• Авторизация


Загадка души. Ответы Бхакти Вигьяны Госвами 13-08-2009 11:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Вопрос: Вернемся к душе. Вы сказали, что другим свойством души является ее атомарность. В чем, согласно Ведам, проявляется атомарность сознания?

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Упанишады, описывая душу, называют ее атомом (ану-чайтанья). Иногда ее сравнивают с искрой, вылетевшей из костра, или с лучом духа. Чтобы дать приблизительное представление о точечных размерах души, в «Шветашватара-упанишаде» сказано, что по своим размерам душа меньше одной десятитысячной части кончика волоса. Атомарная природа сознания тесно связана со свойством неизменности души. Атом, в первоначальном смысле этого слова, неразложим и, следовательно, неуничтожим и неизменен. Во-вторых, атомарность души, или её локализованность, объясняет ограниченность сферы проявления индивидуального сознания. В Индии есть философы, которые, отрицая множественность душ, считают, что все мы суть проявления одного вездесущего сознания. Но из опыта мы знаем, что наше индивидуальное сознание пронизывает только наше тело и не распространяется на другие тела. Даже младенец, находящийся в чреве матери, не ощущает всего того, что испытывает мать, а мать не знает точно, что испытывает младенец. Таким образом, атомарность души объясняет наличие неуничтожимой индивидуальности, присущей каждому живому существу, – мой сознательный опыт всегда уникален и всегда останется только моим. Я никогда не стану вами, а вы никогда не станете мной.

Вопрос: Тогда возникает вопрос: если душа ничтожно мала, то как ее сознание распространяется на все наше тело?

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Душа распространяет свое сознание на все тело, точно так же, как цветок распространяет вокруг себя благоухание. Упанишады утверждают, что душа находится в области сердца и оттуда посредством потоков праны, жизненного воздуха, распространяет энергию сознания на все тело. От сердца отходит семьдесят две тысячи каналов, нади, по которым циркулирует прана, жизненная энергия (ци в китайской философии), позволяя душе ощущать всё свое материальное тело и управлять им. Любое нарушение циркуляции праны приводит к тому, что соответствующая часть нашего тела немеет и в конце концов атрофируется. Неслучайно именно сердце, а не мозг, всегда считалось источником жизни, сознания и эмоций и самой уязвимой частью человека. «Бхагавад-гита» приводит другой пример: душа, находясь в одном месте, подобно солнцу, освещает все тело светом сознания.

Постулат об атомарности сознания также объясняет еще важный факт – целостность нашего восприятия. Всевозможные ощущения в разных органах тела не воспринимаются нами разрозненно, хотя за них отвечают разные отделы мозга. Весь этот опыт принадлежит одному «я». Этот факт очень сложно объяснить, если исходить из предположения о том, что сознание порождается совместной деятельностью миллиардов нервных клеток. Какая из них присваивает себе право быть носителем единого «я», распространяющегося на все тело?

Есть еще два важных следствия, вытекающих из постулата об атомарности души: склонность души к падению и перевоплощения души.

Причина склонности души к падению не находит удовлетворительного разрешения в других философских и теологических системах. Теологам приходится нехотя соглашаться либо с тем, что Бог сотворил душу несовершенной, либо объяснять ее падшее состояние первородным грехом – расплатой за грехи наших прародителей. На самом же деле склонность души к падению и связанную с ней проблему происхождения зла в этом мире можно объяснить достаточно просто. Душа, будучи крошечной частицей Бога, изначально столь же совершенна, как и Сам Бог. Как говорится в Библии, мы созданы по «подобию Бога». Единственный наш «изъян» заключается в крошечности. Луч света никогда не станет Солнцем, но Солнце нельзя обвинять в том, что порожденный им луч остается лучом. Именно крошечные размеры души обуславливают ее вечную зависимость, душа, по определению, лишена независимости. Само по себе это не является изъяном – мы зависимы по природе, но, вместе с тем, наделены индивидуальным сознанием, выражающимся в виде нашего стремления к независимости, в том числе и от Бога. Бродский говорил об этом вечном стремлении души: «Независимость – лучшее качество, лучшее слово на всех языках». Живые существа в этом мире, увы, не понимают, что настоящая свобода – это зависимость от Бога, и ищут свободу в другом месте. Если душа, осознавшая свою зависимую природу, добровольно ставит себя в зависимость от Бога, она сохраняет свою изначальную чистоту, то есть подобие Богу. Однако, когда душа хочет независимости от Бога, она сразу попадает в зависимость от внешней, материальной энергии Бога. Зависимость от материальной энергии означает утрату качеств духа и уподобление материи, то есть частичную утрату сознания. Можно видеть, как отдаление от Бога делает человека рабом низменных инстинктов. Так изначально чистая душа, частица Бога, утрачивает свое подобие Богу и оказывается вынужденной влачить жалкое существование. Деградация, или отпадение от Бога, приводит к тому, что сознание души всё больше и больше покрывается материей, проявляясь только в рудиментарных инстинктах: желании есть, спать, совокупляться и обороняться. Это приводит к тому, что душа попадает в эволюционный цикл материи и вращается в нем, пока не воплощается в человеческом облике. Кстати говоря, стремление к совершенству, лежащее в основе эволюции, – это еще одно свидетельство существования атома духа, отличного от материи, ибо сама материя подчиняется прямо противоположному закону, закону увеличения энтропии (второй закон термодинамики). Иными словами, атомарность души эмпирически проявляется в индивидуальности нашего сознания, а также в его неустойчивости, то есть склонности подпадать под чужое влияние.

Кто-то может сказать, что эта склонность – вечное проклятие для души. Так мы возлагаем на Бога вину за то падшее состояние, в котором мы сейчас находимся. Но, согласно Упанишадам, любая душа, несмотря на свою атомарность, способна вместить всю полноту духовного знания, и именно наша склонность попадать под чужое влияние может стать причиной нашего освобождения. Да, попадая под власть материи, душа деградирует. Но рано или поздно она воплощается в теле человека. Человеческая форма жизни уникальна, потому что в ней душа под влиянием святого общения может полностью восстановить свою духовную природу. Восстановление духовной природы проявляется в восьми особых качествах – качествах чистого духа, перечисленных в Чхандогья-упанишад. Это:

1) чистота, или незапятнанность грехом, то есть неискаженные представления о своей природе;
2) свобода от старости;
3) осознание своего бессмертия;
4) свобода от уныния и скорби;
5) способность не чувствовать голод
6) способность не чувствовать жажду;
7) все желания такой души направлены только на благо других;
8) всё, чего она желает, непременно исполняется.

Появление этих качеств знаменует победу духа над низменным влиянием материи. Можно видеть, что святые всех духовных традиций проявляют эти изначальные качества души, свободной от влияния материи.

Вопрос: Насколько я понимаю, постулаты о несотворенности души и ее атомарности полностью снимают с Бога обвинения в несправедливости. Почему же людям так трудно принять эти объяснения?

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Нашему уму трудно понять безначальные, вечные категории. Мы слишком запрограммированы на то, что у всего должно быть начало. С большим трудом люди смиряются с тем, что у Бога нет начала, хотя даже это большинству людей понять трудно. Так, атеисты наивно полагают, что, задавая вопрос о том, кто создал Бога, они тем самым опровергают Его существование. Сам наш язык не приспособлен для того, чтобы рассуждать о безначальных категориях. Поэтому, когда речь заходит о душе, люди легко распространяют на нее материальные представления о «тварности». Что же касается атомарности, крошечности души, то смириться с этой концепцией нам мешает ложное эго, порожденное стремлением к независимости, – человеку свойственно преувеличивать свою роль в творении. Тут уж ничего не поделаешь. Еще некоторым кажется, что постулат об атомарности атмы «нивелирует» ее индивидуальность – мол, где в атоме поместиться индивидуальности, образу, форме? Но наша индивидуальность – это, прежде всего, индивидуальность опыта. Дух неисчерпаем и бесконечен даже в самых крошечных проявлениях, поэтому души, полностью восстановившие свою природу в живых отношениях с Богом, обладают духовным образом, соответствующим этим отношениям. Уже упоминавшийся нами стих из «Шветашватара-упанишад» (5.9), в котором размеры души сравниваются с одной десятитысячной кончика волоса, утверждает, что, несмотря на свою малость, атомарная душа потенциально бесконечна и неисчерпаема.

Есть еще одно важное следствие атомарности души, которое тоже очень сложно принять людям, гордящимся своим особым положением в творении Бога, – это изначальное равенство всех душ. Одинаковые по природе души находятся и в гигантском теле слона, и в крошечном теле бактерии. Согласно «Бхагавад-гите», души есть повсюду в творении Бога. Индивидуальные атомы сознания, одушевляющие материю, пребывают в телах различных форм и типов. Людям, особенно на Западе, с их культом индивидуализма и комплексом превосходства трудно примириться с этим положением ведической философии. Веды тоже подчеркивают уникальность человеческой жизни и ее важность в цикле эволюции, но при этом утверждают, что природа сознания, проявляющегося в людях, животных, деревьях, насекомых, -- едина. Отсюда происходит универсальный этический принцип Вед – ахимса, ненасилие, непричинение вреда и боли ни одному живому существу. В «Бхагавад-гите» сказано: «Смиренный мудрец видит одинаковые проявления сознания в ученом брахмане, корове, слоне, собаке и собакоеде». Этот стих не случайно подчеркивает смирение как необходимое условие такого видения природы вещей. Сознание, а стало быть и душа, есть не только у людей, но у животных и даже растений. Тому есть множество подтверждений. Например, недавние исследования свидетельствуют о том, что коровы, которых называют по имени, признавая их индивидуальность, приносят больше молока, чем безымянные. Один из основоположников биофизики Джагадиш Чандра Боуз в своих классических экспериментах показал, что растения реагируют на внимание, откликаются на любовь, чувствуют угрозу. Более того, даже простейшие микробы проявляют зачатки сознания – факт, который практически невозможно объяснить физиологическими причинами. Чтобы не быть голословным, приведем одно высказывание: «Одноклеточное существо (инфузория-туфелька, парамеция) способно плыть к источнику пищи, убегать от опасности, преодолевать препятствия и даже учиться, т.е. приобретать «жизненный опыт». Наличие таких свойств, конечно, наводит на мысль о нервной системе, но именно нервной системы инфузория точно не имеет. Было бы просто великолепно, если бы, например, инфузории-туфельки и являлись интересующими нас нейронами! К сожалению, никаких нейронов инфузория иметь не может хотя бы потому, что она представляет собой одну-единственную клетку. Мне бы очень хотелось иметь возможность задать всем этим одноклеточным (включая амебу) простой вопрос: «Как вам всё это удается?». Проявление рудиментов сознания простейшими живыми существами – одно из множества явлений, легко объяснимых в рамках ведических представлений о природе души, но не поддающихся объяснению с точки зрения современной научной парадигмы.

Вопрос: Хорошо, теперь самое время поговорить о природе сознания. В конце концов, это главное свойство души. Поддается ли оно описанию?

Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж: Да, это самое главное и самое трудно поддающееся определению свойство души. Природа сознания одновременно самоочевидна и загадочна. Ученые, занимающиеся изучением сознания в связи с проблемой искусственного интеллекта, затрудняются даже определить его. Уже упоминавшийся нами Р. Пенроуз пишет в связи с этим: «Так чем же является сознание? Разумеется, я не знаю, как определить сознание, и даже не считаю, что стоит пытаться найти такое определение (поскольку мы не понимаем, что оно означает)». И это говорит крупнейший специалист в области сознания! Иначе говоря, мы понимаем очень многое в этой жизни, но, как это ни парадоксально, толком не понимаем, что значит «понимать» или, например, «чувствовать, переживать». Дальше Пенроуз пишет: «Я уверен, что можно найти физически обоснованную концепцию сознания, однако думаю, что любое определение окажется неверным». Википедия, говоря об искусственном интеллекте, утверждает: «Точного определения этой науки не существует, так как в философии не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта».

Почему постичь природу сознания так трудно? Веды объясняют это следующим образом.

Природа атмы, индивидуальной души, двояка: она одновременно является носителем сознания и самим сознанием, то есть сознание – это и свойство души, и сама душа. Иначе говоря, душа – это одновременно наблюдатель и наблюдение; тот, кто переживает опыт, и само переживание опыта. Первый аспект называется атрибутивным сознанием, второй – конституционным сознанием. Чтобы понять это, можно снова привести в пример пламя. Свет – это свойство пламени, но тот же самый свет – не просто свойство, а самая суть пламени. Свет, как свойство пламени, позволяет нам видеть окружающий мир, и тот же самый свет, как суть пламени, позволяет нам увидеть само пламя – мне не нужно другой свечи, чтобы увидеть горящую свечу. Подобно пламени, душа самоочевидна. Сознание как атрибут души позволяет нам, сознающим существам, постигать и эксплуатировать окружающий мир. Постигая внешний мир, я могу понять очень многое, но, постигая себя, я должен понять, что это понимание и есть я сам. Иначе говоря, душа обнаруживает себя в акте познания. Поэтому для изучения природы сознания мы должны обратиться вовнутрь, на самого себя, что одновременно подразумевает ограничение внешней, экстравертной, функции сознания. Собственно говоря, во все века существовали люди, которые именно этому посвящали свою жизнь – глубинному постижению самого себя и овладению собой. Ведическая философия утверждает, что только в постижении себя заключается смысл человеческой жизни: эксплуатировать материальную природу – есть, спать, совокупляться и бороться за существование – с таким же успехом можно в любой другой форме жизни, но постичь природу души способен только человек. Состояние, в котором душа постигает самое себя, называется самадхи. Степень экстравертированности сознания и определяет место души на лестнице эволюции – чем более экстравертно сознание, тем дальше оно от постижения своей природы и тем более внешними являются цели и ценности души.

Вполне резонно задать вопрос: если душа неизменна, то почему она проявляется по-разному в телах разных типов? Противники ведических представлений о природе души усматривают в этом противоречие. Но удивляться этому – всё равно, что удивляться тому, почему одинаковые электрические лампочки, выкрашенные в разные цвета, светят по-разному. Во всех кажущихся переменах в проявлении неизменной души меняется всего лишь ее атрибутивное сознание, природа же души как чистого сознания остается неизменной. Именно атрибутивное сознание души в случае связанных, порабощенных материей джив, может сужаться или расширяться в зависимости от типа тела и кармы души.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадка души. Ответы Бхакти Вигьяны Госвами | Ведическая_Культура - Дневник Ведическая_Культура | Лента друзей Ведическая_Культура / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»