Бхакти и варнашрама
10-06-2010 11:11
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вопрос: Есть борцы за варнашраму и есть борцы за чистое преданное служение. Они борются друг с другом, забывая о Кришне и прикрываясь шастрами...
Ответ Бхакти Вигьяны Госвами: Любая борьба значит, что Кали вошел в наше общество. Мы – последователи Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада был последователем Бхактисиддханты Сарасвати, Бхактисиддханта Сарасвати был последователем Бхактивиноды Тхакура, который пришел на заре ХХ века. Он видел, во что Бенгалию превратило «чистое преданное служение». Господь Чайтанья действительно делал акцент на чистом преданном служении и не обращал внимания ни на какую варнашраму: «эхо бахйа» - «все это внешнее». Но когда человек пытается реализовать духовные сантименты или духовные чувства преждевременно, когда сердце его предварительно не очистилось саттва-гуной, то в результате получается имитация чистой преданности. Почему я имитирую кого-то? Потому что я завидую ему, мне хочется быть таким же. Во времена Бхактивиноды Тхакура, в результате того, что в Бенгалии движение Господа Чайтаньи было в высшей степени спонтанным (это было движение парамахамс), оно утратило свою силу. Бхактивинода Тхакур первым среди ачарьев нашей сампрадайи поставил новую задачу: восстановление принципов варнашрамы. Ничуть не в ущерб чистому преданному служению! Ибо что такое варнашрама? Это среда, в которой ценность чистого преданного служения может быть глубоко осознана. В нездоровом обществе ценность чистого преданного служения становится теоретической и люди, на словах исповедуя принципы чистого преданного служения, в жизни творят какие-то глупости, которые противоречат не то что чистому преданному служению – элементарным принципам морали… Поэтому Бхактисиддханта Сарасвати ввел очень прочно принципы варнашрамы в наш обиход – вплоть до того, что принял санньясу (это часть варнашрама-дхармы). И мы – его последователи. До этого все ачарьи вайшнавов были парамахамсами. Он же сказал: «Это – для них. Для нас есть санньяса». Позже Шрила Прабхупада говорил: «Это половина моей миссии – создать здоровое общество». Одно не противоречит другому. Но такова уж человеческая природа: брать какую-то одну часть, вырывать из контекста и противопоставлять всему остальному. Люди, которые делают упор на варнашраму, часто руководствуются принципом «лучше синица в руке, чем журавель в небе» - «по крайней мере, мы хотя бы это сделаем; мы же не можем отвергнуть эту существенную часть нашей философии, а вообще-то мы – за чистое преданное служение». На самом деле здесь нет никакого противоречия. У тех, кто отвергают варнашраму – свои проблемы. Любые яростные споры в нашем обществе, как правило, основаны на каких-то внутренних ошибках, на каких-то изъянах: человек оправдывает самого себя. Бывает, что человек основательный, хорошо устроенный в материальном смысле становится ярым борцом за варнашраму. Почему? Чтобы таким образом скрыть какие-то свои недостатки, оправдать свою духовную слабость. У другого жизнь не сложилась, он непонятно кто – маргинал, люмпен, и он начинает следовать принципам «чистого преданного служения». А что ему еще остается? Ему же тоже хочется хорошо себя чувствовать. На самом деле Прабхупада проповедовал как чистое преданное служение, так и варнашраму. Мы должны этому следовать. Противоречий нет. Если мы подменяем высшие идеалы идеалами варнашрамы – это неправильно, если мы отвергаем варнашраму в погоне за высшими идеалами – это тоже бессмысленно. К чему спорить? Просто нужно правильно расставить акценты и понять, как одно соотносится с другим.
(Из лекции по "Шримад-Бхагаватам" (1.14.41), прочитанной 5 июня 2010 года в Днепропетровске)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote