые полностью предались пению святых имен Господа Хари. Именно по их милости я способен писать эту «Намартха-судха-бхашйу» («Нектарное значение святых имен Господа Хари») - комментарий на «Вишну-сахасра-наму».



ШРИ ВИШНУ-САХАСРА-НАМА-СТОТРА


Текст 1

Вайшампайана увача

Шрутвам дхарман ашешена
Паванани ча сарвашам
Йудхиштхирах шантанавам
Пунар эвабхйабхашата

Узнав все о заповедях религии и обо всех местах паломничества, Йудхиштхира спросил Бхишму, сына Махараджи Шантану.


Текст 2

Ким эка дайватам локе
Ким вапй экам парайанам
Стувантах ках кам арчантах
Праприйур манавах шубхам

Йудхиштхира сказал: Поведай мне, пожалуйста, кто есть Верховная Личность Бога, высший контролирующий вселенной? Каково окончательное предназначение всех живых существ? Кого должны прославлять люди и кому они должны поклоняться, чтобы обрести благочестие?

Текст 3

Ко дхармах сарва-дхарманам
Бхаватах парамо матах
Ким джапан мучйате джантур
Джанма-самсара-бандханат

Какую из религиозных практик ты считаешь лучшей? Какую мантру следует повторять, чтобы освободиться из круговорота повторяющихся рождений и смертей?


Текст 4

Шри-бхишма увача

Джагат-прабхум дева-девам
Анантам пурушоттамам
Стуван нама-сахасрена
Пурушах сатототтхитах

Бхишма сказал: Верховная Личность Бога контролирует все движущиеся и неподвижные существа во вселенной, и Он – властелин, которому поклоняются все полубоги. Его необыкновенные формы и качества безграничны, и Он – лучший из людей. Нужно всегда с воодушевлением прославлять Его, воспевая «Вишну-сахасра-наму»


Текст 5

Там эва чарчайан нитйам
Бхактйа пурушам авйайам
Дхйайан стуван намасйаш ча
Йаджаманаш там эва ча

С великой верой преданный должен поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Кришне, чей образ, качества, богатства и развлечения вечны и трансцендентны. Преданный должен прославлять Его, непрерывно размышлять о Его необыкновенном образе и с почтением падать ниц перед Ним.


Текст 6

Анади-нидханам вишнум
Сарва-лока-махешварам
Локадхйакшам стуван нитйам
Сарва-дукхатиго бхавет

Не было такого времени, когда бы Господь Вишну появился на свет, и никогда Он не прекратит существование. Он – верховный владыка всех планет, всех живых существ и всех полубогов, управляющих вселенной. Он – трансцендентный, всевидящий и всезнающий свидетель. Человек, который регулярно прославляет Его, освобождается от всех материальных бедствий и наполняется необыкновенным счастьем.

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие стихи, описывающие великое могущество прославления Господа Кришны.

Сакшад уччаритам йена
Харир итй акшарам двайам
Баддхах парикарас тена
Мокшайа гаманам прати
«Воспевая эти два слога – ха и ри – даже случайно, человек освобождается из материального рабства».

Сакшад эва паригйатам
Сримддхайа хелайа ва
бхригувара нара-матрам
тарайет кришна-нама
«О лучший из династии Бхригу, тот, кто всего один раз произносит святое имя Господа Кришны – будь то с верой, небрежно, или даже презрительно, - освобождается из материального рабства».


Текст 7

Брахманйам сарва-дхармагйам
Локанам кирти-вардханам
Лока-натхам махад-бхутам
Сарва-бхута-бхаводбхавам

Господь Вишну – защитник и доброжелатель брахманов, знаток всех религиозных заповедей. Он увеличивает славу Своих преданных. Он – верховный повелитель всех планетных систем, полных всевозможных богатств, и прародитель Брахмы, Шивы и всех живых существ.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие стихи из «Махабхараты», где Кришна объясняет, что Он – источник всех живых существ:
Праджапатйа ча рудрам чапй
Ахам эва сриджами вай
Тау хи мам на виджанито
Мама майа-вимохитау
«Прародители, Шива и другие созданы Мной, но они не знают об этом, ибо введены в заблуждение Моей иллюзорной энергией».


Текст 8

Эша ме сарва-дхарманам
Дхармо дхикатамо матах
Йад бхактйа пундарикакшам
Ставайр арчан нараш сада

Я считаю, что лучшая духовная деятельность – это преданное служение лотосоокому Господу Кришне через вознесение молитв, прославляющих Его и содержащих Его святые имена.

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие стихи из ведической литературы, описывающие красоту пения святых имен Господа Кришны.

Шрути-мантра объясняет:
Асйа джананто нама чид-вивактана-махас те вишно суматим бхаджамахе ом тат сат
«О Господь Вишну, мы поклоняемся Тебе, полностью осознавая духовную природу Твоих святых имен».

«Падма-пурана» объясняет:
нама чинтаманих кришнаш
чайтанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
бхиннатвам нама-наминох
«Святое имя «Кришна» необычайно сладостно. Оно дарует все духовные благословения, поскольку оно – Сам Кришна, вместилище всего наслаждения. Имя Кришны совершенно; оно – воплощение всех трансцендентных вкусов. Оно ни в коем случае не материально; оно не менее могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не осквернено материальными качествами, не может быть и речи о его связи с гунами. Имя Кришны всегда свободно от них и духовно; оно не обусловлено законами материальной природы. И это потому, что имя Кришны и Сам Кришна тождественны».


Текст 9

Парамам йо махат-теджах
Парамам йо махат-тапах
Парамам йо махад брахма
Парамам йах парайанам

Господь Кришна – Верховная Личность Бога. Он в высшей степени могущественен и великолепен, и именно от Него солнце и другие светила получают свое сияние и жар. Он – окончательное прибежище всех живых существ. Сияние Брахмана – это Его частичное проявление.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана указывает в комментарии, что Кришна – Верховная Личность Бога, а полубоги – его представители. В связи с этим он приводит следующий стих из смрити-шастры.
Йад-бхайа ватах павате бхайодйути сурйах
Бхайосамад агниш чандраш ча мритйур дхавати
«Из страха перед Верховной Личностью Бога дует ветер и восходит солнце. Из страха перед Ним огонь, луна и смерть исполняют свои обязанности».


Текст 10

Павитранам павитрам йо
Мангаланам ча мангалам
Дайватам деватанам ча
Бхутанам йо вйайах пита

Господь Кришна очищает всех очищающих, и именно Он наделяет места паломничества могуществом предотвращать греховные реакции. Он – самый благоприятный из всех благоприятных; Он наделяет Ганешу и других властью устранять препятствия. Он – наиболее почтенная личность; Он выше Брахмы и остальных полубогов. Он – вечный, изначальный отец всех живых существ.


Текст 11

Йатах сарвани бхутани
Бхавантй ади-йугагаме
Йасмиш ча пралайам йанти
Пунар эва йуга-кшайе

Все живые существа в начале творения исходят из Господа Кришны. Когда творение проявлено, Он поддерживает их, а во время разрушения они снова входят в Него.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что Верховная Личность Бога – источник целого творения. Он приводит авторитетное утверждение «Веданта-сутры» (1.1.2.) джанмадй асйа йатах («Абсолютная Истина – тот, от кого произошло все»).


Текст 12

Тасйа лока-прадханасйа
Джаган-натхасйа бху-пате
Вишнор нама-сахасрам ме
Шриру папа-бхайапахам

Услышь, пожалуйста, от меня тысячу имен Господа Вишну, верховного владыки, управляющего вселенной. Эти святые имена защищают от страха перед реакциями на прошлые грехи.


Текст 13

Йани намани гаунани
Викхйатани махатманах
Эшибхих паригхритани
Тани вакшйами бхутайе

Сейчас ради достижения высшей цели жизни я воспою святые имена Господа Вишну. Великие мудрецы прославляют эти святые имена, описывающие необыкновенные качества и развлечения Господа.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что Господь Кришна остается Верховной Личностью Бога, хоть и проявляется во множестве форм, подобно тому, как камень вайдурйа остается одним и тем же, хотя кажется, что он меняет цвет. В «Гопала-тапани-упанишад» объясняется:
Эко вай сарвагах кришна итйа
Эко пи сан бахудха йо вабхати
«Господь Кришна – всемогущая трансцендентная Личность Бога, которому поклоняются. Хотя Он един, Он проявил Себя во множестве форм».


«Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) также объясняет:
кришнас ту бхагаван свайам
«Все вышеупомянутые воплощения являются или полными частями, или частями полных частей Бога, но Господь Шри Кришна – изначальная Личность».

Шрила Баладева Видйабхушана говорит: «Появляясь в неисчислимых образах, Бог иногда являет все Свои энергии, а иногда – лишь некоторые из них. В образе Господа Нарайаны Он являет все Свои энергии, а как кала (частичные) расширения – лишь некоторые. Он становится Господом Васудевой, не имеющим никакой связи с материальным миром, а затем – Санкаршаной, Прадйумной и Анируддхой. Он является Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, и это – Его всецело духовные формы, известные как пуруша-аватары. От Господа Гарбходакашайи Вишну исходят Курма и другие лила-аватары (игровые воплощения), а также манвантара- (воплощения в течение эпохи Ману) и йуга-аватары (воплощения на каждую йугу). Все эти воплощения прославлены в стихах Пуран».

Сознавая, что Господь Кришна является изначальной формой, от которой исходят все остальные, Бхишма начинает декламировать святые имена, описывающие различные формы и развлечения Господа.


Текст 14

ом вишвам вишнур вашаткаро
бхута-бхавйа-бхават-прабхух
бхута-крид бхута-бхрид бхаво
бхутатма бхута-бхаванах

Позвольте мне выразить почтение Верховной Личности Бога, пронизывающему всю вселенную (Вишну). Ему поклоняются ведическими жертвоприношениями (Вашаткара). Он – вечный высший управляющий во всех фазах времени – прошлом, настоящем и будущем (Бхута-бхавйа-бхават-прабху). Он – создатель космического проявления (Бхута-крит), и Он поддерживает его (Бхута-бхрид). Он – владыка всех духовных и материальных энергий (Бхава) и создатель всех живых существ (Бхутатма), а также доброжелатель, увеличивающий их благосостояние (Бхута-бхавана).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана описывает творение, опираясь на Упанишады:
со камайата баху сида праджйейам
«Верховная Личность возжелал стать многими и проявить мироздание с помощью Своей энергии».


Текст 15

путатма параматма ча
муктанам парама гатих
авйайах пурушах сакши
кшетрагйо кшара эва ча

Господь Кришна в высшей степени чист (Путатма), и Он – Сверхдуша (Параматма). Он – высшая цель и предназначение освобожденных душ (Муктанам парама гатих) и вечная (Авйайа) Верховная Личность (Пуруша). Он – свидетель всего происходящего (Сакши), знающий все, что случается с каждым живым существом (Кшетрагйа), и Он непогрешим (Акшара).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что хотя Господь Кришна – создатель космического проявления, Он остается в стороне от этого. По этой причине Он всегда свободен от материального осквернения и в высшей степени чист.


Текст 16

Його йога-видам нета
Прадхана-пурушешварах
Нарасимха-вапух шриман
Кешавах пурушоттамах

Он – кладезь йогического совершенствования, и успех в практике йоги зависит от Него (Йога). Он – лидер тех, кто преуспел в йоге (Йога-видам нета) и Верховный повелитель материальной вселенной и населяющих ее живых существ (Прадхана-пурушешварах). Даже в образе получеловека-полульва (Нарасимха-вапух) Он необычайно красив (Шриман). Он – отец Брахмы и Шивы (Кешава) и Верховная Личность (Пурушоттама).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Кешава, данное Господом Шивой:

Ка ити брахмано нама
Ишо хам сарва-дехинам
Авам таванга-шамбхутау
Тасмат кешава-нама-бхук

«Ка – имя Брахмы, а я (Шива) известен как Иша, потому что я – владыка всех живых существ, заключенных в материальные тела. О Господь Кришна, Ты известен как Кешава (отец Брахмы и Шивы), поскольку мы рождены из Твоего тела».

Господь Кришна известен как Пурушоттама, потому что Он – лучший из людей, - и обусловленных, и освобожденных. Сам Господь объяснил значение этого имени в «Бхагавад-гите» (15.18):
Йасмат кшарам атито хам
Акшарад апи чоттамах
Ато сми локе веде ча
Пратхитах пурушоттамах
«Поскольку Я трансцендентен и непогрешим, и поскольку Я – самый великий, и Веды, и мир славят Меня как Высшую Личность».


Текст 17

Сарвах шарвах шивах стханур
Бхутадир нидхир авйайах
Самбхаво бхавано бхарта
Прабхавах прабхур ишварах

Господь Кришна вездесущ, и поэтому Он – все (Сарва). Он в высшей степени благословенный (Шарва) и всеблагой (Шива). Он всегда очень милосерден (Стхану), и Он – создатель всех живых существ (Бхутади). Он всему приносит счастье (Нидхи), и Он нетленен (Авйайа). Всегда погруженный в мысли о том, как защитить преданных (Бхавана), Он нисходит ради этого в материальный мир (Самбхава). Он – опора преданных (Бхарта) и источник всего (Прабхава). Он – Верховный Властитель, способный на любой подвиг, который не под силу Брахме или кому бы то ни было еще (Прабху) и Верховный контролирующий всех живых существ (Ишвара).

Комментарий: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит слова Арджуны, объясняющие, каким образом Кришна является всем («Бхагавад-гита» 11.40):
Сарвам самапноши тато си сарвам
«О Кришна, Ты вездесущ, и поэтому Ты – все».

Явление Господа Кришны в этом материальном мире для защиты преданных объясняется Самим Господом в «Бхагавад-гите» (4.8):

Паритранайа садхунам
Винашайа ча душкритам
Дхарма-самстхапанартхайа
Самбхавами йуге йуге

«Чтобы защитить преданных и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам являюсь из века в век».

Примером осуществления Господом этих планов может служить убийство Им Хиранйакашипу и защита Прахлады.


Текст 18

Свайамбхух шамбхур адитйах
Пушкаракшо махасванах
Анади-нидхано дхата
Видхата дхатур уттамах

Господь Кришна самодостаточен (Свайамбху), а Его необыкновенные благоприятные качества приносят преданным большое счастье (Шамбху). Среди полубогов Он появляется в великолепном золотом образе (Адитйа), и Он трансцендентен (Пушкаракша). Он – высший объект поклонения (Махасвана), Он никогда не был рожден и никогда не умрет (Анади-нидхана). Изначальный создатель(Дхата), Он также изначальный ведический законодатель (Видхата) и Высшая Личность (Дхатур уттама).

Примечание: Самодостаточность Кришны описана в Ишопанишад (мантра 8):
Кавир маниши парибхух свайамбхух
«Верховная Личность – самодостаточный философ, всезнающий и величайший».
Каким образом все исходит из Бога, объясняется в шрути-шастре: «Верховная Личность Бога трансцендентна».
Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие цитаты из шрути, объсняющие созидательную способность Кришны:
Тасйа ва этасйа махато бхутасйа нишваситам этад йад риг-ведо йаджур-ведам
«Риг-веда и Йаджур-веда исходят из дыхания Верховной Личности Бога».

Йо брахмана видадхати пурва йо видйаш тасмай джапайати са кришнаш
«Это Кришна в начале наставил Брахму в ведическом знании, и Он же распространял ведическое знание в былые времена».

В «Бхагавад-гите» (14.3) Сам Кришна объясняет, что Он – изначальный творец всех живых существ:
Мама йонир махад брахма
Тасин гарбха дадхамй ахам
Самбхаваш сарва-бхутанам
Тато бхавати бхарата
«О сын Бхараты, совокупная материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, и именно ее Я пронизываю, давая всем живым существам возможность появиться на свет».


Текст 19

Апрамейо хришикешах
Падма-набхо мара-прабхух
Вишва-карма манус твашта
Стхавишташ стхавиро дхрувах

Господь Кришна безграничен и непостижим ограниченными чувствами Брахмы и других полубогов (Апрамейа), но Сам является господином чувств (Хришикеша). Господь Брахма родился на лотосе, растущем из Его пупка (Падма-набха). Кришна – властелин полубогов (Амара-прабху), наделяющий их полномочиями созидать и поддерживать материальную вселенную. Пребывая в сердцах Брахмы и других полубогов, Он наделяет их способностью созидать и поддерживать вселенную (Вишва-карма). Он всеведущ (Ману), а Его образ поражает красотой и великолепием (Твашта). Он творит неисчислимые вселенные Своей собственной непостижимой энергией (Стхавиштха), и Он вечен (Стхавира и Дхрува).

Примечание: Безграничность и неизмеримость Господа Кришны объясняется Господом Брахмой так:

На хй ади-мадхйантам аджасйа йасйа
Видмо вайа сарвамайасйа дхатам
«Ни я, ни другие полубоги не можем понять и не поймем в будущем явление, бытие и уход трансцендентной Верховной Личности Бога, создателя всего сущего».

Красота Господа Кришны описывается в следующей цитате из шрути-шастры:
Сарвани рупани вичитйа дхиро
Намани критвабхивадан йад асте
«Святые преданные размышляют о красоте форм Верховной Личности Бога и поют Его святые имена».

Шрути-шастра подтверждает и тот факт, что Господь Кришна – источник и первопричина вселенной:
Нистараш сарва-бхутасйа
Вишнор вишвам ида джагат
«Из Господа Вишну изошла целая вселенная и все живые существа».

Непостижимые энергии Господа описаны в «Шваташватара-упанишад» (6.8):
Парасйа шактир вивидхайва шруйате
Свабхавики гйана-бала-крийа ча
«Верховная Личность Бога располагает столь могущественными энергиями, что все его желания исполняются тут же и самым совершенным образом».

Далее это объсняется следующим образом:
Прадхана-кшетрагйа-патир гунешам
«Верховная Личность Бога контролирует материальное проявление и живые существа. Он – властелин гун природы».


Текст 20

Аграхйах шашватах кришно
Лохитакшах пратарданах
Прабхутас трикакуд дхама
Павитрам мангалам парам

Верховная Личность Бога – нематериальная причина материального проявления (Аграхйа), и Он вечен (Шашвата). Его образ вечно всепривлекающ (Кришна), а Его чарующие глаза красноватого цвета (Лохитакша). Он устраняет беды Своих преданных (Пратардана), и Он – верховный монарх (Прабхута). Он обитает в духовном мире, который составляет три четверти творения (Трикакуд-дхама). Он безупречно чист, свободен от материальной скверны и верховный очищающий (Павитра). Он – высшее благо (Мангалам парам).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что наиболее важный образ Всевышнего – образ Кришны. Этот образ полностью духовен и напоен духовным счастьем. Он чрезвычайно красив и сравнивается с изящным цветком атаси. Этимологическое происхождение имени Кришна приводится в «Махабхарате» (Удйога-парва, 71.4):
Кришир бху-вачакам шабдо
Наш ча нирвети-вачакам
Тайор айкйа пара брахма
Кришна итй абхидхийате
«Слово «криш» указывает на привлекательность Бога, а «на» означает духовное блаженство. Когда к глаголу «криш» прибавляется «на», получается слово «кришна», указывающее на Абсолютную Истину».

Из всех имен Верховной Личности Бога Кришна – самое главное, что подтверждает Сам Господь:
Намнам мукхйатама нама
Кришнакхйа ме парантапа
«Мой дорогой Арджуна, «Кришна» - наиболее важное из всех Моих имен».

Чарующие глаза Господа красноваты. Это описано в шрути:
Самавришо лохитакшах
«Цвет лица Верховного Господа подобен темному грозовому облаку, а Его глаза красноваты».

Красота глаз Господа описана также в смрити:
Мада-вигхурнита-лочана ичан манадах сав-сухридам вана-мали
«Верховная Личность Бога носит изящную гирлянду из лесных цветов, а Его глаза движутся так, как будто Он опьянен. Он очень любезен и нежен со Своими друзьями, не упуская возможности похвалить их».

Господь Кришна – высшее благо. Это подтверждается в смрити-шастре:
Ашубхани нирачаште
Таноти шубха-сантатим
Смрити-матрена йат пумсам
Брахма тан мангалам видух
«Просто памятованием Верховной Личности Бога изгоняется все зловещее, а благоприятное становится очевидным. Поэтому Личность Бога известна как высшее благо».

Смрити-шастра опять подтверждает это:
Мангалайа парасмай намах
«Я выражаю почтение Личности Бога, который есть высшее благо».


Текст 21

Ишанах пранадах прано
Джйештхах шрештхах праджапатих
Хиранйагарбхо бхугарбхо
Мадхаво мадхусуданах

Господь Кришна – создатель всего (Ишана). В Своем образе первого пуруша-аватары, Каранодакашайи Вишну, Он дает жизнь, наделяет сознанием и восприятием живые существа (Пранада). Как второй пуруша-аватара, Он – жизненная сила, поддерживающая живые существа (Прана). Он – старейшая личность (Джйештха), лучший из всех, обладатель необыкновенных качеств (Шрештха). Он – владыка Гаруды и других вечно освобожденных душ (Праджапати), а Его духовное царство сияет золотом (Хиранйагарбха). Он – творец планеты Земля (Бхугарбха) и супруг богини процветания Лакшми-деви (Мадхава). Памятование о Нем разрывает круговорот рождений и смертей в материальном мире (Мадхусудана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Пранада так:
Буддхиндрийа-манах-пранам
Джананам ашешат прабхух
«Верховная Личность Бога создал интеллект, сознание, чувства и силу жизни многих живых существ».

Господь Кришна – повелитель всех живых существ. Это описано в шрути:
Тад акшаре параме праджах
«Нетленная Личность Бога – верховный повелитель и отец всех живых существ».

Духовное царство Господа великолепно, как золото. Это подтверждается в шрути-шастре:
Хиранмайе пуре коше
Вираджа брахма нишкалам
«Безупречно чистая Личность Бога обитает в духовном мире, озаренном золотым сиянием».

Шрила Баладева Видйабхушана так объясняет значение имени Мадхава: «ма» указывает на Лакшми-деви, богиню процветания. «Дхава» значит муж. Поэтому «Мадхава» означает «супруг богини процветания».
В связи с этим в «Пуруша-сукте» сказано:
Шриш ча те лакшмиш ча патнйау
«Шри и Лакшми – супруги Верховной Личности Бога».
Шрила Бхактивинода Тхакур подчеркивает, что Шримати Радхарани – главная богиня процветания, и поэтому имя «Мадхава» также означает «супруг Шримати Радхарани» или супруг гопи во Враджабхуми.
Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени «Мадхусудана», данное Господом Шивой:
Мадхух самсара-намети
тато мадху-нисуданах
«Мадху» означает материальное существование, рождение и смерть, а «нисудана» значит убийца. Поэтому имя «Мадхусудана» означает «Тот, кто кладет конец круговороту рождений и смертей».


Текст 22

Ишваро викрами дханви
Медхави викрамах крамах
Ануттамо дурадхаршах
Критагйах критир атмаван

Господь Кришна – Верховный Повелитель (Ишвара), чье могущество безгранично (Викрами). В Его распоряжении – волшебный лук шринга (Дханви), и Он в высшей степени разумен и опытен (Медхави). Он способен переноситься в любое место немедленно даже без помощи Гаруды (Викрама и Крама), и нет никого, кто превосходил бы Его или был бы Ему равен (Ануттама). Непреданные не могут приблизиться к Нему (Дурадхарша), и Он очень благодарен тем, кто предлагают Ему даже маленький лист туласи или лесной цветок с искренней преданностью (Критагйа). Его иллюзорная энергия, майа, вовлекает обусловленные души в кармическую деятельность (Крити), но с
освобожденными душами Его связывает вечная любовь (Атмаван).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя «Ануттама», цитируя ведическую литературу:
На тат самаш чабхйадхикаш ча дешйате
«Никто не превосходит Верховную Личность Бога и не равен Ему».
(«Шветашватара-упанишад, 6.8)

маттах паратарам нанйат
«О Арджуна, нет истины выше Меня» («Бхагавад-гита», 7.7)

Имя «Критагйа» объяснил Сам Господь:
Патрам пушпам пхалам тойам
Йо ме бхактах прайаччхати
Тад ахам бхактй-упахетам
Ашнами прайататманах
«Если кто-либо предложит мне с любовью и преданностью лист, цветок, плод или воду, Я приму это». («Бхагавад-гита», 9.26)


Текст 23

Сурешах шаранам шарма
Вишва-ретах праджа-бхавах
Ахах самватсаро вйалах
Пратйайах сарва-даршанах

Господь Кришна – властелин полубогов и благодетель достойных преданных (Суреша). Он защищает и устраняет бедствия тех, кто предаются Ему (Шаранам), и Он исполнен неземного блаженства (Шарма). Он владеет всеми духовными искусствами (Вишварета), и Он – отец всех живых существ (Праджабхава). Подобно солнечному свету, Он пробуждает обусловленные души от сна долгой ночью материального невежества (Ахар) и спасает преданных из внушающего страх океана рождений и смертей (Самватсара). Все входит в Него во время опустошения, и в то же время Он – дорогой друг Шримати Радхарани, Тараки и Пали (Вйала). Он – единственный, кому можно полностью довериться (Пратйайа). Он являет Свой образ, качества и все Свое окружение искренним преданным, тщательно следующим наставлениям духовного учителя и Вед (Сарвадаршана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени «Шарана» из ведической литературы:
Сарвасйа шаранам сухрит
«Верховная Личность Бога – друг и защитник всех живых существ».

