Как часто получается, что мы, желая избавиться от одной анартхи, тем самым взращиваем в своем сердце другую! Стремясь не допустить одного оскорбления святого имени, мы непреднамеренно питаем соседствующую с предметом нашей травли апарадху. Например, желая спасти всех и каждого, мы в своем проповедническом пыле забываем об основном принципе даже не духовности, а обычной морали: ахимсе

. Или, узнав о том, что приравнивать полубогов к Кришне – оскорбление, начитавшись :umnik2:о превращении Индры в свинью или случайном промахе Брахмы, начинаем пренебрегать этими слугами Господа, забывая о том, что они – преданные, причем некоторые из них проповедуют славу святого имени гораздо успешнее нас:):( Причина таких заблуждений – в однобокости и узости нашего мышления, в неразвитом, косном сознании, не допускающем возможности симбиоза кажущихся противоречий.
На начальном уровне уберечься от оскорблений нам помогает этикет. О вайшнавском этикете сказано и написано много. Здесь мы рассмотрим лишь один из его аспектов, а именно: этикет по отношению к высшим формам жизни.
Каждая из 8 400 000 форм жизни имеет свои уникальные, неповторимые свойства.Полубоги, которых относят к человекоподобным (а точнее, к богоподобным – сотворенным по образу и подобию Господа) созданиям, - не исключение. Вот почему девы достойны по меньшей мере простого человеческого внимания и элементарной вежливости.
Хотя среди девов существует своя иерархия, хотя они населяют разные планетные системы, наделены разными полномочиями и отличаются уровнем материальных сверхспособностей и духовного знания, их объединяет несколько общих, весьма примечательных и достойных уважения характеристик:
1) они пребывают под преимущественным влиянием саттва-гуны;
2) вследствие этого они склонны принимать прибежище у Господа;
3) они превосходят нас по своим материальным качествам, как то сила, красота, разум, власть, богатство, таланты, мистические способности, долголетие;
4) наиболее удивительное в сравнении с людьми свойство полубогов: наслаждения – это, если можно так выразиться, их дхарма, а потому райские удовольствия, в изобилии доступные на высших планетах, не помрачают благостное сознание девов.
На одном из Одесских фестивалей Джаядвайту Махараджа спросили, почему Шрила Прабхупада в своих комментариях нередко называет полубогов чистыми преданными. Они ведь сакама-бхакты… Махарадж ответил: «Если бы нам были доступны те наслаждения, которыми упиваются полубоги, мы бы очень быстро опустились до скотского состояния. А полубоги, несмотря на все свои удовольствия, остаются в сознании Кришны».
Итак, полубоги для нас – старшие. Согласно законам Ману, среди брахманов старший тот, кто превосходит остальных своими познаниями; среди кшатриев – обладающий большей силой и властью; среди вайшьев – самый богатый; среди шудр – старший по возрасту. Полубоги превосходят людей и в знании, и в силе, и в богатстве, и по возрасту, то есть являются старшими для всех варн.
Старших нужно почитать, хотя совсем необязательно боготворить. Поэтому вполне достаточно относиться к полубогам в соответствии с их определением: полу-боги. Само это слово содержит в себе предостережение против полного обожествления девов. Однако оно также указывает на несомненное превосходство этих созданий над простыми смертными.
В «Шри Харинама-чинтамани» (гл.4) Бхактивинода Тхакур :not_i:передает нам слова Харидаса Тхакура (а в его лице - основателя нашей сампрадайи и, по совместительству, главного инженера вселенной – Брахмы): «Преданный, который в полном сосредоточении предался Святому Имени, - поистине возвышенная душа. Он поклоняется как Всевышнему Господу одному Кришне и больше никому. Он не нападает на другие писания и другие божества, в том числе полубогов; он поклоняется и почитает их как слуг Господа Кришны. Он всегда воздерживается от сухих умствований. Когда в разных писаниях утверждается первенство того или другого полубога, это делается лишь в порядке снисхождения к ограниченной способности определенного сорта умов вместить Абсолютную Истину. В действительности, эти писания имеют целью возвышение своих последователей к уровню преданных Кришны. Поэтому не следует критиковать другие писания и полубогов – это оскорбление».
Может возникнуть вопрос: Господь Будда запретил жертвоприношения животных, полубоги больше не посещают Землю. Мы не видим их и даже, положа руку на сердце, не очень-то верим в них. Насколько актуальна в таких обстоятельствах тема этикета взаимоотношений с девами?
На это можно ответить: да, тема эта актуальна для каждого, кто стремится стать вайшнавом и приблизиться к Кришне. Вайшнав уважительно относится к каждому и готов принять помощь любого, кто может приблизить его к Кришне. Что же касается недоступности полубогов нашему видению, то это совсем не означает, что мы с ними не соприкасаемся. Скорее, мы просто по привычке не обращаем на них внимания. Действительно, лично представать перед нами у полубогов чаще всего нет необходимости. Но во всех физических и даже психических явлениях этого мира проявлена власть, которую даровал им Господь. Научившись видеть за привычными, знакомыми с детства явлениями не хаотичную игру стихий, а личностей, следящих за мировым порядком, мы постепенно можем привыкнуть к мысли, что нет ничего безликого и бессознательного, и тем самым готовить себя к возвращению в духовный мир – где все по-настоящему личностно, где каждый камешек, травинка и капелька достойны почитания как спутники Господа, по-своему радующие Его. Кроме того, как вайшнавы мы в своей повседневной практике садхана-бхакти встречаемся с полубогами чуть ли не на каждом шагу: они присутствуют там, где декламируют «Шримад-Бхагаватам» (по меньшей мере Ямарадж, Ганеш, Сарасвати и Нидра-деви – «завсегдатаи» лекций по «Бхагаватам»); они восторженно принимают участие в киртанах (даже такие величайшие полубоги, как Брахма и Шива, по свидетельству Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Прабхупады); каждый двадаши они благоговейно собирают опавшие листья туласи. Мы не одни

– эти саттвические создания поддерживают нас своим присутствием, покуда мы здесь, в материальном мире.
Стихи 2-10 третьей главы Второй песни «Шримад-Бхагаватам», по сути, осуждают поклонение полубогам ради материальных целей. Избежать этой ошибки и в то же время получить благо от общения с девами можно, если: 1) не поклоняться им, но выражать свое почтение и уважение как старшим преданным; 2) просить у них помощи в делах, связанных со служением Кришне. Отчасти секрет правильного отношения к полубогам раскрывается уже в 8 стихе: дхармартха уттама-шлокам – чтобы прогрессировать духовно, нужно поклоняться Вишну или Его преданному. Те же самые полубоги, если относиться к ним не как к самостоятельным богам, подателям мирских благословений, а как к преданным и представителям Уттама-шлоки, помогут человеку в его дхарме – в нашем случае в вайшнава-дхарме.
История знает немало примеров того, как чистые преданные, вечные спутники Господа и даже Сам Господь в различных Своих воплощениях показывали, как правильно относиться к деватам.
1) Нарададжи просит Брахму не о погружении в безличное сияние брахмаджйоти, но задавал ему вопросы, послужившие основой «Бхагаватам» в том виде, каким его знает человечество; (мы можем воочию видеть Брахму как четыре холма Варшаны);
2) Гоп Кумар не поклонялся Дургадеви ради того, чтобы ему улыбалась удача в материальном мире, но, удовлетворив ее своим почтением, получил разрешение и благословение покинуть Деви-дхаму; (для нас Дурга проявлена в образе сестры Джаганнатхи – Субхадры); также известный пример – Катьяяни-врата гопи;
3) При каждой панчаратрика-агни-хотре брахман-вайшнав поклоняется огню – не потому, что рвется к власти, а видя в Агнидеве одновременно уста Вишну и того, кто доставляет жертву по назначению, передавая ее Ягья-Пуруше;
4) Хотя преданный Кришны не поклоняется матери полубогов Адити ради больших запасов зерна, это не мешает ему следовать «Хари-бхакти-виласе», где среди прочих предписаний, касающихся празднования Джанмаштами, есть указание поклоняться Деваки как Адити и посвященная ей мантра:
адите дева-матас твам
сарва-папа-пранашини
атас твам пуджайишйами
бхуто бхава-бхайасйа ча
О Адити, о мать полубогов, ты устраняешь все грехи. Вот почему я, страшась вновь родиться в этом мире, теперь поклоняюсь тебе.
пуджита ту йатха деваих
прасанна твам варанане
пуджита ту майа бхактйа
прасадам куру су-врате
О прекрасноликая, ты довольна, когда полубоги поклоняются тебе. О святая,
я поклоняюсь тебе с той же преданностью, что и они. Пожалуйста, будь милостива ко мне.
йатха путрам харим лабдхва
прапта те нирвритих пара
нирвритим деви там эва
са-путра твам прайаччха ме
Ты стала очень счастливой, обретя Господа Хари своим сыном. О богиня, пожалуйста, одари меня таким же счастьем.
5) Арджуна склонялся перед Адитьями, видя в них части вселенской формы Господа, а не потому, что мечтал по их милости вознестись в рай;
6) «Панчаратра-прадипа» рекомендует перед тем, как вставать с постели, выражать почтение Земле как супруге Господа. Мы можем не просить ее об укреплении нашего тела (хотя, в принципе, это тоже не возбраняется), но учиться смирению, прося ее простить нас за то, что ступаем по ее поверхности:
самудра-васане деви
парвата-стана-мандите
вишну-патни намас тубхйам
пада-спаршам кшамасва ме
«О Мать-Земля, я смиренно кланяюсь тебе. Ты – супруга Господа Вишну и обитель океанов, украшенная горами. Пожалуйста, прости меня за то, что я хожу по тебе».
7)Господа Шиву мы почитаем не ради ученых степеней, а для того, чтобы по его милости избавиться от ложного эго – болезней пурушизма и ишваризма, двоякого проявления аханкары.
Список примеров можно продолжать…
* * *
самбхутим ча винашам ча
йас тад ведобхайам саха
винашена мритйум тиртва
самбхутйамритам ашнуте –
сказано в «Ишопанишад» (мантра 14). «Человек должен в совершенстве постичь Личность Бога Шри Кришну и Его трансцендентное имя, форму, качества и игры, так же как и временное материальное творение с его смертными полубогами, людьми и животными. Тот, кто постиг это, попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания». Наблюдая единство в многообразии, пользуясь любой помощью на своем пути к Кришне и признавая связь иерархов вселенной с Джаганнатхой – Господом Вселенной – преданный приходит к пониманию, что «человек с возвышенным складом ума – исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению – должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому – Личности Бога» (Бхаг. 2.3.10). «Высшее целое» - значит «включающее в себя части, то, что является Полнотой само по себе и одновременно то, полноту чему придают его составляющие». Таков один из аспектов ачинтйа-бхеда-абхеды – Господь, с одной стороны, атмарама, аптакама и ни в ком не нуждается, а с другой – полон за счет каждой из Своих энергий и частиц; все они по-своему незаменимы, ибо украшают Полное Целое своим присутствием и, в идеале, живым участием:)
Но даже если человек еще далек от живого участия в развлечения Господа, даже если он полон материальных желаний (или «не-желаний»\отвращений = мокша-ками), он должен учиться видеть единство Полного Целого в разнообразии Его энергий и представителей. Именно этому учит нас Вторая песнь. Он должен учиться воспринимать Пурушу, своего вечного повелителя, во всех Его проявлениях – как вират-пурушу, части тела которого представлены различными полубогами, как пуруша-аватары и, наконец, как ади-пурушу – Личность Бога. Тогда в один прекрасный день бывший сарва-ками или мокша-ками вслед за Прахладой Махараджем скажет:
ахам тв акамас твад-бхактас
твам ча свамй анапашрайах
нанйатхехавайор артхо
раджа-севакайор ива
«О Господь, я – Твой бескорыстный слуга, а Ты – мой вечный повелитель. Эти наши отношения естественны, и нам незачем быть кем-то еще. Ты – всегда мой господин, а я – всегда Твой слуга. Никаких других отношений между нами нет». (Бхаг. 7.10.6)]