Имя «Шарма» объясняется в шрути-мантре:
Анандам брахма
«Верховная Личность Бога исполнена трансцендентного блаженства».

Имя «Самватсара» объясняет Сам Господь:
Тешам ахам самуддхарта
Мритйу-самсара-сагарат
Бхавами ме чират партха
Майй авешита-четасам
«О сын Притхи, тех преданных, чей ум сосредоточен на Мне, Я быстро вызволяю из океана рождений и смертей». («Бхагавад-гита, 12.7)

Далее Господь провозглашает:
Дадами буддхи-йогам там
Йена мам упайанти те
«Тем, кто полностью предаются Мне и поклоняются Мне с любовью, Я даю понимание, с помощью которого они могут приблизиться ко Мне».
(«Бхагавад-гита»,10.10)

Господь Капиладева описывает имя «Сарва-даршана» так:
Пашйанти те ме ручиранй амба сантах
Прасанна-вактраруна-лочанани
Рупани дивйани вара-прадани
Сукха вача сприханийа ваданти
«О матушка, Мои преданные всегда видят перед собой Мое улыбающееся лицо с глазами цвета восходящего солнца. Они любят созерцать Меня в различных всеблагих трансцендентных образах и обращаются ко Мне со сладкими словами».
(«Шримад-Бхагаватам», 3.25.35)

Текст 24

Аджах сарвешварах сиддхах
Сиддхих сарвадир ачйутах
Вришакапир амейатма
Сарва-йога-винихшритах

Хотя Господь Кришна не рождается в материальном теле, связанный законами судьбы, подобно обычному живому существу, Он все же появляется в этом мире в деревне Вриндавана, и лишь ради того, чтобы принести трансцендентное счастье Своим преданным (Аджа). Господь Кришна – повелитель Брахмы, всех полубогов и всех живых существ (Сарвешвара), знающий все, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдет в будущем (Сиддха). Он исполнен безграничного могущества (Сиддхи), и Он – источник всего сущего (Сарвади). Он защищает Своих преданных от падений (Ачйута). Он исполняет их желания и вселяет страх в демонов (Вришакапи). Его образ и познания безграничны и неизмеримы, и он в высшей степени дорог преданным (Амейатма). Он всегда свободен от связи с материей (Сарва-йога-винихшрита).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Сарвади из «Шримад-Бхагаватам» (10.81.19):
Сваргапаваргайох пумсам
Расайам бхуви сампадам
Сарвасам апи сиддханам
Мулам тач-чаранарчанам
«Каждый, кто поклоняется лотосным стопам Господа Кришны, достигает и освобождения, и небесного счастья в пределах этого мира. Такое поклонение – причина достижения всех мистических сил и любых богатств – земных и райских».

Значение имени Ачйута объясняет Сам Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (6.30):
Тасйахам на пранашйами
Са ча ме на пранашйати
«Тот, кто видит Меня повсюду и все во Мне, для того Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня».


Текст 25

Васур васуманах сатйах
Саматма саммитах самах
Амогхах пундарикакшо
Вришакарма вришакритих

Господь Кришна вечно пребывает в сердцах преданных, которые наслаждаются слушанием и воспеванием Его красоты (Васу). Он размышляет о том, как увеличить трансцендентные богатства преданных, которые считают Его своим единственным богатством (Васу-манах). Сам Он никогда не лжет и очень дорог столь же правдивым преданным (Сатйа). Он принимает роль равного в своих отношениях с преданными, которые желают общаться с Ним в сакхйа-расе, или дружить (Саматма); Он поступает так по Своему великодушию (Саммита), а также для того, чтобы прославить преданных, связанных с Ним дружбой и другими расами (Сама). Он дарит бесценную возможность личного служения Себе – тем, кто предаются Ему (Амогха), и Он всегда проявлен в лотосоподобных сердцах чистых преданных (Пундарикакша). Он исполняет их желания (Вишвакарма), и Его трансцендентная красота не имеет себе равных (Вришакрити).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Васу, приводя цитату из смрити-шастры:
Мад-бхакта йатра гайанти
Татра тиштхами нарада
«О Нарада, Я там, где преданные прославляют Мои деяния».

Царица Кунтидеви объясняет значение имени Васу-манах следующими словами:
Намо кинчана-виттайа
«О Господь Кришна, мое почтение Тебе, богатству материально нищих».

Имя Амогха объясняет Господь Кришна в смрити-шастре:
Амогха бхагавад-бхактир
Нетарети матир мама
«Я не склонен занимать чистым преданным служением Себе всех и каждого, но дарую его лишь нескольким редким душам».

Имя Вришакрити объясняется в смрити-шастре:
Бибхрад вапух сакала-сундара саннивеша
Кармачаран бхуви сумангалам апта-камах
«Необыкновенный образ Господа Кришны прекрасен и благоприятен. Все Его желания исполняются сами собой. Он появился на планете Земля и насладился Своими необычайными развлечениями».


Текст 26

Рудро баху-шира бабхру
Вишва-йоних шучи-шравах
Амритах шашватах стханур
Варарохо маха-тапах

Господь Кришна исцеляет обусловленные души от одолевшей их болезни материального существования (Рудра) и проявляется как тысячеглавый Господь Ананта (Баху-шира). Он поддерживает (Бабхру) и создает (Вишва-йони) миллионы вселенных. Будучи безупречно чистым, Он очищает от всей скверны сердца Своих истинных преданных (Шучи-шравах). Его красота сладостна, как нектар, и Он спасает преданных из круговорота рождений, старости и смерти (Амрита). Он вечно (Шашвата) проявляется перед чистыми преданными и приносит Им необыкновенное счастье (Стхану). Всегда пребывая в Своей вечной обители, на Голоке Вриндаване, Он вызволяет преданных из круговорота рождений и смертей (Варароха). Он – независимая первопричина множественных страданий материального существования (Маха-тапах).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Рудра из смрити-шастры:
Руджа дравайате йасмад рудрас тасмадж джанарданах
«Поскольку Господь Джанардана исцеляет от болезни материальной жизни, Он известен как Рудра».

Имя Баху-ширах описано в молитве «Пуруша-сукта»:
Сахасра-ширша пурушах
«Верховная Личность проявляется как тысячеглавый Господь Ананта».

Господь Кришна объясняет значение имени Шучи-шравах в следующем стихе из смрити-шастры:
Шучани шравалайани
Шиломиха дхананджайа
На ча папани гехйами
Тато хам вай шучи-шравах
«О Дхананджайа, Я никогда не оскверняюсь никаким грехом и потому известен как Шучи-шравах».


Текст 27

Сарвагах сарва-вид бханур
Вишваксено джанарданах
Ведо веда-вид авйанго
Веданго веда-вит кавих

Господь Кришна присутствуют всюду в материальном проявлении, которое составляют 24 элемента, и отвечает на любовь Своих преданных (Сарвага). Он знает, что есть благо и что есть зло, а также все, что происходит в духовном и материальном мирах (Сарва-вит). Он подобен сияющему солнцу, что озаряет мир (Бхану). Он подобен генералу, разместившему своих помощников в каждом уголке вселенной для ее защиты (Вишваксена). Он сокрушает демонов, пытающихся нарушить мир, и защищает святых преданных, избавляя их от всех страданий (Джанардана). Он проявляется в ведических гимнах (Веда) и знает Веды (Веда-вит). Шесть Веданг, описывающих грамматику, астрономию и подобные предметы, не говорят о Нем непосредственно (Авйанга), но содержат Его наставления (Веданга).
Он – самый знающий богослов, философ и поэт (Кави).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Веда из смрити-шастры:
Ведо нарайанах сакшат
«Веды – непосредственное проявление Господа Нарайаны».

Имя Веда-вит описано Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (15.15):
Веданта-крид веда-вид эва чахам
«Я – составитель Веданты и знаток Вед».


Текст 28

Локадхйакшах сурадхйакшо
Дхармадхйакшах критакритах
Чатур-атма чатур-вйухаш
Чатур-дамштраш чатур-бхуджах

Господь Кришна – повелитель вайшнавов, преданно служащих Ему, и вайдика-брахманов, которые поклоняются Ему, совершая агнихотра-йагйи (Локадхйакша). Он – повелитель всех полубогов (Сурадхйакша), установивший религиозные принципы, и судья всех живых существ (Дхармадхйакша). Он полностью свободен от контакта с материей (Критакрита), и Он распространяет Себя как Господь Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха (Чатур-атма и Чатур-вйуха). Он обладает всеми 14 качествами возвышенной личности (Чатур-дамштра) и проявляется как Господь Вишну, держащий четыре оружия – раковину, диск, булаву и лотос (Чатур-бхуджа).


Текст 29

Бхраджишнур бходжанам бхокта
Сахишнур джагад-адиджах
Анагхо виджайо джета
Вишва-йоних пунар-васух

Господь Кришна излучает свет (Бхраджишну) и обеспечивает всем необходимым для жизни каждого (Бходжана). Он наслаждается пищей и другими вещами, предложенными Ему с преданностью, и защищает любящих преданных (Бхокта). Он не остается равнодушным к козням демонов (Асахишну), но прощает нарушения, случайно допущенные преданными (Сахишну). Он – отец Господа Брахмы, первого существа во вселенной (Джагад-адиджа). Даже нисходя в полный скверны материальный мир, Он остается чистым и исполненным трансцендентного счастья (Анагха). Он всегда побеждает (Виджайа) и считается Высшей Личностью, поскольку способен нанести поражение любому полубогу или обычному живому существу (Джета). Он – изначальный создатель всех вселенных (Вишва-йони), вновь и вновь появляющийся в пределах этого материального мира, чтобы защищать преданных (Пунар-васу).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Джагад-адиджа, данное Господом Брахмой в смрити-шастре:
Йасйа прасадад ахам ачуйтасйа
Бхутам праджа-сришти-каро пта-кару
Кродхаш ча рудраш стхити-хету-бхуто
Йасмаш ча мадхйе пурушах парастат
«Рожденный из милосердия непогрешимого Господа Кришны, я кажусь творцом живых существ в этом мире. Шива рожден из гнева Господа Кришны, чтобы уничтожать вселенные, а Сам Господь становится Вишну, изначальной личностью, чтобы поддерживать вселенную».

Текст 30

Упендро ваманах прамшур
Амогхах шучир урджитах
Атиндрах санграхах сарго
Дхритатма нийамо йамах

Господь Кришна – самый младший брат Индры (Упендра), который в образе юного брахмачари помог ему и обманул Бали Махараджу (Вамана). В этом воплощении Господь стал таким высоким, что одним шагом покрыл всю вселенную (Прамшу). Его деяния всегда венчаются успехом (Амогха), и Он безупречно чист (Шучи). Он так могущественен (Урджита), что легко победил армию Бали; силой Он превосходит Индру (Атиндра). Он принимает тех, кто предаются Ему (Санграха). Он сотворил полубогов и всех остальных (Сарга). Он очаровывает и восхищает сердца и умы Индры и других преданных (Дхритатма). Он руководит преданными (Нийама), пребывая в их сердцах и умах (Йама).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что все имена, перечисленные в этом стихе, описывают воплощение Бога как Ваманадева. Смрити-шастра так описывает Господа Ваману:
Двадашайвадитех путрах
Шакра-мукхйа нарадхипа
Тешам авараджо вишнур
Йатра локах пратиштхитах
«О царь, Адити родила двенадцать сыновей. Старшим был Индра, а самым младшим – Вамана, кто фактически был Самим Господом Вишну, местом успокоения всех планетарных систем».

Имя Прамшу упоминается в смрити-шастре:
Тойе ту патите хасте
Вамано бхед аваманал
Сарва-девамайа рупа
Даршайам эша вай бхуви
«Хотя Господь Вамана казался маленьким мальчиком, Он быстро увеличился в размере и принял форму, включающую всех полубогов».


Текст 31

Ведйо вайдйах сада-йоги
Вирахо мадхаво мадхух
Атиндрийо маха-майо
Махотсахо маха-балах

Господь Кришна в образе Курма-аватары даровал нектар полубогам и устранил их бедность (Ведйа). Он явился как Господь Дханвантари, изначальный целитель, который избавляет человечество от болезней одной Своей славой. В этой Своей форме Он отдал нектар полубогам (Вайдйа), поскольку всегда заботится об их благополучии (Сада-йоги). Он убивает могучих демонов, таких как Камса, и тех, кто желает воевать с полубогами за добытый из молочного океана нектар (Вираха). Он – супруг Лакшми-деви, рожденной из молочного океана (Мадхава), очаровавший ее и всех праведных полубогов Своей красотой и обаянием (Мадху). Забрав у полубогов нектар, Он исчез, ибо всегда остается незримым для непреданных (Атиндрийа). Потом Он принял образ привлекательной женщины Мохини-мурти, покорив демонов и даже Господа Шиву (Маха-майа). Так Он бескорыстно помог полубогам, увенчав успехом их планы (Махотсаха) и явил Свое великое искусство покорять каждого (Маха-бала).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что имена, перечисленные в этом стихе, описывают воплощения Бога (Курма, Дханвантари и Мохини-мурти), появившиеся во время пахтания молочного океана полубогами и демонами.

Смрити-шастра объясняет имя Вираха:
Супарна-пакшубхихата нипетур данаваршабхах
«Когда Господь Вишну воевал с демонами, Он восседал на Гаруде. От одних ударов крыльев Гаруды демоны пали».

Имя Мадхава также может означать «владыка всего трансцендентного знания». Это подтверждает Господь Шива:
Мавидйа ча харех прокта
Тасйам ишо йато бхаван
Тасман мадхава-намаси
Пурвам ахути шабдитах
«О Господь Хари, высшее знание известно как «ма», и поскольку Ты – владыка всего трансцендентного знания, Ты известен как «Мадхава».


Текст 32

Маха-буддхир маха-вирйо
Маха-шактир маха-дйутих
Анирдешйа-вапух шриман
Амейатма махадри-дхрик

Господь Кришна в высшей степени разумен (Маха-буддхи) и силен (Маха-вирйа); Он – обладатель всех трансцендентных энергий (Маха-шакти). Он великолепен (Маха-дйути), но Его необыкновенный образ невозможно увидеть материальными глазами (Анирдешйа-вапух). Он прекрасен (Шриман), а Его безграничная природа непостижима для людей и полубогов (Амейатма). В образе Господа Курмы Он поддерживал гору Мандара (Махадри-дхрик).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает в своем комментарии, что Господь Кришна проявил большое мастерство (Маха-вирйа), похитив нектар для полубогов, и Он воспользовался Своей великой энергией (Маха-шакти), покорив демонов и подчинив их Себе.

Объяснение имени Маха-дйути дает Шрила Шукадева Госвами:
Мегха-шйамах канака-паридхих карна-видйути-видйун-
Мурдхи-бхраджад-вилулита-качах сраг-дхаро ракта-нетрах
Джайтрайр дорбхир джагад-убхайадайр даптасйека грихитва
Мантра-мантхан прати гирир ивасобхататхо дхритадрих
«Господь появился подобно черноватому облаку. Он был облачен в желтые одежды, серьги Его сияли словно молнии, а Его волосы рассыпались по плечам. На Нем была цветочная гирлянда, а глаза Его были розоваты. Своими прекрасными сильными руками, дарующими бесстрашие всей вселенной, Он схватил Васуки и начал пахтать океан, используя гору Мандару как мутовку. В это время Господь Сам был похож на великолепную сапфировую гору».


Текст 33

Махешвасо махи-бхарта
Шри-нивасах сатам гатих
Анируддхах суранандо
Говиндо говиндам патих

Господь Кришна – блестящий лучник Рамачандра (Махешваса), супруг богини процветания (Шриниваса). Он поддерживает землю (Махи-бхарта). Он – цель и господин преданных (Сатам гатих), подчинить которого невозможно ничем, кроме чистого преданного служения (Анируддха). Он дарует необыкновенное счастье преданным и полубогам (Сурананда) и доставляет удовольствие коровам, земле и чувствам (Говинда). Своим духовным сиянием Он устраняет все препятствия с пути Своих преданных (Говиндам патих).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что первые четыре имени этого стиха описывает экспансии Бога, которым поклоняются в различных частях вселенной. Господу Махешвасе поклоняются в Кимпуруша-варше, Шринивасе – в Кетумала-варше. Господу Сатам Гати поклоняются преданные повсюду во вселенной.
Остальные имена, упомянутые в этом стихе, описывают Господа таким, каким Он является в области Шветадвипа.


Текст 34

Маричир дамано хамсах
Супарно бхуджаготтамах
Хиранйа-набхах сутапах
Падма-набхах праджа-патих

Господь Кришна излучает свет (Маричи) и избавляет от бед Своих преданных (Дамана). В образе лебедя Он наставлял Господа Брахму и четырех Кумаров (Хамса). В образе Господа Вишну Он возлежит на Ананта-шеше (Бхуджаготтама) и летает на Гаруде (Супарна). Его красивый пупок отливает золотом (Хиранйанабха). Он являлся и в былые времена, когда великие преданные поклонялись Ему, совершая суровые аскезы (Сутапах). Его пупок прекрасен, как цветок лотоса, и Он являет Себя чистым преданным, кто поклоняются Его лотосным стопам (Падманабха). Он – повелитель и защитник Шивы, Брахмы и всех живых существ (Праджапати).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана пишет, что Господь Кришна проявился в образе лебедя, потому что лебедь может отделить молоко от воды, когда они смешаны, и выпить только молоко. Подобно лебедю, Господь отделял истину от иллюзии.


Текст 35

Амритйух сарва-дрик симхах
Сандхата сандхиман стхирах
Аджо дурмаршанах шаста
Вишрутатма сурариха

Господь Кришна неподвластен смерти и освобождает от нее Своих преданных (Амритйу). Он видит все, в частности праведные деяния Своих слуг (Сарва-дрик). Он орошает нектаром Своего милостивого взгляда чистых преданных и становится подобен свирепому льву, нападая на демонов (Симха). Он – творец неисчислимых вселенных, и Он явился как Господь Рамачандра, самый искусный лучник (Сандхата). Ради того, чтобы убить Равану и спасти Ситу, Он стал союзником Сугривы (Сандхиман). Он – верный друг Вибхишаны и всех, кто ищут у Него защиты (Стхира). Он никогда не рождается в материальном теле и никогда не отвергает Своих друзей (Аджа). Он милосерден (Дурмаршана), но проявляет необычайное искусство, наказывая демонов (Шаста). Он известен как Господь Рама, очень милостивый к преданным и погубивший Равану (Вишрутатма). Он убил его и других демонов, которые всегда относятся враждебно к полубогам и преданным (Сурариха).

Примечание: Шрила Баладева Видйбхушана цитирует шрути-мантру, чтобы объяснить имя Сарва-дрик. Шрути объясняют: йах сарвагйах – «Верховная Личность Бога знает все».
Комментатор объясняет: начиная с имени Сандхата, все имена в этом стихе относятся к воплощению Бога в образе Господа Рамачандры, сына Махараджи Дашаратхи.

Имя Аджа объясняется Самим Господом Рамачандрой так:

Митра-бхавена сампрапта
На тйаджейа катханчана
Дошо йадйапи тасмин сйат
Сатам этад вигархитам

Сакрид эва прапанно йас
Тавасмити ча учйате
Абхайа сарвада тасмай
Дадамй этад врата мама

«Если кто-либо станет Моим другом, Я никогда не оставлю Его; даже если у него очень плохой характер, Я не приму Его ошибки всерьез. Если кто-нибудь предастся Мне лишь однажды, и даже если он всего лишь скажет: «О Господь, с сегодняшнего дня я – Твой», я всегда буду защищать его от любых опасностей и дарую ему бесстрашие. Такова Моя клятва».


Текст 36

Гурур гурутамо дхама
Сатйах сатйа-паракрамах
Нимишо нимишах срагви
Вачаспатир удара-дхих

На благо обитателей материального мира Господь Кришна наделяет духовных учителей полномочиями давать посвящение и наставлять(Гуру). Сам Он – лучший из духовных учителей, наставлявший Брахму и других великих преданных (Гурутама). Он – защита и место успокоения всего сущего (Дхама). Он – благодетель Вишвамитры и других святых преданных, и Он всегда правдив (Сатйа).
Его необычайная ловкость в высшей степени благоприятна (Сатйа-паракрама). Он закрывает глаза на грехи (Нимиша), но всегда замечает благоприятные поступки в преданном служении (Анимиша). Он носит гирлянду ваиджайанти (Срагви), защищает Сарасвати (Вачаспати) и отличается щедростью (Удара-дхи).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что великодушие Бога видно по тому, что Он отдал в полное распоряжение Гухи, Джатайу, шабаров и многих других величайшее сокровище Своих лотосных стоп, которые труднодостижимы даже для самых образованных в Ведах ученых.


Текст 37

Агранир граманих шриман
Нйайо нета самиранах
Сахасра-мурдха вишватма
Сахасракшах сахасра-пат

Явившись как Матсйа-аватара, Господь Кришна спас Веды, которые были привязаны к Его рогу веревкой Васуки-нага (Аграних). Господь Матсйа наслаждался играми в водах всемирного потопа, увлекая за Собой золотой ковчег Ману и других мудрецов (Граманих). Его слова соответствовали Ведам, и Он спас их во время опустошения (Шриманнйайа). Он – глава всех живых существ (Нета); Его походка отличается непревзойденным изяществом (Самирана). Его проявление – Сверхдуша, входящая во вселенную (Вишватма) и имеющая множество тысяч голов (Сахасра-мурдха), глаз (Сахасракша) и ног (Сахасра-пат).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что вторая половина этого стиха описывает вселенскую форму Господа, которая также описана в «Бхагавад-гите» (13.14):
Сарватах пахи-пада тат
Сарвато кши-широ-мукхам
Сарватам шрутимал локе
Сарвам аветйа тиштхати
«Везде Ее руки и ноги, Ее глаза, лица и уши».


Текст 38

Аварттано нивриттатма
Самвритах сампратарданах
Ахах самвартако вахнир
Анило дхарани-дхарах

Господь Кришна – Верховная Личность Бога, по воле которой обусловленные души вращаются в круговороте рождения и смерти (Аварттана), однако Сам Он исполнен всех духовных богатств и вечно обитает в духовном мире, свободный от любых связей с материей (Нивриттатма). Обусловленные души, жадно стремящиеся к мизерному счастью материальной жизни, никогда не увидят Его (Самврита). Он приносит беды демонам, Своим противникам, даже если они рядятся в одежды так называемых ученых, святых или полубогов (Сампратардана). Последовательность дней – это Он Сам, а речь Его очень красива и приятна (Аха). Он – само время (Самвартака); одной лишь Своей частицей Он поддерживает целую вселенную (Вахни). В высшей степени независимый, Он по Своей собственной воле в разные эпохи нисходит в этот материальный мир на благо обусловленных душ (Анила). Он – опора земли (Дхарани-дхара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее объяснение имени Аварттана из шрути-мантры:
Тенеда бхрамйате брахма-чакрам
«Верховная Личность Бога заставляет живые существа вращаться в цикле рождений и смертей».

Шрути-мантра так объясняет имя Нивриттатма:
Три-пад урддхй удайита пурушах
«Верховная Личность обитает в вечном духовном мире, составляющем три четверти всего сущего».

Имя Самвартака шрути-мантра объясняет следующим образом:
Самвартако йах калах
«Верховная Личность Бога проявлена как фактор времени».

Шрути-мантра дает следующее объяснение имени Дхарани-дхара:
Са дадхара притхивйам
«Верховная Личность Бога поддерживает землю».


Текст 39

Супрасадах прасаннатма
Вишва-дхриг вишва-бхуг вибхух
Сат-карта сат-критах садхур
Джахнур нарайано нарах

Господь Кришна очень милостив (Супрасада). Его желания всегда исполняются, а Его сердце и разум всегда ясные и чистые (Прасаннатма). Он поддерживает (Вишва-дхрик) и защищает (Вишва-бхук) множество материальных вселенных, и Он – трансцендентный, всесильный, неограниченный и бесстрашный Верховный Контролирующий (Вибху). Он – благодетель полубогов, питов, брахманов и преданных (Сат-карта), которому они поклоняются (Сат-крита). Он – благожелатель всех живых существ, чье вечное духовное тело ничем не связано с материей (Садху). Он сокрушает врагов Своих преданных (Джахну), даруя живым существам покой в Самом Себе и устраняя невежество (Нарайана). Он – Сверхдуша в сердцах всех существ (Нара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имена, перечисленные в данном стихе, указывают на Господа в образе младенца, лежащего на баньяновом листе во время уничтожения вселенной.

Имя Господа Вишва-дхрик (поддержатель вселенных) указывает на то, что Он создает все вселенные всего лишь одним Своим выдохом, что потрясло Маркандейу Риши.

Имя Джахну (сокрушитель врагов) также может указывать на Господа в образе Нара-Нарайаны Риши, когда Он победил множество апсар, посланных Индрой, а также на то, что Он одержал верх над Шивой,
когда тот пожелал сразиться с Ним.

Смрити-шастры объясняют имя Нарайана:
Нарадж джатани таттвани
Наранйати видур будхах
Тасйа танй айана пурва
Тена нарайанах смритах

«От Господа Вишну (Нара) произошли все живые существа. Поэтому они известны как нара (тот, кто рожден Нарой). Поскольку Господь – место успокоения (айана) совокупности живых существ (нара), ученые мудрецы именуют Его Нарайаной».


Текст 40

Асанкхйейо прамейатма
Вишиштах шишта-крич чхучих
Сиддхартхах сиддха-санкалпах
Сиддхидах сиддхи-садханах

Необыкновенные качества Господа Кришны неисчислимы (Асанкхйейа), Его терпение не имеет пределов (Апрамейатма), а богатства неисчерпаемы (Вишишта). Он наделяет Своих преданных великой верой в послание Вед, превращая их в самых возвышенных святых (Шишта-крит). Просто слушая или памятуя о Нем, каждое живое существо может очиститься, а вся вселенная может стать благоприятным местом (Шучи). Все Его желания исполняются сами собой (Сиддхартха и Сиддха-санкалпа), а Сам Он исполняет желания всех живых существ (Сиддхида). Просто помня о Нем, преданные достигают успеха в своей религиозной деятельности и преодолевают все препятствия (Сиддхи-садхана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Апрамейатма (тот, чье терпение не знает границ), приводя в качестве примера игры Нара-Нарайаны Риши. Господа не потревожили девицы, посланные Индрой с целью прервать Его обет безбрачия. С помощью Своей собственной энергии Господь создал необычайно красивых девушек, намного превосходивших юных посланниц Индры, чем без особого труда расстроил их планы нарушить Свой обет и поверг их в изумление.


Текст 41

Вришахи вришабхо вишнур
Вришапарва вришодарах
Вардхано вардхаманаш ча
Вивиктах шрути-сагарах

Необыкновенные качества Господа Кришны затмевают славу Индры (Вришахи). Он озаряет и защищает весь мир, устанавливая принципы преданного служения (Вришабха), и Он трансцендентно пребывает в каждом атоме космического проявления (Вишну). Его явление – праздник для Индры и лучших из йогов (Вришапарва), и Он защищает Индру, как мать – своего ребенка (Вришодара). Он ниспосылает процветание праджапати (Вардхана) и считает величайшей драгоценностью даже самый незначительный дар, поднесенный Его чистым преданным (Вардхамана). Хотя Он пребывает в каждом уголке космического проявления, Он никогда не связан с материей (Вивикта). Он подобен океану, вбирающему в себя все реки ведического знания (Шрути-сагара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Вишну, данное Господом Шивой:
Вйапйа сарван иман локан
Стхитах сарватра кешавах
Таташ ча вишну-намаси
Вишнур дхатох прадаршанат
«Глагол виш означает «входить». Поскольку Господь Кешава трансцендентен и пребывает в любом уголке каждой из планет, также как и в сердцах всех живых существ, Он известен как Вишну».

С имени Вардхана начинается перечень имен воплощения Бога в образе Хайагривы.


Текст 42

Субхуджо дурдхаро вагми
Махендро васудо васух
Найка-рупо брихад-рупах
Шипи-виштах пракашанах

Своими двумя руками Господь Кришна дарует бесстрашие преданным и защищает Веды (Субхуджа). Его не способен одолеть Мадху, Кайтабха или любой другой демон (Дурдхара). Он – достойный объект красивых молитв, и Сам Он в высшей степени красноречив (Вагми). Он – верховный монарх, обладатель всех богатств (Махендра). Он наносит поражение демонам, защищает обычные живые существа и наделяет сладостным вкусом любви к Богу чистых преданных (Васуда). Он появляется прежде, чем те, кто способны оценить Его необыкновенную красоту, и поэтому становится их единственным богатством (Васу). Он принимает множество форм для того, чтобы исполнить желания Своих преданных (Найка-рупа). Он больше величайшего (Брихад-рупа).
Он входит в воды опустошения и устраивает потоп в конце существования вселенной (Шипи-вишта). Он – изначальная причина космического проявления, и Он спас Веды от демонов Мадху и Кайтабха (Пракашана).


Текст 43

Оджас теджо дйути-дхарах
Пракашатма пратапанах
Риддхах спастакшаро мантраш
Чандрамшур бхаскара-дйутих

Господь Кришна – самый сильный (Оджах и Теджах), красивый и сияющий (Дйути-дхара). Он лично предстает перед Своими чистыми преданными (Пракашатма) и беспокоит демонов (Пратапана). Он исполнен всех трансцендентных достояний (Риддха). Он передает послание Вед (Спастакшара) и открывает истину о Своих сокровенных играх наиболее возвышенным и близким преданным (Мантра). Он прекрасен, как луна (Чандрамшу). Лучезарный, Он победил демонов Мадху и Кайтабху (Бхаскара-дйути).


Текст 44

Амритамшудбхаво бханух
Шашабиндух сурешварах
Аушадхам джагатах сетух
Сатйа-дхарма-паракрамах

Господь Кришна – отец Луны (Амритамшудбхава), и Он очень силен и великолепен (Бхану). Он повергает безбожников (Шашабинду); верующие же осознают Его как Верховную Личность Бога (Сурешвара). Преданное служение Ему – сладостное противоядие от укуса ядовитой змеи материального бытия (Аушадхам). Он – враг демонов (Джагатах сетух). Он наносит поражение имперсоналистам и устанавливает непреложную истину о духовном разнообразии (Сатйа-дхарма-паракрама).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Амритамшудбхава из шрути-шастры:
Чандрама манасо джатах
«Луна рождена из ума Верховной Личности Бога».

Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Шашабинду открывает перечень имен воплощения Бога в образе Даттатрейи.


Текст 45

Бхута-бхавйа-бхаван-натхах
Паванах павано налах
Камаха камакрит кантах
Камах кама-прадах прабхух

Во всех фазах времени – прошлом, настоящем и будущем – Господь Кришна – вечный верховный владыка всех живых существ (Бхута-бхавйа-бхаван-натха). Он спасает живые существа из материального существования, искоса глядя на них с состраданием (Павана) и очищает преданных (Павана). Кажется, что для того, чтобы защитить преданных, Он принимает множество форм (Анала). Он разрывает на части материальные желания Своих преданных (Камаха и Кама-крит). Он – высший эталон красоты и цель святых парамахамс (Канта). Он источник всего благоприятного даже для буддистов и других живых существ (Кама), и именно Он награждает пониманием, освобождением или исполнением желаний обусловленные души (Кама-прада), ибо Он всемогущ (Прабху).


Текст 46

Йугади-крид йугаварто
Найка-майо махашанах
Адришйо вйакта-рупаш ча
Сахасра-джид ананта-джит

Господь Кришна является в начале каждой из четырех йуг как йуга-аватара (Йугади-крит) и таким образом приносит успех в каждую из этих четырех эпох (Йугаварта). Он проповедует определенные методы духовного самоосознания в каждую из йуг (Найка-майа), и Он исполнен трансцендентного знания, богатства и отрешенности (Махашана). Он невидим для нецивилизованных людей и демонов (Адришйа), и Его форма безгранична (Вйакта-рупа). Он повергает тысячи нецивилизованных безбожников (Сахасра-джит), которым несть числа (Ананта-джит).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что первые четыре имени этого стиха описывают йуга-аватары Господа. Описание Господа Калки начинается именем Адришйа.


Текст 47

Ишто вишиштах шиштештах
Шикханди нахушо вришах
Кродхаха кродха-крит карта
Вишва-бахур махи-дхарах

Господа Кришну прославляют и поклоняются Брахма, Шива и все полубоги и святые (Ишта). Вооруженный Сударшана-чакрой, булавой, лотосом и раковиной, украшенный камнем Каустубха и другими драгоценностями, Он блестяще явился в городе Матхура (Вишишта). Ему поклоняются те, кому известна цель Вед (Шиштешта). В Своих вриндаванских развлечениях Его венчает павлинье перо (Шикханди).
Его красота чарует умы жителей Враджабхуми (Нахуша), и Он проливает на них сладостный дождь необыкновенного счастья и чистой любви к Богу (Вриша). Когда Мать Йашода сердилась, услыхав о Его детских шалостях, Он успокаивал Ее приятными словами (Кродхаха), но когда она прервала кормление, чтобы остановить убегавшее молоко, Он разозлился и разбил горшок с маслом (Кродха-крит).
Он убил Камсу - владыку беспокоивших Вриндавану демонов (Карта), и Он защищает всю вселенную Своими сильными руками (Вишва-баху). Он поднял холм Говардхана, чтобы защитить жителей Враджабхуми (Махи-дхара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Вишишта из «Шримад-Бхагаватам» (10.3.9.):
Там адбхутам балакам амбуджешанам
Чатур-бхуджам шанкха-гададй-удайудхам
Шриватса-лакшман гала-шобхи-каустубхам
Питамбарам сандра-пайода-саубхагам

«Затем Господь Кришна явился в Матхуре как новорожденный ребенок Васудевы и Деваки. У Него были очаровательные лотосоподобные глаза, а в руках Он держал четыре оружия – шанкху, чакру, гаду и падму. Грудь Его была отмечена знаком шриватса, а шея – драгоценным камнем Каустубхой. Черноватый, будто грозовое облако, Он был одет в желтое».

Следующее описание имени Кродхаха приводится из «Шримад-Бхагаватам» (10.8.31):
Иттхам стрибхих са-бхайа-найана-шри-мукхалокинибхир
Вйакхйатаратха прахасита-мукхи на хй упалабдхам аиччхат
«Иногда все гопи собирались, чтобы посмотреть на испуганного Кришну, прятавшегося от матери, дабы избежать наказания. Когда они видели Его красивое лицо, то вместо того, чтобы отчитать Его, они просто продолжали смотреть, чувствуя себя необычайно счастливыми. Мать Яшода мягко улыбалась этим проделкам, и у нее пропадало всякое желание наказывать своего благословенного и чудесного сына».

Следующее описание имени Кродха-крит приводится из «Шримад-Бхагаватам» (10.9.6):
Санджата-копах спхуритарупадхарам
Сандашйа дадбхир дадхи-мантха-бхаджанам
Бхиттва мрикашрур дешад-ашмана рахо
Джагхаса хаийангавам антарам гатах
«В великом гневе красноватые губы Кришны искривились, Он притворно заплакал и, швырнув камень в горшок с йогуртом, разбил его. Потом Он вернулся в комнату и, спрятавшись, начал есть масло из недавно разбитого горшка».


Текст 48

Ачйутах пратхитах пранах
Пранадо васавануджах
Апам-нидхир адхиштханам
Апраматтах пратиштхитах

Господь Кришна – вечный и неизменный защитник жителей Враджа (Ачйута). Он известен не только во Враджабхуми, но и во всей вселенной (Пратхита). Он – объект чистой любви жителей Враджа (Прана), и Он – источник их жизненной силы (Пранада). Даже после того, как Индра оскорбил Его, пытаясь затопить Вриндавану ливнем, Кришна милостиво предстал перед ним (Васавануджа). Затем, простив Индру, Кришна омылся в молоке коров сурабхи, которые провозгласили Его своим Индрой (Апам-нидхи). Господь Кришна лично явился в трансцендентный город Матхуру и посетил другие места, где насладился Своими играми (Адхиштханам). С великой заботой и тщанием Он защищает жителей Враджабхуми (Апраматта) и пользуется уважением всех пастухов, ибо Он – сын Нанды Махараджи, царя Враджи (Пратиштхита).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Апам-нидхи, данное царем Индрой:
Ахам килендро деванам
Твам гавам индратам гатах
«Пусть я – Индра, управляющий полубогами, но Ты – Индра этих необыкновенных коров сурабхи».

Шукадева Госвами также подтверждает:
Индро гавам
«Господь Кришна – Индра необыкновенных коров сурабхи».

Имя Адхиштханам описано в шрути-мантре:
Сакшад брахма гопала-пури
«Трансцендентный город Матхура – непосредственное воплощение Самой Верховной Личности Бога».

Далее объясняет смрити-шастра:
Панча-йоджанам эвасти
Ванам ме деха-рупакам
«Трансцендентная земля Вриндавана, охватывающая пять йоджан – это непосредственное проявление Моей собственной трансцендентной формы».

В ведической литературе имя Апраматта объясняет Сам Господь Кришна:
Тасман мач-чхаранам гочхам
Ман-натхам мат-париграхам
Гопайа сватма-йогена
Со йам ме врата ахитах
«Клянусь Моей внутренней энергией, что всегда буду защищать коров, пастухов и гопи, живущих во Вриндаване, и всех, кто приняли у Меня прибежище и зависят от Меня. Клянусь также, что всегда буду защищать моих дорогих родителей, родственников и друзей, живущих здесь».


Текст 49

Скандах сканда-дхаро дхурйо
Варадо вайу-ваханах
Васудево брихад-бханур
Ади-девах пурандарах

Господь Кришна побеждает друзей демона Камсы (Сканда) и наделяет силой Карттикейу, генерала армии полубогов (Сканда-дхара). Именно Он – место успокоения всех вселенных (Дхурйа), и Он дарует желанные благословения цветочнику Судаме и всем остальным преданным (Варада). Он – источник жизни всех живущих, и Его колесница быстрее ветра (Вайу-вахана). Он – царственный и сияющий (Брихад-бхану) сын Васудевы (Васудева). Он – изначальный источник всех полубогов (Ади-дева) и сокрушитель демонов (Пурандара).

Господь Кришна объясняет значение имени Ади-дева в «Бхагавад-гите» (10.2):
Ахам адир хи деванам
«Я – источник полубогов».


Текст 50

Ашокас таранас тарах
Шурах шаурир джанешварах
Анукулах шатавартах
Падми падма-нибхекшанах

Господь Кришна развеял скорбь Земли (Ашока) и избавил преданных от страха перед демоническими правителями – ворами в масках царей (Тарана). Он избавляет преданного от страха перед следующим рождением, старостью, болезнями и смертью (Тара). Он очень силен и доблестен (Шура), и Он явился в династии великого преданного и могущественного царя Девамриты (Шаури). Он – царь Матхуры, приносящий ее гражданам великое духовное счастье, и верховный правитель всех живых существ как духовного, так и материального мира (Джанешвара). Он – любящий доброжелатель жителей Матхуры и всех остальных живых существ (Анукула), чьи трансцендентные богатства и достояния поражают как демонов во главе с Камсой, так и преданных, возглавляемых Нарадой (Шатаварта). Он играет цветком лотоса (Падми), у Него лотосоподобные глаза, а Его вечная обитель Гокула напоминает большой распустившийся лотос (Падма-нибхекшана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Падми имеет еще одно тайное значение. Оно может означать «Господь Кришна, подобный голубому лотосу, которого сопровождает Шримати Радхарани - золотой лотос, растущий в водах чистой божественной любви. Два этих лотоса окружены сонмом других лотосов – гопи, каждая из которых является экспансией Шримати Радхарани».
Божественная обитель Гокула (Падма-нибхекшана) описана в следующем стихе «Брахма-самхиты» (5.2):
Сахасра-патрам камалам
Гокулакхйам махат падам
Тат-карникарам тад дхама
Тад анантамша-самбхавам
«Великолепная обитель Кришны, известная как Гокула, имеет тысячи лепестков и венчик, как у лотоса. Она проявлена частью Его аспекта бесконечности».


Текст 51

Падма-набхо равиндакшах
Падма-гарбхах шарира-бхрит
Махарддхир риддхо вриддхатма
Махакшо гаруда-дхваджах

Пупок Господа Кришны подобен озеру, из которого вырос цветок лотоса – место рождения Брахмы (Падма-набха). Глаза Его – словно полностью распустившиеся цветы лотоса (Аравиндакша). Он всегда пребывает в лотосоподобных сердцах йогов и доверенных преданных (Падма-гарбха) и защищает преданных, размышляющих о Нем в глубине своих лотосоподобных сердец (Шарира-бхрит). Он исполнен всех трансцендентных богатств (Махардхи), всеведущ и обладает другими божественными достояниями (Риддха). Он входит во вселенные и наслаждается бесчисленными развлечениями (Вриддхатма). У Него красивые большие глаза, а божественная форма непостижима для ограниченных материальных чувств (Махакша). Его флаг отмечен эмблемой Гаруды (Гаруда-дхваджа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Шарира-бхрит из смрити-шастры, данное Самим Господом Кришной:
Даршана-дхйана-самспаршайр
Матсйа-курма-вихангамах
Сванй апатйани пушйа
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Тысяча имен Господа Вишну | Ведическая_Культура - Дневник Ведическая_Культура | Лента друзей Ведическая_Культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»